Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Законодательство о рекламе


Рекомендуемые сообщения

Мне необходимо ваше мнение по следующему противоречию:

ГК РК ст. 447 определяет:

1. Выставление товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой...

Так вот,

Огромная вывеска с изображением, например, пачки сигарет, находящаяся над супермаркетом, является публичной офертой, с предложением купить данные сигареты здесь (и является собственностью владельца магазина и не требует каких либо спецразрешений на размещение)  или является объектом рекламы и соответственно попадает под контроль государственных органов, ответственных за размещение визуальной рекламы и требует специальных разрешений? То есть мой вопрос заключается в следующем: в чем отличие рекламы от публичной оферты.

и вопрос второй:

в чем отличие рекламы продукции от рекламы товарного знака?

с меня маааааленькая кружечка пива... :shocked:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То есть мой вопрос заключается в следующем: в чем отличие рекламы от публичной оферты.

полагаю, что любая  информация, распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации является рекламой (см.пп.1 ст.3 ЗРК О рекламе).

соответственно, "Огромная вывеска с изображением, например, пачки сигарет, находящаяся над супермаркетом" является, прежде всего, рекламой.

другой вопрос: всякая ли реклама является офертой?

здесь мы должны смотреть п.2 указанной Вами ст.447 ГК:

2. Предложение товара, указанного в его рекламе ... не в месте продажи товара и не содержащ[..] существенных условий договора купли - продажи, не признается публичной офертой.

в тоже время, согласно п.4 ст.395 ГК

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

соответственно, "Огромная вывеска с изображением, например, пачки сигарет, находящаяся над супермаркетом" является, прежде всего, рекламой.

Позвольте не согласиться с Вами.

Согласно ст. 4 п.2-1 закона об НПА приоритет имеет Кодекс, соответственно, прежде всего, я должна рассматривать данный плакат в месте продажи как публичную оферту.

Но в таком случае, Закон о рекламе противоречит ГК РК в терминологии.

И если данный плакат относится к публичной оферте, то он не попадает под законодательство о рекламе и соответственно я не должна осуществлять за него какие либо платежи в местный бюджет. Я так понимаю.

на деле все происходит совершенно иначе. любая вывеска, располагающаяся снаружи в городе Алматы, попадает под контроль Алматыжарнама, и на ее размещение требуется специальное разрешение. Если Алматыжарнама такого разрешения не дает, то происходить ущемление ваших прав как предпринимателя - вы не можете объявить о том какой товар у вас имеется в наличии своим покупателям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Позвольте не согласиться с Вами.

Согласно ст. 4 п.2-1 закона об НПА приоритет имеет Кодекс, соответственно, прежде всего, я должна рассматривать данный плакат в месте продажи как публичную оферту.

Но в таком случае, Закон о рекламе противоречит ГК РК в терминологии.

Вы совершенно вольны в своем согласии или не согласии - я, безусловно, уважаю Ваше мнение, коллега!  :shocked:

тем не менее, я не вижу здесь никакого противоречия между терминами и нормами ст.447 ГК РК и ЗРК О рекламе, поскольку в первом случае дефинируется понятие "публичной оферты", а во втором случае -понятие "рекламы".

полагаю, у оферты (sic: рассматриваем здесь "публичную оферту", поскольку, она, в отличие от простой (непубличной) оферты также, как и реклама адресуется неопределенному кругу лиц) и рекламы имеются существенные различия:

оферта - это предложение заключить договор;

реклама - это информация, призванная формировать и поддерживать интерес и способствовать заключению договора.

таким образом, определенные законодательством функции (предназначения) оферты и рекламы - различны, но нигде не указано, что обе эти функции (и рекламы, и публичной оферты) не могут быть объединены при реализации.

в связи с этим, я не вижу оснований делать вывод, что реклама чего-либо не может содержать предложения заключить договор, также я не вижу оснований не расценивать публичную оферту в качестве рекламы.

полагаю, что мой вывод вполне подтверждается вышецитированной оговоркой п.2 ст.447 ГК РК:

если ее проанализировать с применением логической операции отрицания :krutoy: - получим:

Предложение товара, указанного в его рекламе, обращенной к неопределенному кругу лиц в месте продажи товара или содержащей существенных условий договора купли-продажи, признается публичной офертой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Для чего необходимо различие данных понятий.

Если закон о рекламе запрещает определенные виды рекламы, то ГК не запрещает делать публичные оферты (не важно в каком виде).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если закон о рекламе запрещает определенные виды рекламы, то ГК не запрещает делать публичные оферты (не важно в каком виде).

ok, уважаемая Elishka, давайте, для вящей убедительности, перейдем к рассмотрению примеров. :shocked:

Итак: в большом-большом городе есть большая-большая улица. На этой большой-большой улице стоит большой-большой киоск, специализированно торгующий чем-либо. Над этим большим-большим киоском (т.е. в месте торговли чем-либо) размещен большой-пребольшой билборд на котором изображено в каком-либо виде то, чем торгует этот самый киоск...  :krutoy:

А теперь, пожалуйста, приведите пример изображения на этом билборде, которое будет допустимо, если расценивать билборд только в качестве публичной оферты, и является недопустимым, если расценивать сей билборд в качестве рекламы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Например, с изображением алкогольной продукции или заменителя молока

Очень хорошо!  :)

давайте, отойдем от киоска метров на 50 (откуда не будет видны продаваемые в киоске бутылочки с алкогольной продукции или заменителя молока) и сделаем качественные фотографии Вашего билборда над киоском...  :krutoy:

а теперь, уважаемая коллега Elishka, скажите, пожалуйста, в каком суде и каким способом Вы докажете, что этот самый большой-пребольшой билборд, фотографии которого приобщены к материалам судебного дела, не является той самой запрещенной в Республике Казахстан наружной (визуальной) рекламой алкогольной продукции или заменителя молока, размещенной в населенном пункте в виде билборда, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к вышеуказанному товару и способствовать его реализации?!!  :type:

:shocked:  ...ну, не вижу я законодательных оснований противопоставлять публ.оферту и рекламу и недопускать их совмещения в одном предмете!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я в качестве доказательства приобщу видеосъемку данного билборда.

ну а вообще, наш спор мне кажется приходит к тупику, так как налицо основное правило юриста - закон, что дышло.

Большое спасибо за сотрудничество!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

наш спор мне кажется приходит к тупику, так как налицо основное правило юриста - закон, что дышло.

Большое спасибо за сотрудничество!

Взаимно  :shocked:

PS: в любом случае, коллега, я не хотел бы в суде отстаивать Ваш постулат: "публичная оферта не может быть рекламой".

Успехов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересную вещь нашла - "Правил размещения рекламно-информационной продукции в городе Алматы", утверждённые решением Алматинского городского маслихата XXII сессии I созыва от 30 сентября 1998 года.

Наружная (визуальная) реклама" - распространяемая в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и других объектов размещения рекламы и информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать у них интерес к ним. Не является наружной (визуальной) рекламой рекламно-информационная продукция о предприятии собственника здания, транспортного средства или земли и (или) производимых им товарах и оказываемых им услугах, размещаемая в пределах его собственности и плата не взимается. Любая дополнительная наружная информация (о юридическом или физическом лице, его товарах, идеях и услугах), размещаемая на объектах собственности других юридических или физических лиц относится к наружной (визуальной) рекламе.

И раз уж речь идёт об Алматыжарнама, то они то уж точно должны быть знакомы с этими Правилами. Если я правильно поняла Elishkу, именно с ними возникли проблемы по продаже продукции её компании в фирменном магазине? Тогда этот пункт очень хорошо их должен убедить.

Если же речь идёт о рекламе, например, пива, которое продаётся не только в этом магазине, то такой плакат я бы отнесла к визуальной рекламе. Ну а вот скажем, если бы просто стоял стенд, на котором перечислялись товары, которые можно приобрести в данном магазине, то в данном случае это можно рассматривать как публичную оферту в адрес потенциальных покупателей.

Так что в целом соглашусь скорее с Александром, реклама может содержаться в публичной оферте, также как и публичная оферта может быть сделана через рекламу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет нет нет.

Я не утверждаю, что публичная оферта не может быть рекламой.

наоборот - публичная оферта может быть в любом виде, главное, по-моему, чтобы она была понятна лицу, которому она адресована.

но вот как мне рассматривать билборд? мне кажется в соответствии с вышеприведенными ссылками на нормы законодательства, если билборд находится в месте продажи, то это публичная оферта и законодательство о рекламе на него не распространяется.

ту Эвитта: с правилами этими я тоже знакома. здесь другая интересная ситуация вырисовывается. Закон о реклама включает в себя понятие реклама товарных знаков, тогда как это Решение маслихата данное понятие не включает. с другой стороны, данное решение маслихата дает свое понятие "визуальной (наружной) рекламы" чем очень сокращает понятия закона о рекламе.

или же например, понятие "другие объекты размещения рекламы" - что это такое - определяет алматыжарнама. Например, стакан с изображением товарного знака является объектом размещения рекламы? :shocked:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Например, стакан с изображением товарного знака является объектом размещения рекламы?

Ну опять как на это посмотреть. Если эти стаканы компания-собственница товарного знака распространяет среди неопределённого круга лиц, то реклама. Ну а если в своём офисе только стаканчики держит, то какая же это реклама?

Предлагаю к вопросу с другой стороны подойти. Когда компания-производительница определённой продукции размещает билборд над входом в супермаркет, она это на каком основании делает? Наверняка есть какой-то договор с магазином. Либо прямой договор на размещение рекламы, либо скажем договор на поставку товара, в котором будет оговорено, что с продукцией бесплатно будет установлен билборд при входе в магазин. А интересно, компания, которая бесплатно билборд разместила, она этот самый бесплатный билборд как у себя в бухгалтерии отразила? Уж наверняка как расходы на рекламу. Ну это так сказать косвенное доказательство того, что всё же билборд был установлен с рекламными целями.

Я не утверждаю, что публичная оферта не может быть рекламой.

наоборот - публичная оферта может быть в любом виде, главное, по-моему, чтобы она была понятна лицу, которому она адресована.

но вот как мне рассматривать билборд? мне кажется в соответствии с вышеприведенными ссылками на нормы законодательства, если билборд находится в месте продажи, то это публичная оферта и законодательство о рекламе на него не распространяется.

Почему же??? Почему публичную оферту нельзя рассматривать одновременно как рекламу? Как расположенная в месте продажи такая реклама будет одновременно рассматриваться как оферта. Если вне места продажи - только как реклама. В чём здесь противоречие??? Я его совсем не вижу.

В общем Elishka давайте лучше зватра :krutoy: , тогда у нас и реклама вне места продажи офертой станет (как в России прям) :shocked:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость 1Идущий

Статья 3 ГК РК

пункт 2. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Оферта есть одно из условий заключения договора.

Нельзя слишком вольно использовать диспозиции статей ГК РК. В частности о возможной все допустимости публичной оферты, в качестве аргумента в защиту прав предпринимательства.  

Статья 3 Закона «О рекламе»

ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, размещения, установленных законодательством Республики Казахстан.

Большой Билборд с изображением пятой точки, с целью публичной оферты лечения геморроя…

Прошу извинить за резкий пример…

И вообще непонятно, почему публичная оферта, если она содержит в себе все положения, предъявляемые к предмету Закона «О Рекламе» не должна подпадать под действия Закона «О рекламе».

Ведь никто не запрещает делать публичную оферту алкогольной продукции, единственно, не делайте из нее рекламу, иначе нарушаете статью 3 ГК РК.

В принципе закон не дышло, а четкое математическое построение, без неизвестных и без всевозможных тафталогий. Таких как «Оферта=Оферта».

На то и пишутся Законы, чтобы конкретизировать Гражданский Кодекс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Присяжный

Вопрос не много в тему, но все же, попытка.

На территории прилегающей к территории магазина, торгующим пиво "Балтика", размещается реклама пива "Клинское" (названия условные). Теперь покупатели приходят в магазин и просят "Клинское", а его нет. Как быть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 years later...

Какое-нибудь практическое разрешение спора было? Судебные решения и т.п.

Аргументы А.Чашкина мне кажутся убедительными.

С другой стороны, прошло уже 3 года, и все также предлагают рекламу пивной продукции, убеждая, что это "публичная оферта, которая рекламой не является".

Что оферта не является рекламой, не согласен, может являться. Но деньги хорошие предлагают. И в каждом магазине как висели различные постеры под видом оферты, так и висят.......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще-то, в соответствии с последними поправками-

Оформление витрин (окон), внешние и дверные вывески и плакаты, внутреннее оформление предприятий торговли (включая аптеки), общественного питания, сферы бытовых услуг, если это оформление содержит рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах, не являются объектами наружной (визуальной) рекламы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще-то, в соответствии с последними поправками-

Оформление витрин (окон), внешние и дверные вывески и плакаты, внутреннее оформление предприятий торговли (включая аптеки), общественного питания, сферы бытовых услуг, если это оформление содержит рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах, не являются объектами наружной (визуальной) рекламы.

Да, этого я не заметил. Но хоть наружной рекламой это не является, рекламную информацию содержит и к самой рекламе относится же? :contract:

В данном случае, у меня вопрос не в плате (налоге) за размещение наружной (визульной) рекламы, проблема в том, что реклама алкоголльных напитков полностью запрещена, однако пивовары предлагают размещение рекламных постеров в помещении бара и утверждают, что это оферта, а "оферта не является рекламой".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пивовары не правы- позиция законодателя другая.

Например -

http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30055905

...часть депутатов настаивает на том, чтобы оставить за табачными фирмами право размещать информационные плакаты о своей продукции в специализированных торговых точках. Аргументируя это тем, что потребители вправе знать, какие сигареты они курят. Но в таком случае получается, что мы должны предоставить такую же возможность и поставщикам алкоголя. Потянется цепочка. Тогда наши магазины будут пестрить плакатами, в которых рассказывается обо всей запрещенной к рекламе продукции. На мой взгляд, вполне достаточно тех сведений, которые указываются на упаковках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я уже и забыла, что это обсуждалось.

Вот смотрите, что происходит на практике. Есть такие специальные штучки, прайстэги, в простонародье, ценники. Их вывешивают непосредственно возле продукции, чтобы донести до потребителя информацию о стоимости того или иного товара. Наши бравые представители Акиматов указывают, что это является рекламой и заставляют снимать.

То же самое происходит и с бокалами, с нанесенными на них товарными знаками, стульями, столами, подставками под бокалы. Но это не является рекламой, так как не предназначается для неопределенного круга лиц (см. определения в Законе "О рекламе")

А реклама по телевидению? Никто не блокирует российскую рекламу. И как результат, мы замечательно знаем российские бренды, а наше родное - нет.

Целью запрета алкогольной продукции в СМИ была забота о населении, а также уменьшение случаев "детского алкоголизма". А добились того, как всегда.....И нет бы взять опыт других стран, мы создаем свой велосипед.

Никакого судебных решений по данной ситуации не было. В Прокуратуру и Министерство информации несколько раз посылались запросы с просьбой разъяснить по пунктам - что можно называть рекламой, что нет.

Все ответы еще больше запутывали ситуацию.

Очень много потеряли на этом СМИ, а также городские бюджеты по плате за рекламу. Если раньше, взималась плата за каждую палатку, за каждый зонтик, который стоял в кафешке и был виден горожан, то теперь такие оплаты перестали поступать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 years later...

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю обсудить законодательный запрет на рекламу алкогольной продукции и различные рекламными мероприятиями, которые проводятся крупными алкогольными брендами. 

В частности, в ночных клубах, барах часто проводятся тематические вечеринки с использованием в названии вечеринки наименования бренда алкогольной продукции как то: "Chivas golden party", "Jameson party". На этих вечеринках организуются конкурсы, дарят алкогольные напитки, внутреннее оформление помещений вечеринки уставлено плакатами с наименованием бренда алкоголя. Организаторы вечерники (промоутеры) одеты в одежду с наименованиями бренда, участникам вечеринки дарят различные предметы с изображением бренда (стопки, фужеры, бокалы, куртки, шарфы, пакеты и тд).

О всех этих мероприятиях организаторы заранее информируют на своих веб-сайтах, страничках в социальных сетях.

Кроме того, наименованием бренда алкогольной продукции называются увеселительные заведениям, например "Martini terazza", "Chivas lounge bar". В этих заведениях также все напоминает об алкогольном бренде, везде изображение бренда: на посуде, одежде официантов, на столах, стульях, на пледах.

Как обходят Закон РК "о рекламе" организаторы всех этих мероприятий и хозяева баров?  

Согласно Закона РК "О рекламе":  реклама - распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации;

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ок, мы прояснили, что в данном случае вывеска является публичной офертой (поскольку в месте их продажи).

А публичная оферта содержит все существенные условия договора и предлагает заключить договор на условиях с любым, кто отзовется. Здесь вспоминается суждения судьи в старом английском кейсе, если в аптеке стоят товары (лекартсва) с ценниками и любой человек приходит и говорит - я принимаю оффер (условия) то должно ли это быть акцептом? Лекарство кому попало не продается, нужен рецепт. Поэтому в данном случае это должно быть "приглашение делать оффер".

Так и в этом случае, если это публичная оферта, а она предлагает заключать ее "с любым кто отзовется". Допустим приходит несовершеннолетний (или до 21 года в зависимости установленных возрастных порогов) и делает акцепту этой публичной оферты алкогольного напитка. А в силу законодательных ограничений, продавец не может принять его акцепту. И стало быть, это не публичная оферта? Раз уже не может быть предложена любому кто отзовется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 months later...

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, является ли вывеска страховой компании наружной (визуальной) рекламой, если она находится на зданий в котором мы арендуем офис. Дайте ссылки на что опираться в данном случае.

P.S. на вывеске написано "Наименование" компании и его род деятельности "страховая компания".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 минут назад, 1nDiGo сказал(а):

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, является ли вывеска страховой компании наружной (визуальной) рекламой, если она находится на зданий в котором мы арендуем офис. Дайте ссылки на что опираться в данном случае.

P.S. на вывеске написано "Наименование" компании и его род деятельности "страховая компания".

Цитата

 

Закон РК "О рекламе"

1-3) наружная (визуальная) реклама - реклама, размещенная на рекламных сооружениях, на движимых и недвижимых объектах и доступная визуальному восприятию на открытом пространстве в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования;

7-1) вывеска - информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;

Статья 11. Наружная (визуальная) реклама

1-1. К объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты рекламы, размещаемые физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами:

вывеска;

информация о режиме работы;

афиши с репертуаром учреждений культуры, исполнителей и спортивно-зрелищных мероприятий, размещенные в специально отведенных местах;

индивидуализация технических средств обслуживания и транспортных средств;

внешнее или внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия следующего характера:

образцы товарной продукции;

средства собственной индивидуализации;

декоративное и праздничное оформление;

информационное табло с указанием видов нефтепродуктов, цен на нефтепродукты, наименования и логотипа продавца, установленное при въезде на автозаправочные станции;

информационный стенд, содержащий сведения о курсах покупки и продажи наличной иностранной валюты в тенге.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, wilde сказал(а):

 

Основываясь на этом мне нужно написать письмо-прошение в акимат? Чтобы данную вывеску не сочли за рекламу и чтобы мы не оплачивали налог за него. 

Если да, то как пишется и что должно содержаться в этом письме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования