Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Что такое "медицинское издание"?


Александр К

Рекомендуемые сообщения

Коллеги, добрый день.

Вышел закон от 16 мая 2014 года № 203-V ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы"

«1. Распространение и размещение рекламы медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляются только в специализированных медицинских изданиях и организациях здравоохранения.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецептам, в том числе содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, может осуществляться только в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.»;

Определения "специализированное медицинское издание" найти не могу. Что это? Относится ли к нему, в частности, веб-сайты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I "О средствах массовой информации"

статья 1 4) средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;

это рекламораспространители получившие разрешение на рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники от ГУ "Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по городу Алматы» на основании Правил "выдачи разрешения на рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в

Республике Казахстан". Хотя тоже прямого точного понятия не нашел. в любом случае все требования на разрешение указаны в этих правилах.

p.s. указанные вами изменения вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования (20 мая 2014 года)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Украинцы пытались разобраться-

Веб-сайт как специализированное издание для рекламы лекарственных средств

Дата 05-мая-2010 09:11

Александр Бондарь, юрист ЮК «Правовой Альянс»

Согласитесь, тяжело представить современную жизнь без Интернета и электронной почты. Интернет стал одним из основных источников получения информации, как в быту, так и в профессиональной жизни. Невольно вспоминается хорошо знакомый афоризм: «Знание - настолько драгоценная вещь, что его не стыдно добывать из любого источника».

Учитывая масштабы использования Интернета, не удивительно, что реклама в сети Интернет стала современным эффективным средством маркетинга товаров и услуг. Не является исключением и реклама лекарственных средств.

Конечно, есть ряд особенностей и требований, которые нужно учитывать в случае размещения рекламы лекарственных средств на веб-странице. А повышенная активность Антимонопольного комитета Украины в последнее время заставила фармацевтические компании уделять этому аспекту незаурядное внимание.

Итак, попробуем разобраться в этом вопросе.

Законом Украины «О рекламе» определено, что рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом, и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара. При этом в статье 1 этого Закона определено, что потребителями рекламы является неопределенный круг лиц, на которые направляется реклама. Т.е. речь идет о лицах, ранее не определенных как конкретная сторона правоотношения. Такими потребителями рекламы могут быть юридические или физические лица, до которых доносится или может быть донесена реклама, вследствие чего возможно соответствующее влияние рекламы на них.

Таким образом, любая информация о лекарственном средстве, размещенная на веб-странице и предназначена сформировать или поддержать осведомленность о таком лекарственном средстве у потребителей рекламы может считаться рекламой, а значит должна отвечать всем требованиям законодательства Украины о рекламе.

Законом Украины «О рекламе» определено, что разрешается реклама лишь таких лекарственных средств, которые в установленном порядке разрешены специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения к применению в Украине, и лишь таких лекарственных средств, которые отпускаются без предписания (рецепта) врача.

Действующим законодательством предусмотрены требования и к содержанию самой рекламы лекарственных средств. Такая реклама должна содержать:

  • объективную информацию о лекарственном средстве и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведенное сообщение является рекламой, и что рекламируемый товар является врачебным средством;
  • требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства;
  • рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией к применению, которая прилагается к лекарственным средствам;
  • номер регистрационного удостоверения лекарственного средства.

В рекламе лекарственных средств запрещается размещение:

  • сведений о том, что лечебный эффект от употребления лекарственного средства является гарантированным;
  • изображений изменений человеческого тела или его частей вследствие болезни, ранений;
  • утверждений, которые оказывают содействие возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования рекламируемых лекарственных средств;
  • ссылок на лекарственные средства, как на наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключению относительно отсутствия побочных эффектов;
  • сравнений с другими лекарственными средствами с целью усиления рекламного эффекта;
  • ссылок на конкретные случаи удачного применения лекарственных средств;
  • рекомендаций или ссылок на рекомендации медицинских работников, научных работников, медицинских заведений и организаций относительно рекламируемых лекарственных средств;
  • специальных выражений благодарности, признательности, писем, отрывков из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых лекарственных средств от отдельных лиц;
  • изображений и упоминаний имен популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций;
  • информации, которая может вводить потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности лекарственного средства;
  • информации, которая позволяет предположить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром, или что безопасность или эффективность этого средства обусловлена его естественным происхождением.

Кроме того, важно учитывать, что в рекламе лекарственных средств запрещается участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей, а текст рекламы должен быть четко отделен от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы его можно было идентифицировать как рекламу.

Итак, законодательством предусмотренные четкие требования к рекламе не рецептурных лекарственных средств. При условии учета всех требований действующего законодательства Украины, размещение такой рекламы в сети Интернет не будет считаться нарушением действующего законодательства.

Реклама лекарственных средств, которые употребляются и распространяются только по предписанию (рецептом) врача, запрещается, кроме случаев, когда такая реклама размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также, которая распространяется на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

Таким образом, возникает вопрос – может ли страница в сети Интернет, сообщения которой в целом и систематически освещают круг вопросов отдельной области, быть специализированным изданием. Сразу укажем, что этот вопрос недостаточно урегулирован действующими нормативными актами, а, следовательно, довольно неоднозначен.

На сегодняшний день действующим законодательством Украины не определено понятие «специализированное издание».

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об издательском деле», издание - это произведение (документ), которое прошло редакционно-издательскую обработку, изготовлено печатанием, тиснением или другим способом, содержит информацию, предназначенную для распространения, и отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов относительно издательского оформления, полиграфического и технического исполнения.

Возможно ли, руководствуясь приведенным определением, однозначно утверждать, что речь идет именно о печатном средстве? По нашему мнению, нет, ведь, данным определением предусмотрено, что издание - это произведение, которое изготовлено не только печатанием, а и другим способом.

Общими нормативными актами не определено понятие веб-сайта. Однако, в соответствии с определением, данным в Порядке информационного наполнения и технического обеспечения Единого веб-портала органов исполнительной власти1, веб-сайт - это совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физический лиц к этим информационным ресурсам и другим информационным услугам через сеть Интернет.

Таким образом, веб-сайт, как и печатное издание, является средством доступа к информации, которая там размещена, в том числе и рекламы.

Вместе с тем, необходимо указать, что действующее законодательство также не содержит общего определения понятия «специализированный». Определение указанного понятия содержится в отдельных нормативных актах, однако, такое определение служит для целей соответствующих актов. Так, например, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О защите общественной морали» специализированное средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограммы, другая форма распространения массовой информации, в том числе на электронных носителях, материалы и сообщения которого в целом и систематически освещают вопрос секса или используют сексуальную тематику как ведущую.

Однако, на основании указанного, мы можем заключить, что специализированным является такое издание, сообщения которого в целом и систематически освещают круг вопросов отдельной области.

Таким образом, если на веб-сайте, который предназначен для врачей и медицинских учреждений, будет систематически размещаться информация медицинского характера, о чем будет соответственно указано на самом веб-сайте, в соглашении об использовании веб-сайта, и т.п., считаем, что есть основания считать такой веб-сайт специализированным изданием.

В то же время еще раз обращаем внимание на то, что данный вопрос является очень неоднозначным и нуждается в законодательном урегулировании. Так, по нашему мнению, в части определения специализированных изданий нуждается во внесении изменений Закон Украины «О рекламе». Кроме того, следует дополнить таким определением и Закон Украины «Об издательском деле».

В другом случае мы не исключаем возможных претензий со стороны государственных контролирующих органов.

Заметим, что положение Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» относительно действий, которые могут считаться недобросовестной конкуренцией, охватывают значительный круг правоотношений. При этом ни распоряжениями Антимонопольного комитета Украины № 5 от 19 апреля 1994 года «Об утверждении Временных правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины» и № 182-р от 25 декабря 2001 года «О Положении о порядке проводки проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции», ни другими нормативными актами не определены конкретные условия и правила проведения антимонопольных расследований. При таких условиях рекламодателю уберечь себя от претензий Антимонопольного комитета Украины очень сложно.

При таких условиях, по нашему мнению, прежде чем размещать рекламу рецептурных лекарственных средств на таком веб-сайте, следует взвесить рекламный эффект в сравнении с риском, связанным с ограничениями по рекламе рецептурных лекарственных средств. Кроме этого, рекомендуем обратиться в Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и заручиться соответствующими разъяснениями относительно конкретного веб-сайта.

При этом нужно учитывать, что нормы процессуального права не разрешают уверенно применять информацию, размещенную на веб-страничке, в качестве доказательства в судебном процессе.

1Порядок інформаційного наповнення та технічного забезпечення Єдиного веб-порталу органів виконавчої влади затверджений наказом Державного комітету інформаційної політики, телебачення і радіомовлення України, Державного комітету зв'язку та інформатизації України від 25 листопада 2002 р. N 327/225, 1(1.3).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Письмо УМНС РФ по г. Москве от 16.05.2003 N 26-12/26599

Об учете расходов по размещению информации о лекарствах в специализированных изданиях

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Вопрос: Относятся ли к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, следующие затраты: на размещение информации о производимых препаратах в специализированных медицинских изданиях; участие медицинских представителей организации во врачебных симпозиумах и конференциях; на апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств?

Ответ:

Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).

При этом закрытый перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов, предусмотрен абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации (далее - СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.

Статьей 2 Закона N 2124-1 определено, что к специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого указанным Законом установлены специальные правила.

Следовательно, специализированные медицинские издания (газеты, журналы, справочники, каталоги) могут быть отнесены к специализированным СМИ в случае, если они имеют постоянное название, текущий номер, выходят в свет не реже одного раза в год, и для регистрации или распространения продукции (тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания) которых Законом N 2124-1 установлены специальные правила.

Остальные, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса, расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

В соответствии со ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.

Согласно абзацу второму п. 2 ст. 16 Закона N 108-ФЗ реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем 1 данного пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Кроме Закона N 108-ФЗ рекламная кампания лекарственных средств (в том числе рецептурного отпуска) регламентируется Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) и Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона N 86-ФЗ информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.

Согласно п. 1 ст. 44 Закона N 86-ФЗ в СМИ допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

Следовательно, реклама препаратов рецептурного отпуска допускается только в непериодических специализированных (медицинских и фармацевтических) печатных изданиях (например, в различных медицинских и фармацевтических справочниках, брошюрах, книгах - сборниках монографий, научных статей, докладов и др.), которые не являются СМИ, с соблюдением обычных ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ, а именно:

- независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта;

- реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

- реклама не должна подрывать репутацию предприятий-производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;

- при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

- реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;

- реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.

Кроме того, в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 ст. 5 Закона N 108-ФЗ, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".

Таким образом, названные выше затраты на размещение рекламной информации о препаратах рецептурного отпуска в непериодических специализированных медицинских печатных изданиях для профессионалов, не являющихся СМИ и, следовательно, не зарегистрированных как СМИ, с соблюдением ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона N 86-ФЗ и пунктами 3 и 4 ст. 5, а также абзацем 1 п. 2 ст. 16 Закона N 108-ФЗ, в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

При этом в соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся фактические расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.

Согласно п. 3 ст. 46 Закона N 3-ФЗ распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

В целях налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, на основании Закона N 108-ФЗ и Закона N 86-ФЗ не относятся к рекламным расходам затраты на распространение (доведение) информации о производимой продукции (товарах), предназначенной для врачей, в виде докладов медицинских представителей организации-производителя на врачебных симпозиумах и конференциях, понесенные при перечислении платы организациям-устроителям данных научных мероприятий; а также на апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств.

В соответствии со ст. 28 Закона N 86-ФЗ предприятия-производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение (имеющих соответствующие лицензии):

- других предприятий-производителей лекарственных средств для целей производства;

- предприятий оптовой торговли лекарственными средствами;

- аптечных учреждений;

- научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы.

При этом согласно п. 16 ст. 270 Кодекса для определения налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), в том числе сертифицированных лекарственных средств рецептурного отпуска, переданных на добровольную апробацию, и расходов, связанных с такой передачей.

Основание: письмо МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы I ранга

А.А. Глинкин

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С 1 января 2014 года согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О рекламе», сфера действия части 8 статьи 24 расширена. Данный пункт теперь распространяется не только на рекламу методов лечения, но и на «…рекламу медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации…».

Этим пунктом в следующей редакции будет установлено, что реклама соответствующих медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Официальных разъяснений соответствующих новшеств законодательства пока не дано. Вместе с тем, анализируя нововведения законодательства о рекламе, можно прийти к выводу о несовершенстве внесенных законодателем изменений.

Так, частью 1 статьи 24 Закона о рекламе установлены ограничения к содержанию рекламы лекарственных средств. При этом, часть 3 статьи 24 распространяет действие отдельных ограничений на рекламу медицинских услуг (в частности, перечисленных в п.п. 2-5 части 1).

Частью 5 статьи 24 законодатель закрепил, что часть ограничений, установленных для рекламы медицинских услуг частью 3 статьи 24 не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. При этом подразумевается, что если в специзданиях на пункты 2, 3 части 1 статьи 24 можно внимания не обращать, то в иных, неспециализированых изданиях, требования пунктов 2-5 должны выполняться обязательно.

Далее в части 8 статьи 24 изложено правило, согласно которому реклама медицинских услуг вне специализированных выставок и специализированных изданий не допускается.

Таким образом, части 3, 5 и 8 статьи 24 Закона о рекламе, при их системном толковании вызывают неустранимое противоречие. Если законодатель установил, что медицинские услуги могут быть прорекламированы только на специальных мероприятиях или в специальных изданиях, то остается непонятным отдельное выделение им ограничений для рекламы медицинских услуг в общем смысле (ч. 3 ст. 24) и для рекламы медицинских услуг в специальных изданиях и на специальных мероприятиях (ч. 5 ст. 24), ведь по логике законодателя медицинские услуги в обычных издания рекламироваться не могут.

Такую же путаницу в вопросе определения законности рекламы медицинских услуг вне специализированных мероприятий или специзданий вносит и часть 7 статьи 24. Согласно указанной норме реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением. Там же указано, что такое предупреждение в рекламе, распространяемой на специализированных мероприятиях или в специзданиях, не требуется. Тем самым законодатель допускает возможность рекламирования медицинских услуг, например, в обычной газете, но тут же в части 8 статьи 24 её запрещает.

Кроме того, остается неясным вопрос о том, что рекламораспространителю (рекламодателю) понимать под медицинскими услугами? Как теперь осуществлять рекламу учреждений, оказывающих медицинские услуги? Запрещена ли, по мнению законодателя, их реклама в принципе? Для поиска ответов на поставленные вопросы, целесообразно обратиться к отраслевому законодательству в области медицинской деятельности.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в статье 2 определил основные понятия, а именно:

медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Необходимо обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», которым Пленум указал, что понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга". В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

Данное постановление Пленума незамедлительно нашло своё применение в судебной практике. В частности, например, в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N А13-8017/2012 указано следующее: «Из материалов дела следует, что в журнале размещена реклама следующего содержания: "Восточная китайская медицина. Центр здоровья и молодости. Пульсовая диагностика организма; лечение позвоночника и суставов; хронических заболеваний; иглоукалывание. Лечение детей. Все виды китайского массажа: огнем, вакуумный, баночный, гуаша, стоп ног и многое другое".

В рассматриваемом случае из всех перечисленных в рекламе услуг к медицинским отнесен только массаж стоп ног (класс А, разд. 21, подраздел 009 Номенклатуры медицинских услуг). Поскольку предупреждения о противопоказаниях оказываемой услуги по массажу реклама не содержала, следует признать наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ».

Таким образом, на наш взгляд, указание в рекламе профиля медицинского учреждения (указание видов медицинской деятельности) не будет являться рекламой медицинских услуг.

До утверждения номенклатуры медицинских услуг судебная практика шла по другому пути. Особенно наглядно это видно на примерах двух судебных решений по поводу практически идентичных формулировок рекламных объявлений.

Пример 1.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 N 06АП-4781/2012 по делу N А16-795/2012 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за распространение ненадлежащей рекламы.

В газете "Ди Вох" была опубликована следующая информация: "Стоматология "Унистом". Лечение и протезирование зубов. Короткие сроки. Умеренные цены. Прием ведет специалист с 20-летним стажем работы." Номера телефонов.

Решением от 14.06.2012 антимонопольный орган признал предпринимателя нарушившим часть 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ и ему выдано предписание прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащую рекламу стоматологии "Унистом" в срок до 26.06.2012.

Апелляционный суд посчитал, что размещенная предпринимателем в газете "Ди Вох" публикация имеет информационный характер о виде деятельности и не относится к рекламе. В ней отсутствуют формы мотивации потребителя на выбор именно этой услуги, не указаны стимулирующие условия, привлекающие население обращаться конкретно в "Унистом" или побуждающие совершить определенные действия в отношении объекта публикации.

При этом суд руководствовался Номенклатурой утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

Пример 2.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 по делу N А29-6012/2009

В удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа о признании рекламного объявления ненадлежащей рекламой, рекламирующей медицинские услуги с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О рекламе", отказано правомерно, так как данное объявление содержит рекламу конкретных медицинских услуг, а следовательно, такая реклама должна сопровождаться соответствующим предупреждением.

На странице 3 газеты "Звезда" (АУ РК "Редакция газеты "Звезда") от 31.10.2008 N 134-135 (8786) размещена реклама следующего содержания: "Общество с ограниченной ответственностью Астромед лечебно-консультативная поликлиника приглашает жителей районов Республики Коми на лечение и протезирование зубов. Для вас низкие цены и рассрочка платежа до 1 года. Гарантия на все виды услуг. г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 70 (рядом с ж/д вокзалом). Тел. для записи: 8(8212) 313-003 с 8 до 20 часов в будни, с 9 до 14 часов в субботу".

Установив, что рекламодателем является ООО "ЛКП "Астромед"; ни одним из видов предупреждений, указанных в части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама не сопровождается, комиссия Управления вынесла решение от 03.06.2009 по делу N 03-78/2814, которым признала рекламу ненадлежащей.

Руководствуясь статьями 2, 3, 24 Закона о рекламе, Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, суд пришел к выводу о том, что рекламное объявление содержит рекламу конкретных медицинских услуг, оказываемых им, следовательно, должно сопровождаться соответствующим предупреждением; содержащиеся в рекламе сведения об Обществе, как лице, оказывающем медицинские услуги, относятся к оказываемым и указанным в рекламе медицинским услугам, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Примечание: представляется, что суд вынес такое решение, т.к. на тот момент не была утверждена Номенклатура медицинских услуг, а руководствовался Общероссийским классификатором, который более широко определял виды медицинских услуг.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то для того, чтобы определить, относится тот или иной вид услуг к медицинским, необходимо обращаться к Номенклатуре медицинских услуг (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н).

Рекламировать медицинские услуги можно, но только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях и, естественно, с соблюдением других требований установленных ст. 24 ФЗ «О рекламе».

Реклама медицинских учреждений законодательством о рекламе не запрещена, в том числе и в неспециализированных печатных изданиях. При размещении рекламного объявления медицинского учреждения рекламораспространителю (рекламодателю) необходимо руководствоваться Номенклатурой медицинских услуг. В тексте объявления, размещаемом в печатном издании, не являющимся специализированным, не допускать формулирования оказываемых учреждением услуг, так как они сформулированы в номенклатуре в качестве медицинских услуг, а ограничится указанием профиля соответствующего учреждения (указанием видов медицинской деятельности).

Следует отметить, что несовершенство законодательства, несомненно, заставит добросовестных участников этого рынка (рекламораспространителей и рекламодателей) ошибаться, и этими ошибками обязательно воспользуется надзорный орган - Федеральная антимонопольная служба. В связи с этим рекомендуется в первое время действия нововведений быть предельно внимательными и следить за судебной практикой, а также разъяснениями государственных органов.

Агентство правовых технологий "Магистр"

Александра Ночёвка

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Игорь Юрьевич, благодарю. Видно, у коллег-соседей тоже не всё понятно с этим термином. Задал вопрос министру на блоги, посмотрим, что ответит. Если чисто семантически смотреть на слово "издание", то веб-сайт им быть не может, т.к. в полной мере слово "издавать", имхо, к веб-сайтам отнести нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

из закона о СМИ

периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;

например "Казахстанская правда" издается (распространяется) в интернете http://www.kazpravda.kz/

а если посмотреть на слово "издание" как "распространение"

распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах;

продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но у соседей, как видно, хоть какие-то предпосылки есть этот термин применять.

Наши-же, как обычно, дернули и даже не задумались, что это значит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

из закона о СМИ

периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;

например "Казахстанская правда" издается (распространяется) в интернете http://www.kazpravda.kz/

а если посмотреть на слово "издание" как "распространение"

распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах;

продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;

Попытки-то понять, что это означает, можно предпринимать много, но без законодательного закрепления термина (или хотя бы какого-нибудь официального разъяснения) они все ничего не значат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Игорь Юрьевич, благодарю. Видно, у коллег-соседей тоже не всё понятно с этим термином. Задал вопрос министру на блоги, посмотрим, что ответит. Если чисто семантически смотреть на слово "издание", то веб-сайт им быть не может, т.к. в полной мере слово "издавать", имхо, к веб-сайтам отнести нельзя.

Но, с другой стороны-почему у сайта не может быть издателя? Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

А если есть издатель, то почему бы и сайту не быть изданием?

А какому министру задали? Если МЗ, то надо бы еще и в Агентство по связи и информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но, с другой стороны-почему у сайта не может быть издателя? Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

А если есть издатель, то почему бы и сайту не быть изданием?

А какому министру задали? Если МЗ, то надо бы еще и в Агентство по связи и информации.

Просто слово "издатель" исторически всегда было связано с бумажным (или, на худой конец, с материальным носителем). Если расширять это слово до веб-сайтов - это необходимо прописать в НПА.

Да, вопрос Каирбековой задал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если расширять это слово до веб-сайтов - это необходимо прописать в НПА.

Почему считаете, что действующая формулировка не охватывает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему считаете, что действующая формулировка не охватывает?

Потому что действующая формулировка "специализированное медицинское издание" больше подходит для традиционных бумажных СМИ, чем для веб-сайтов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Потому что действующая формулировка "специализированное медицинское издание" больше подходит для традиционных бумажных СМИ, чем для веб-сайтов.

Ну - больше подходит, не аргумент, имхо. Вот если будет ответ- совершенно не подходит... А его скорей только Агентство сможет дать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Игорь Юрьевич, Вам сейчас тоже не приходит на почту уведомление о принятии обращения на блоги, или о результатах его рассмотрение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добрый день =) Не берусь утверждать, а лишь предполагаю, так как уступаю присутствующим и в возрасте и в юридических познаниях, следующее:

- в законе о разрешениях и уведомлениях (который сейчас вроде как принят и скоро вступит в действие) говорится о том, что деятельность по рекламе мед. преп. будет осуществлять только после получения соответствующего разрешения уполномоченным органом;

- что такое периодические издания нам в принципе всем известно, из закона "О СМИ"

- периодическое издание становится специализированным после получения соответствующего разрешения от уполномоченного органа на рекламу лекарств и прочего, т.к. с момента получения указанного разрешения на рекламу этот к примеру журнал уже передает достоверную и проверенную информацию о мед. продукции, что вызывает профессиональный интерес у мед. работников, а следовательно этот журнал, чисто гипотетически, становится специализированным.

Не ругайтесь только сильно, я ж еще молодой ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Смотрю ерунду минздрав ответил. Выше молодой юрист грамотно написал, а вот что пишет МЗ дословно-

Согласно данной нормы запрещается телевизионная реклама, касающаяся лекарственных препаратов. Реклама на страницах медицинских изданий разрешается.

Специализированные медицинские издания включает журналы и другие периодические издания, публикующие медицинские статьи и монографии и.т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Смотрю ерунду минздрав ответил. Выше молодой юрист грамотно написал, а вот что пишет МЗ дословно-

Игорь Юрьевич, Вы по этой ссылке зашли? http://www.blogs.e.gov.kz/ru/blogs/2/questions/271600 Он возвращает на главную страницу!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

- в законе о разрешениях и уведомлениях (который сейчас вроде как принят и скоро вступит в действие) говорится о том, что деятельность по рекламе мед. преп. будет осуществлять только после получения соответствующего разрешения уполномоченным органом;

Это где там такое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодарю! Ответ ни о чём, если честно. Относится ли это к веб-сайтам, или нет - повис в воздухе. Задам снова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования