Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Как сейчас обстоят дела с анонимными обращениями в гос структуры


Рекомендуемые сообщения

Анонимные обращения по прежнему не рассматривают.

Статья 5. Обращения, не подлежащие рассмотрению

      1. Не подлежат рассмотрению:

      1) анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией;

К сведению.

https://www.zakon.kz/5061261-kazahstantsev-hotyat-privlech-k.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

В Самрук-Энерго имеется такой документ "Политика инициативного информирования", где в п. 10 указано: "10. Компания признает, что важно повышать доверие к линии инициативного информирования, для того чтобы работники и иные ассоциированные лица могли быть уверены, что их сообщения будут рассмотрены должным образом и будут предприняты соответствующие меры реагирования. В этой связи, Компанией привлекается внешний оператор для предоставления возможности работникам и иным ассоциированным лицам выражать свою обеспокоенность независимой третьей стороне, включая на конфиденциальной или, более того, на анонимной основе. Такие сообщения могут направляться 24 часа в сутки, 7 дней в неделю одним или несколькими из следующих способов:

При этом, согласно АППК РК 

Статья 63. Общие требования, предъявляемые к обращению

2. В обращении, поданном в письменной форме либо в форме электронного документа, протоколе указываются:
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии);
2) наименование административного органа, должностного лица, которым подается обращение;
3) суть обращения;
4) дата подачи обращения;
5) подпись заявителя или его представителя;
6) иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 64. Прием, регистрация, возврат и отзыв обращения
1. Обращение, поданное в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.Отказ в приеме обращения запрещается.
2. В случае подачи обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, юридическому лицу со стопроцентным участием государства заявителю выдается талон, содержащий уникальный номер, с указанием даты и времени, фамилии и инициалов, должности лица, принявшего обращение.
3. Обращение регистрируется в день его поступления.

4. Обращения, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5. Порядок обращения посредством видеоконференцсвязи или видеообращения участников административной процедуры к руководителям государственных органов и их заместителям определяется уполномоченным органом в сфере информатизации.
6. В случае несоответствия обращения требованиям, установленным статьей 63 настоящего Кодекса, административный орган, должностное лицо указывают заявителю, каким требованиям не соответствует обращение, устанавливают разумный срок для приведения его в соответствие с требованиями.
7. Административный орган, должностное лицо возвращают обращение, если заявитель не привел его в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан в срок, установленный административным органом, должностным лицом.

Т.е., законодательство РК не предусматривает рассмотрение анонимных обращений. Можете ли ответить законно ли требование указанной выше Политики инициативного информирования, в части рассмотрения анонимных обращений в Самрук-Энерго и что предпринять если приходят работники комплаенс службы с проверкой по анонимным обращениям.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если вопрос проверки- тогда порядок проверок надо смотреть, а не приема обращений.
Служебные и административно-правовые отношения в целом по ситуации довольно многогранны для анализа в одном предложении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за ответ.

Но мне кажется прием обращений (к этому пункту нет претензий) и последующая проверка согласно АППК взаимосвязаны.

Т.е. прием обращения в работу возможно только при соответствии обращения требованиям ст. 63. Если не выполнены эти условия то обращение возвращается, и никакого дальнейшего рассмотрения не может быть. Это следует из п.п. 6 и 7 ст. 64: 

6. В случае несоответствия обращения требованиям, установленным статьей 63 настоящего Кодекса, административный орган, должностное лицо указывают заявителю, каким требованиям не соответствует обращение, устанавливают разумный срок для приведения его в соответствие с требованиями.
7. Административный орган, должностное лицо возвращают обращение, если заявитель не привел его в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан в срок, установленный административным органом, должностным лицом.
 
А в их Политике указано: 10. Компания признает, что важно повышать доверие к линии инициативного информирования, для того чтобы работники и иные ассоциированные лица могли быть уверены, что их сообщения будут рассмотрены должным образом и будут предприняты соответствующие меры реагирования. 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А почему Вы уверены, что это именно административно-правовые отношения, а не трудовые, например?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сейчас входит в моду менеджмент иностранных компаний, например, Тойота. Некоторые казахстанские топ-менеджеры высказывались о внедрении на их предприятиях таких новационных метод как, например, бережливая экономика, основанная на философии Кайдзен.

Вероятно, это уже не столь правовой аспект, как, скорее, некий идеологический. 

Возможно, что политика инициативного информирования и основана на возможности получения качественной информации с рабочих мест, поскольку подчинённые боятся, в силу своего слабого положения, стучать на руководство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однозначно отношения не трудовые, т.к. у них указано: " Компания признает, что важно повышать доверие к линии инициативного информирования, для того чтобы работники и иные ассоциированные лица могли ..." т.е. речь идет о проверке анонимных обращений не только работников, но и других третьих лиц.

Далее из той же Политики: 3. Политика предусматривает руководство для работников Компании и иных ассоциированных лиц, каким образом они могут выражать обеспокоенность в отношении совершенных или совершаемых нарушений в Компании соответствующим лицам.
Ниже приведены примеры:
Взятничество и коррупция:
 Незаконное вознаграждение
 Мошенничество
 Сговор
 Принуждение
 Злоупотребление полномочиями
Неравные условия найма и труда:
 Трудовые конфликты
 Дискриминация
 Трудовые конфликты
 Домогательства
 Неэтическое поведение
Нарушение бухгалтерского учета:
 Ошибки в бухгалтерском учете
 Искажения в бухгалтерском учете
 Финансовые упущения
 Фальсификация записей и
документов
Угроза здоровью, безопасности и
окружающей среде:
 Ущерб окружающей среде
 Вред имуществу
 Небезопасные условия работы
 Кража
 Нанесение вреда здоровью
Утечка информации:
 Несанкционированное
раскрытие конфиденциальной и
инсайдерской информации

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добрый день.

У вас всё запутано уже в самом вопросе.

Не нужно смешивать внутренние порядки, по которым живет тот же Самрук-Энерго и взаимоотношения, урегулированные законодательством. 

Может ли Самрук-энерго (само или через договорные отношения с третьим лицом) собирать анонимные сведения, они же сообщения/мнения по тем или иным вопросам? Да может. Это законом не запрещено. При этом, оно не может лишать права на обращение в порядке АППК. Т.е. их введенный порядок сбора анонимных обращений не может замещать (быть вместо) АППК/иного законодательства. Параллельно может быть всё, что не запрещено законом. 

Могут ли к вам приходить с проверкой, инициированной по анонимному обращению некие комплаенс службы? Законно ли это? Если Самрук-энерго имеет с некой комплаенс службой соответствующие договорные обязательства - то это совершенно законно (каждая сторона исполняет свою часть договора). Здесь стоит отличать проверки, проводимые госорганами, типа СЭС/пожарки и тому подобных служб. У них порядок регистрации и проверок предусмотрен законами и им плевать на то, какие у вас договорные обязательства имеются. Они придут и проверят. Вот их проверки нужно смотреть на регистрацию в прокуратуре и так далее.

При этом, предположим, что к самрук-энерго есть договорные обязательства с неким ТОО и на него поступают анонимные жалобы в комплаенс службу, аффилированную только с самрук-энерго. Тогда приход комплаенс службы в это ТОО с проверкой незаконен. ТОО может добровольно пустить проверяющих, но они не могут что-то им указывать, запрещать и так далее (как делает это СЭС например). С другой стороны, если договор самрук-энерго с этим ТОО предусматривает участие в деятельности этого ТОО комплаенс службы аффилированной с самрук-энерго, то тут всё зависит от условий, прописанных в договоре. Это чисто гражданско-правовые отношения между двумя хозяйствующими субъектами, которые они должны (в идеале) решать сами либо суд/арбитраж.

   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 27.03.2022 в 11:31, Лаврентий П. сказал:

Добрый день.

Могут ли к вам приходить с проверкой, инициированной по анонимному обращению некие комплаенс службы? Законно ли это? Если Самрук-энерго имеет с некой комплаенс службой соответствующие договорные обязательства - то это совершенно законно (каждая сторона исполняет свою часть договора). Здесь стоит отличать проверки, проводимые госорганами, типа СЭС/пожарки и тому подобных служб. У них порядок регистрации и проверок предусмотрен законами и им плевать на то, какие у вас договорные обязательства имеются. Они придут и проверят. Вот их проверки нужно смотреть на регистрацию в прокуратуре и так далее.  

Спасибо за отклик. Если смотреть регистрации только гос органов, то как быть с:

Правила
регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы «Электронные обращения»

 Глава 1. Общие положения

 1. Настоящие Правила регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы «Электронные обращения» (далее - Правила) определяют порядок регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы «Электронные обращения» (далее - ИАС «Электронные обращения»).

 

подобная норма существует и в АППК:
Статья 64. Прием, регистрация, возврат и отзыв обращения
2. В случае подачи обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, юридическому лицу со стопроцентным участием государства заявителю выдается талон, содержащий уникальный номер, с указанием даты и времени, фамилии и инициалов, должности лица, принявшего обращение.
 
Самрук-Энерго как раз и относится к юр лицам со 100% участием государства, следовательно обязан исполнять требования указанных выше Правил регистрации и АППК, тем более при проверках работников дочерних компаний.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Гость Алдан сказал:

Самрук-Энерго как раз и относится к юр лицам со 100% участием государства, следовательно обязан исполнять требования указанных выше Правил регистрации и АППК, тем более при проверках работников дочерних компаний.

Начнём с начала.

Самрук-энерго обязан исполнять требования АППК только тогда, когда к ним поступает именно обращение.

Вопрос, а как отличить обращение, которое нужно нужно регистрировать и рассматривать по АППК, от любого другого? Очень просто. Самрук-энерго спрашивает у инициатора этого обращения - дорогой товарищ, в каком порядке ты хочешь, чтобы твой сигнал рассмотрели. И в зависимости от полученного ответа решает. То есть, он не может против воли инициатора обращения регистрировать или наоборот отказать в регистрации. Всё зависит от желания инициатора обращения. На этом и построен АППК. 

С другой стороны, написав анонимку, гражданин не может требовать её рассмотрения. Без соблюдения установленного в АППК порядка подачи обращения, госучреждение вправе ничего с его "анонимной инициативой" не делать.

В вашем случае, если анонимные сигналы собирают некие частные структуры, эта деятельность не будет подпадать под действие АППК. С точки зрения закона, их деятельность называется - анонимный социологический опрос/обезличенный сбор информации. Если в ней не содержится секретных сведений, то ей может заниматься кто угодно.

Может ли Самрук-энерго заключить такой договор, чтобы рассмотрением обращений занималась сторонняя частная контора. Да может, при условии что самрук-энерго будет признавать все решения этой конторы. НО, с этим всё не так просто. Там много нюансов. Фактически, это выглядит как наём специалиста, для решения вопроса в котором сам (самрук-энерго) не компетентен, но за твой (самрук-энерго) счет. Один из нюансов, инициатор обращения не должен нести дополнительных расходов (не предусмотренных законом) при решении по его обращению. Т.е. частная контора сидящая на договоре с самрук-энерго не вправе устанавливать никаких сборов за "ускорение" или "правильное" решение или за само решение вопросов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования