Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Мифы о коллекторстве


Рекомендуемые сообщения

Общаясь со своим российским партнером - Александром Федоровым, наткнулся на его серию статей "Мифы о коллекторстве". Серия, на мой взгляд, весьма познавательная. С его разрешения часть выкладываю здесь:

Итак,

МИФ №1

Коллекторы - это те же юристы

Многие уверены, что работа коллекторских агентств и юридических фирм по вопросам возврата задолженности ничем не отличается. То есть, и те и те сначала проводят переговоры с должником, если они не дали результата, то они идут в суд, а потом к приставам. Дополнительным доводом в пользу данного заблуждения служит то, что многие коллекторские компании создавались на базе юридических фирм и основной костяк коллектива таких компаний составляют профессиональные юристы. На самом деле в методах работы коллекторских агентств и юридических фирм есть значительные различия.

Юридические компании в большинстве своем делают упор на судебное взыскание задолженности. Как правило, досудебная работа сводится к направлению письменной претензии, возможно, проведение одной, максимум, пары встреч с должником. Основной целью юридической компании является выигрыш дела в суде и получение исполнительного документа. В большинстве случаев юридические фирмы работают на условиях обязательной предоплаты, в некоторых случаях выставляют почасовую оплату, плюс в случае успешного взыскания берут порядка 10% от суммы долга, так называемый гонорар успеха. При этом ряд компаний требует уплаты гонорара успеха даже, если они просто получили судебное решение в пользу заказчика, то есть без фактического взыскания задолженности. Как правило, гонорар успеха составляет 10% от суммы задолженности. Взыскание задолженности юридической фирмой предполагает собой индивидуальную работу с каждым долгом и связанные с этим существенные трудозатраты.

Коллекторские агентства работают по другой схеме. Основной упор в работе делается на внесудебное взыскание путем переговоров с должником, создание вокруг должника определенного дискомфорта, организации определенного психологического давления на должника. При этом процесс взыскания формализирован и работа строится на использовании однотипных действий, шаблонов. Фактически идет речь о большом конвейере, предназначенном для массовой обработки типовой задолженности, индивидуальная работа с долгом практически не практикуется.

Правда, тут есть определенные исключения, например, в Коллекторском агентстве «Центр ЮСБ» есть два отдела занимающихся возвратом корпоративных долгов, один работает юридическими методами, второй взыскивает задолженность методами бизнес-коллекторства (оказание информационно-репутационного воздействия на должника), однако подобное есть в считанных единицах среди коллекторских агентств.

При этом нормальные коллекторы работают во внесудебном порядке без предоплаты, все расходы по взысканию берут на себя, если долг не взыскан, им ничего не компенсируется, но в случае успешного взыскания, они получают от 15 до 30 процентов от фактически взысканных сумм, в зависимости от вида взыскиваемой задолженности. В результате коллекторы больше нацелены не на выигрыш дела в суде, а на реальное взыскание задолженности, так как в противном случае они ничего не получают.

По сути, сравнивая юридический и коллекторский подход к взысканию долгов, можно провести следующую аналогию – возврат долга через юридическую фирму, это обед в дорогостоящем ресторане, где вы получаете официанта, индивидуальное обслуживание и возможность вносить определенные изменения в приготовление предлагаемых блюд, можете удобно расслабиться в длительном ожидании результата, а коллекторство - это система быстрого питания, где заказчики получают быстрое обслуживание и результат.

Разницу между подходами к взысканию можно отразить в таблице

Критерий

Юридическая фирма Коллекторское агентство

Направленность работы

Выиграть в суде Взыскать долг

Отношение к долгу

Индивидуальный подход Конвейерное взыскание

Вознаграждение

Предоплата+процент Процент по факту взыскания

Изменено пользователем Данияр Тенелов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Продолжаю

МИФ №2

Коллекторские способы взыскания – паяльники, биты, утюги

Всегда любопытно читать комментарии в блогах и читателей интернет-СМИ, когда речь идет о коллекторах и их работе. Вот некоторые примеры: «Коллекторы тоже на грани закона ходят, чуть не так сказали, сразу можно навесить на представителя коллекторской фирмы угрозы или шантаж…», «Коллекторы – это братки из девяностых с битами и паяльниками…»

И это я привел еще мягкие высказывания. В головах людей плотно укоренились стереотипы, что взыскатели долгов - это представители криминальных структур и методы работы у них соответствующие. То есть, запугивание должников, а в случае, если это не помогло, применение к нему физического насилия – вот на чем, якобы, держится коллекторская деятельность.

Стоит ли говорить, что данные стереотипы ошибочны, хотя они отчасти и помогают коллекторам во взыскании, однако они далеки от реальности.

На самом деле коллекторы чтят Уголовный и Административный Кодексы РФ и в своей деятельности так же не склонны к нарушению действующего законодательства, как и другие консалтинговые фирмы (юридические, аудиторские, маркетинговые и т.п.). Если быть точнее, методы, используемые коллекторским агентством, легальны и зависят от вида задолженности: долги физических лиц по кредитам, за услуги, причинение вреда (в рамках суброгации), или же корпоративные долги.

Долги физических лиц (перед банками, операторами связи и провайдерами, страховыми компаниями) взыскиваются при помощи методов кредитного коллекторства, которые включают в себя:

Soft-collection — это совокупность дистанционных процедур, связанных с общением с должником и направленных на взыскание задолженности в рамках коллекторской деятельности. На этой стадии сотрудники службы обзвона звонят должнику и предлагают ему варианты погашения задолженности в досудебном порядке. Должник ставится в известность о возможных правовых последствиях неплатежей: увеличение суммы долга за счет штрафных санкций и судебных издержек, ограничение выезда за границу, арест приставами личного имущества должника. Помимо телефонных звонков на данной стадии применяются смс-рассылки, отправление письменной и электронной корреспонденции.

Hard-collection — личное взаимодействие коллектора с должником для взыскания задолженности. Отличие от других стадий состоит в том, что общение с должником осуществляется непосредственно или, по крайней мере, предпринимаются все необходимые действия, чтобы состоялась очная встреча с должником. Выезды осуществляются к должникам, с которыми не удалось установить контакты по телефону.

Legal Collection — обычно является третьей стадией в работе по взысканию задолженности. Данная стадия включает в себя совокупность действий коллекторов по принудительному взысканию задолженности посредством обращения к государственной защите нарушенных прав кредитора. Коллекторы переходят к последней стадии в случае, если предыдущие оказались нерезультативными. Она не предполагает общение с должником и является чисто юридической работой, аналогичной той, что ведут большинство не коллекторских юридических фирм, правда, с некоторыми особенностями. Коллекторы обращаются в:

• В суды с исковыми заявлениями и заявлениями о выдаче судебного приказа;

• Прокуратуру, органы внутренних дел для проверки действий должников на наличие состава преступления;

• В суды с заявлениями о признании должника банкротом.

Другое дело, когда речь идет о взыскании корпоративной задолженности, здесь сразу применяется стадия Hard-collection, если переговоры не дали результата, то запускаются технологии бизнес-коллекторства и финансового коллекторства. Вот как это выглядит в Коллекторском агентстве «Центр ЮСБ»:

В основе метода бизнес-коллекторства лежит применение информационных и репутационных угроз по отношению к должнику. Их целью является начало добровольного погашения задолженности.

Для достижения поставленной цели сотрудниками агентства собирается информация о бизнесе, деловых связях должника и наиболее значимых контрагентах. Собранная информация анализируется на предмет нахождения «болевых» точек воздействия. Такими точками могут быть: возможность потери крупного контрагента, риск подвергнуться рейдерской атаке, возможность изменения привычных благоприятных условий работы с поставщиками и покупателями, срыв крупной сделки и многое другое.

После обнаружения нескольких ключевых точек для должника составляется программа наших действий и анализ возможных неблагоприятных последствий в случае отказа от сотрудничества. Помимо прочего, в программу включаются наши рекомендации по наиболее благоприятному для должника выходу из кризисной ситуации на примере других должников, которые оказывались в схожей ситуации. После этого происходит ознакомление должника с программой.

В случае согласия должника на добровольное погашение задолженности, составляется разумный график ее возврата, согласованный с заказчиком.

Если должник отказывается погасить задолженность добровольно, начинают применяться меры воздействия из арсенала бизнес-коллекторства, ими могут быть:

1. Информационно-репутационное воздействие.

Благодаря хорошо налаженным контактам в СМИ и дружественным интернет-площадкам для размещения информации, мы выдаваем достоверную информацию о недобросовестности должника в финансовых вопросах и нарушении им действующего законодательства.

Цель акции – демонстрация должнику серьезности наших намерений и возможностей. При этом должник сразу не «загоняется в угол», у него будет возможность остановить процесс информационного воздействия и начать переговоры, до того как его бизнесу будет нанесен реальный ущерб.

Информация выдается от нашего имени. Таким образом, мы принимаем на себя все репутационные риски от подобного информационного воздействия. Все информационные материалы согласовываются с представителем заказчика перед их опубликованием.

2. Воздействие на контрагентов должника и его ключевых контактов.

Должник ставится в известность, что мы проинформируем его контрагентов о возникших у него финансовых проблемах, а также угрозах для исполнения им своих договорных обязательств по заключенным с ними договорам из-за конфликта с нами. Должнику объясняется – не смотря на то, что, возможно, его контрагентам и безразличен факт неисполнения им своих финансовых обязательств по отношению к нашему заказчику, но собственные интересы их, наверняка заботят.

Узнав о том, что бизнесу должника угрожают большие неприятности, в виде судебных тяжб, арестов имущества и денежных средств, репутационных потерь, контрагенты могут расторгнуть или приостановить свои договоры с должником, либо начать работать с ним на более жестких условиях, требовать дополнительного обеспечения, стопроцентной предоплаты иных гарантий, что означает лишние непредвиденные финансовые потери для должника.

На этом же этапе при помощи СМИ отсекается административная поддержка должника.

Все действия делаются постепенно, чтобы должник имел возможность остановить их и начать выплату задолженности.

Использование методов финансового коллекторства.

Если должник готов погасить задолженность, но у него временно нет, по его мнению, для этого возможности, наши специалисты могут помочь ему изыскать средства. Для этого исследуется бизнес должника на предмет возможности привлечения финансирования, которое может быть использовано для погашения кредиторской задолженности. Например, использование возвратного лизинга (продажа должником своего имущества лизинговой компании или банку, специализирующимся на оказании лизинговых услуг с последующей передачей имущества в финансовую аренду этому же должнику), применение факторинговых схем (продажа должником ликвидной дебиторской задолженности факторинговой компании), продажа собственного брэнда заинтересованным лицам и тд.

Таким образом, работа коллекторов не имеет никакого отношения к паяльникам. Коллекторы – это хорошие переговорщики и аналитики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

чтож вы своим ноу-хау делитесь, имхо, прямо энциклопедия по открытию коллекторской фирмы

Ну, во-первых, это и так лежит в открытом доступе на российских сайтах. Во-вторых, перед тем как открывать коллекторскую контору я все это знал, но в работе это помогло только процентов на 30, не больше. Пока на все грабли наступишь... В-третьих, я на семинарах совсем все детально показываю, вот только применить наши методы могут далеко не все, в силу как субъективных, так и объективных причин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Данияр, входит ли в понятие soft-collection звонки должнику ночью, например в 4 часа ночи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Расскажу такой случай. Как то купил сотовый телефон, взяв кредит в "Хоум кредите". За месяц последний не оплатил, через годик звонит коллектор. Я ему мол готов заплатить, только напрямую на счет "Хоум кредита", или вообще никак. Так же при условии что меня отвезут на Казпочту, потом привезут назад, а там заранее займут очередь, если не выполнят условий то я разворачиваюсь и при них пропиваю и проедаю деньги. Итог он часа 2 со мной провозился, я выплатил 6 тысяч тенге, меня привезли домой. Сколько он заработал, я не в курсе. ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Данияр, входит ли в понятие soft-collection звонки должнику ночью, например в 4 часа ночи?

На практике да. Во-первых, должник точно дома. Во-вторых, психологически ночной звонок сильно действует. Хотя тем же Штатовским Актом это прямо запрещено. Но у нас такого закона нет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Продолжаю. Кстати, отличная тема. Тут уже обсуждалась.

МИФ №3

Работа коллекторов в социальных сетях

Почти полгода журналистские круги и блог-сферу лихорадило от «ужасной» новости о том, что коллекторы взыскивают долги через социальные сети. Статья выходила за статьей, вслед за печатными СМИ заволновались телевизионщики, начались репортажи на телевиденье.

Между тем эта «сенсация» оказалась чрезмерно раздутой и далекой от реальности. Если быть точнее, то дело обстоит следующим образом. Коллекторам нет необходимости собирать информацию о заемщиках в социальных сетях, так как данная информация есть у них изначально. Надо учитывать следующее:

1. Основными клиентами коллекторских агентств являются кредитные учреждения, операторы связи и предприятия сферы ЖКХ. У них есть развернутая информация о неплательщиках.

Вспомните, что, получая кредит человек должен заполнить подробную анкету, указать свои личные данные, предоставить оригинал паспорта, зачастую, при выдаче кредита, в банке делают фотографию заемщика. Аналогичным образом обстоят дела при оформлении договора о подключении сотовой связи.

Так что вся необходимая контактная информация о должнике предоставляется ему клиентом.

2. Суть коллекторства состоит в отлаженности процессов взыскания, максимальной формализованности и шаблонности процесса работы с должниками. То есть это самый настоящий конвейер, который не предполагает индивидуальной и уникальной работы с каждым должником, так как это означает сбой отлаженного процесса и необоснованную потерю времени.

Настоящие коллекторы работают без предоплаты, и все издержки по взысканию ложатся на само коллекторское агентство. Чтобы работать с прибылью коллекторы должны постоянно обрабатывать большие пакеты долгов, следить за тем, чтобы новые пакеты долгов, как и вознаграждение по взысканному, поступали непрерывно.

Работу коллекторского агентства можно сравнить с функционированием предприятий фаст фуда, где клиенты могут выбирать из типовых блюд быстрого приготовления, а не с шикарным рестораном, где клиент может попросить добавить в блюдо того-то или не класть того-то (антипод юридических фирм).

Следует отметить, что в штате ряда коллекторских агентств, например, Центр ЮСБ есть отделы (у нас это отдел финансового коллекторства), которые работают с нетиповой задолженностью, как правило, это корпоративные долги, или крупная задолженность физического лица. Это высококвалифицированные специалисты с юридическим и/или экономическим образованием, хорошие аналитики и профессиональные переговорщики. Однако, количество долгов, находящихся в их работе, мал – несколько сотен. Данное количество просто не сопоставимо с десятками тысяч типовых долгов, которые отрабатываются основным штатом коллекторского агентства.

Сотрудники таких специализированных отделов, по крайней мере, в Центре ЮСБ, действительно собирают информацию о должниках и их окружении в открытых источниках, в том числе в сети Интернет. Однако для них социальные сети вовсе не являются основным источником информации. В ходе работы проверяются сайты арбитражных судов (по корпоративным долгам), исследуются отзывы об организации и людях в новостной и блоговой сферах, производится проверка по форумам и сайтам знакомств, проверяется где и при каких обстоятельств должник оставлял свои контактные данные (адреса электронной почты, номера телефонов и icq) – в последнем бывают очень интересные, например, когда мобильный телефон директора организации должника встречается в базах профессиональных «жриц любви», как надежного клиента, с которым можно иметь дело. Бывает, интересная информация находится в социальных сетях. Далее собранная информация анализируется и выстраивается программа взыскания.

Подчеркиваю, это индивидуальная работа, которая проводится далеко не каждым коллекторским агентством в отношении небольшого числа должников. Согласитесь, нецелесообразно подключать аналитиков высокого класса для работы по долгу в пять – десять тысяч рублей, при том, что в случае взыскания, коллекторское агентство получит 15%-20% от взысканного.

Из-за чего же началась вся эта шумиха вокруг Одноклассников. Толчком для нее послужило мое интервью с одним печатным изданием в октябре или ноябре прошлого года. Интервью было посвящено работе коллекторского агентства в целом. В ходе разговора я вскользь упомянул, что мы ищем информацию на должников и в Одноклассниках. Эти слова поразили журналиста до глубины души, в результате вышла сенсационная статья о коллекторах, посягнувших на святая-святых – личную информацию о себе, открыто выложенную должниками в Одноклассниках.

Другие журналисты подхватили эту сенсацию и просто обрушились на коллекторов с требованием комментариев и эксклюзива. В наше коллекторское агентство обращались, наверное, раз пятнадцать. При этом я пытался воззвать к голосу разума журналистов, пытаясь объяснить, что массовая работа через социальные сети для коллекторов не актуальна, так как у нас и так есть нужная для взыскания информация о должниках. Журналисты просто не воспринимали мои доводы о том, что в месяц из тысячи человек новых должников найти контакты нужно лишь по двум-трем десяткам человек, из них аккаунты в есть у пяти-шести, часть из них не активна. В результате при взыскании долгов с тысячи должников социальные сети реально используются максимум два-три раза. Под конец такой подход даже начал злить, помню, как я рассказав о том, каким образом реально строится работа через социальные сети, был в шоке, услышав фразу журналистки: «Ну, я же могу написать, что Одноклассники – это Ваш основной источник информация?».

Любопытна была реакция некоторых коллекторских агентств на эту шумиху. Многие из них начали рассказывать журналистам, что чуть ли не вся их работа строится на Одноклассниках, зарегистрировали там аккаунты с грозными названиями. Более того, начали «расширять» количество вариантов использования социальных сетей, рассказывая о том, что собираются рассылать информацию по контат-листу должника, о том, что он не платит долги банку и т.п. Я этого не поддерживаю, менталитет наших людей таков, что вздумай коллекторы разослать свои тексты знакомым должника, то они тут же получили бы гневную ответную реакцию за спам и «наезд» на своего друга, вплоть до организации массового Интернет нападения на коллекторское агентство – очередной флэш-моб. Да и кто бы стал авторизировать у себя и принимать письма от пользователей с именем «Ваша совесть» или «Уголовный розыск».

Так что, пользователи социальных сетей могут спать спокойно, коллекторам не интересны их секреты, выложенные в социальных сетях. Однако все же следует думать о том, что они пишут о себе, так как чрезмерная болтливость и откровенность могут причинить неприятности и без участия коллекторов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МИФ №4

«Покупка долгов коллекторскими агентствами»

В последнее время в прессе все чаще обсуждаются темы связанные с выкупом коллекторскими агентствами проблемной задолженности у кредитных организаций. Всерьез рассматриваются банковские тендеры, по которым тому или иному коллекторскому агентству реализовывались крупные пакеты долгов, обсуждаются смелые прогнозы дальнейшей работы коллекторских агентств в данном направлении.

Однако реальность далеко не так радужна, как кажется со стороны. Стоя у истоков зарождения коллекторского рынка, я хорошо знаю, что представляла собой большая часть данных «тендеров», а также реальные возможности коллекторских агентств, чтобы заниматься покупкой просроченной задолженности.

Тендеры, по которым коллекторским агентствам банками уступались крупные пакеты долгов, очень верно оценил один из заместителей председателя Банка России, как перекладывание денег из одного кармана в другой. Все эти обставленные помпой торги, на деле являлись передачей пакета проблемных долгов своим «карманным» или аффилированными коллекторским агентствам, с целью подчистить отчетность и несколько снизить напряженность из-за резервирования.

То есть, реально тендера, как такового, не было. Чтобы создать видимость оплаты применялись различные схемы. Например, коллекторы брали в том самом банке, который, якобы, «продавал» им пакет долгов, кредит в размере суммы сделки под залог передаваемого пакета долгов. По мере работы над пакетом коллекторское агентство «рассчитывалось» по кредиту из взысканных денежных средств. В результате, коллекторское агентство за кредит не платило из собственных средств.

Применение подобного рода схем объясняет нереально высокие ставки, по которым уходила задолженность. Если во всем мире считается очень хорошим результатом продажа банком инвестиционному фонду проблемных потребительских кредитов за 6,5% от суммы долгов в пакете, то у нас они продавались по 10-12%, что является изначально экономически невыгодным для покупателя.

Конечно, были попытки среди коллекторских агентств и «честно» поработать на рынке купли-продажи долгов. Но они явно переоценили свои возможности. Так на прошлой неделе одно из коллекторских агентств объявило о продаже части приобретенного им ранее пакета банковских долгов, в обыденной жизни это называется – откусили больше, чем сумели проглотить.

В целом, я скептически отношусь к купле-продаже долгов коллекторами. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Покупка больших пакетов проблемной банковской задолженности, на мой взгляд, является прерогативой специализированных инвестиционных фондов, которые обладают необходимым для этого финансированием. Собственно так и происходит во всем цивилизованном мире. Фонд, постоянно приобретая проблемные долги, обрабатывает их не своими силами, а передает в работу нескольким коллекторским агентствам, с которыми имеет договорные отношения. То есть в данной схеме коллекторы занимаются именно тем, чем и должны – взыскивают долги на возмездной основе, как представители кредитора.

Подобного рода схема работы, является единственно оптимальной. Посудите сами, даже у самых крупных коллекторских агентств в настоящее время нет сколь либо значимых свободных активов, которые они могли бы направить на инвестирование, пусть даже и краткосрочное (в пределах полугода, которое требуется на взыскание). Конечно, возможно рассмотреть схему, когда коллекторское агентство изначально создано под работу с приобретенными долгами, для этого ему изначально требуется инвестор, кроме того, да и то, оно не сможет скупать все подряд, а должно работать с определенной группой долгов.

Не стоит забывать, что большого успеха в развитии экономического состояния, науки, общества удалось добиться нашим западным коллегам именно благодаря четко выраженной специализации в работе. Не нужно жадничать и пытаться ухватить за все, до чего можно дотянуться, нужно всего лишь хорошо делать свое дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Расскажу такой случай. Как то купил сотовый телефон, взяв кредит в "Хоум кредите". За месяц последний не оплатил, через годик звонит коллектор. Я ему мол готов заплатить, только напрямую на счет "Хоум кредита", или вообще никак. Так же при условии что меня отвезут на Казпочту, потом привезут назад, а там заранее займут очередь, если не выполнят условий то я разворачиваюсь и при них пропиваю и проедаю деньги. Итог он часа 2 со мной провозился, я выплатил 6 тысяч тенге, меня привезли домой. Сколько он заработал, я не в курсе. ))

Думаю это от отсутствия совести и моральных принципов у таких людей. Должен будь добр верни и распальцовкой не занимайся. :shuffle:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования