Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Я так понимаю это пока единственный нормативный акт в Каз-не с элементами мусульманского права?

Честно говоря, Muratzhan, я не заметил в этом законодательном акте совершенно никаких элементов мусульманского права.

Всего лишь навсего, в гражданское, налоговое и банковское законодательства внесены дополнения, регламентирующие вопросы банков специального вида и специальных способов финансирования.

То обстоятельство, что при осуществлении своих полномочий совет исламского банка может руководствоваться религиозными принципами - не дает оснований говорить о наличии "элементов" в законодательстве.

:angryfire:

Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 60
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

То обстоятельство, что при осуществлении своих полномочий совет исламского банка может руководствоваться религиозными принципами - не дает оснований говорить о наличии "элементов" в законодательстве.

Интересно было бы, Александр, узнать Ваше мнение по поводу нижеуказанного вопроса законодателей:

Поскольку если было вынесено отрицательное заключение, это является основанием не заключать договор или расторгнуть (в судебном порядке) уже заключенный. И суд будет обязан принять это заключение как безусловное основание для расторжения. А не заменяет ли таким образом этот совет законодательный (!) орган страны?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Честно говоря, Muratzhan, я не заметил в этом законодательном акте совершенно никаких элементов мусульманского права.

Всего лишь навсего, в гражданское, налоговое и банковское законодательства внесены дополнения, регламентирующие вопросы банков специального вида и специальных способов финансирования.

То обстоятельство, что при осуществлении своих полномочий совет исламского банка может руководствоваться религиозными принципами - не дает оснований говорить о наличии "элементов" в законодательстве.

:biggrin:

Я все же думаю, что если инструменты исламского банкинга прописаны в законодательстве, то элементы мусульманского права присутствуют.

В данном случае можно понимать в том виде, как Вы, Александр, изложили (специальный вид, способы и др). Одно другому не противоречит.

Но, если смотреть через призму мусульманского права, элементы все-таки есть.

Те же исламские ценные бумаги(сукук), сертификаты еще прозвучали есть ведь уже в зак-ве. А насколько знаю, данные инструменты не могут применяться в отрыве от этической исламской идеологии, религии.

Также считаю, что это не противоречит существующей у нас романо-германской системе права.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно было бы, Александр, узнать Ваше мнение по поводу нижеуказанного вопроса законодателей:

Про "законодательный орган страны" - imho, абсурд.

Расторжение договора осуществляется по законодательным основаниям. "в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан"- по решению суда.

IMHO: учитывая наличие в ГК гораздо более жесткой нормы пункта 11 ст.159 ГК РК, определяющей возможную недействительность сделки, совершенной юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными законодательными актами или учредительными документами, а также, предусмотреных законодательно случаев, дающих право одной из сторон договора требовать его досрочного расторжения или отказываться от дальшнейшего исполнения договора, даже без объяснения причин (например, ст.ст.404, 686, 714, 752 и др.), - ничего принципиально нового рассматриваемый Закон в наше право (в части возможностей расторжения договоров) не привнес.

Я все же думаю, что если инструменты исламского банкинга прописаны в законодательстве, то элементы мусульманского права присутствуют.

ага... :biggrin: а поскольку прообразом паевых инвестиционных фондов являются взаимные фонды, первый из которых возник в 1924 году в США, то в Казахстанском законодательстве присутствуют и элементы англо-саксонской системы права... :kuku:

Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ага... :biggrin: а поскольку прообразом паевых инвестиционных фондов являются взаимные фонды, первый из которых возник в 1924 году в США, то в Казахстанском законодательстве присутствуют и элементы англо-саксонской системы права... :kuku:

Я ожидал подобного ответа. :biggrin3:

Если честно, считаю, что в нашем законодательстве много чего намешено.

Этакий правовой винегрет.

Приводимые Вами примеры будут это только доказывать.

Мы заимствуем опыт, у нас его заимствуют.

Наша правовая система постоянно изменяется как и все вокруг. То, что было прописной истиной вчера, сегодня уже таковой может не являться.

Идут постоянные изменения в системах и подсистемах, в жизни и мире в целом.

Изменения ведь очевидны. Просто каждый воспринимает их по-своему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про "законодательный орган страны" - imho, абсурд.

:biggrin:

IMHO: ... ничего принципиально нового рассматриваемый Закон в наше право (в части возможностей расторжения договоров) не привнес.

На самом деле задачи внести принципиально новое не было. Нужно было обеспечить исламский банк правом расторгать договор в ситуации, когда post factum обнаружится, что предоставление финансирования не соответствует шариату. Причем данное право должно распространяться на все договоры, заключаемые банком. Указанные же Вами статьи Особенной части (686, 714, 752) касаются лишь отдельных договорных форм. Статья 404 – требует указания в законе или договоре, без этого применить ее банк не сможет. Можно было бы оставить все на договорное усмотрение, но нужно было закрепить принцип на уровне закона. Что касается ст. 159.11, то это не совсем та норма, которая нужна банку. Признание договора недействительным на этом основании – это скорее исключение (требующее доказательств того, что контрагент знал о таких ограничениях – еще та головная боль), а общее правило – сделки, нарушающие ограничения, содержащиеся во внутренних документах юрлица, действительны.

Изменено пользователем Биржан
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бауырым, а где можно научится арабскому яз. в городе

В больших мечетях есть бесплатные начальные курсы арабского языка. В Нур-Мубараке также должно быть что-то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, в этой фразе все существо вопроса:

Можно было бы оставить все на договорное усмотрение, но нужно было закрепить принцип на уровне закона.

Кстати, Биржан, я сильно не изучал Закон, но не заметил там регулирования последствий расторжения договора по постановлению совета.

То есть предполагаются общие последствия такого расторжения, установленные п.4 ст.403 ГК? :biggrin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Биржан, я сильно не изучал Закон, но не заметил там регулирования последствий расторжения договора по постановлению совета.

То есть предполагаются общие последствия такого расторжения, установленные п.4 ст.403 ГК? :shocked:

По закону будут наступать общие последствия. Но я думаю это тот случай, когда банк дальше будет "выруливать" самостоятельно, в договорном порядке прописывая такие последствия. Оставить как есть применение п.4 ст.403 для банка в некоторых случаях может быть крайне невыгодно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Оставить как есть применение п.4 ст.403 для банка в некоторых случаях может быть крайне невыгодно.

О том я и говорю. :shocked:

Imho, эта новация (о возможности расторжения договора) сама по себе - не имеет особого практического смысла и значения.

Тем более представляются беспочвенными опасения некоторых законодателей...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Imho, эта новация (о возможности расторжения договора) сама по себе - не имеет особого практического смысла и значения.

По поводу практического смысла, почему Вы так думаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу практического смысла, почему Вы так думаете?

Досрочное расторжение договора с применением норм ст.403 ГК "по умолчанию", как правило, будет выгодно для заемщика.

Соответственно, от договорного регулирования расторжения по инициативе банка никуда не уйти и законодательная норма - не имеет особого смысла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Соответственно, от договорного регулирования расторжения по инициативе банка никуда не уйти и законодательная норма - не имеет особого смысла.

Насколько помню, в начале Вы говорили о том, что норма не имеет смысла, поскольку право на расторжение и тем более признание его недействительным уже предусмотрено в законе. На что я уже ответил, что это не совсем так. А теперь смысл отсутствует, потому что не предусмотрены последствия расторжения, я Вас правильно понимаю?

Повторюсь, закон закрепляет принцип - несоответствие договора шариату является безусловным основанием для расторжения договора. Дальше банк уже сам будет определять как он хочет расторгать договор и какие последствия при этом будут возникать. Прописывать все это в законе, заменяя тем самым волеизъявление сторон, имхо, не имеет смысла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насколько помню, в начале Вы говорили о том, что норма не имеет смысла, поскольку право на расторжение и тем более признание его недействительным уже предусмотрено в законе.

Не помню, Биржан, такого в своих сообщениях по теме... Может укажете? :ahez:

Я только лишь выражал свое мнение о том, что с учетом существующих норм ГК, прямым или аналогичным образом сопоставимых с рассматриваемыми, "ничего принципиально нового рассматриваемый Закон в наше право (в части возможностей расторжения договоров) не привнес".

Повторюсь, закон закрепляет принцип - несоответствие договора шариату является безусловным основанием для расторжения договора.

IMHO, Биржан, Вы выдаете желаемое за действительное. Не нужно играть терминами! Нет такого "безусловного" принципа в законе.

Есть только требования к исламскому банку, установленные ст.52-1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и в соответствии с этой статьей.

Есть понятие совета по принципам исламского финансирования - органа исламского банка, назначаемым его высшим органом.

И есть норма о том, что признание данным советом сделки как не соответствующей требованиям к исламскому банку, установленным статьей 52-1, - является основанием для расторжения сделки.

И всё. Нет нормы о том, что "несоответствие договора шариату является безусловным"... :confused:

Полагаю необходимым подчеркнуть: ст.52-1 Закона (нарушение которой, де-юре, может стать причиной для расторжения договора) не устанавливает нормы шариата в качестве обязательных требования для исламского банка.

Эти требования установлены Законом, непосредственно, и советом по принципам исламского финансирования - дополнительно.

И если упомянутый совет, учитывая запреты, к примеру, индуизма, запретит банку финансировать любые мясопромышленные бизнесы - то этого будет достаточно, для признания недействительными сделок по финансированию любых заготовителей мяса КРС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я только лишь выражал свое мнение о том, что с учетом существующих норм ГК, прямым или аналогичным образом сопоставимых с рассматриваемыми, "ничего принципиально нового рассматриваемый Закон в наше право (в части возможностей расторжения договоров) не привнес".

Возможно, я неправильно понял Вас. Без обид. :biggrin:

IMHO, Биржан, Вы выдаете желаемое за действительное. Не нужно играть терминами! Нет такого "безусловного" принципа в законе.

Вы излишне эмоциональны, Александр. Где здесь "игра терминами"? :biggrin:

Есть только требования к исламскому банку, установленные ст.52-1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и в соответствии с этой статьей.

Есть понятие совета по принципам исламского финансирования - органа исламского банка, назначаемым его высшим органом.

И есть норма о том, что признание данным советом сделки как не соответствующей требованиям к исламскому банку, установленным статьей 52-1, - является основанием для расторжения сделки.

И всё. Нет нормы о том, что "несоответствие договора шариату является безусловным"... :smile:

Нормы, прописанные в законе, как раз и призваны обеспечить, чтобы операции банка соответствовали шариату и чтобы шариатский совет мог проверять операции и расторгать сделки по тем операциям, которые он считает не соответствующими шариату. Это суть исламского банкинга. Если Вам не нравится слово "шариат", можно сделать ссылку на приведенную Вами ст. 52-1, но это ничего не изменит. Прописывать в законе ссылку на применение шариата мы, разумеется, не можем, по известным Вам причинам. Поэтому и появилось понятие «требования к деятельности исламского банка». Еще есть понятие «утверждение совета по принципам исламского финансирования» (п. 4 ст. 52-2), под которым имеется в виду фетва шариатского совета банка. Такое утверждение и будет выноситься (будем надеется) согласно канонам шариата.

В отношении того, что расторжение будет безусловным, то я не вижу как суд может не расторгнуть договор (при соответствующем требовании банка), имея п. 2 ст. 52-3? Буду рад услышать Ваше мнение.

Полагаю необходимым подчеркнуть: ст.52-1 Закона (нарушение которой, де-юре, может стать причиной для расторжения договора) не устанавливает нормы шариата в качестве обязательных требования для исламского банка.

Эти требования установлены Законом, непосредственно, и советом по принципам исламского финансирования - дополнительно.

См. выше.

И если упомянутый совет, учитывая запреты, к примеру, индуизма, запретит банку финансировать любые мясопромышленные бизнесы - то этого будет достаточно, для признания недействительными сделок по финансированию любых заготовителей мяса КРС.

Банк конечно может отказать клиенту в финансировании, ссылаясь на свою фетву, без необходимости доказывать что-либо. Однако, признавать сделку недействительной… На основании чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы излишне эмоциональны, Александр. Где здесь "игра терминами"? :biggrin:

Простите, Биржан: наверное восклицательный знак в моем сообщении был лишним. :smile:

А про то, где "игра терминами" - imho указал в предыдущем сообщении:

Вы, "играюче", подменили установленные законом понятия,

игнорируя тот факт, что требования, установленные ст.52-1 ЗРК о банках - это не есть требования шариата.

Я допускаю, что на практике советы по принципам исламского финансирования будут руководствоваться строго и исключительно принципами/законами шариата, но закон такой обязательности не устанавливает.

Что, в общем-то, Вы, Биржан, и сами подтверждаете, что "соответствие шариату" в деятельности исласких банков - это только Ваше желание и надежда:

Прописывать в законе ссылку на применение шариата мы, разумеется, не можем, по известным Вам причинам. [...] Такое утверждение и будет выноситься (будем надеется) согласно канонам шариата.

В отношении того, что расторжение будет безусловным, то я не вижу как суд может не расторгнуть договор (при соответствующем требовании банка), имея п. 2 ст. 52-3? Буду рад услышать Ваше мнение.

Это я повторюсь: Расторжение будет при установлении несоответствия сделки требованиям, предъявляемым в соответствии со ст.52-1, которые, как таковые, не являются требованиями шариата.

Банк конечно может отказать клиенту в финансировании, ссылаясь на свою фетву, без необходимости доказывать что-либо. Однако, признавать сделку недействительной… На основании чего?

Простите, я перепутал предполагаемое действие :biggrin:

Та часть моего сообщения должна была звучать так:

И если упомянутый совет, учитывая запреты, к примеру, индуизма, запретит банку финансировать любые мясопромышленные бизнесы - то этого будет достаточно, для расторжения сделок по финансированию любых заготовителей мяса КРС.
Изменено пользователем Александр Чашкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, Александр, что предмет спора в данном случае как таковой отсутствует. Я говорю о фактической стороне (то, что в действительности будет происходить), состоящей в том, что если договор нарушает шариат, шариатский совет банка выносит заключение о том, что договор не соответствует шариату. Хочу заметить, что в заключении шариатского совета (по моему разумению) не будет написано, что договор нарушает требования ст. 52-1, поскольку члены шариатского совета не являются юристами по казахстанскому праву. В заключении будет указано, что договор нарушает определенные нормы шариата. После чего юрист банка пойдет в суд с исковым заявлением, в котором будет написано (со ссылкой на данное заключение), что договор не соответствует требованиям ст. 52-1 (требованиям, установленным законом или самим шариатским советом).

Bottom line, Вы говорите о форме, я о содержании, и никакой подмены понятий. Если Вам ближе говорить исключительно терминологией закона, это безусловно Ваше право. Но обвинения в "подмене понятий", "игре терминов" я больше ожидал бы услышать от юриста, только что закончившего вуз, еще полного юридической романтики, но не от матерого юриста, вроде Вас.

А в отношении того, что деятельность банка будет соответствовать шариату, Вы правы, я действительно надеюсь, что исламский банк будет поистине исламским, а не как часто бывает, только по названию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу заметить, что в заключении шариатского совета (по моему разумению) не будет написано, что договор нарушает требования ст. 52-1, поскольку члены шариатского совета не являются юристами по казахстанскому праву. В заключении будет указано, что договор нарушает определенные нормы шариата.

Такое заключение не станет основанием для расторжения договора, Биржан. И последующие действия юриста банка, пусть, даже, его функции будет исполнять такой корифей права, как Вы, не помогут расторгнуть сделку. :biggrin:

Суд не вправе применять Ваше понимание духа закона, а только лишь его нормы, в соответствии с которыми только признание советом по принципам исламского финансирования сделки, цитирую, "не соответствующей требованиям, указанным в статье 52-1 настоящего Закона", является основанием для признания сделки недействительной.

При этом, как уже неоднократно указывалось выше, "требования, указанные в статье 52-1" - это не требования шариата.

Bottom line, Вы говорите о форме, я о содержании, и никакой подмены понятий. Если Вам ближе говорить исключительно терминологией закона, это безусловно Ваше право. Но обвинения в "подмене понятий", "игре терминов" я больше ожидал бы услышать от юриста, только что закончившего вуз, еще полного юридической романтики, но не от матерого юриста, вроде Вас.

:biggrin:

Я почему-то полагал, что говорю не о форме, а о существенном смысле рассматриваемых правовых норм, приводя доказательства своему убеждению в том, что несмотря на появление в нашем законодательстве понятий, содержащих слово "исламский", никаких элементов мусульманского права казахстанские нормативные правовые акты не содержат.

И я считаю, что это хорошо и правильно и полностью соответствует светскому характеру Республики Казахстан. Было бы плохо, если бы было иначе.

Не уверен, что во мне остался студенческий романтизм, уважаемый Биржан, но я по-прежнему категорически не согласен с Вашим утверждением:

закон закрепляет принцип - несоответствие договора шариату является безусловным основанием для расторжения договора
- полагаю его порочным, совершенным путем подмены существенного смысла правовых норм.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не уверен, что во мне остался студенческий романтизм, уважаемый Биржан, но я по-прежнему категорически не согласен с Вашим утверждением: - полагаю его порочным, совершенным путем подмены существенного смысла правовых норм.

Ну это громко сказано.

Александр, если вся проблема в том, что Вы хотите доказать отсутствие элементов мусульманского права в нашем законодательстве - то тут я Вам не оппонент, поскольку полностью разделяю эту точку зрения. Вы почему-то упорно пытаетесь доказать, что нужно всегда говорить не "несоответствие договора шариату", а "несоответствие договора требованиям закона". :angryfire: Я так понимаю, что мы с Вами не в суде, где безусловно использовалась бы терминология закона, и ни о каком несоответствии шариату в исковом не было бы и речи. Мы общаемся на форуме, и я Вам говорю о проверке договоров на соответствие шариату как факту, который по существу будет иметь место при финансировании через исламские банки. Посмотрите на первый абзац ст. 52-1 - это все основополагающие принципы финансирования, принятые в шариате. При этом про шариат как таковой в законе ни слова, и это правильно. Надеюсь теперь моя точка зрения понятна?

Кстати, насчет корифея права - спасибо конечно (если не шутили), но это явно перебор. Покойные Басин, Худяков, славу Богу здравствующий Сулейменов - это да, корифеи. Далеко мне еще до них...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Надеюсь теперь моя точка зрения понятна?

Точка зрения - понятна.

Ее формулировка, сделанная Вами и оспоренная мною выше - неприемлема (лично для меня). :biggrin:

Далеко мне еще до них...

"Дорогу осилит идущий", Биржан. :angryfire:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 months later...

А мне интересно, исламский банк обслуживает только мусульман и обслуживает ли женщин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Покупка пая в ПИФ соответствует шариату ?

В принципе, да. Нужно, конечно, проверить правила ПИФ в части инвестирования полученных средств.

А мне интересно, исламский банк обслуживает только мусульман и обслуживает ли женщин?

Ограничений нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 years later...

Предлагаю юристам обсудить тему: возможно ли применения когда-нибудь мусульманского права в РК? Попрошу лиц не имеющих отношений к юриспруденции к данной теме не присоединяться. В мире смешанных правовых государств немало от Ближнего Востока и заканчивая Африкой. Как думаете мусульманское право прижилась бы у нас с романо - германской правовой системой? Основным источником мусульманского права выступают:  Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews


×

Важная информация

Правила форума Условия использования