Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ
IsabekovDul

Образование в Казахстане: как найти правильный вектор развития?

Рекомендуемые сообщения

Состояние системы образования в Казахстане продолжает вызывать острые дискуссии в среде тех, кому не безразлична его судьба. С одной стороны, расширение контактов с ведущими зарубежными образовательными и учебными центрами, включение в т.н. «глобальные избирательные процессы», активное внедрение зарубежных образовательных стандартов с целью повышения все той же «глобальной конкурентноспособности» наших студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов. С другой стороны – размывание советской по своему происхождению научно-образовательной и методологической базы, на которых формировались несколько поколений преподавателей и ученых, до сих пор формирующих «стержень» образовательной системы суверенного Казахстана. С одной стороны – многочисленные филиалы зарубежных вузов и совместные вузовские программы, программа «Болашак», давшая возможность молодым казахстанцам получать качественное образование за рубежом и потом, вернувшись в родные края, приносить благо и пользу родной стране. С другой – постепенное свертывание контактов с российскими вузами и учеными, которые более не признаются в качестве эталона и ориентира для своих казахстанских коллег; затянувшаяся реформа ученых степеней, неясность с окончательной судьбой системы диссертационных советов. Но главное – что же происходит в наших школах и вузах, какими принципами они руководствуется?

При этом всем нам, полагаю, хорошо известно, что копия всегда хуже оригинала – и особенно тогда, когда подобное заимствование весьма слабо связано с предшествующим опытом развития. И произвольное смещение разнородных школ и подходов может родить в итоге нежизнеспособную химеру.  В этой связи тревожит вопрос – как определить правильный вектор развития?

Так, например, действующий министр образования Ерлан Сагадиев, как свидетельствуют Интернет-медиа, заявил о необходимости перехода от старой «знаковой модели образования, где человек очень много запоминает цифр, дат» к принципиально новой «так называемой функциональной грамотности, где он умеет, где он понимает, как применять свои знания, умеет их искать, быстро читает, умеет связывать большие блоки информации логическим способом». По его словам, все школы Казахстана начали переходить на модель, основанную на такой вот функциональной грамотности. Однако не получим ли мы при форсированном и механическом переходе к новому содержанию работы образовательных учреждений в итоге систему, массовым тиражом производящую начетчиков, способных делать красивые презентации и портфолио – но не способных и не готовых нешаблонно и творчески думать, анализировать и систематизировать информацию, реализовывать новые подходы в исследованиях?

Еще одно изменение в казахстанских школах связано с переходом на три языка обучения – казахский, русский и английский. Наш министр образования уверен, что большинство знаний и научных исследований в мире производится на английском языке, и чем лучше знание английского у людей, тем выше доход на душу населения, меньше безработной молодежи, лучше бизнес-климат. При этом следует помнить, что овладение английским языком на высоком уровне возможно только на «фундаменте» качественного владения родным литературным языком – в случае Казахстана такими языками являются казахский и русский. Но уверены ли мы, что учим наших детей казахскому и русскому языкам на соответствующем современным требованиям уровне? Состояние дел с обучением на двух этих жизненно значимых для нас языках в школах нашей страны, как мы знаем, не позволяет пребывать в самоуспокоенности. Поэтому обещание министра образования Республики принять в ближайшее обозримое время «окончательные сроки и график перехода на преподавание на английском четырех предметов в старшей школе» вызывают известное сомнение – не слишком ли мы торопимся, не рискуем ли потерять качество в погоне за эффектно выглядящими отчетными показателями?

Помимо этого,  качественная модернизация образования в Казахстане требует системного подхода, затрагивающего в том числе аспект финансового обеспечения людей, работающих в образовательной системе нашего государства. Советская система образования, при всех ее достоинствах и недостатках, решала вопрос финансового обеспечения работников образования продуманно и системно. И что же мы имеем сегодня? Затраты на образование в Казахстане составляют всего 3,7 процента от ВВП страны, что мало даже в сравнении с далеко не самыми развитыми странами. На это, в частности, обратила внимание директор исследовательского центра «Сандж» Жанар Джандосова, участвуя в круглом столе по теме "Качество человеческого капитала как фактор модернизации: ожидания и реальность". По словам эксперта, «зарплата учителей в Казахстане крайне низкая». И это, к сожалению, является вполне закономерным. Поскольку экономический рост, который мы наблюдали в 2000-х, произошел вследствие роста цен на нефть и роста добычи нефти. И что мы сделали как граждане, как специалисты, имея ввиду развитие системы образования Казахстана на долгосрочную перспективу? Откровенно говоря, немного. 

            Помимо этого, необходимо рассматривать проблемы образования в Казахстане в более широком культурологическом контексте. Ибо некритичное заимствование западных стандартов образования означает такое же непродуманное заимствование культурного наследия стран Запада, включая такие небесспорные достижения и «ценности», как «плюрализм и толерантность без берегов», программы безграничной эмансипации и деятельность ЛГБТ, экспорт «цветных революций» и т. п. Мы, казахи – наследники великой номадической цивилизации, связавшей своей активностью разные страны и континенты, впитавшие в себя элементы многих культур и распространившие их на масштабнейшие пространства. Но при этом мы должны сохранить свою идентичность и непреходящие ценности нашей культуры – для чего нам необходимо быть более разборчивыми в выборе культурных приоритетов.

            Все требует от нас своеобразного «здорового консерватизма» не только в культурной, но и в образовательной политики. Внедряя инновации, мы не должны отказываться от полезных для нас связей и наследия. И в этой связи сохраняющиеся культурные и образовательные связи с Россией были и остаются для нас полезными. Поэтому, расширяя контакты с европейскими и западными образовательными системами и учреждениями, мы можем развивать сотрудничество в этих сферах с Россией – будь то сотрудничество научных центров, вузов или школ. К счастью, эти «мосты» сегодня еще не разрушены – примером чего являются кооперационные связи с Россией вузов нашей Павлодарской области. И хотя реформа российского образования сопровождается целым рядом проблем и трудностей, оно продолжает сохранять свою жизнеспособность и конкурентноспособность по многим позициям. Огромный методологический, организационный и исследовательский опыт, накопленный российскими вузами и научными учреждениями может и должен быть востребован научным и вузовским сообществами Казахстана – и именно этот вектор должен оставаться основным для нашей страны. Ведь и сегодня российские вузы продолжают оставаться востребованными для казахстанских абитуриентов, а контакты с российскими коллегами до сих пор обогащают казахстанских ученых. Поэтому партнерство с российскими соседями и коллегами в образовательной сфере могло бы помочь образовательной системе Казахстана «продержаться на плаву» в весьма непростой переходный период, провести реформы более сбалансировано и разумно, и главное – получить «на выходе» более качественные результаты в лице большого числа квалифицированных специалистов в разных областях научного знания и практической деятельности; сужение контактов с Россией в образовательной сфере выглядит просто безответственным и непродуманным. Напротив, партнерство с Россией, включая образовательную сферу – до сих пор масштабнейший ресурс казахстанской политики. На мой взгляд, об этом необходимо помнить всем тем, кто взялся реформировать нашу страну. Поскольку новое в нашей жизни – нередко хорошо забытое старое.

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования