Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Антимонопольное регулирование


Гость Черный

Рекомендуемые сообщения

День добрый уважаемые юристы.

Один участник казахстанского ТОО продает свою 50% долю в ТОО другому участнику ТОО. Оба участника иностранные компании. Сделка осуществляется исключительно за пределами Казахстана.

Юристы обратили внимание на п. 1 ст. 18 Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" от 19.01.01. Данный пункт гласит, что "приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа" осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Подскажите, пожалуйста, следующее:

 1. Какие конкретно права подразумиваются в вышеприведенной статье?

 2. Должна ли, по Вашему мнению, иностранная компания-участник обращаться в антимонопольный комитет в случае выкупа у другого участника его доли?

 3. Имеются ли какие-нибудь прецеденты по данной статье?

Заранее благодарен,

...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Читаем дальше... п.2 ст. 18 Закона РК от 19 января 2001 года N 144-II "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"  

"Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 100000-кратный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, внесенный в реестр, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нормально.

Получается должно соблюдаться одно из нижеперечисленных условий:

1. суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 100000-кратный размер месячного расчетного показателя;

            (Вопрос: суммарная балансовая стоимость активов каких лиц - приобретателя, субъекта рынка или всех вместе взятых?)

2. одним из них является субъект рынка, внесенный в реестр;

3. приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте (честно говоря, мне трудно это понять. Если можно разъясните, пожалуйста).

Пункт первый как раз про мой случай. Как в этом случае?

С уважением,

...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

насчет первого, то я думаю что при продаже риски минимальны, главное чтобы сама ТОО-шка не числилась в рееестре и тд.

:apl:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если Ваше ТОО субъект естественной монополии, то Вам необходимо обратиться в Агентство по регулированию естественных монополий.

Если же Ваше ТОО занимает только доминирующее (монопольное) положение и включено в соответствующий список, то Вам прямая дорога в Комитет по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли.

В обоих случаях не имеет значения где находятся продавцы-покупатели. Главное, что ТОО, как субъект, подпадающий под ограничительные нормы, находится в РК.

Для второго случая список необходимых документов и порядок прохождения процедуры согласования указан в Инструкции о порядке представления антимонопольному органу  ходатайств и уведомлений и порядке их рассмотрения. Тел.Комитета по защите конкуренции - (3172) 59-17-55, 59-17-48. Председатель Матишев Алиакпар Болатович. Времени займет минимум 1,5 месяца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо Advisor.

В случае если бы наша ТООшка была субъектом естественной монополии или бы занимала доминирующее положение, то у меня бы и вопросов к нашим юристам не возникло бы.

Но ведь они говорят, что "приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения СУБЪЕКТОМ РЫНКА (по определению, данному в Законе, это ЛЮБОЕ предприятие) его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа" осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Так вот, мой вопрос в том и состоит, неужели при выкупе одним участником доли у другого участника ЛЮБОЙ (в моем случае, с суммарной балансовой стоимостью активов, превышающей 100 000 МРП) ТООшки необходимо согласие антимонопольщиков? :apl:

...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело в следующем.

В своем сообщении от 31.08.2005 г. Вы сказали, что пункт первый - это Ваш случай.

Так вот, я никак не могу понять Ваше ТОО является субъектом естественной монополии или включено в список предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение. Если ни то, ни другое, то это не Ваш случай. Согласование с антимонопольщиками или Комитетом по защите конкуренции проводится только в случае внесения Вашего ТОО в соответствующие списки монополистов или предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дааа... в п.3 после слов "субъектом рынка" надо было "занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке".

Но к Вашему случаю, думаю, норма все равно не должна применяться, т.к. подразумеваются не права на долю и не права собственности или пользования на имущество (обозначенные в пунктах1,2) , а например, право доверительного управления.

Статья 2. Сфера применения Закона

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках республики , в которых участвуют казахстанские и иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, центральные и местные исполнительные органы (далее - государственные органы), а также физические лица.

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.

Но на всякий случай можно обратиться в Агентство по регулированию естественных монополий.и Комитет по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли за разъяснением. пусть дадут ответ мол не нужно никакого согласия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нурдин, соглашусь с Вами в той части, что касается необходимости дополнения выражения "субъекта рынка" в пп)3 п.1 ст.18 Закона. То же, IMHO, надо проделать и в отношении пп)2 п.1 ст.18 Закона. Но вот трактовать  норму пп)3 можно и ШИРОКО. Почему бы и приобретение контрольного пакета акций или основной доли в ТОО сюда не подвести? Контрольный пакет как раз дает определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности.

А практика у меня такая есть. Мы оформили покупку крупного пакета акций одной компании. Один недовольный акционер накапал в антимонопольные органы. Возможно, он простимулировал инициативы органов, но факт, что на основании пп)3 п.1 ст.18 и п.2 ст.18 Закона  клиента оштрафовали. Согласие мы выбили позже, уплатив сначала штраф, там доминирующим положением и не пахло. На штраф клиент просто забил, хотя мы предлагали его оспорить.  :apl:

Чисто с практической точки зрения теперь. А как антимонопольные узнают про косяк приобретателя доли (акций), если никто не сдаст? :apl: Хотя, конечно, лучше закрывать риски оспоримости сделки, когда речь идет о миллиардах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте!

Согласна с Нурдином, разъяснение было бы неплохо получить.

Только над п.1 ст.2 Закона о конкуренции тоже можно порассуждать. Если юр. лицо, не внесено в реестр, можно ли считать, что оно вообще никак не влияет на конкуренцию?

Дело в следующем.

В своем сообщении от 31.08.2005 г. Вы сказали, что пункт первый - это Ваш случай.

Так вот, я никак не могу понять Ваше ТОО является субъектом естественной монополии или включено в список предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение. Если ни то, ни другое, то это не Ваш случай. Согласование с антимонопольщиками или Комитетом по защите конкуренции проводится только в случае внесения Вашего ТОО в соответствующие списки монополистов или предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Advisor, будьте добры дать ссылочку на акт, на который Вы опираетесь в своих утверждениях?

На самом деле подпункт 3 пунтка 1 статьи 18 ЗРК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" можно трактовать очень широко:

"3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения СУБЪЕКТОМ рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа".

Смотрим п.11 ст.4 указанного закона:

"11) субъекты рынка - физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг)".

Исходя из буквального толкования, логически напрашивается вывод, что любое юридическое лицо (в т.ч. ТОО),  осуществляющее деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг) является субъектом рынка, следовательно, на него распространяется подпункт 3 пункта 1 ст. 18 Закона о конкуренции.

Кроме того, что понимать под понятием "права, позволяющие определять условия ведения СУБЪЕКТОМ рынка его предпринимательской деятельности"?

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 2 августа 2001 года N 153-ОД "Об утверждении Инструкции о порядке представления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений и их рассмотрении"

Глава 7. Перечень документов, необходимых для подачи в антимонопольный орган ходатайства или уведомления о приобретении акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале субъекта рынка

Параграф 1. Общая информация о приобретателе

"47. По каждому лицу, намеревающемуся приобрести (приобретшему) акции (доли, паи) субъекта рынка с правом голоса, то есть намеревающемуся получить (получившему) возможность, в том числе совместного осуществления воплощенных в этих акциях (долях, паях) права голоса на основании ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПОРУЧЕНИЯ или иных сделок (далее - приобретатель), следует указать или необходимо представить данные в соответствии с подпунктами 1), 2) пункта 1 настоящего Приложения, а также для физических лиц - паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), сведения о гражданстве".

Согласитесь, очень широкое получается толкование.

Думаю, это - несовершенство антимонопольного законодательства.

Была бы очень признательна за ссылку на акт, утверждающий, что подпункт 3 пунтка 1 статьи 18 ЗРК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" относится ТОЛЬКО к субъектам естественной монополии или занимающим доминирующее положение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте!

Согласна с Нурдином, разъяснение было бы неплохо получить.

Только над п.1 ст.2 Закона о конкуренции тоже можно порассуждать. Если юр. лицо, не внесено в реестр, можно ли считать, что оно вообще никак не влияет на конкуренцию?

ну а как, на конкурентном рынке влияет на конкуренцию отношение по приобретению доли в обычном ТОО? Думаю, что надо все-таки толковать здесь, что не влияет, а то абсурдная ситуация получается, противоречащая сути рыночных отношений

Согласно Закона Республики Казахстан от 4 июля 1992 года № 1543-ХII О защите и поддержке частного предпринимательства

Статья 3. Пределы правового регулирования частной предпринимательской деятельности

1. Ограничение частной предпринимательской деятельности может иметь место лишь по вопросам, относящимся к исключительной компетенции государства: соблюдение законности, оборона и безопасность общества и граждан, налоговое, таможенное, валютное, ценовое и антимонопольное регулирование, предоставление социальных гарантий, соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен, что покупка доли в ТОО очень редко влияет на конкуренцию. Так надо будет исходить из презумпции того, что каждая фирма угрожает стать монополией.

Все же, Нурдин, буквальное толкование приоритетно. А недоделанные нормы ст.18 Закона о конк-и и огр-и моноп.д-ти прямо и не противоречат приведенной Вами статье Закона о частном предпр-ве.

На месте антимонопольщиков я бы с большим удовольствием пользовался пп)2 и пп)3 п.1 ст.18 Закона о конкуренции. :biggrin2:  :apl:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем за обсуждение.

Ника, Вам особое спасибо за понимание. Именно после такого же, как Вы привели в своем ответе, прочтения у меня и закрались сомнения по этой статье.

Введением данной нормы антимонопольные органы получили, так сказать, "привентивные методы контроля". Ты  еще не являешся монополистом и даже не занимаешь доминирующее положение на рынке, но будь любезен на поклон. Да здравствует тотальный контроль.

Но возможно, как говорит Нурдин, забыли они добавить после слов "субъектом рынка" еще несколько слов... Но это тема совсем другого раздела форума.

Еще раз спасибо и если у кого-то еще есть практика применения этой нормы антимонопольщиками, то буду благодарен.

...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен, что покупка доли в ТОО очень редко влияет на конкуренцию. Так надо будет исходить из презумпции того, что каждая фирма угрожает стать монополией.

Все же, Нурдин, буквальное толкование приоритетно. А недоделанные нормы ст.18 Закона о конк-и и огр-и моноп.д-ти прямо и не противоречат приведенной Вами статье Закона о частном предпр-ве.

На месте антимонопольщиков я бы с большим удовольствием пользовался пп)2 и пп)3 п.1 ст.18 Закона о конкуренции. :biggrin2:  :apl:

:) :apl: ну да злоупотребить у антимонопольщиков будет возможность, но я пытаюсь рассмотреть как бы абстрактно. Если на конкуренцию выкуп доли в ТОО не влияет, то требование о согласовании не применяется, и само требование согласования противоречит закону о поддержке предпринимательства.

в таких условиях антимонопольщики наверняка отпишутся мол согласования не требуется, а в противном случае им придется взять на себя огромный ворох никому ненужной работы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

Добрый день всем коллеги!

А вот как вы думаете возможно ли оспаривание сделки по вопросу:

ТОО приобретает ж/д тупик (пусть через приватизацию) и тут же становится субъектом естестевенной монополии,  естественно без всяких уведомлений и регистраций.

Через некоторое время начинает "заряжать" цены на свои услуги, опять же без соответствующего регулирования.

И вот интересно заставить получить его приказ на регулирование цены возможно это понятно, но оспорить сделку по п.п. 4,9 ст. 17 ЗРК о Конкуренции - это реально?

Заранее спасибо

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования