Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Признать незаконным взимание государственными экспертами платных услуг


Рекомендуемые сообщения

С праздником Наурыз, уважаемые коллеги!  

Как я уже ранее сообщал, в своей деятельности в части оказания платных услуг гражданам и организациям эксперты филиалов РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» на местах руководствуются Положением о порядке оказания платных услуг РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан», утвержденным приказом директора РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» от 25.07.2019 года № 168 (далее по тексту – Положение).

Будучи убежденным в том, что данное Положение является заведомо незаконным, причем составленное с грубейшими нарушениями юридической техники, меня не покидает крамольная мысль добиться отмены вышеназванного приказа директора РГКП "Центр судебных экспертиз" ввиду отсутствия доказательств его обязательной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Причем я считаю, что добиться отмены Положения возможно путем обращения непосредственно к Правительству Республики Казахстан и к Министру юстиции РК.  В судебном порядке этого добиться невозможно, поскольку суды послушно пойдут на поводу у государственного органа.

О прокуратуре я вообще молчу. Эти товарищи точно "отфутболят" такое обращение. 

А аргументы у меня по рассматриваемой ситуации следующие.

Уже само наименование Положения противоречит требованиям Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (далее по тексту – Закон о правовых актах) и не соответствует функциональному назначению указанного вида акта.

Подпункт 2) статьи 1 Закона о правовых актах определяет понятие «положение», как нормативный правовой акт, определяющий статус или полномочия какого-либо государственного органа.

Однако в тексте Положения отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус и полномочия государственного органа.

Исходя из содержания текста Положения, логичнее и правильнее было бы говорить в данном случае о виде деятельности, а именно о регламентации такого вида деятельности, как оказание платных услуг.

Между тем, в Законе о правовых актах имеется подпункт 13) статьи 1, где четко указано, что правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности.

Ни в вышеупомянутом наименовании Положения, ни в самом тексте Положения нет абсолютно никакой нормы, позволяющей утверждать, что

действие Положения распространяется на территориальные подразделения РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан».

Однако на местах филиалы предприятия повсеместно применяют данное Положение, понуждая граждан и организации заключать незаконные договора и незаконно требуя от потребителей услуг производства 100-процентной предварительной оплаты за оказываемые услуги. Использование в суде гражданами и организациями заключений специалистов, полученных по вышеназванным платным услугам, является занятием весьма сомнительным.

Действительно, и специалист, и эксперт в судебном процессе делятся своими профессиональными знаниями в соответствующей области, высказывают профессиональные суждения, которыми суд руководствуется при принятии решения.

Однако статусы специалиста и эксперта в судебном процессе резко различаются. Если эксперт проводит всестороннее, полное и объективное исследование представленных ему объектов, на основании которых дает мотивированные ответы на поставленные перед ним вопросы (пункт 3 статьи 91 ГПК РК), то специалист никаких исследований не проводит.

В подтверждение этому имеется соответствующая процессуальная норма закона. Так, привлечение специалиста в силу пункта 1 статьи 214 ГПК РК осуществляется судом в случаях, не требующих проведения специальных исследований.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность представления специалистами заключений в случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены в результате экспертного исследования ее объектов, проводимого на основе специальных научных знаний. Статья 83 ГПК РК предусмотрено, что в случае возникновения указанных обстоятельств судом может быть назначена экспертиза.

Заключение специалиста в соответствии с положениями пункта 1 статьи 214 ГПК РК носит консультативный характер, поскольку представляет собой способ исследования доказательств, а потому это заключение не может подтверждать или опровергать значимые для дела обстоятельства.

Согласно пункту 2 статьи 82 ГПК РК наличие в деле письменных консультаций специалистов не заменяет заключения эксперта и не исключает возможности назначения судебной экспертизы по тем же вопросам

Таким образом, консультации специалистов в силу пункта 2 статьи 63 ГПК РК не относятся к источникам сведений, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Подпункт 18) статьи 1 Закона о правовых актах гласит, что норма права – общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на

индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений

Положение подпадает под действие статьи 44 Закона о правовых актах и является нормативным правовым актом, поскольку содержит в себе обязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц.

Согласно письму Генеральной прокуратуры РК от 29 апреля 2011 года за № 7-18248-11 все нормативные правовые акты, которые напрямую или косвенно касаются прав и свобод граждан, а также устанавливающие общеобязательное правило поведения для государственных органов, организаций и юридических лиц должны проходить регистрацию в органах юстиции.

Считаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона о правовых актах приказ временно и.о. директора РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» от 25.07.2019 года № 168 подлежит отмене, как изданный с превышением полномочий.   Министерство юстиции должно само подготовить такой акт и принять его с обязательной регистрацией такого нормативного правового акта.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования