Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Отказ двенадцатилетней Кати Карпычевой ходить в школу по субботам может закончиться для ее родителей судебным разбирательством. Чиновники заявляют: отец с матерью препятствуют дочери в получении полноценного образования. Карпычевы утверждают: исполнить требование светского закона – значит нарушить заповедь Божью.

Полностью новость здесь.

Продолжение здесь.

Что первично - светское или духовное?

Кто прав - государство или родители?

Коллеги, вопрос не праздный, скорее всего родителей девочки ждет судебное разбирательство, ибо чиновники от образования уперлись в эту норму:

Статья 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей

...

2. Родители и иные законные представители обязаны:

...

4) обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 59
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

а с чего все начиналось?)) с закона или с человека?

хотя...

Закон превыше всего)) И религия у нас отделена от государства... соответственно превыше свеццкое и право в этом случае государство...

Изменено пользователем Renat.kz
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, вопрос не праздный, скорее всего родителей девочки ждет судебное разбирательство, ибо чиновники от образования уперлись в эту норму:
Имхо, прежде всего смотрим Конституцию Казахстана:
Статья 1

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Статья 30

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

...

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Из Закона "Об образовании":
Статья 1

49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

Из Конституции Казахстана:
Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Из Закона "Об образовании":
Статья 47

14. Обучающиеся и воспитанники обязаны овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг.

И что касается ответственности.

Из Закона "Об образовании":

Статья 47

18. За нарушение обязанностей обучающимися, воспитанниками к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка и уставом организации образования, либо иные меры, предусмотренные договором о предоставлении образовательных услуг.

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

[Кто прав - государство или родители?]

С правовой точки зрения – государство (НПА процитированы выше). Однако, мне кажется, в этой ситуации можно было найти компромисс: разрешить ребенку не посещать школу по субботам при условии, что девочка будет выполнять и сдавать на проверку все задания и самостоятельно либо с репетитором изучать тот материал, который в этот день проходили на уроках. Ведь делаются подобные исключения, к примеру, для тех, кто не может посещать школу по состоянию здоровья. С моральной точки зрения здесь обе стороны неправы в том, что «пошли на принцип». Судебное разбирательство, как мне кажется, может нанести душевную травму ребенку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

[Кто прав - государство или родители?]

С правовой точки зрения – государство (НПА процитированы выше). Однако, мне кажется, в этой ситуации можно было найти компромисс: разрешить ребенку не посещать школу по субботам при условии, что девочка будет выполнять и сдавать на проверку все задания и самостоятельно либо с репетитором изучать тот материал, который в этот день проходили на уроках. Ведь делаются подобные исключения, к примеру, для тех, кто не может посещать школу по состоянию здоровья. С моральной точки зрения здесь обе стороны неправы в том, что «пошли на принцип». Судебное разбирательство, как мне кажется, может нанести душевную травму ребенку.

+

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добавлю и я 5 копеек в пользу педагогов.

Закон РК О свободе вероисповедания и религиозных объединениях

Статья 3. Право на свободу вероисповедания

Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.

вот еще занятная норма

Статья 5. Отделение школы от религиозных объединений и светский характер государственного образования

Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Религиозное воспитание ребенка не должно причинять вред его физическому, психическому здоровью и нравственному развитию.

вроде как получается что если ребенок прогулял в субботу какую нибудь там математику или физику то это фигня, но если физкультуру или социологию (или че там такого умного сейчас дети изучают), то все, налицо вред его физическому и нравстенному развитию :shocked:

а вообще думаю педагоги не правы, поэтому предлагаю отлучить министра образования от мечети, предать его анафеме и объявить ему крестовый поход! :biggrin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я когда учился в школе, была одна девочка баптистка. она по субботам не училась. никто не имел к ней претензии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...

Закон РК О свободе вероисповедания и религиозных объединениях...

Конституцией установлена обязанность получения среднего образования. Ребенок его получает. ИМХО, в полном объеме, коль скоро у неё в четвертных табелях удовлетворительные оценки.

Иных обязанностей у ребенка нет.

Методы убеждения не сработают - место занято.

Методы принуждения?...

Думаю, подать в школку заяву на реализацию вот такого права:

Статья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников

...

3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:

...

2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования;

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Друзья, позвольте и мне вставить свои 4,5 копейки, ведь даже в Святом Писании Иисус призывает нас уважать государство и его законы. Вспомните легенду про Бога и Кесаря. Когда спросили, следует ли платить Кесарю подати, Иисус ответил, что Богу следует отдавать Богово, а Кесарю- Кесарево. Мое мнение - в настоящих правоверных людях (любой религии) вера живет истово и глубоко в душе, а все остальное- суетность. Поэтому дибилизм с тем, что телевизор не смотреть, в школу не ходить по субботам -суть суета сует и просто реакционное восприятие, как у фанатиков.

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чьё это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, подать в школку заяву на реализацию вот такого права:

так ты под это дело подрядился что ли? :angryfire:

тогда кажется могу помочь :biggrin: смотри что читать надо

ГОСО РК 2.003-2008 Начальное, основное среднее, общее среднее образование. Основные положения

10.4 Продолжительность учебной недели

Начальное образование: 1-4 классы - 5-дневная учебная неделя.

Основное среднее образование: 5-7 классы — 5-дневная, 8-10 классы - 6-дневная учебная неделя.

Общее среднее образование: 11-12 классы - 6-дневная учебная неделя.

В 5 классе нельзя учиться в субботу! :biggrin:

Единственное меня смущает

10.5 При 5-дневной учебной неделе 6-й учебный день направляется на организацию проектно-исследовательской деятельности, спортивно-оздоровительных, творческих мероприятий и др.

Как млин педагоги умудрились в 5-дневной неделе найти 6 день? :angryfire: Либо это опечатка в ИС или самом тексте нормативного акта :shocked:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я когда учился в школе, была одна девочка баптистка. она по субботам не училась. никто не имел к ней претензии.

У меня в школе был такой случай. Я учился в 10-м классе (выпускном), а в 9-м классе учился один чувак, который не посещал занятия по субботам. Но при этом был круглым отличником.

Но администрацию школы его пропуски субботних занятий сильно напрягали, и в итоге ему было заявлено - если сильно умный такой, сдавай экстерном за год экзамены и переводись в 10-й класс, быстрее от тебя избавимся.

Что он и сделал, где то к концу третьей четверти перевелся к нам в выпускной класс из 9-го, и через несколько месяцев закончил школу и получил аттестат, на год раньше своих сверстников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...

ГОСО РК 2.003-2008 Начальное, основное среднее, общее среднее образование. Основные положения

Действительно, диковастенько звучит...

Игорь Юрьевич, а можно ли уточнить, как в оригинале? Не вкралась ли здесь ошибка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Имхо, прежде всего смотрим Конституцию Казахстана:Из Закона "Об образовании":Из Конституции Казахстана:Из Закона "Об образовании":

Учитывая успешную учебу девочки, полагаю, что речь идет не о нарушении родителями их конституционной обязанности обеспечить среднее образование ребенка, а о попытках чиновников от государства помешать девочке и ее родителям исполнять предписываемые их религией субботние религиозные обряды.

Коллеги, а может мы еще посмотрим п.3 ст.4 Конституции о приоритете международных договоров над национальным законодательством? И посмотрим еще раз внимательно на эти договоры?

Полагаю их нормы вполне могут помочь Кате и ее родителям.

Например, ст.ст.18 и 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах:

Статья 18

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Статья 27

В тех странах, где существуют этические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Забыл: Пакт ратифицирован Законом РК от 28 ноября 2005 года N 91-III

Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Учитывая успешную учебу девочки, полагаю, что речь идет не о нарушении родителями их конституционной обязанности обеспечить среднее образование ребенка, а о попытках чиновников от государства помешать девочке и ее родителям исполнять предписываемые их религией субботние религиозные обряды.
Я конечно прошу прощения, в начале не резюмировал свою позицию. В данном случае придерживаюсь точки зрения, что речь скорее идёт о нарушении пункта 14 статьи 47 Закона "Об образовании", т.е. т.н. "правил внутреннего распорядка".
Коллеги, а может мы еще посмотрим п.3 ст.4 Конституции о приоритете международных договоров над национальным законодательством? И посмотрим еще раз внимательно на эти договоры? Полагаю их нормы вполне могут помочь Кате и ее родителям. Например, ст.ст.18 и 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах:

Забыл: Пакт ратифицирован Законом РК от 28 ноября 2005 года N 91-III

Не могу согласиться. Из Конституции:
Статья 39

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции.

Из постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2
4. Светский характер государства, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства.

Указанная норма-принцип конкретизируется в других конституционных нормах. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конституции не допускается слияние общественных и государственных институтов. Согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что, применительно к предмету исследования, подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам.

Между тем, подпунктом 13) пункта 3 Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений" устанавливается, что государственная регистрации исламских религиозных объединений осуществляется по рекомендации Духовного управления мусульман Казахстана. Кроме того, нормы подпункта 17) пункта 3 Закона предусматривают, что с разрешения Духовного управления мусульман Казахстана осуществляется строительство и (или) открытие мусульманских культовых зданий и сооружений.

Таким образом, Духовному управлению мусульман Казахстана, являющемуся религиозным объединением граждан, исповедующих исламское вероучение (устав перерегистрирован 23 мая 1996 года в городе Алматы Министерством юстиции Республики), предоставляются Законом полномочия, имеющие разрешительный характер, которые относятся исключительно к компетенции государства.

В этом Конституционный Совет усматривает нарушение положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 5 и статьи 14 Конституции Республики.

Из Закона от 15 января 1992 года "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях":
Статья 1. Задачи закона

Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики Казахстан, а также в международных актах и соглашениях о правах человека. Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.

Из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека:
Статья 4.

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе

Имхо, конфликт, с одной стороны, свобод родителей обеспечивать религиозное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями, и с другой стороны, равнества всех религий и светского характера государства, логично разрешится не в пользу девочки и её родителей.

Соответствующее решение Комитета по правам человека своими последствиями будет иметь больше политический характер /даже в случае положительного решения в пользу девушки/, поскольку Комитет только вправе сообщать свои соображения государству-участнику и лицу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Имхо, конфликт... родителей ... государства, логично разрешится не в пользу девочки и её родителей.

Тактически, может быть. Только и родители и девочка да не убоятся гнева государственного. :druzja:

Пришли сегодня от прокурора... Сей муж, облеченный контрольно-надзорными полномочиями, предложил воспользоваться услугами частной школы.

Еще, коллеги. ГОСО предусматривает максимальную нагрузку:

9.9 Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, определяемые общей нагрузкой по инвариантному и вариативному компонентам учебного плана, не должны превышать следующих объемов:

Начальное образование: 1 класс - 22 часа, 2 класс - 24 часа, 3 класс - 27 часов, 4 класс - 27 часов.

Основное среднее образование: 5 класс - 29 часов, 6 класс - 32 часа, 7 класс - 33 часа, 8 класс - 34 часа, 9 класс - 36 часов, 10 класс - 38 часов.

Общее среднее образование: 11 класс - 39 часов, 12 класс - 39 часов.

Что подразумевается здесь под часом - академический или астрономический?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья 1. Задачи закона

Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики Казахстан, а также в международных актах и соглашениях о правах человека. Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.

не вижу угрозы общественному порядку и безопасности, а также угрозы жизни, здоровью, нравственности, нарушения прав и свобод других граждан тоже не вижу. Ну и что что педагогам что то не нравится, а какое их право ущемлено тем что ребенок в субботу в церковь ходит?

Пришли сегодня от прокурора... Сей муж, облеченный контрольно-надзорными полномочиями, предложил воспользоваться услугами частной школы.

почему то ответ вполне ожидаемый :druzja:

Еще, коллеги. ГОСО предусматривает максимальную нагрузку:

Что подразумевается здесь под часом - академический или астрономический?

академический однозначно, поскольку педагоги других часов не признают издавна, сам посуди 39 часов в школе сидеть это почти 40 часовая неделя рабочая по 7-8 часов в день, но работники то хоть дома другими делами могут заняться, а детям еще и домашнее задание делать, поэтому если брать астрономические часы, то детишки в старших классах вешаться будут от перегруза.

другое дело где это написано что академические :druzja: вопрос интересный :crazy: по моему оно употребляется только для вузов, а в школах час равен уроку. Имхо педагоги не будут утверждать обратное :smile:

да и учебная нагрузка насколько я понимаю закладывается завучами в академчасах (уроках)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не вижу угрозы общественному порядку и безопасности, а также угрозы жизни, здоровью, нравственности, нарушения прав и свобод других граждан тоже не вижу. Ну и что что педагогам что то не нравится, а какое их право ущемлено тем что ребенок в субботу в церковь ходит?
Ну это конечно вопрос интересный, для кого-то и сам дьявол не страшен, не то что какие-то мирские суеты сует.

Здесь больше "субъектинвости". По-моему мнению, прецендент положительного решения рассматриваемого вопроса в пользу девочки и её родителей будет иметь очень далеко идущие последствия для самих основ государственности, принципа отдлеления религии от государства, т.н. "public order" - общественного порядка.

Естественно, это прерогатива Прокуратуры, и суда - конкретного отдельно взятого человека, который будет руководствоваться своими собственными убеждениями при рассмотрении по существу.

Конституционный Совет в мотивировочной части процитированного выше решения свою позицию выразил достаточно однозначно.

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конституционный Совет в мотивировочной части процитированного выше решения свою позицию выразил достаточно однозначно.

Ну, не вижу я в рассматриваемой ситуации никаких сложностей, типа, "предоставление преимуществ" и необходимости противоречить выводам Конституционного Совета! :druzja:

У нас все имеют равные права! В том числе и права, указанные в вышецитированном Международном Пакте.

Необходимость и право ребенка соблюдать религиозные обрядов по субботам есть?

Есть.

Права обучающегося ребенка на на

обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования,

а также на

выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами,

- установлены Законом?

Установлены.

Вот я и предлагаю не просто утверждать "а у нас по правилам внутреннего распорядка - заниятия в субботу", а думать, как можно в условиях нашего правового государства реализовать по максимуму всю совокупность гражданских прав девочки?! - и право на получение среднего образования, и право на соблюдение законов ее религии (не противоречащих целям охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан)?!

Пришли сегодня от прокурора... Сей муж, облеченный контрольно-надзорными полномочиями, предложил воспользоваться услугами частной школы.

В общем-то, это возможный выход из ситуации. Но его наличие не освобождает администрацию государственной организации образования от ее обязанности соблюдать такой принцип государственной политики в области образования, как уважение прав и свобод человека (пп.5 п.1 ст.3 Закона об образовании).

Коллега Spirit of Nicopol! Где мы видим уважение религиозных прав и свобод девочки в рассматриваемой ситуации? :druzja:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, не вижу я в рассматриваемой ситуации никаких сложностей, типа, "предоставление преимуществ" и необходимости противоречить выводам Конституционного Совета! :druzja:
А я вижу, и очень даже отчётливо, потенциально возможную дискриминацию свобод других детей и их родителей, в случае принятия положительного решения.

Тема религии, как Вам известно, очень щепитильна и потому к ней нужно относиться очень осторожно, чтобы не допустить превалирования одной над другой. Я лично в равной степени уважаю свободу любого человека на вероисповедание, и с такой же степенью уважения приму решение какую именно из возможных религий человек решит исповедовать, либо не исповедовать ни одной в принципе.

Считаю, что статья 1 Конституции имеет определяющий приоритет, и уж коль мы с Вами определили, что в данном конкретном государстве религия отдалена от государства, то так тому и быть, и рассматривать любой вопрос, касающийся вероисповедания, через призму этого конституционного принципа. Этой логики, как видно из его решения, следует и Конституционный Совет.

У нас все имеют равные права! В том числе и права, указанные в вышецитированном Международном Пакте.
Готов подписаться под каждым словом. Только вот мы с Вами по-разному воспринимаем и толкуем Конституцию и законодательство.
Вот я и предлагаю не просто утверждать "а у нас по правилам внутреннего распорядка - заниятия в субботу", а думать, как можно в условиях нашего правового государства реализовать по максимуму всю совокупность гражданских прав девочки?! - и право на получение среднего образования, и право на соблюдение законов ее религии (не противоречащих целям охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан)?!
Представляется, что "истина находится где-то по середине" и это как раз тот случай, когда правовое и светское государство имеет право и даже обязано определиться для себя, что для него важнее, соответственно принять решение, наиболее соответствующее его правовой системе и выбранному устройству.
В общем-то, это возможный выход из ситуации. Но его наличие не освобождает администрацию государственной организации образования от ее обязанности соблюдать такой принцип государственной политики в области образования, как уважение прав и свобод человека (пп.5 п.1 ст.3 Закона об образовании).
Учитывая обстоятельства предлагаю всё-таки не "возводить мохнатку на пьедестал" не абсолютизировать эту норму. Поскольку, во-первых, и Основной закон, и любой международный договор в области прав человека /в том числе Конвенция о правах ребёнка, участниками которой мы являемся/ устанавливают такую возможность для государства и конкретно именуют условия, при которых это можно делать.Напремер из названной Конвенции:
Преамбула

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Коллега Spirit of Nicopol! Где мы видим уважение религиозных прав и свобод девочки в рассматриваемой ситуации? :druzja:
А где мы его не видим? Свободу исповедовать религию государство уважает? Да, поскольку не запрещает. Государство обеспечивает выполнение Закона "Об образовании" в части недопущения нарушения правил внутреннего распорядка (при их наличии, которое я например изначально презюмирую) государственного образовательного учреждения по мотивам религиозных убеждений.

В данном контексте, если государство разрешит пропускать одному ребёнку занятия на основе его вероисповедания, тем самым, дескриминирует других детей (и их родителей, опекунов, попечителей). Чтобы этого не допустить, справедливо будет либо разрешить всем, либо не разрешать никому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я вижу, и очень даже отчётливо, потенциально возможную дискриминацию свобод других детей и их родителей, в случае принятия положительного решения.

В данном контексте, если государство разрешит пропускать одному ребёнку занятия на основе его вероисповедания, тем самым, дескриминирует других детей (и их родителей, опекунов, попечителей). Чтобы этого не допустить, справедливо будет либо разрешить всем, либо не разрешать никому.

а я вот этого пока не вижу честно говоря. если речь идет о том, что в других религиях тоже есть дни по которым работать и учиться не положено, то дети-адепты данных религий обладают точно такими же правами как и эта девочка, и воспользоваться этим правом или нет это их воля. Дискриминация будет только в том случае если нормативно установить исключение для этой конкретной девочки, а Чашкин например, в свом посте оперирует общими правами, распространяющимися на всех граждан. Где тут дискриминация?

другое дело создание прецедента. что может повлечь отток из школ детей-мусульман по пятницам :druzja:

А где мы его не видим? Свободу исповедовать религию государство уважает? Да, поскольку не запрещает.

имхо, в данном конкретном случае, когда для данной религии обязательно посещение церкви по субботам, и именно это посещение и выражает исповедование этой религии, то все-таки запрещает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а я вот этого пока не вижу честно говоря.
Мне, по-сути, к сказанному добавить нечего, свою аргументацию и видение я в общих чертах привёл, причём на её истинность я естественно ни в коем случае не претендую, это лишь имхо. Я бы предоставил прерогативу решать этот вопрос тем, кто на это прямо уполномочен - органам прокуратуры и суду, как любой добропорядочный гражданин нашей страны готов принять любое их решение, что не запретит мне иметь своё собственное мнение по данному вопросу, тем более, надеюсь, кому-то ближе будет всё-таки моя точка зрения, чем Ваша или уважаемых коллег Александра Чашкина и НовоКаина. Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема религии, как Вам известно, очень щепитильна и потому к ней нужно относиться очень осторожно, чтобы не допустить превалирования одной над другой. Я лично в равной степени уважаю свободу любого человека на вероисповедание, и с такой же степенью уважения приму решение какую именно из возможных религий человек решит исповедовать, либо не исповедовать ни одной в принципе.

Совершенно с согласен и с первым, и со вторым утверждениями! :druzja:

Тем не менее, коллега, имеем ситуацию, когда работа или учеба в тот или иной день - это для адепта конкретной религии есть великий грех. Иудеям и субботникам, к примеру, нельзя работать/учиться в субботу, христианам - в воскресенье.

Я в своей предыдущей "риторике" испрашивал только лишь возможного, допустимого, предполагаемого и устанавливаемого казахстанским законодательством уважения к такой особенности той или иной религии Человека, поскольку она никоим образом не нарушает права третьих лиц.

Да, указанная Вами ст.1 является первой в Конституции. Однако, не будем забывать, что помимо установления светского характера государства, первым пунктом этой статьи установлен и состав высших ценностей Казахстана: "человек, его жизнь, права и свободы".

Не знаю, коллега Spirit of Nicopol, мне почему-то не хочется воспринимать это установление в качестве "бла-бла-мохнатки".

Учитывая обстоятельства предлагаю всё-таки ... не абсолютизировать эту норму. Поскольку, во-первых, и Основной закон, и любой международный договор в области прав человека /в том числе Конвенция о правах ребёнка, участниками которой мы являемся/ устанавливают такую возможность для государства и конкретно именуют условия, при которых это можно делать. Напремер из названной Конвенции:

Я считаю, что ни одним казахстанским Законом не установлены ограничения обучающимся субботникам ходить по субботам, не в школу, а в церковь.

Уверен, что реальное (а не только декларируемое) уважительное отношение к правам и свободам человека, вполне позволяет и в рамках существующего законодательства об образовании предоставить возможность субботникам молиться по субботам, а мусульманам - по пятницам.

Я не предлагаю разрешить девочке нарушать правила внутреннего распорядка и, попросту, не посещать занятия. Я предлагаю только организации образовании походить к обучающимся не как стаду одинакового/равного контингента, а как к коллективу, состоящему из отдельных Граждан, права и свободы каждого из которых следует одинаково активно уважать.

Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я считаю, что ни одним казахстанским Законом не установлены ограничения обучающимся субботникам ходить по субботам, не в школу, а в церковь.

Уверен, что реальное (а не только декларируемое) уважительное отношение к правам и свободам человека, вполне позволяет и в рамках существующего законодательства об образовании предоставить возможность субботникам молиться по субботам, а мусульманам - по пятницам.

Ну так здесь я не спорю, в приведённой Вами редакции естественно такое ограничение отсутствует, более того, его наличие было бы мягко говоря абсурдным.

С другой стороны, необходимость соблюдать правила внутреннего распорядка государственной организации образования (и финансируемой, кстати, также государством) в конечном итоге, и как это показано на обсуждаемом примере, де-факто обязывает обучающихся их придерживаться. И исключений не содержат ни для кого.

Я не предлагаю разрешить девочке нарушать правила внутреннего распорядка и, попросту, не посещать занятия. Я предлагаю только организации образовании походить к обучающимся не как стаду одинакового/равного контингента, а как к коллективу, состоящему из отдельных Граждан, права и свободы каждого из которых следует одинаково активно уважать.
Абсолютно с Вами солидарен, потому ранее и сказал, что если уж и разрешить, - то разрешить для всех детей, не зависимо от исповедуемой ими религии или веры.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С другой стороны, необходимость соблюдать правила внутреннего распорядка государственной организации образования (и финансируемой, кстати, также государством) в конечном итоге, и как это показано на обсуждаемом примере, де-факто обязывает обучающихся их придерживаться. И исключений не содержат ни для кого.

Гм...

В таком случае: "кому и зачем" Законом установлены права обучающегося ребенка на обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, а также на выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами? :druzja:

если уж и разрешить, - то разрешить для всех детей, не зависимо от исповедуемой ими религии или веры.

Вот мы уже достигли близких позиций: :druzja: я и предлагаю разработать систему индивидуальных учебных планов, учитывающих по графикам потребности каждого из обучающихся, исповедующих различные религии или не исповедующих таковую...

Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews


×

Важная информация

Правила форума Условия использования