Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги, как вы знаете Приказом и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан от 25 сентября 2009 года № 128 были утверждены Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, предлагаю обсудить последствия несоблюдения данного акта для негосударственных организаций. наше мнение - в настоящее время организацию невозможно привлечь к административной ответственности. хотя есть определенные вопросы с реализацией ст. 356 КОАП.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Asel Sultanova

Действительно, а должны ли негосударственные предприятия следовать типовым правилам документирования? Где это указано? Что за это будет? У нас небольшая компания на сегодняшний день, не хотелось бы всю эту работу проделывать. Отдельно человека нанимать для архива и документирования. Типовые правила содержат много специфической терминологии. Дорогие форумчане, как процесс документирования и архивирования происходит в ваших компаниях (негосударственных)? Поделитесь опытом, если не трудно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот такие вопросы в свое время ставились:

Заключение

Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности в отношении дополнений, предлагаемых к внесению в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам документационного обеспечения

(г. Алматы, 8 ноября 2007 года)

Закон Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года № 326-I «О Национальном архивном фонде и архивах» (далее по тексту - Закон) «регулирует общественные отношения в области формирования, хранения и использования документов Национального архивного фонда Республики Казахстан и государственного управления архивным делом в Республике Казахстан», определяя в качестве субъектов данных общественных отношений «центральный государственный орган управления архивами и документацией» (далее - ЦГО), с одной стороны, и государственные и частные архивы, с другой стороны.

Иными словами Закон регулирует отношения по формированию, хранению и использованию документов Национального архивного фонда Республики Казахстан, а также государственного управления архивным делом в Республике Казахстан, возникающие между ЦГО и государственными/частными архивами.

При этом под архивным делом понимается не любая деятельность физических и юридических лиц, а лишь деятельность, «связанная с формированием Национального архивного фонда, образованием архивов, архивных фондов и коллекций, организацией их хранения и использования».

Частными архивами признаются учреждения или структурные подразделения негосударственного юридического лица, осуществляющего собирание, хранение, использование документов Национального архивного фонда, а также документов, не вошедших в его состав, ИЛИ архивы физического лица, возникшие в результате его деятельности, собирания (приобретения) документов (пункт 14 статьи 1 Закона).

Гражданское законодательство РК не устанавливает таких понятий, как «государственное юридическое лицо», «негосударственное юридическое лицо», дифференцируя юридических лиц по видам как коммерческие и некоммерческие организации. Различие проводится также по форме собственности: государственная или частная. Тем не менее, в ряде нормативных правовых актов используется термин «государственная организация», имея в виду, очевидно, государственный орган или организацию, учрежденную государством.

С этой точки зрения крайне сложно определить: о каких юридических лицах речь идет в пункте 14 статьи 1 Закона?

Однако если предположить, что под негосударственными юридическим лицами в данном случае понимаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, не учреждаемые государством, то, очевидно, что они будут признаваться субъектами общественных отношений, регулируемых вышеуказанным Законом, только в случае сбора, хранения, использования документов Национального архивного фонда, а также документов, не вошедших в его состав.

В то же время не все коммерческие и некоммерческие организации осуществляют сбор, хранение, использование документов Национального архивного фонда, а также документов, не вошедших в его состав, а, следовательно, относятся к субъектам общественных отношений, регулируемых Законом.

То есть не все организации имеют архивы, коллекции или вообще имеют такую цель как собирание (приобретение) документов, точно так же, как и не все физические лица занимаются таким видом деятельности.

В данном случае никакой разницы между юридическими (независимо от вида юридического лица) и физическими лицами нет.

И точно так же, как в случае с физическими лицами, когда не все физические лица являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом, а только те из них, кто занимается созданием архивов, собирает (приобретает) документы, не все юридические лица (независимо от формы собственности и вида юридического лица) являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом.

Однако предлагаемые в Закон дополнения, в частности подпункт17 к пункту 1 статьи 18 Закона, расширяет полномочия ЦГО, распространяя их на все юридические лица (коммерческие/некоммерческие), не созданные государством, что противоречит норме, определяющей сферу действия Закона (преамбула), поскольку в сферу полномочий ЦГО могут входить лишь государственные и частные архивы.

Кроме того, предлагаемые в Закон дополнения относятся к сфере общего делопроизводства[1], которое должно быть соответствующим образом налажено у любого юридического лица.

В то же время общие вопросы ведения делопроизводства юридических лиц не входят в сферу регулирования данным Законом а, соответственно, дополнения, вносимые в Закон, не могут касаться сферы, нерегулируемой им.

До 2003 г. существовали Основные правила документирования и управления документацией в объединениях (предприятиях), учреждениях и организациях всех организационно-правовых форм Республики Казахстан, которые утратили силу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2003 года № 204.

В настоящее время действуют Типовые правила документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан, утвержденные приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 29 апреля 2003 года № 33.

Данные правила распространяются только на государственные организации, что совершенно логично, поскольку государственные организации обладают соответствующим штатом, площадями и возможностями сбора и хранения всей документации в отличие от коммерческих и некоммерческих организаций, не учрежденных государством.

Однако подпункт 18, предлагаемый к внесению в качестве дополнения к пункту 1 статьи 18 Закона, наделяет ЦГО полномочием утверждать перечень типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций с указанием сроков хранения.

Во-первых, неясно, о каких типовых документах идет речь в предлагаемом дополнении. По логике, вытекающей из сферы действия Закона, в который вносится настоящее дополнение, речь должна идти о типовых документах, подлежащих обязательной передаче в Национальный архивный фонд либо иные архивы. В противном случае данное дополнение никакого отношения не имеет к Закону, относясь, как выше указано, к вопросам общего делопроизводства.

Во-вторых, документация, о которой говорится в подпункте 17, может быть как бухгалтерской, так и технической, проектной, конструкторской, технологической, товарной и другой.

В действующем казахстанском законодательстве уже действуют нормы, устанавливающие требования, предъявляемые к документам в зависимости от вида документации, а также устанавливающие сроки их хранения. Так, например, статья 72 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» устанавливает срок хранения налоговой отчетности, а статья 77 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года № 126-II «О страховой деятельности» устанавливает порядок и сроки хранения документов, связанных с деятельностью профессиональных участников страхового рынка и т.д.

В случае отсутствия норм, регулирующих сроки хранения документов той или иной сферы, более разумным и логичным представляется внесение изменений и/или дополнений в законодательство, регулирующее данную сферу.

Таким образом, по мнению Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, дополнения, предлагаемые в Закон, не относятся к сфере, регулируемой Законом, включая как субъектов, на которых Закон распространяется, так и видов деятельности, регулируемых им.

В этой связи, дополнение, касающееся расширения полномочий ЦГО по проведению проверок всех коммерческих и некоммерческих организаций, представляется неправомерным и необоснованным с точки зрения норм действующего законодательства Республики Казахстан.

--------------------------------------------------------------------------------

[1]Делопроизводство - ведение документации организации (предприятия/ фирмы), прием, заполнение, оформление, отправка документов, учет и контроль за их движением и исполнением, обновление документов. Экономика и право (энциклопедический словарь) Российской Федерации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчет того, на кого распространяется с учетом доводов, приведенных выше, ключевой фрагмент, имхо:

4. Организации применяют данные Типовые правила или на их основе разрабатывают и утверждают по согласованию:

1) с Комитетом информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) - ведомственные (отраслевые) правила документирования и управления документацией;

2) с местными исполнительными органами в области архивного дела и документации областей (городов республиканского значения, столицы), Национальным архивом Республики Казахстан, центральными государственными архивами Республики Казахстан, Архивом Президента Республики Казахстан - правила документирования и управления документацией в государственных организациях, а также в организациях, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Игорь Юрьевич.

Вывод мой- коммерческие юр.лица занимаются собиранием, хранением тех документов, которые требуются в соответствие с законодательством. Все остальное зависит от пожелания юр.лица. Однако, Типовые правила, указанные топикстартером от 25 сентября 2009 года, а Бюро по правам человека ссылается на старые правила. Можно ли в этом случае по аналогии понимать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчет того, на кого распространяется с учетом доводов, приведенных выше, ключевой фрагмент, имхо:

однако, сложность возникает с положением о том, что организации применяют данные типовые правила.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 months later...

У нас есть лицензия и приложение к лицензии. Приложение в трех листах, не прошито, не пронумерованно. Заверенно только печатью "Для лицензий" на каждом листе, двумя росписями специалистов и гербовой печатью на последнем листе. ни один нотариус заверять копию не берется, мотивируя тем, что документ не прошит. Звонила в Астану, они говорят, что не прошивю.т, заверяют так, как есть на данный момент. Могу ли я обратиться к ним с письмом, чтобы прошили документ? Или что еще можно сделать, подскажите пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования