Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Приоритетное право государства против преимущественного права акционера на выкуп


Гость Дарьял

Рекомендуемые сообщения

Коллеги, нужно Ваше драгоценное мнение, желательно подкрепленное доктриной или судебной практикой.

Ситуация:

Есть компания А - недропользователь. У нее 2 акционера - компания Б (50%) и компания В (50%). Компания Б желает продать свои 50% третьему лицу. На данную сделку распространяются положения Закона о недрах о приоритетном праве государства в сфере недропользования (т.е. исключения не применимы).

Между компаниями Б и В заключено акционерное соглашение, в соответствии с которым акционер не может продать свои акции третьей стороне, не предложив другому акционеру воспользоваться преимущественным правом приобретения продаваемых акций. Право, применимое к соглашению акционеров, - право Англии.

Вопрос:

Как соотносится приоритетное право государства и преимущественное право на выкуп другого акционера? Кому первому предлагать акции? Можно ли это делать параллельно?

У меня есть догадка, что государству надо предложить первому (как императивная норма закона, которую нарушать нельзя, даже выбрав правом, применимым к соглашению акционеров, право Англии). Права ли я?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Между компаниями Б и В заключено акционерное соглашение, в соответствии с которым акционер не может продать свои акции третьей стороне, не предложив другому акционеру воспользоваться преимущественным правом приобретения продаваемых акций. Право, применимое к соглашению акционеров, - право Англии.

Думается мне, что подобное соглашение может быть признано недействительным. Поскольку преимущественное право государство предусмотрено законом. Посмотрите акционерное соглашение, возможно, его условия не распространяются в отношении первоочередного право государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Матэус, большое спасибо за комментарий. Я предусмотрительно изучила соглашение акционеров вдоль и поперек: нет там ни про приоритетное право государства, ни про соотношение соглашения с правом Казахстана. Ни-че-го! Еще и статью неоднозначную нашла: http://journal.zakon...osudarstva.html Тут автор то так, то эдак поворачивает.

Все-таки мне что-то подсказывает, что недропользование относится к публичному порядку (хотя понятие публичного порядка очень размытое). + Норма Закона о недрах о приоритетном праве сформулирована императивно: государство имеет приоритет перед ЛЮБЫМИ юридическими лицами.

Резюме: сначала надо предложить государству, потом - другому акционеру, а потом уже, после получения отказов, с третьим лицом сделку заключать. Посмотрим, может, еще кто-то выскажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Полагаю, что требования закона будут иметь преимущественную юридическую силу перед соглашением акционеров, даже если оно заключено по законодательству Англии.

По хорошему стоило бы сначала предложить государству, но что бы минимизировать свои собственные риски направьте одновременно два предложения и государству и второму акционеру. Со своей стороны вы обязательства перед всеми выполните, а если возникнет спор, то второй акционер будет судиться уже с государством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Николай Желтяков, почему ему судиться с государством если в акционерном соглашении оно не сторона ?

Дарьял, какой порядок разрешения споров предусмотрен в соглашении ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще и статью неоднозначную нашла: http://journal.zakon...osudarstva.html Тут автор то так, то эдак поворачивает.

Статья старая 2005 года, с тех пор много что изменилось, в т.ч. новый закон о недрах вышел.

Резюме: сначала надо предложить государству, потом - другому акционеру, а потом уже, после получения отказов, с третьим лицом сделку заключать.
Разделяю выводы Вашего резюме. Только государству Вы не предлагать будете, а просить разрешение на отчуждение объекта, связанного с правом недропользования.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Spirit, подсудность - LCIA.

Николай, Ваша логика понятна. Но, если направить предложение и государству, и второму акционеру, то как быть продавцу, если согласятся оба? Кому из них долю продавать? Более того, такой вариант связан с риском, а компании Б нужно риски минимизировать.

Эвитта, действительно, статья старая. Я не обратила внимание. По поводу предлагать/просить разрешение на отчуждение - да, Вы правы. Я это и имела в виду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Эвитта! У меня возник попутно вопрос. И возник он в связи с Вашим замечанием о том, что мы будем не предлагать, а просить разрешение. Разрешение испрашивается на конкретную сделку? То есть компания Б должна указать конкретного будущего покупателя? Если так, то может получиться вот что: компания Б укажет третье лицо, государство одобрит отчуждение; потом на основании соглашения акционеров компания Б предложит долю второму акционеру, а тот согласится. В итоге, доля будет отчуждена не тому лицу, которое было одобрено государством. Как быть? Или я что-то не так в Законе о недрах понимаю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да нет, всё так понимаете. В заявлении на отчуждение объекта, связанного с правом недропользования, необходимо будет указать сведения о приобретателе.

Я полагаю, что в том случае, если государство, предположим, даст вам разрешение на отчуждение доли в пользу 3-го лица и вы пойдёте получать отказ от приобретения доли у второго участника и тот воспользуется своим правом преимущественной покупки, то необходимо будет получать ещё одно разрешение, но уже на отчуждение доли в пользу второго участника. Я понимаю, что здесь опять появляются вопросы, а что, если на этот раз государство воспользуется своим приоритетным правом и т.д. и т.д. Но, боюсь, что идеального выхода в рассматриваемом случае законодательство не предлагает.

Похоже, что более правильным алгоритмом будет всё же получение сначала отказа второго участника (и, кстати, необходимо получить также ещё отказ от приобретения доли самим ТОО), а только потом, в зависимости от того, кто будет приобретателем (второй участник ТОО или 3-е лицо) обращаться за разрешением на отчуждение объекта, связанного с правом недропользования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эвитта, по-моему, Ваша логика правильная (имею в виду - сначала предложить акционеру, а потом проинформировать государство об этом). Единственное, что я не написала: компания-недропользователь не является казахской, это компания, учрежденная по праву иностранного государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования