Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

переоценка недвижимого имущества (спор с налоговой)


Гость предприниматель

Рекомендуемые сообщения

Гость предприниматель

Всем доброго времени суток, уважаемые юристы!

Прошу Вашей помощи в следующем вопросе:

В 2007 года юридическое лицо произвело переоценку недвижимого имущества (зданий и сооружений), тем самым произошло снижение налоговой базы для исчисления налога на имущество. Налог на имущество снизился в три раза.

Переоценка была произведена независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Сейчас приходят налоговики, утверждают что наши действия незаконные, потому что мы не зарегистрировали произведенную оценку имущества в БТИ, и соответственно не можем снижать сумму налога на имущество.

Грозятся отправить материал в финансовую полицию.

Насколько правы налоговики? Нужно было нам регистрировать оценку имущества в БТИ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

юристы как вы считаете правы налоговики?

Очень волновал недавно этот вопрос, но немного в другом ракурсе: Обязательна ли переоценка В итоге решили переоценку не делать, так как согласно письмам НК, положительная разница при переоценке подлежит включению в СГД при выбытии фиксированных активов.

По Вашему вопросу, мне кажется, Вам надо смотреть стандарты НСФО, МСФО (в зависимости от того, чем Вы (т.е. Ваше предприятие) обязаны руководствоваться). Если Вы выбрали способ учета по переоцененной стоимости, это должно быть отражено в учетной политике. Насколько я поняла, предприятие вправе выбрать одну из 2 моделей учета - по переоцененной стоимости или по первоначальной. В этих стандартах есть положения как учитывается "убыток от обесценения", если я правильно связываю то, что у Вас произошло, с положениями стандарта (я не бухгалтер). Сам акт оценки, по-моему мнению, не должен регистрироваться в БТИ, ведь это не правоустанавливающий документ на недвижимость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 26.07.2007 N 310-3 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации в правовом кадастре подлежат возникновение, изменение и прекращение прав (обременении прав) на недвижимое имущество и сделок с ним, а также юридические притязания (ст. 3).

Перечень регистрируемых прав, обременений и изменений прав на недвижимое имущество приведен в ст. 4-6 названного Закона.

Статья 4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат следующие права на недвижимое имущество:

1) право собственности;

2) право хозяйственного ведения;

3) право оперативного управления;

4) право землепользования на срок не менее одного года;

5) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.

Иные права могут быть зарегистрированы по желанию правообладателей.

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат сделки в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 5. Государственная регистрация обременении прав на недвижимое имущество

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат следующие обременения прав на недвижимое имущество:

1) право пользования на срок не менее одного года, в том числе аренда, безвозмездное пользование, сервитуты, право пожизненного содержания с иждивением;

2) право доверительного управления, в том числе при опеке, попечительстве, в наследственных правоотношениях, банкротстве и другие;

3) залог;

4) арест;

5) ограничения (запрещения) на пользование, распоряжение недвижимым имуществом или на выполнение определенных работ, налагаемые государственными органами в пределах их компетенции;

6) иные обременения прав на недвижимое имущество, предусмотренные законами Республики Казахстан, за исключением преимущественных интересов.

Статья 6. Государственная регистрация изменений прав (обременении прав) на недвижимое имущество

1. Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат:

1) изменение идентификационных характеристик объекта недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) изменение сведений о правообладателе, содержащихся в регистрационном листе правового кадастра;

3) изменение вида права, за исключением случая изменения вида права на основании законодательного акта;

4) изменение условий договоров, если они касаются сведений, содержащихся в регистрационном листе, влияют на объем прав, устанавливаемых на объект недвижимости, или если они должны быть зарегистрированы по соглашению сторон.

5) иные изменения подлежат государственной регистрации в правовом кадастре, если это предусмотрено настоящим Законом, иными законодательными актами или соглашением сторон.

2. В тех случаях, когда изменение идентификационных характеристик недвижимости происходит по решению государственных органов, регистрация таких изменений не может быть возложена на правообладателя, в том числе при изменении наименования населенных пунктов, названия улиц, а также порядкового номера зданий и иных строений (адреса) или при изменении кадастровых номеров в связи с реформированием административно-территориального устройства Республики Казахстан, и осуществляется безвозмездно.

Как видно, изменение оценочной стоимости недвижимого имущества не является объектом государственной регистрации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Посмотрите вот это письмо, может оно вам поможет:

Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан

N 19-2-6/775 от 14 июля 2000 г. О вторичной оценке некоторых

объектов недвижимости для целей налогообложения

Комитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 20.06.2000 г. N 12-1-7/7210, направил запрос в Центр по недвижимости по г. Алматы по вопросу о вторичной оценке некоторых объектов недвижимости для целей налогообложения.

Центр по недвижимости разъясняет, что производит пересмотр результатов оценки недвижимости в случае поступления заявлений от собственника, оспаривающего правильность определения стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения.

В некоторых случаях в результате проверки были обнаружены ошибки в расчетах, сделанных Центром по недвижимости. Эти ошибки были устранены и рассчитана новая стоимость, отражающая действительное положение на рынке недвижимости.

Комитетом регистрационной службы дано указание Центру по недвижимости при обнаружении ошибок в расчетах стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения направлять в Налоговый комитет новую стоимость и обоснование причин пересчета.

Заместитель председателя Г. Коваленко

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость предприниматель

Посмотрите вот это письмо, может оно вам поможет:

Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан

N 19-2-6/775 от 14 июля 2000 г. О вторичной оценке некоторых

объектов недвижимости для целей налогообложения

Комитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 20.06.2000 г. N 12-1-7/7210, направил запрос в Центр по недвижимости по г. Алматы по вопросу о вторичной оценке некоторых объектов недвижимости для целей налогообложения.

Центр по недвижимости разъясняет, что производит пересмотр результатов оценки недвижимости в случае поступления заявлений от собственника, оспаривающего правильность определения стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения.

В некоторых случаях в результате проверки были обнаружены ошибки в расчетах, сделанных Центром по недвижимости. Эти ошибки были устранены и рассчитана новая стоимость, отражающая действительное положение на рынке недвижимости.

Комитетом регистрационной службы дано указание Центру по недвижимости при обнаружении ошибок в расчетах стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения направлять в Налоговый комитет новую стоимость и обоснование причин пересчета.

Заместитель председателя Г. Коваленко

исходя из смысла этого письма ЦПН должен производить переоценку недвижимости для целей налогообложения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сталкивался с аналогичной проблемой. Оценку независимых оценщков не брали в расчет. Пришлось обращаться непосредственно в БТИ и сделать там. При том, каждый год БТИ сам делает оценку всех сооружений и отправляет в налоговый коммитет для общего сведения. Так, что заниженой оценкой не открутишься.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость предприниматель

Сталкивался с аналогичной проблемой. Оценку независимых оценщков не брали в расчет. Пришлось обращаться непосредственно в БТИ и сделать там. При том, каждый год БТИ сам делает оценку всех сооружений и отправляет в налоговый коммитет для общего сведения. Так, что заниженой оценкой не открутишься.

а можете дать ссылку на соответствующий НПА, обязывающи

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость предприниматель

Сталкивался с аналогичной проблемой. Оценку независимых оценщков не брали в расчет. Пришлось обращаться непосредственно в БТИ и сделать там. При том, каждый год БТИ сам делает оценку всех сооружений и отправляет в налоговый коммитет для общего сведения. Так, что заниженой оценкой не открутишься.

а можете дать ссылку на норму НПА обязывающую исчислять налог на имущество согласно оценки БТИ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа 1997 года № 1261

О преобразовании учреждений и предприятий по оценке и регистрации недвижимого имущества в государственные предприятия «Центры по недвижимости Агентства по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан»

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2007 г.)

7. Налоговым органам при исчислении налога на имущество (недвижимое) физических лиц не используемое в предпринимательской деятельности руководствоваться актами оценки стоимости, представляемыми Предприятиями.

До 1999года была такая редакция:

7. Налоговым органам при исчислении налога на имущество (недвижимое) физических и юридических лиц руководствоваться актами оценки стоимости, представляемыми Предприятиями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7. Налоговым органам при исчислении налога на имущество (недвижимое) физических лиц не используемое в предпринимательской деятельности руководствоваться актами оценки стоимости, представляемыми Предприятиями.

здесь по-моему не должно применяться, так как речь идет о юр.лице.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Посмотрите вот это письмо, может оно вам поможет:

Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан

N 19-2-6/775 от 14 июля 2000 г. О вторичной оценке некоторых

объектов недвижимости для целей налогообложения

Скорее всего, это письмо относится к недвижимости, являющейся объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.

Согласно ст. 364 НК налоговой базой для физических лиц является стоимость объектов налогообложения , устанавливаемая уполномоченным органом, определяемым правительством РК.

Налоговой же базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета, т.е. здесь государственный уполномоченный орган в оценке не участвует, а значит нет оснований обжаловать результаты его оценки.

В международных стандартах финансовой отчетности приняты две модели формирования стоимости основных средств (к которым относятся и объекты недвижимости):

затратная, или определение базы на основе исторических затрат предприятия на приобретение активов и амортизация ее с учетом срока службы актива;

оценка справедливой стоимости экспертом-оценщиком.

Справедливая стоимость определена МСФО (Стандарт 16) как сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях.

Аналогичным образом это относится и к инвестициям в недвижимость (Стандарт 40).

Ситуация на рынке недвижимости свидетельствует о снижении цен на недвижимость, поэтому уменьшение балансовой стоимости объектов недвижимости, находящихся на балансе предприятия, осуществленное на основании заключения независимого оценщика, закономерно и справедливо, если оно соответствует рынку.

Позицию налогового органа понять можно: у них есть план сбора налогов, сформированный когда еще цены были высокими. А сейчас база налогообложения усыхает прямо на глазах как когда-то Аральское море. Кроме того, нельзя не учитывать и недобросовестность некоторых налогоплательщиков, которые пользуются моментом и опускают стоимость своих объектов ниже уровня городской канализации, потому что у нас оценщики как та же дама: кто ее обедает, тот ее и танцует.

Но это все лирика, а закон не предусматривает проведение оценки только БТИ, налогоплательщик вправе самостоятельно определять оценщика, как и необходимость проведения оценки.

Изменено пользователем BORO
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость предприниматель

Скорее всего, это письмо относится к недвижимости, являющейся объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц.

Согласно ст. 364 НК налоговой базой для физических лиц является стоимость объектов налогообложения , устанавливаемая уполномоченным органом, определяемым правительством РК.

Налоговой же базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета, т.е. здесь государственный уполномоченный орган в оценке не участвует, а значит нет оснований обжаловать результаты его оценки.

В международных стандартах финансовой отчетности приняты две модели формирования стоимости основных средств (к которым относятся и объекты недвижимости):

затратная, или определение базы на основе исторических затрат предприятия на приобретение активов и амортизация ее с учетом срока службы актива;

оценка справедливой стоимости экспертом-оценщиком.

Справедливая стоимость определена МСФО (Стандарт 16) как сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях.

Аналогичным образом это относится и к инвестициям в недвижимость (Стандарт 40).

Ситуация на рынке недвижимости свидетельствует о снижении цен на недвижимость, поэтому уменьшение балансовой стоимости объектов недвижимости, находящихся на балансе предприятия, осуществленное на основании заключения независимого оценщика, закономерно и справедливо, если оно соответствует рынку.

Позицию налогового органа понять можно: у них есть план сбора налогов, сформированный когда еще цены были высокими. А сейчас база налогообложения усыхает прямо на глазах как когда-то Аральское море. Кроме того, нельзя не учитывать и недобросовестность некоторых налогоплательщиков, которые пользуются моментом и опускают стоимость своих объектов ниже уровня городской канализации, потому что у нас оценщики как та же дама: кто ее обедает, тот ее и танцует.

Но это все лирика, а закон не предусматривает проведение оценки только БТИ, налогоплательщик вправе самостоятельно определять оценщика, как и необходимость проведения оценки.

большое спасибо за исчерпывающий ответ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования