Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Инспекция труда. Есть ли Правила, Инструкция их полномочий, прав, обязанностей, решений?


MAPCCC

Рекомендуемые сообщения

В ТК РК п.4 ст.193 общая фраза компетенции: выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания.
В Адм. Кодексе указаны конкретные вопросы, НО адм. правонарушений рассматриваемых инспекторами труда (по нашей теме, нижеуказанной, этого вопроса нет).

Ситуация: Работника уволили по сокращению. Работник не согласен И обратился в Инспекцию Труда. Инспекция согласилась с ним и выносит Предписание о признании недействительным приказа об увольнении. Адм. суд, по нашей жалобе, оставляет Предписание без изменений.
Т.е. отменив приказ, мы должны восстановить работника. НО...

п.п. 16), п. 1, ст. 22 ТК РК Работник имеет право на: обращение за рассмотрением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.


Статья 159. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

1. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями


Статья 160. Сроки обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:

1) по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд – два месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора

     Готовлю апелляцию в Обл. суд. Хочу доказать, что рассмотрение и отмена приказа об увольнении - не в компетенции Инспекции труда и их Предписание незаконно. Есть мысли по этому поводу?
Или я все же не прав и Инспекция труда вправе рассматривать этот вопрос и в каком-то их Положении, Инструкции, Правилах указано их право на этот вопрос, а я не знаю.


P.S.  Вообще придумав согласительную комиссию как обязательный досудебный орган, не продумали про инспекцию труда и оставили лазейку, не расписанное конкретно право работников идти туда до согласительной комиссии, но что там решать может инспекция и какие решения - не понятно, ну или лично мне не понятно.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен с вами. 159-160 ст. кодекса четко определяют порядок разрешения трудовых споров. Там даже содержится специальная норма о восстановлении на работе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, MAPCCC сказал:


     Готовлю апелляцию в Обл. суд. Хочу доказать, что рассмотрение и отмена приказа об увольнении - не в компетенции Инспекции труда и их Предписание незаконно. Есть мысли по этому поводу?

 

Ст. 23 ТК РК "2. Работодатель обязан:....

12) выполнять предписания государственных инспекторов труда"

Если уверены, что инспектор ошибается, и работник уволен законно, обжалуйте предписание согласно АППК. Но если ошибся работодатель, то готовьтесь оплатить вынужденный прогул.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Kosolapyi сказал:

Если трудовой инспектор выдаст предписание "увеличить заработную плату на 100%", его нужно исполнять?

Давайте не будем смешить друг друга. Не стоит забывать, что обращение работника в инспекцию, такой же способ защиты своих прав, как и обращение в согласительную комиссию или суд. И если инспектор установил, что права работника нарушены, он обязан вынести предписание. Ни кто не запрещает оспорить его предписание. Но этот процесс довольно длительный, и может закончится не в пользу работодателя. И сколько тогда придется заплатить работнику за вынужденный прогул? Не проще ли попытаться найти с ним компромисс...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

     Сам сторонник договариваться по-человечески. НО данная ситуация не про это. С работником жесткая контра, договоров не будет. Процесс оспаривания уже вышел на полугодичный срок (максимум по вынужденному прогулу), если не правы, то платить придется и с этим мы смирились. Работника восстановим и сразу опять будем увольнять с учетом пройденных ошибок. Так что наши выплаты - это не тема обсуждения (((
По ТК РК работник может обращаться:
1. В Инспекцию Труда.
2. В Согласительную комиссию, потом В Суд 
Логично, что должно быть разделение полномочий и в какой ситуации, по какому вопросу куда должны обращаться.
     Я считаю, что по вопросу неправильности увольнения и потом восстановлению необходимо проходить Согласительную комиссию и Суд, а не через Инспекцию Труда в обход, что это не ее компетенция. Именно в этом прощу помощи. ГДЕ УЗНАТЬ компетенцию Инспекции Труда и РАЗГРАНИЧЕНИЕ полномочий между ней с одной стороны и согласительной комиссии с судом с другой стороны?
 

Но Ваше, Юрэк, компетентное мнение мне всегда интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 15.04.2022 в 10:07, MAPCCC сказал:

Работника восстановим и сразу опять будем увольнять с учетом пройденных ошибок.

Ой как не рекомендовал бы. В последующем суде у него будет сильный аргумент о том, что увольняли целенаправленно.

В целом еще раз поддержу мнение касательно разделения полномочий. Считаю, что у трудового инспектора нет полномочий определять было ли увольнение законным или нет. Не случайно трудовым кодексом досконально расписан порядок восстановления на работу в спорных ситуациях. Тогда какой смысл в судах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Kosolapyi сказал:

Считаю, что у трудового инспектора нет полномочий определять было ли увольнение законным или нет. Не случайно трудовым кодексом досконально расписан порядок восстановления на работу в спорных ситуациях. Тогда какой смысл в судах?

Предпринимательский Кодекс РК четко определяет права контролирующих органов. При установлении нарушения закона они обязаны вынести предписание по его устранению. А устранить его в данном случае можно только одним способом - восстановить работника на работе. Не согласен с предписанием - обжалуй в суд. Но просто тупо не исполнять - это административное нарушение. 

Имея предписание на руках и работник может обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. Это его право, а не обязанность. но надо ли работодателю так "подрывать" свою деловую репутацию.... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Имея предписание на руках и работник может обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. Это его право, а не обязанность. но надо ли работодателю так "подрывать" свою деловую репутацию.... 
Так вот здесь на мой взгляд противоречие. По предписанию мы должны отменить приказ об увольнении, а когда он отменен, то работник считается работающим и ему не надо ни в какой суд идти и восстанавливаться, всё - инспекция влезла не в свою тему. Считаю инспекция в праве выносить предписания по нарушениям трудового законодательства, но не в теме индивидуальных трудовых споров. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 14.04.2022 в 13:39, MAPCCC сказал:

В ТК РК п.4 ст.193 общая фраза компетенции: выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания.
В Адм. Кодексе указаны конкретные вопросы, НО адм. правонарушений рассматриваемых инспекторами труда (по нашей теме, нижеуказанной, этого вопроса нет).

Ситуация: Работника уволили по сокращению. Работник не согласен И обратился в Инспекцию Труда. Инспекция согласилась с ним и выносит Предписание о признании недействительным приказа об увольнении. Адм. суд, по нашей жалобе, оставляет Предписание без изменений.
Т.е. отменив приказ, мы должны восстановить работника. НО...

п.п. 16), п. 1, ст. 22 ТК РК Работник имеет право на: обращение за рассмотрением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.


Статья 159. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

1. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями


Статья 160. Сроки обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:

1) по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд – два месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора

     Готовлю апелляцию в Обл. суд. Хочу доказать, что рассмотрение и отмена приказа об увольнении - не в компетенции Инспекции труда и их Предписание незаконно. Есть мысли по этому поводу?
Или я все же не прав и Инспекция труда вправе рассматривать этот вопрос и в каком-то их Положении, Инструкции, Правилах указано их право на этот вопрос, а я не знаю.


P.S.  Вообще придумав согласительную комиссию как обязательный досудебный орган, не продумали про инспекцию труда и оставили лазейку, не расписанное конкретно право работников идти туда до согласительной комиссии, но что там решать может инспекция и какие решения - не понятно, ну или лично мне не понятно.  

РАЗДЕЛ 5. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 21. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 191. Осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан

      1. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда.

      2. К государственным инспекторам труда относятся:

      1) Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан – должностное лицо уполномоченного государственного органа по труду;

      2) главные государственные инспекторы труда – должностные лица уполномоченного государственного органа по труду;

      3) главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы – руководитель местного органа по инспекции труда области, города республиканского значения, столицы;

      4) государственные инспекторы труда – должностные лица местного органа по инспекции труда области, города республиканского значения, столицы.

      3. Государственные инспекторы труда при исполнении служебных обязанностей охраняются законом и руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      4. Лица, препятствующие государственному инспектору труда в выполнении им служебных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      5. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      6. Исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 191 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 192. Принципы деятельности и основные задачи государственной инспекции труда

      Деятельность государственной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод работников, законности, объективности, независимости и гласности.

      Основными задачами государственной инспекции труда являются:

      1) обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

      2) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда;

      3) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан.

Статья 193. Права государственных инспекторов труда

      При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право:

      1) беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

      2) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      3) запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;

      4) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;

      5) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

      6) приостанавливать (запрещать) деятельность отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

      В случае выявления несоответствия организации требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда, создающего угрозу жизни и здоровью работников, которое не может быть устранено путем приостановления (запрещения) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов, главный государственный инспектор труда Республики Казахстан, главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе приостанавливать (запрещать) деятельность организации на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

      Под угрозой жизни и здоровью работников в настоящем подпункте следует понимать возможность получения производственных травм либо риск смерти работников;

      7) запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;

      8) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      9) расследовать в установленном порядке несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;

      10) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания на отстранение от работы работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, а также на привлечение виновных лиц к ответственности;

      11) направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые заявления и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;

      12) участвовать в проверке знаний по безопасности и охране труда;

      13) проводить проверку на предмет соблюдения работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных законодательством Республики Казахстан о занятости населения и законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;

      14) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      15) взаимодействовать с гражданами и представителями работников при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

      16) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 193 с изменениями, внесенными законами РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.05.2020 № 321-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 194. Обязанности государственных инспекторов труда

      Государственные инспекторы труда обязаны:

      1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

      2) своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства Республики Казахстан;

      3) информировать работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства Республики Казахстан в целях принятия мер по их устранению;

      4) своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;

      5) выявлять причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства Республики Казахстан, давать рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;

      6) принимать участие в расследованиях несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;

      7) осуществлять сбор, анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, участвовать в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства Республики Казахстан;

      8) не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;

      9) проводить разъяснительную работу по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан.

Статья 195. Акты государственного инспектора труда

      1. По результатам проверки государственный инспектор труда в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан составляет акт о результатах проверки.

      В зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:

      1) предписание:

      об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан;

      о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;

      о приостановлении (запрещении) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов или деятельности в целом;

      о выплате работодателем заработной платы.

      При этом акт о приостановлении (запрещении) деятельности действует до возбуждения судом гражданского дела по исковому заявлению о приостановлении (запрещении) деятельности, поданному в соответствии с подпунктом 6) статьи 193 настоящего Кодекса;

      2) протокол об административном правонарушении;

      3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

      4) постановление по делу об административном правонарушении;

      5) заключение государственного инспектора труда.

      2. Акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан с учетом требований пункта 3 статьи 198 настоящего Кодекса. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается работодателю.

      3. Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.

      4. Форма актов государственного инспектора труда утверждается уполномоченным государственным органом по труду.

      Сноска. Статья 195 с изменениями, внесенными законами РК от 04.05.2020 № 321-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2020 № 349-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 196. Взаимодействие государственной инспекции труда с другими государственными органами и организациями

      1. Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами надзора и контроля, с представителями работников, общественными объединениями, другими организациями.

      2. Государственные органы обязаны оказывать содействие государственному инспектору труда в выполнении задач по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

Статья 197. Иные формы контроля с посещением субъекта контроля

      Сноска. Статья 197 исключена Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 198. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль

      1. В случае нарушения прав и законных интересов работодателя при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан работодатель вправе обжаловать действия (бездействие) государственного инспектора труда вышестоящему государственному инспектору и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

      2. Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан или главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе до вынесения решения по заявлению (жалобе) физических и (или) юридических лиц на действия (бездействие) или акты приостановить исполнение, отменить либо отозвать акты нижестоящего государственного инспектора труда.

      3. Предписание о выплате работодателем заработной платы может быть обжаловано вышестоящему государственному инспектору труда или в суд в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.

      В случае неисполнения предписания в установленный государственным инспектором труда срок и после истечения срока на обжалование, если оно не было обжаловано, предписание не позднее трех рабочих дней по истечении указанных сроков направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".

      Со дня поступления жалобы на предписание вышестоящий государственный инспектор труда принимает соответствующее решение по жалобе в течение десяти рабочих дней.

      В случае обжалования предписания в судебном порядке оно не позднее трех рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".

      Сноска. Статья 198 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.06.2020 № 349-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 199. Ведомственный учет

      Сноска. Статья 199 исключена Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 200. Декларирование деятельности работодателя

      Декларирование деятельности работодателя осуществляется местным органом по инспекции труда совместно с региональными объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и территориальными объединениями профессиональных союзов в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.

      Декларирование осуществляется путем сопоставления критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно проводит оценку своей деятельности на соответствие требованиям трудового законодательства Республики Казахстан.

      Сведения по декларированию вносятся работодателем в информационную систему по охране труда и безопасности.

      Работодателям, деятельность которых признана соответствующей требованиям трудового законодательства Республики Казахстан, вручается сертификат доверия сроком на три года, который учитывается при формировании полугодового списка проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 200 в редакции Закона РК от 04.05.2020 № 321-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования