Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Имеет ли право сержант взвода ДПП составлять протокол об административном правонарушении за нарушение ПДД?


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники форума!

У меня возник такой вопрос.

А может ли сотрудник местной полицейской службы дорожно-патрульной  полиции, имея звание сержанта полиции, составлять в отношении правонарушителя протокол об административном правонарушении за совершение правонарушений  в сфере ПДД? Является ли он вообще должностным лицом, имеющим специальное звание?

По моему мнению, вроде бы сержант полиции – это не специальное звание сотрудника органов внутренних дел (полиции).

На такой вопрос меня натолкнула судебная практика, сложившаяся у наших соседей, россиян.

Что самое интересное, то зачинателями этого прецедента являются органы российской прокуратуры.

 Вот отрывок из одного судебного акта, вынесенного Сарапульским городским судом  Удмуртской Республики. Привожу ниже:

«… Доводы прокурора о том, что старший сержант полиции полицейский патрульно-постовой службы МО МВД России «Сарапульский» Беляков A.M. к категории должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 20.21 КоАП РФ, не относится, ввиду чего не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, суд находит обоснованными.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) в числе прочего рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ, при этом рассматривать эти дела вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители, начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что он составлен полицейским ОВ ППСП МО МВД РФ «Сарапульский» ст. сержантом ФИО6

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен лицом, которому КоАП РФ не предоставлено такое полномочие…».

Согласно подпункту 1)  пункта 1 статьи 804 КоАП РК по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел.

В пункте 2 Инструкции по производству дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра внутренних дел РК от 13 декабря 2013 года № 713, указано, что подразделениях органов внутренних дел производство по делам об административных правонарушениях ведется отделами (отделениями, группами) административной практики (далее – подразделения административной практики), либо сотрудниками, в обязанности которых входят указанные функции (далее – ответственный сотрудник).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Простите, что не уточнил свой вопрос. Меня интересует в данном случае статья 596 КоАП РК.

Я рылся и нашел вот что.

В подпункте 4) пункта 2 статьи 685 КоАП РК указано, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе за административные правонарушения, предусмотренные статьей 596 (частями первой и второй) – сотрудники органов внутренних дел (полиции), имеющие специальные звания, а в подпункте 5) пункта 2 статьи 685 КоАП РК указано, что  за административные правонарушения, предусмотренные 596 (частью четвертой) - – председатель комитета и начальники управлений, отделов, отделений административной полиции, местной полицейской службы органов внутренних дел и их заместители.

Получается, что сержант МПС ДПП не является лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 596 КоАП РК?  Вроде бы он не офицер.  

По аналогии, дворник же не имеет право возбуждать уголовные дела.  Сержант это не офицер. Верно ли я рассуждаю? Откликнитесь.

 

Конечно,  я согласен с тем, что не всегда приказы МВД РК, в том числе и приведенный выше,  соответствуют закону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не поняла об чем вопрос. ))

Сержант – это специальное звание. При чем младшего начальствующего состава, т.е. даже не рядовой. Много чести для нарушителя пдд офицеров вызывать. )))

В армии не были, да? )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я Вас понял, но хочу обратить внимание на то, что в Инструкции МВД РК используется более широкое понятие – «сотрудник».

На российских форумах юристов эта тема тоже очень активно обсуждалась.

Могу привести здесь ниже высказывания российских юристов на этих форумах.

Вот, например, ниже.

«Mohock

… осталось только понять - является ли сержант должностным лицом  :) чета мне кажется, что нет.

цитата из Вики

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в госучреждениях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющий их по специальному полномочию. имхо.

Михаил 12

Такие заявления периодически высказывают разные начальнички. В ГАИ даже была суета, когда сержанты срочно покупали дипломы о высшем образовании и их переводили на офицерские должности и присваивали офицерские звания. Правда чуть позже таких офицеров начали вычислять и массово выгонять по собственному желанию из органов. Пару лет назад в Подольском районе МО выперли около 20 лжеофицеров, в Домодедовском районе МО - около 10 и так далее.         Кстати, работа по выявлению фальшивых дипломов в милиции реально проводится. Ну, а сержанты как были, так и будут, пока без них невозможно, особенно в регионах.

Mohock

Вот меня тоже заинтересовала этот вопрос. каким НПА регламентируется понятие "должностное лицо", хотя бы применительно к ГИБДД.

если рассуждать на бытовом уровне - должностное лицо - тот у кого есть должность. инспектор ДПС - это должность? я слышал что у них - специальные звание…»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Составить протокол сержант конечно может. Но рассматривать дело по части 3 статьи 596 должен судья, а не органы внутренних дел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Victen сказал(а):

Составить протокол сержант конечно может.

А на чем конкретно строится Ваше утверждение? Можете обосновать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И сержант полиции подходит под статус должностного лица? Интересно, а каким приказом МВД РК это регламентировано?

А есть ли у Вас НПА относительно определения понятия "специальное звание"? В армии я служил, в Советской армии. Но мы здесь не о воинских званиях говорим, а о специальных званиях.

А это не одно и то же.

Российские юристы задают у себя резонный вопрос. Нужно четкое определение понятию "должностное лицо" применительно к органам дорожной полиции. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Конус сказал(а):

А есть ли у Вас НПА относительно определения понятия "специальное звание"?

Да. Вбейте в поиске законодательной базы. Было точно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы ведь пока говорим о специальных званиях, а не о должностях.

"Специальное звание"  я понимаю как - звание в пределах данной специальности, что-ли. То-есть, не сержант внутренних войск, просто сержант (Советской армии), советник (Президента, юстиции), а именно "сержант полиции".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Совершенно согласен с Victen, сержант полиции - это специальное звание. КоАП устанавливает лиц, уполномоченных на составление протокола, по наличию специальных званий, то есть простой сотрудник органов внутренних дел, не имеющих званий, например, уборщица, не имеет права выписывать протокол.

Думаю, спор прекратится, если вы прочтете Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе».  

Изменено пользователем Burubek
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

41 минуту назад, Burubek сказал(а):

Совершенно согласен с Victen, сержант полиции - это специальное звание. КоАП устанавливает лиц, уполномоченных на составление протокола, по наличию специальных званий, то есть простой сотрудник органов внутренних дел, не имеющих званий, например, уборщица, не имеет права выписывать протокол.

Думаю, спор прекратится, если вы прочтете Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе».  

То есть, в предлагаемом Вами Законе РК "О правоохранительной службе" и есть ответ на вопрос темы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минуты назад, Конус сказал(а):

То есть, в предлагаемом Вами Законе РК "О правоохранительной службе" и есть ответ на вопрос темы? 

А что вас смущает? Статья 13 Закона о правовых актах это допускает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Burubek сказал(а):

А что вас смущает? Статья 13 Закона о правовых актах это допускает.

Какой

3 часа назад, Burubek сказал(а):

А что вас смущает? Статья 13 Закона о правовых актах это допускает.

Что Вы болтаете? Какой к черту с сержанта должностное лицо? В пору моей работы в качестве помощника прокурора эти сержанты даже не знали как элементарно надо писать объяснительную на имя прокурора, когда я выявлял их косяки в работе .Вот сидел рядом с этими горе-сержантами и под мою диктовку учились этому делу - писать объяснительные.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В нашем случае сержант даже не догадался сделать такие элементарные вещи, которые вообще надо делать при производстве дел об административных правонарушениях:

не вручили лицу копию протокола об административном правонарушении (подшили эту копию в материалы административного производства и отправили в суд), даже не догадались "состряпать" документ об отказе лица в получении копии протокола,

изъяли в качестве обеспечения водительское удостоверение, а сам протокол изъятия этого документа тоже не догадались соорудить хотя бы задним числом и приобщить к материалам;

схему нарушения ПДД  нарисовали, пририсовали на схеме на полосах движения машины, а указать их ГРНЗ даже не додумались.

в разговоре с нарушителем ссылались на записи видеорегистратора, а про них -молчок. Нету сведений в материалах.

Как правило, женщины судьи в административных судах, как правило,  почему-то всегда покрывают дорожных полицейских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сержантское звание здесь не при чём. Могу показать вам свежую схему ДТП, составленную капитаном полиции - простой листок бумаги, ни подписи, ни даты, ни одного замера расстояний, конфигурация перекрёстка изображена чисто символически. Судья воспринимает эту филькину грамоту за чистую монету и не испытывает ни малейшего недоумения по поводу такой схемы. Протокол и постановление составлены задним числом, соответственно никакой речи не идёт о вручении кому бы то ни было копий. А вы говорите - сержант!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такой беспредел в административных судах меня, конечно, просто ужасает. Но, чтобы предотвратить возникновение аналогичной ситуации с оценкой административным судом таких филькиных грамот, тут, я думаю, необходимо составить определенный алгоритм действий.

Во-первых, необходимо заявить ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела в суде прокурора. Или же направить заявление в местную прокуратуру, чтобы те внесли предписание полицейским об исполнении последними обязанности по вручению лицу, привлекаемого к административной ответственности,  копии протокола об административном правонарушении. Копию заявления в местную прокуратуру вместе с талоном ходатайствовать перед административным судом приобщить их к материалам дела.Потом потребовать от суда, чтобы тот запросил ответ из местной прокуратуры на обращение.

Во-вторых, написать в местную прокуратуру или в СБ местной полиции жалобу относительно представления схемы без понятых и отсутствия записей на видеорегистраторе. Тоже с помощью ходатайства постараться через канцелярию административного суда приобщить к материалам дела копии этих жалоб с талонами. Потом снова ходатайствовать перед судом об истребовании ответов из прокуратуры и СБ на эти жалобы. Вроде так.

Поскольку в суде правонарушитель постоянно будет оперировать к необходимости истребования ответов из местной прокуратуры на его обращения, то можем в конце концов добить судью просьбой вытащить на процесс прокурора. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ваша вера в прокурора у меня вызывает лишь улыбку. Мой личный опыт, как не прискорбно, привёл меня к убеждению, что прокуратура - это вообще лишний орган в нашем обществе - рудимент, так сказать.

Кстати, прокурор  (прокурор района!) участвовал в судебном заседании районного суда по моей жалобе на постановление о ДТП. Но не высказал ни единого замечания. Даже не "огорчился" отклонением судьёй его ходатайства о вызове в суд должностного лица, оформлявшего протокол и рассматривавшего административное дело,  в суд.

А вы говорите - сержант    прокурор...:shuffle:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Абсолютно согласен с Victen. Думаю прокурор еще выскажет сожаление, что нет большей санкции за данное нарушение. Помнится в моей практике выиграл у арема в первой и апелляционной инстанциях по просто беспредельному протоколу. Тоже тогда надеялся на помощь прокурора - вера в них еще была. А он инициировал протест в ВС. Правда безрезультатный. Так что в РК не надейтесь на прокурора. Это вам не Россия 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добрый день!

Соглашусь с ШотVictenBurubek что "сержант полиции" это специальное звание оно не рассматривается как у военнослужащих МО, НГ Республики Казахстан (так как у них звания воинские не специальные(!), сержант полиции относится к младшему составу (от ряд. до старшин) и не входит в офицерский состав. Так как в соответствии с законом РК "О правоохранительной службе" и законом РК "о внутренних дел" имеются инструкции и приказы МВД РК (думаю не стоит перечислять). Так же в соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года N 475,  была утверждена инструкция  об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности (утратил силу приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 октября 2013 года № 53 ДСП). Она является для служебного пользования и в настоящее время не все граждане могут ею регламентироваться...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, Aziat сказал(а):

Добрый день!

Соглашусь с ШотVictenBurubek что "сержант полиции" это специальное звание оно не рассматривается как у военнослужащих МО, НГ Республики Казахстан (так как у них звания воинские не специальные(!), сержант полиции относится к младшему составу (от ряд. до старшин) и не входит в офицерский состав. Так как в соответствии с законом РК "О правоохранительной службе" и законом РК "о внутренних дел" имеются инструкции и приказы МВД РК (думаю не стоит перечислять). Так же в соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года N 475,  была утверждена инструкция  об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности (утратил силу приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 октября 2013 года № 53 ДСП). Она является для служебного пользования и в настоящее время не все граждане могут ею регламентироваться...

Ну тогда ответьте на вопрос: сержант полиции  относится или нет  к разряду должностных лиц?

По логике российских прокуроров, если сержант полиции полицейский патрульно-постовой службы МО МВД России к категории должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по конкретным статьям КоАП РФ, не относится, то, соответственно, он  не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. А у нас это так же обстоит или как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Видимо потому, что я не юрист - мне даже сама постановка вопроса не понятна! Является ли должностным лицом?  А кем же ещё, как не должностным лицом? Разве возможно получить сержантское звание не имея должности??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Victen сказал(а):

Видимо потому, что я не юрист - мне даже сама постановка вопроса не понятна! Является ли должностным лицом?  А кем же ещё, как не должностным лицом? Разве возможно получить сержантское звание не имея должности??

Вопрос мой проистекает из следующих посылок.

Дело в том, что ранее обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка осуществлялось дорожно-патрульной полицией в соответствии с приказом МВД Республики Казахстан от от 16 апреля 2014 года № 219 «Об утверждении Инструкции органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения».

Приказом  Министра внутренних дел Республики Казахстан от 11 июня 2015 года № 520 вышеназванный приказ МВД и Инструкция утратили силу.

А приведенная одним из участников форума Инструкция по организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденная приказом Министра внутренних дел РК  от 28.10.2013 года № 53 ДСП, в первую очередь отражает требования к патрульно-постовой службе по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности.

Но в этом же приказе МВД РК от 28.10.2013 г. № 53 дсп  полностью отсутствуют положения, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Получается, что составление протоколов об административных правонарушениях в сфере нарушений ПДД РК сотрудниками дорожно-патрульной полиции изначально является незаконным, поскольку с 11 июня 2015 года эти функции уже изъяты из компетенции дорожно-патрульных служб. С

 

Теперь же с учетом приказа № 53 дсп сотрудники ДПП занимаются только обеспечением общественной безопасности, а это уже составление протоколов совершенно по  другим статьи КоАП РК, которые регламентируют правонарушения в сфере общественной безопасности (например, курение в неположенном месте, мелкое хулиганство и т.д.).

Составы административных правонарушений  в сфере общественной безопасности  даже близко ничего общего с административными правонарушениями в сфере обеспечения безопасности  дорожного движения не имеют.

Отсюда вывод. Если вопросы обеспечения безопасности дорожного движения приказом Министра внутренних дел РК  от 11 июня 2015 года № 520  полностью выведены из сферы компетенции сотрудников ДПП, то в этом случае составление протокола об административном правонарушении в сфере ПДД  сержантом МПС ДПП уже является незаконным и можно его обжаловать в порядке Главы 44 КоАП РК.

Ну и как Вам мои рассуждения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

   Что касается моего предложения о привлечении к участию в этих делах  прокуроров, то здесь  заложена тактическая уловка, на которую я хочу пойти. Иллюзии насчет прокуроров у меня уже давно исчезли и относительно оценки    низкого уровня интеллекта (а, если уж говорить  своими словами, то тупости и безграмотности) и разгильдяйства прокуроров  я с Вами нисколько не спорю. Но здесь надо сделать так хитро и ловко, чтобы прокуроры  сами и сдали полицейских, предав их. Баранов и надо использовать как баранов.

Уважаемые участники форума!    

С большим нетерпением жду Ваших соображений  по поводу предложенной мной концепции относительно изъятия из компетенции сотрудников ДПП функций по обеспечению безопасности дорожного движения. Буду рад дельным советам в этой части.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН   (№388-VЗРК)

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности местной полицейской службы

4. Деятельность местной полицейской службы осуществляется по следующим основным направлениям:

1) профилактика правонарушений;

2) охрана общественного порядка;

3) обеспечение безопасности дорожного движения;

4) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений;

5) производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования