Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Институт конфискации "in rem"


Рекомендуемые сообщения

Гость Аджибаев К.Б.

Как указывалось ранее, реформа судопроизводства, предлагаемая в проекте УПК, в какой-то части является радикальной. Одним из существенных новаций проекта нового УПК Республики Казахстан конечно же является введение института «конфискация "in rem".

В юридической науке различают два вида конфискации: конфискацию в уголовном порядке (in personam) и конфискацию вне уголовного производства (in rem). Эти виды конфискации различаются процедурой изъятия имущества: «in personam» подразумевает уголовное производство и вынесение обвинительного приговора, для «in rem» этого не требуется.

Согласно статьи 667 «Возбуждение производства о конфискации имущества, полученного незаконным путем, до вынесения приговора (конфискация «in rem»)» проекта УПК, в случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) скрылся от органа уголовного преследования либо уголовное преследование в отношении него прекращено на основании подпункта 11 части 1 статьи 35 настоящего Кодекса (прекращение уголовного дела в отношении умершего – прим. автора), либо уголовное преследование невозможно по другим основаниям, лицо, осуществляющее досудебное расследование, при наличии сведений об имуществе полученного незаконным путем, возбуждает производство о конфискации имущества на основании статьи 51 Уголовного кодекса (если проект нового УК то должна быть статья 49 – прим. автора) в порядке, установленном настоящей главой.

Таким образом проектом УПК определены три основания для возбуждения производства о конфискации имущества до вынесения приговора:

1) подозреваемый (обвиняемый) скрылся от органа уголовного преследования;

2) уголовное преследование в отношении него прекращено на основании подпункта 11 части 1 статьи 35 настоящего Кодекса (прекращение уголовного дела в отношении умершего);

3) уголовное преследование невозможно по другим основаниям.

С первым и вторым основаниями для возбуждения производства о конфискации имущества все достаточно ясно, и они вряд ли соответствуют нормам Конституции и материального права.

Так, в соответствии со статьей 77 Конституции Республики Казахстан, лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.

Конфискация имущества является одним из видов наказания. В соответствии со статьей 38 действующего УК (статья 40 проекта УК), наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

При всем при этом, в действующем УПК (статья 315) и в проекте нового УПК (статья 335) определен порядок разбирательство дела в отсутствие подсудимого, когда он находится вне пределов Республики Казахстан и уклоняется от явки в суд. В пункте 11 части 1 статьи 35 проекта УПК установлено что, уголовное дело подлежит прекращению в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или расследования дела в отношении других лиц, а также установления имущества добытого незаконным путем, денежных средств и иных ценностей, подлежащих конфискации, обеспечивающих возмещение причиненного вреда.

С учетом изложенного полагаю, что уклонение подозреваемого (обвиняемого) от органа уголовного преследования, а также прекращение уголовного преследования в отношении умершего не могут быть основаниями для возбуждения производства конфискации «in remo». Конфискация имущества добытого незаконным путем возможна и при наличии указанных выше норм проекта УПК, вполне вероятно с некоторыми изменениями и дополнениями.

Третье же основание для данного производства в проекте УПК полностью не раскрыто, что конечно по моему мнению нуждается в доработке.

Так что же может быть причиной того, что «уголовное преследование будет невозможно по другим основаниям»?

По этому основанию производство конфискации до вынесения приговора вполне было бы возможным например, в случаях если:

обладатель незаконно полученного имущества имеет правовой иммунитет, защищающий его от уголовного преследования;

не известен собственник найденных активов (например, имущество обнаружено у лица, не являющегося участником преступления);

найденное имущество не оспаривается требованием о его возврате, что делает уголовное преследование правонарушителя проблематичным;

имущество находится у третьих лиц, которым не предъявлялось обвинение в совершении преступления, но они осведомлены об их незаконно происхождении.

Могут быть и другие случаи. Все это конечно надо всесторонне обсудить.

Однозначно то, что институт конфискации «in rem» необходим. Как следует из п.п. "с" п. 1 ст. 54 Конвенции ООН против коррупции, каждое государство-участник должно рассмотреть вопрос о введении конфискации вне уголовного производства. В соответствии с нормами Конвенции конфискация активов вне уголовного производства рассматривается как эффективный инструмент борьбы с коррупцией в любой юрисдикции вне зависимости от правовых традиций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования