Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Банкротство турецкой авиакомпании. Как вернуть деньги?


Рекомендуемые сообщения

Моя подруга является директором Туристической компании. Между ее компанией и казахстанским туроператором был заключен агентский договор на предоставление комплекса туристических услуг.

Казахстанские туроператоры позвонили моей подруге, и сказали, что в связи с банкротством турецкой авиакомпании, они не смогут выполнить свои обязательства по агенстскому договору, что билеты аннулированы, и отели ими не проплачены в Турции, что деньги они моей подруге не смогут возвратить и попросили разбираться со своими туристами самостоятельно.

У моей подруги семь туристов, которые ей оплатили за путевки в Турцию. За двоих туристов она в срочном порядке из собственных средств оплатила за авиаперелет и отель.Еще пятеро должны в августе лететь.

Между ее компанией и страховой компанией заключен Договор страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента.

Она обратилась к менеджерам по страхованию, о том чтобы страховая компания возместила ей суммы за ущерб, причиненный туристам

Но менеджеры по страхованию сказали, что страховой случай еще не наступил, что им нужно предоставить вступившее в законную силу решение суда.

"Статья 17. Страховой случай и определение размера страховой выплаты

1. Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности туроператора и турагента признается факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя по возмещению вреда, причиненного имущественным и (или) иным интересам туриста при предоставлении ему туристских услуг.

2. Страховой случай считается наступившим с момента вступления в законную силу решения суда о возмещении вреда, причиненного страхователем, либо признания страхователем требований туриста о возмещении вреда обоснованными и согласия страховщика с признанием требований страхователем"

Это значит, что она должна ждать, когда ее туристы подадут на нее в суд исковое заявление, после вынесения судом решения, чтобы она возместила вред туристам, и только после этого, она должна заявить в страховую компанию об осуществлении ей страховой выплаты?

А как возвратить деньги, за тур.услуги двоим туристам, деньги которых она оплатила из собственных средств? Так как они полетят на отдых без проблем, и никакие требования и исковые заявления в суд на нее они подавать не будут.

Подскажите, что делать, девушка конкретно попадает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

подавать в суд на туроператора. банкротство авиакомпании - его проблема. турпоездка - продукт, сформированный в Казахстане. туроператор на территории РК отвечает за все риски, в т.ч. за банкротство перевозчика, ибо продукт формировался им по своим усмотрениям и убеждениям, а убеждения эти были вполне ясны - накосить побольше денег т.к. авиакомпания последние 6 мес. продавала билеты по ценам ниже их себестоимости. туристам же эти билеты продавались по обычной розничной цене.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, для начала следует определить: кто и в каком размере должен нести ответственность за неисполнение проданного турпакета: туроператор или турагент.

Для этого следует проанализировать условия агентского договора и, главное, установить, что именно продавалось турагентом и от чьего имени?

Если выяснится, что турагент действовал в качестве поверенного от имени туроператора - то и возмещать убытки туристам должен, в первую очередь, туроператор.

подавать в суд на туроператора

Турагент будет подавать в суд на туроператора от имени потерпевших туристов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

по ЗРК о туристской деятельности туроператор формирует турпакеты и оптом отдает их турагентам, а турагенты реализуют их розничным потребителям. потом перечисляют деньги туроператору, оставляя себе свой процент

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, а что, если подойти к этому вопросу через возмещение расходов страхователю (турагенту):

Статья 12. Права и обязанности страхователя

2. Страхователь обязан:

5) принять меры к уменьшению убытков от страхового случая;

Статья 13. Права и обязанности страховщика

2. Страховщик обязан:

6) возместить страхователю (застрахованному) расходы, понесенные им в целях предотвращения или уменьшения убытков при страховом случае.

Статья 17. Страховой случай и определение размера страховой выплаты

4. Расходы, понесенные страхователем в целях предотвращения или уменьшения убытков, подлежат возмещению страховщиком, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика, даже если соответствующие меры оказались безуспешными.

Такие расходы возмещаются в фактических размерах, однако с тем, чтобы общая сумма страховой выплаты и компенсации расходов не превысила страховой суммы, предусмотренной договором обязательного страхования ответственности туроператора и турагента, если расходы возникли в результате исполнения страхователем указаний страховщика, они возмещаются в полном размере безотносительно к страховой сумме.

Статья 18. Условия и порядок осуществления страховой выплаты

5. Выгодоприобретателем является турист, которому причинен вред страхователем в связи с оказанием туристских услуг, а в случае гибели туриста - его наследники.

Выгодоприобретателем может являться также страхователь или иное лицо, возместившие туристу (его правопреемнику) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившие право на возмещение своих расходов от страховщика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Турагент будет подавать в суд на туроператора от имени потерпевших туристов?

нет. турагент будет предъявлять претензии туроператору от своего имени, если он возместит ущерб туристам.

не обязательно же "кидать" всех туристов и загонять их в суд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги! А что дает нашему турагенту право/основания возмещать туристам ущерб в полном объеме?

...и страховкой турагента, боюсь, покрывается только сумма его агентского вознаграждения...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Также, может ли страховщик безо всяких причин (без обоснования) не соглашаться с признанием страхователем требований туриста о возмещении вреда?

2. Страховой случай считается наступившим с момента вступления в законную силу решения суда о возмещении вреда, причиненного страхователем, либо признания страхователем требований туриста о возмещении вреда обоснованными и согласия страховщика с признанием требований страхователем.

Конечно же, страховщик всегда будет против того, чтобы дать своё согласие. Но такой необоснованный отказ наверное можно оспорить в суде?

Вообще норма п. 2 ст. 17 Закона РК "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента" ещё та, наверняка страх.компании её пролоббировали. Т.к. из общего числа туристов только единицы пойдут в суд, чтобы взыскать вред с турфирмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги! А что дает нашему турагенту право/основания возмещать туристам ущерб в полном объеме?

тот факт, что перед конечным потребителем он несет ответственность за исполнение договора на туристское обслуживание. турист покупает продукт у турагента, а не у турпоератора. в договоре лишь указано каким туроператором продукт сформирован, но отношений турист-туроператор не возникает.

аналогично. если я купил в магазине банку некачественной тушенки, то отвечать передо мной будет магазин, а не производитель тушенки в челябинске или та корова, из которой сделана тушенка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...и страховкой турагента, боюсь, покрывается только сумма его агентского вознаграждения...

Боюсь, что ответственность туроператора тоже застрахована только на случай причинения им (туроператором) вреда туристу, на отношения с турагентом она не распространяется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

тот факт, что перед конечным потребителем он несет ответственность за исполнение договора на туристское обслуживание. турист покупает продукт у турагента, а не у турпоератора. в договоре лишь указано каким туроператором продукт сформирован, но отношений турист-туроператор не возникает.

ПАзвольте-пАзвольте! :dont: Это мы выяснили первым делом (см. мое первое сообщение в теме):

следует проанализировать условия агентского договора и, главное, установить, что именно продавалось турагентом и от чьего имени?

Чем оформлен турпакет? Авиабилетами и ваучерами. Чей нейм на билетах и ваучерах: туроператора. Или авиакомпании и туроператора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Боюсь, что ответственность туроператора тоже застрахована только на случай причинения им (туроператором) вреда туристу, на отношения с турагентом она не распространяется.

распространяется, если вред туристу возмещен турагентом.

Выгодоприобретателем является турист, которому причинен вред страхователем в связи с оказанием туристских услуг, а в случае гибели туриста - его наследники.

Выгодоприобретателем может являться также страхователь или иное лицо, возместившие туристу (его правопреемнику) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившие право на возмещение своих расходов от страховщика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насколько мне известно, туроператор заключил с авиакомпанией Sky Airlines чартерный договор. Все билеты на рейсы продавались самим туроператором. Турагенты лишь продавали созданный туроператором турпродукт - конкретные туры, включая перевозку самолётом. Т.е. турпродукт был комплексным, там даже стоимости билетов для туристов отдельно не определялась, была только общая стоимость путёвки, включая всё (перелёт, проживание, трансфер и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

распространяется, если вред туристу возмещен турагентом.

Согласна. Тогда сейчас более простой выход - турагенту обращаться в суд и взыскивать ущерб с туроператора, затем идти к страховщику туроператора и требовать страховой выплаты (т.к. туроператор, судя по всему, тоже уже несостоятельный стал).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чем оформлен турпакет? Авиабилетами и ваучерами. Чей нейм на билетах и ваучерах: туроператора. Или авиакомпании и туроператора.

причем тут турпакет?

на авиабилетах всегда будет нейм компании-перевозчика и никакой иной.

важно чем оформлены отношения по предоставлению услуг туристу. а оформляются они только договором. ваучер не заменяет договор, а подтверждает право туриста на определенные услуги.

тур-набор определенных услуг, в том числе и услуг перевозки.

за весь тур в конечном итоге отвечает туроператор на территории РК

завод в Усть-Каменогорске производит автомашины. Кто за ее качество будет отвечать перед покупателем? Завод, осуществивший сборку, или производитель каждой отдельной комплектующей детали?

поэтому значение тут имеет только одно. входила ли перевозка в состав тура, сформированного оператором или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Т.е. турпродукт был комплексным, там даже стоимости билетов для туристов отдельно не определялась, была только общая стоимость путёвки, включая всё (перелёт, проживание, трансфер и т.д.).

...и на ваучере стоит подпись и печать туроператора!

Таким образом, если в нашей ситуации есть только ваучер туроператора, если нет письменного Договора на тур.обслуживание, заключенного турагентом, то у нас нет оснований утверждать, что турагент заключал договор на туристское обслуживание от своего имени, а не действовал при продаже тура в качестве поверенного от имени туроператора.

Если турагент - поверенный, то он туристам, по большому счету, не должен возмещать убытки.

ваучер не заменяет договор, а подтверждает право туриста на определенные услуги.

Я не готов так утверждать, поскольку вижу в ст.17 Закона:

1. Оказание туристских услуг осуществляется на основании договора.

...

8. В случае приобретения туристских услуг, входящих в состав тура, подтверждающим документом прав туриста на соответствующие услуги является туристский ваучер.

причем тут турпакет?

на авиабилетах всегда будет нейм компании-перевозчика и никакой иной.

Я бы сказал: при чем тут авиабилеты, если перелет входит в тур?! :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

типовой договор

2. Информация, представляемая Потребителю

1. Описание программы и маршрута путешествия ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

(страна (место) временного пребывания, пункты пребывания, посещения туристских ресурсов)

2. Дата и время начала и окончания путешествия _____________________________________________________________________________

3. Услуги по перевозке Потребителя ________________________________________________________________________________________

(вид, тип и категория транспорта на всех этапах

_______________________________________________________________________________________________________________________

путешествия, включая трансферт, наименование перевозчика (перевозчиков))

Турагенты лишь продавали созданный туроператором турпродукт - конкретные туры, включая перевозку самолётом.

:druzja:

сейчас так продаются почти все туры. кому нужна гостиница отдельно от средства, на котором до нее добраться? хотя, возможно, есть и такие продукты.

целью закона и создания такой субстанции как туроператор и было то, чтобы кто-то нес конечную ответственность в РК за услуги, а не как до этого, когда турфирма тупо посредник между туристом тут и услугодателема там. и ни за что не отвечает. мол я только перепродал иностранную услугу-разбирайтесь с ними, а не со мной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Александр, мне эта ситуация немного знакома, поэтому позволю себе пояснить следующее:

- между турагентом и туроператором заключен агентский договор, согласно которому турагент обязуется ОТ СВОЕГО имени продавать созданный туроператором турпродукт (что-то типа услуг по продвижению турпродукта туроператора). За это туроператор платит турагенту вознаграждение;

- между турагентом и туристом заключен письменный договор, согласно которому турагент оказывает туристу туристские услуги, которые заключаются в реализации путёвок, включающих ВСЁ (проживание, перелёт, трансфер);

- между туроператорм и авиакомпанией был заключен чартерный договор и туроператор самостоятельно продавал места на воздушном судне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

- между турагентом и туристом заключен письменный договор, согласно которому турагент оказывает туристу туристские услуги, которые заключаются в реализации путёвок, включающих ВСЁ (проживание, перелёт, трансфер);

Мне тоже знакома ситуация, поскольку мне недавно пришлось отказаться от заранее приобретенного тура на 3 человек :( -

на руках от турагента были только приходные кассовые документы, а ваучеры были оформлены за подписью и печатью туроператора.

Поэтому, полагаю, могут быть варианты в случае ТСа. И если турагент, в том случае, не продавал тур от своего имени, то, IMHO, у него нет полной материальной ответственности перед туристами. Эту ответственность несет туроператор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не готов так утверждать, поскольку вижу в ст.17 Закона:

а я готов. аналогично. техпаспорт на автомашину подтверждает право собственности, но возникает оно из договора.

Я бы сказал: при чем тут авиабилеты, если перелет входит в тур?!

потому что перелет - одна из услуг тура. право на эту услугу в отношениях турист-агент устанавливается договором и может подтверждаться ваучером, а в отношениях турист-перевозчик авиабилет подтверждает право туриста на перелет. хотя в этой части согласен, что вполне можно ограничиться ваучером, которого д.б. достаточно перевозчику для допуска к перелету туриста. для этого д.б. соответствующий договор авиакомпания-туроператор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а ваучеры были оформлены за подписью и печатью туроператора.

Но ваучер является лишь документом, который подтверждает права туристов на соответствующие тур.услуги, входящие в состав тура, но не является договором. Иными словами, в состав тура входит проживание в отеле, вам выписывают ваучер на проживание в отеле, входит в тур экскурсия - выдают ваучер на экскурсию. Но ваучер это не договор. Согласно закону о турист.деятельности:

Статья 17. Договор на туристское обслуживание

1. Оказание туристских услуг осуществляется на основании договора. Договор на туристское обслуживание заключается в письменной форме, за исключением договоров, заключаемых гидом (гидом-переводчиком) и экскурсоводом, и должен соответствовать законодательству Республики Казахстан.

Существенные условия договора на туристское обслуживание устанавливаются типовым договором, утвержденным Правительством Республики Казахстан.

А договор между туристом и турагентством или туроператором обязательно должен заключаться.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И если турагент, в том случае, не продавал тур от своего имени, то

турагент всегда продает тур от своего имени.

туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации туристским агентам и туристам, а также по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного нерезидентом Республики Казахстан (далее - туроператор);

т.е. оператор продает либо агентам либо туристам напрямую, но не туристам через агента. когда агент купил тур у оператора, он становится его собственником и дальше продает его уже от себя.

9) туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором (далее - турагент);

сформированного оператором, но не от имени оператора.

Должен. А если его нет? :smile:

видимо будут применяться условия типового. для того он и утвержден.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если договор есть и услуга продана туристам турагентом от имени турагента, то, полагаю, следует рекомендовать турагенту:

1. Получить надлежащее подтверждение невозможности ранее планируемого трансферта, а также отказ туроператора предоставить адекватную замену трансферта,

2. Заключить с туристами доп.соглашение, с описанием ситуации и условием о замене трансферта (за счет турагента)

3. Идти в суд с иском к туроператору.

Возможно, следует, соглашение из п.2 изобразить как соглашение о возмещении убытков и пытаться получить со страховой компании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования