Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Почему не возможно найти стандарты МСФО (официальный перевод на русский язык) и кодекс этики аудиторов даже на сайте Министерства финансов?


Гость Гость_Nika_*

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте! Я студентка АФЭК-а.

Возможно мой вопрос Вам покажется не совсем важным, но все же. Почему не возможно найти стандарты МСФО (официальный перевод на русский язык) даже на сайте Министерства финансов? Я учусь на бухгалтера-аудитора и мне они просто необходимы. И второе - существует ли вообще кодекс этики аудиторов? Или это миф? Я точно знаю, что такой по-крайней мере был в июле 1995 года :) Сколько пытаюсь найти - не получается, ни в библиотеках, ни в магазинах, ни в и-нете. Заранее большое спасибо, если дадите ссылки на те сайты, где я могу найти интересующие меня н-з акты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! Я студентка АФЭК-а.

Возможно мой вопрос Вам покажется не совсем важным, но все же. Почему не возможно найти стандарты МСФО (официальный перевод на русский язык) даже на сайте Министерства финансов? Я учусь на бухгалтера-аудитора и мне они просто необходимы. И второе - существует ли вообще кодекс этики аудиторов? Или это миф? Я точно знаю, что такой по-крайней мере был в июле 1995 года :) Сколько пытаюсь найти - не получается, ни в библиотеках, ни в магазинах, ни в и-нете. Заранее большое спасибо, если дадите ссылки на те сайты, где я могу найти интересующие меня н-з акты.

официального перевода МСФО на русский или казахский языки нету. что ставит под сомнение сам факт применимости МСФО в казахстане. если нужен неофициальный перевод, то могу подарить в формате книжки (2006г).

Изменено пользователем таксист
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

есть

Принят

на конференции

Палаты аудиторов Республики Казахстан

20-21 июля 1995 г.

Кодекс этики аудиторов

Республики Казахстан

ГЛОССАРИЙ

В данном Кодексе этики аудиторов Республики Казахстан указанные ниже выражения приведены в следующих значениях:

РЕКЛАМА - передача общественности информации, касающейся услуг, оказываемых аудиторами с целью привлечения клиентов.

СЧЕТ КЛИЕНТА - любой банковский счет, используемый исключительно для операций с денежными суммами клиентов.

ДЕНЕЖНЫЕ СУММЫ КЛИЕНТОВ - любые денежные суммы, включая документы, дающие право на распоряжение деньгами, т.е. переводные векселя, простые векселя и товарораспорядительные документы, которые можно обратить в деньги, например, ценные бумаги на предъявителя, которые аудитор получает в процессе деятельности с целью хранения или выплаты согласно поручениям лица, от которого или от имени которого они были получены.

КОМПАНИЯ - любые юридические лица (лицо), создаваемые с целью извлечения прибыли или без извлечения прибыли, включая головную компанию и все ее дочерние предприятия.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ АУДИТОР - лицо, аттестованное квалификационной комиссией и получившее квалификационное свидетельство, в данное время занимающееся аудитом или выполняющее работу по бухгалтерскому учету, налогообложению, предоставляющее клиенту консалтинговые или другие профессиональные услуги подобного рода.

ПОЛУЧАТЕЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ - дочернее предприятие или хозяйствующий субъект, на которые инвестор имеет способность оказывать значительное влияние.

ИНВЕСТОР - головная компания, главный партнер с неограниченной ответственностью, физическое лицо или корпорация, обладающие способностью оказывать значительное влияние на получателя инвестиций.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - сочетание беспристрастности и профессиональной честности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ - любые услуги по аудиту или связанным с ним областям, выполняемые аудитором, включая бухгалтерский учет, аудит, налогообложение, консультации по менеджменту и услуги по финансовому руководству.

ПАБЛИСИТИ - сообщение обществу информации об аудиторе, не имеющее своей целью рекламирование его деятельности.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ АУДИТОР - аудитор, которому действующий аудитор или его клиент передают аудит, консалтинговые услуги и услуги подобного рода для удовлетворения потребностей клиента.

ОТЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ - занятие, требующее составления заключения аудитором по финансовой информации.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ - подход к возможному клиенту с целью предложения профессиональных услуг. Прямой контакт с возможным клиентом (личный, почтой, через телефон).

ВВЕДЕНИЕ

1. Палата аудиторов Республики Казахстан, признавая ответственность профессии аудитора и считая, что его роль состоит в обеспечении руководства, поощрении качественной работы, а также в способствовании гармонизации личности аудитора, приняла решение установить Кодекс этики аудиторов.

2. Данный Кодекс этики устанавливает:

- стандарты поведения аудиторов;

- фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для достижения общих целей.

3. Профессия аудитора характеризуется:

- владением определенными профессиональными навыками, приобретенными в результате обучения и образования;

- принятием обязанностей как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к клиенту;

- подходом к клиенту, который должен быть обязательно объективным;

- оказанием персональных услуг, отвечающих самым высоким требованиям стандартов поведения и выполнения работы.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

4. Отличительной чертой профессии аудитора является осознание им своей ответственности перед обществом.

Общественный интерес определяется как общественное благосостояние, во имя которого работает аудитор. Но удовлетворение потребности индивидуального клиента - это не конечная цель аудитора, так как аудиторские стандарты прежде всего определяются общественным интересом.

- Аудиторы подтверждают достоверность и реальность финансовых отчетов, представленных финансовым органам и акционерам в качестве частичного обоснования займов или получения денежных средств;

- Консультанты по налогам проверяют правильность уплаты налогов согласно налоговому законодательству.

ЦЕЛЬ

5. Цель профессии аудитора заключается в том, чтобы работать в соответствии с нормами высочайшего профессионализма для достижения максимального уровня эффективности в основном для удовлетворения потребностей общества. Это предполагает соблюдение четырех основных требований:

ДОСТОВЕРНОСТЬ

Общество испытывает потребность в достоверности используемой информации и информационных систем.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Существуют требования к аудиторам как профессионалам в области аудита, которые могут быть ясно определены клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.

КАЧЕСТВО УСЛУГ

Необходима гарантия того, что все услуги, оказываемые аудитором, выполняются в соответствии с самыми высокими требованиями стандартов.

ДОВЕРИЕ

Пользователи услуг аудитора должны быть уверены в том, что он никогда не нарушит принципы профессиональной этики, на которой базируются предоставляемые услуги.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

6. Для того чтобы достигнуть цели, стоящей перед аудитором, необходимо выполнить ряд определенных условий или принципов.

Ими являются:

ЧЕСТНОСТЬ

Аудитор должен быть честным при выполнении своих профессиональных обязанностей.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Аудитор должен быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предвзятость и другие факторы оказывали влияние на объективность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аудитор, соглашаясь оказать услуги, должен быть уверен, что у него достаточный уровень профессиональной компетентности, знания и навыков для выполнения данного задания, в противном случае он должен воздержаться от их выполнения.

Аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием, иметь постоянную потребность развивать профессиональные знания и навыки, поддерживая их на уровне требуемых для того, чтобы гарантировать, что клиент получает компетентные и профессиональные услуги, основанные на современных разработках в практике и законодательстве.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Аудитор не имеет права без согласия проверяемого субъекта разглашать информацию, полученную в ходе оказания профессиональных услуг, включая коммерческую тайну, за исключением случаев передачи результатов проверки собственнику либо органу, назначившему проверку.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аудитор должен действовать в соответствии с хорошей репутацией профессии, воздерживаясь от любого поведения, дискредитирующего профессию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аудитор должен выполнять профессиональные услуги согласно соответствующим профессиональным стандартам, провозглашенным:

- Казахстанскими стандартами по аудиту (КСА).

- Палатой аудиторов Республики Казахстан.

- Соответствующими законодательными и нормативными актами.

7. Аудиторы должны быть и являются свободными от любой заинтересованности, несовместимой с честностью, объективностью и независимостью.

РАЗДЕЛ 1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ

1.1. Принцип объективности аудиторов налагает на аудиторов обязательство быть справедливыми, честными и независимыми.

1.2. Аудитор выступает в различных качествах, но при этом он должен всегда демонстрировать свою объективность и профессионализм, избегать какой-либо зависимости своих суждений от суждений других лиц.

1.3. При выборе ситуаций, относящихся к объективности, особое внимание необходимо уделить следующим факторами:

а) аудитор будет сталкиваться с ситуациями, которые не исключают возможности давления на них, что может повлиять на их объективность;

б) следует избегать взаимоотношений, которые допускают предвзятость или нарушают объективность проверки;

в) аудитор обязан гарантировать, что персонал, привлеченный к проверке, соблюдает объективность.

РАЗДЕЛ 2. РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

2.1. Время от времени аудитор сталкивается с ситуациями, которые приводят к возникновению этических конфликтов, они могут возникать от относительно простой проблемы до случаев мошенничества и незаконных действий.

2.2. Приведем пример отдельных факторов, когда обязанности аудитора могут войти во внутреннее или внешнее противоречие:

- Может возникнуть давление со стороны управляющего, директора или партнера, а также когда имеют место семейные или личные взаимоотношения, которые могут привести к возможности давления, оказываемого на них.

- Аудитора могут попросить действовать вопреки техническим или профессиональным стандартам.

- Может возникнуть дилемма подчиненности между начальником аудитора и требуемыми профессиональными стандартами поведения.

- Может возникнуть конфликт, когда публикуется информация, вводящая в заблуждение, но которая выгодна клиенту.

2.3. При разрешении важных этических вопросов аудитор должен соблюдать установленную политику организации, на которую они работают, для того, чтобы найти решение данного конфликта. Если эта политика не разрешает этического конфликта, следует предпринять следующее:

- Проанализировать проблему конфликта с непосредственным начальником. Если проблема не разрешается и аудитор решит обратиться к следующему, более высокому уровню руководства, то непосредственный начальник должен быть осведомлен о принятом решении. В случае, если начальник вовлечен в конфликтную ситуацию, аудитор должен поднять этот вопрос перед следующим вышестоящим уровнем руководства вплоть до совета директоров, учредителей, акционеров.

- Обратиться за рекомендациями и советом на конфиденциальной основе к независимому консультанту или в Палату аудиторов Республики Казахстан для того, чтобы получить разъяснение дальнейшего поведения.

- Если этический конфликт по-прежнему существует после прохождения всех уровней и аудитор не имеет иной возможности разрешения конфликта, как только уволиться из организации, он обязан предоставить информационный меморандум представителю этой организации и Палате аудиторов Республики Казахстан.

РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

3.1. Согласно параграфу 6 Введения настоящего документа аудиторы не должны давать согласие на оказание профессиональных услуг, осуществлять которые они некомпетентны, до тех пор, пока они не получат соответствующей компетентной консультации и помощи от других экспертов-аудиторов, адвокатов, инженеров, геологов и т.д., что позволит им удовлетворительно оказать такие услуги.

3.2. Профессиональная компетентность может быть разделена на две отдельные стадии:

а) Приобретение профессиональной компетентности.

Приобретение профессиональной компетентности первоначально требует высокого уровня общего образования, за которым следуют специальное образование, подготовка и проверка знания соответствующих учебных дисциплин, связанных с данной профессией, а также наличие стажа работы.

б) Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

1) Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне требует постоянного обновления знаний, включая изучение соответствующих Казахстанских и международных стандартов по учету, аудиту и других законодательных и инструктивных материалов, что требует постоянного (раз в два года) проведения переподготовки кадров через курсы, утвержденные Палатой аудиторов Республики Казахстан.

2) Аудитор для гарантии качества проверки должен проводить ее в соответствии с Казахстанскими стандартами по аудиту.

РАЗДЕЛ 4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

4.1. Аудитор обязан соблюдать конфиденциальность информации о делах клиента, полученной в процессе оказания профессиональных услуг. Это обязательство сохраняется даже после завершения отношений между аудитором и клиентом.

4.2. Аудитор всегда должен соблюдать конфиденциальность, за исключением передачи результатов проверки клиенту либо органу, назначившему проверку.

4.3. Аудитор обязан обеспечить соблюдение принципа конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, и лиц, предоставляющих консультации и оказывающих дополнительную профессиональную помощь.

4.4. Конфиденциальность подразумевает также, что аудитор, получающий информацию в процессе работы, не использовал и не имел намерений использовать информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

4.5. Аудитор имеет доступ к большому количеству конфиденциальной информации о делах клиента, недоступной вниманию широкой общественности. В связи с этим аудитор несет ответственность за несанкционированное разглашение служебной информации. Это не относится к раскрытию информации в связи с выполнением непосредственных обязанностей аудитора в соответствии с Казахстанскими стандартами по аудиту.

Примеры таких моментов:

а) Раскрытие санкционировано. Когда клиентом дано разрешение на раскрытие информации, интересы всех заинтересованных сторон, включая третью сторону, должны быть учтены.

б) Раскрытие обусловлено требованиями закона:

- составление документов или представление доказательств в ходе судебного разбирательства,

- передача результатов проверки органу, назначившему ее.

в) Профессиональная обязанность разглашения информации существует в тех случаях, если это требуется:

- для соблюдения Казахстанских стандартов по аудиту и этических требований;

- для защиты профессиональных интересов аудитора в процессе судебного разбирательства;

- для проверки соответствия качества работы в случае поступления жалобы или претензий в Палату аудиторов Республики Казахстан;

- для ответа на опрос или расследование (представленных официально), предпринятые Палатой аудиторов или Квалификационной комиссией при Министерстве финансов Республики Казахстан.

РАЗДЕЛ 5. НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА

5.1. Задачей аудитора, оказывающего профессиональные услуги в области налогообложения, является создание режима наибольшего благоприятствования для клиента. Предоставляемые услуги должны быть профессионально грамотными, ни при каких обстоятельствах не нарушать принципов честности и объективности, и при составлении заключения аудитор должен руководствоваться законом. Сомнение может быть разрешено в пользу клиента в том случае, если имеется обоснованное подтверждение.

5.2. Аудитор не должен предоставлять клиенту гарантию того, что подготовленная налоговая декларация и предлагаемые рекомендации по налогам не подлежат сомнению. Наоборот, аудитор должен убедиться в том, что клиенту известно об ограничениях, присущих консультациям по налогам или услугам, оказываемым в связи с налогообложением, с тем, чтобы вследствие неправильного толкования выражение мнения не принималось бы за непреложную истину.

5.3. Аудитор, который составляет или принимает участие в составлении налоговой декларации, должен уведомить клиента о том, что ответственность за содержание декларации возлагается в первую очередь на клиента. Аудитор должен предпринять все необходимые меры для того, чтобы правильно подготовить налоговую декларацию на основе полученной информации.

5.4. Налоговые консультации или мнения о существенных последствиях, предоставленные клиенту, должны быть оформлены в виде письменных предложений.

5.5. Аудитор не должен принимать участие в составлении отчета или налоговой декларации, если есть основание считать, что имеет место:

а) ложная информация;

б) недостоверная информация;

в) пропуски или отсутствие ясности в информации, которая должна быть предоставлена, вводящие в заблуждение налоговые органы.

5.6. Аудитор может составлять налоговые декларации, используя учетные предварительные оценки, если такая практика применялась, или в том случае, когда нерационально при определенных обстоятельствах получать точные данные. При использовании предварительных учетных оценок не следует стремиться к излишней точности. Аудитор должен быть удовлетворен тем, что оцениваемые суммы являются при данных обстоятельствах обоснованными.

5.7. Составляя налоговую декларацию, аудитор может полагаться на информацию, предоставленную клиентом, при условии, что информация является обоснованной. Хотя не требуется изучение или анализ документов и других доказательств в подтверждение информации, аудитор должен в определенных случаях поощрять представление таких подтверждающих сведений. Кроме того, аудитор обязан:

а) использовать декларации клиента за прошлые годы, если это возможно;

б) наводить соответствующие справки, когда представленная информация вызывает сомнения в своей правильности и полноте;

в) ссылаться на записи в бухгалтерских отчетах и документах.

5.8. Если аудитору становится известно о существенной ошибке или опущении информации в налоговой декларации за предшествующий год (к которой аудитор может иметь или не иметь отношения) или о том, что требуемая налоговая декларация не была представлена, то аудитор обязан:

а) немедленно сообщить об этом клиенту и порекомендовать поставить в известность налоговые органы. Без соответствующего разрешения клиента аудитор не может сообщить налоговым органам подобную информацию;

б) если клиент не предпринимает действий для того, чтобы исправить ошибку, аудитор должен:

- сообщить клиенту, что для аудитора не представляется возможным продолжать работу по той налоговой декларации или другой относящейся к делу информации;

- рассмотреть, насколько совместимы продолжающиеся отношения с клиентом с профессиональными обязанностями аудитора;

в) если аудитор считает, что профессиональные отношения с клиентом могут быть продолжены, то должны быть предприняты все надлежащие меры для предотвращения повторного появления ошибки в последующих налоговых декларациях.

РАЗДЕЛ 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6.1. При рассмотрении применения этических требований в международной практике может возникнуть ряд ситуаций. Тот факт, что аудитор является представителем профессиональной организации только в одном государстве или в дополнение к этому является представителем профессиональной организации в том государстве, где он оказывает услуги, не должен влиять на способ разрешения каждой отдельной ситуации.

6.2. Аудитор, получивший диплом в одном государстве, может проживать в другом государстве или может временно пребывать в нем с целью оказания профессиональных услуг. В любом случае аудитор должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с Казахстанскими стандартами по аудиту и этическими требованиями.

6.3. Если аудитор оказывает услуги в зарубежном государстве и этические требования зарубежного государства отличаются от требований Казахстана, следует руководствоваться следующими положениями:

а) если этические требования государства, в котором предоставляются услуги, менее жестки, чем Кодекс этики аудиторов Казахстана, должен применяться Кодекс этики аудиторов Казахстана;

б) если этические требования государства, в котором предоставляются услуги, жестче, чем Кодекс этики аудиторов Казахстана, то должны применяться этические требования государства, в котором оказываются услуги.

РАЗДЕЛ 7. ПАБЛИСИТИ

7.1. Желательно, чтобы общественность имела представление о видах услуг, оказываемых аудитором. Следовательно, организации члену Палаты аудиторов не запрещается сообщать такую информацию обществу на формально установленной основе, т.е. от имени организации - члена Палаты аудиторов Республики Казахстан.

7.2. Следующие примеры иллюстрируют обстоятельства, при которых допускается паблисити самим аудитором или от его имени, а также вопросы, которые следует рассматривать в связи с этим.

АУДИТОР В ПОИСКАХ РАБОТЫ

ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Аудитор может проинформировать заинтересованные стороны через любое средство массовой информации о том, что он желал бы вступить в товарищество или получить должность. Аудитор не должен, однако, объявлять поиск работы по субконтракту таким образом, который может быть истолкован, как "покупка" клиентов. Объявление поиска работы по субконтракту приемлемо только через профессиональную прессу и при том условии, что не разглашается ни имя аудитора, ни его адрес, ни номер телефона. Аудитор может обратиться с письмом или встретиться с другим аудитором в поисках работы или трудоустройства.

СПРАВОЧНИКИ

Имя аудитора может быть включено в справочник при условии, что ни справочник в целом, ни конкретная запись не преследуют рекламных целей в отношении аудиторов, включенных в список. Записи должны ограничиваться адресом, номером телефона, данными об опыте работы, а также любой другой информацией, необходимой для того, чтобы связаться с лицом или организацией, указанными в записи.

КНИГИ, СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ, ЛЕКЦИИ,

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

Аудиторы, которые являются авторами книг или статей на профессиональную тему, могут указывать свое имя и профессиональную квалификацию, а также наименование своей организации, но при этом не должны представлять никакой информации в отношении услуг, которые оказывает фирма.

Аналогичные требования предъявляются к участию аудитора в лекциях, интервью, радио и телевизионных передачах на профессиональную тему. Высказывания или публикации аудиторов должны отражать объективное профессиональное видение обсуждаемой проблемы, а не рекламу их самих или их фирмы. Аудиторы обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы те работы, которые выходят в свет, полностью отвечали этим требованиям.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ, СЕМИНАРЫ И Т.Д.

Аудитор может пригласить клиентов, персонал или других аудиторов на учебные курсы или семинары, проводимые в целях оказания помощи персоналу. Другие лица на подобные мероприятия не приглашаются, за исключением лиц, получивших разрешение и действующих по собственной инициативе. Это требование не должно препятствовать аудиторам оказывать услуги подобного рода другим профессиональным организациям, обществам или образовательным учреждениям, которые организуют курсы для своих сотрудников и общественности. Однако в любых брошюрах или документах, выпущенных в этой связи, не следует уделять чрезмерного внимания имени аудитора

БРОШЮРЫ И ДОКУМЕНТЫ,

СОДЕРЖАЩИЕ ТЕХНИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Разрешен выпуск брошюр и документов, которые содержат техническую информацию в помощь персоналу или клиентам и упоминают имя аудитора.

РАЗДЕЛ 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ

8.1. При выполнении задания по составлению отчетности аудиторы должны быть независимыми как реально, так и формально.

8.2. Далее приводятся несколько ситуаций, которые в связи с фактической или формальной недостаточностью независимости могут дать стороннему наблюдателю основание усомниться в независимости аудитора.

ФИНАНСОВАЯ СВЯЗЬ С КЛИЕНТОМ

8.3. Финансовая связь с клиентом отрицательным образом скажется на независимости аудитора и может привести наблюдателя к заключению о том, что его независимость утрачена. Подобная связь может иметь место в целом ряде случаев, например:

а) при непосредственной финансовой заинтересованности в делах клиента;

б) через непрямую материальную финансовую заинтересованность в клиенте, например, если аудитор является доверенным лицом любого доверительного фонда, или распорядителем, или попечителем любого имущества, и этот фонд или имущество имеет финансовую заинтересованность в компании клиента;

в) через займы, выданные клиенту или полученные от клиента или от какого-либо должностного лица, руководителя или крупного акционера компании-клиента;

г) имея финансовую заинтересованность в совместном предприятии с клиентом или служащим(и) клиента;

д) имея финансовую заинтересованность в лице, которое не является клиентом, но является инвестором клиента или получает инвестиции от клиента.

Комментарий

Независимость будет нарушена, если аудитор имеет или намеревается получить прямой или косвенный материальный финансовый интерес в компании, для которой аудитор оказывает профессиональные услуги, требующие независимости. Прямая финансовая заинтересованность включает также заинтересованность аудитора, состоящего с заказчиком (собственником или руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта) в отношении близкого родства или супружества.

Когда аудитор лично держит акции или рекомендует инвестирование средств в акции клиента от имени третьей стороны, например доверительного фонда, возникает опасность для формальной независимости. Это происходит вследствие того, что ответственность аудитора перед третьей стороной может вступить в противоречие с ответственностью аудитора перед его клиентом.

В случае владения акциями доверенного лица, если индивидуальный аудитор или его партнер, такой же аудитор, супруга или ближайший родственник индивидуального аудитора или его партнера являются доверенным лицом доверительного фонда и его доля в акциях является существенной в сравнении с размером всего акционерного капитала компании или общих активов доверительного фонда, аудитор не имеет права выполнять задание по отчетности данной компании. Это же правило применимо в отношении должностных лиц и управляющих любой формы собственности.

Акции клиента могут быть невольно приобретены в тех случаях, когда аудитор получает их в наследство, вступает в брак с акционером или в случае слияния компаний. В таких случаях от акций следует избавиться в самые короткие сроки или же аудитор должен отклонить любые дальнейшие задания по составлению отчетности данной компании.

Ни аудитор, ни его супруга или его близкий родственник не должны предоставлять клиенту займов, гарантий по займам клиента, принимать займы от клиента или иметь займы, гарантированные клиентом. Это не относится к займам, предоставляемым банками или другими финансовыми учреждениями, когда они оформляются согласно установленным процедурам, срокам и требованиям; закладным на дома, текущим или депозитным счетам в банках, строительных обществах и т.д.

Когда лицо, не являющееся клиентом, получает материальные инвестиции от клиента аудитора, любая прямая или косвенная материальная финансовая заинтересованность аудитора в лице, не являющемся клиентом, но получающем инвестиции от клиента аудитора, будет считаться нарушением независимости аудитора по отношению к клиенту. Таким же образом, когда клиент получает материальные инвестиции от лица, не являющегося клиентом, любая прямая или косвенная материальная финансовая заинтересованность аудитора в лице, не являющемся клиентом, но вкладывающем инвестиции, будет считаться нарушением независимости аудитора по отношению к клиенту.

Другие взаимоотношения, такие, как совместные предприятия клиента и лица, не являющегося клиентом, могут повлиять на проявления независимости. Как правило, при существовании совместного предприятия нематериальная финансовая заинтересованность аудитора в инвесторе, не являющемся клиентом, не нарушает независимости аудитора по отношению к клиенту-инвестору, при условии, что аудитор не может оказать сколько-нибудь значительного влияния на инвестора, не являющегося клиентом. Если аудитор не осведомлен и не имеет доступа к информации о финансовой заинтересованности или взаимоотношениях между совместными предприятиями, то независимость аудитора не будет считаться нарушенной.

В целом, аудитор должен быть независим от клиента, всех головных компаний и дочерних предприятий.

НАЗНАЧЕНИЯ В КОМПАНИЯХ

8.4. Если аудитор является или являлся во время выполнения работы над заданием или в период времени, непосредственно предшествующий выполнению задания:

а) членом правления, должностным лицом или служащим компании;

б) партнером, лицом, нанятым на работу членом правления, должностным лицом или служащим компании, то будет считаться, что он имеет заинтересованность, которая может уменьшить степень независимости при составлении отчетности данной компании.

Комментарий

Обычно в таких ситуациях запрещается назначать таких лиц аудиторами данных компаний. В вышеописанной ситуации предлагается, чтобы период времени, непосредственно предшествующий назначению, составлял не менее двух лет.

ОКАЗАНИЕ КЛИЕНТАМ ПРОЧИХ УСЛУГ

8.5. Когда аудитор, в дополнение к выполнению аудиторских и других функций по составлению отчетности, оказывает клиенту прочие услуги, он не должен выполнять руководящих функций и принимать руководящих решений, ответственность за которые остается за советом директоров и администрацией.

Комментарий

Для аудитора естественно предлагать своим клиентам другие услуги по финансовым вопросам и менеджменту, поскольку во время работы они уже достаточно хорошо ознакомились с бизнесом клиента. Многие компании (особенно небольшие) оказались бы в невыгодном положении, если бы они не имели возможности получить от своих аудиторов дополнительные услуги. Оказывая профессиональные услуги, аудиторы предоставляют различные рекомендации, а также предоставляют рекомендации по налогам. Более того, аудит включает в себя проверку системы внутреннего контроля, которая обязательно содержит предложения по улучшению работы.

Услуги, оказываемые аудитором в качестве консультаций по менеджменту и налогообложению, являются консалтинговыми услугами. Такие услуги не должны узурпировать руководящие функции компаний клиентов. Оказание консалтинговых услуг аудитором не повлияет на его независимость при условии, что не происходит вмешательства аудитора и аудитор не взял на себя ответственность за решения, принятые администрацией. Аудитор должен соблюдать осторожность в том, чтобы не выйти за пределы консалтинговых функций и не вторгнуться в сферу принятия руководящих решений. Аудитор, рекомендовавший внедрение системы учета товарных запасов, должен выполнить обычную аудиторскую проверку работы системы, поскольку, если не будет предпринято общепринятых аудиторских действий в отношении этой системы, это окажет отрицательное воздействие на компетенцию и независимость аудитора.

Если аудитор занимается подготовкой учетных документов для клиента, должны соблюдаться следующие требования:

а) Аудитор не должен состоять с клиентом в каких-либо отношениях и не должен принимать участия в каких-либо столкновениях интересов; это привело бы к нарушению честности или независимости.

б) Клиент должен нести ответственность за финансовые отчеты.

в) Аудитор не должен выступать в роли служащего, работающего по найму, или руководства при выполнении учетно-счетных операций предприятия.

г) Идеальный вариант - если сотрудники, участвующие в подготовке документов учета, не принимают участия в проверке этих документов. Тот факт, что аудитор обрабатывал определенные документы, не исключает необходимости проведения основательных аудиторских проверок.

ЛИЧНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

8.6. Личные и семейные отношения могут повлиять на независимость аудитора. Необходима гарантия того, что при выполнении служебных обязанностей на аудитора не будут влиять семейные или личные взаимоотношения.

Комментарий

Практически невозможно подробно описать в требованиях этики допустимую степень личных взаимоотношений между аудитором и клиентом или руководящими лицами (директором, первым руководителем, менеджером по финансам либо официальным представителем) и клиентом.

К примеру, это может произойти, если аудитор имеет взаимный деловой интерес с должностным лицом или служащим клиента, или же имеет материальный интерес в совместном с клиентом предприятии.

Родственные отношения, которые всегда несут в себе неприемлемую угрозу независимости, представляют собой такие отношения, когда аудитор, его партнер или служащий, занятый составлением отчетности для клиента, является в то же время супругом или близким родственником клиента.

ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ

8.7. В тех случаях, когда получение оплаты от клиента или группы клиентов составляет большую долю общего годового дохода аудитора или аудиторской фирмы, зависимость от такого клиента или группы клиентов может поставить под сомнение независимость аудитора или аудиторской фирмы.

Комментарий

Когда годовой доход по контракту является единственной или незначительной частью совокупного дохода, аудитор должен внимательно проанализировать, не нарушен ли принцип независимости. Подобная ситуация может возникнуть, если оплата за оказание профессиональных услуг остается невыплаченной на протяжении значительного периода времени, особенно если большая часть оплаты не выплачена перед опубликованием заключения аудитора на будущий год. Допустимые отклонения делаются для молодых аудиторов, которые еще только утверждаются в профессии, или же для аудиторов, которые намерены прекратить операции. Исключения могут быть сделаны для филиалов, которые работают с одним клиентом или группой клиентов. Например, если какой-либо филиал производит аудит финансовых отчетов клиента в целом и этот клиент составляет основную часть бизнеса филиала. В этих условиях профессиональные услуги, оказываемые этому клиенту или группе клиентов, должны анализироваться партнером из другого офиса.

ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ,

ЗАВИСИМАЯ ОТ НЕПРЕДВИДЕННЫХ ФАКТОРОВ

8.8. Принимая во внимание положения параграфа 8.9, профессиональные услуги (аудит) не должны предлагаться или предоставляться клиенту по соглашению, в соответствии с которым оплата будет выплачена только в случае достижения какого- либо определенного результата или обусловлена какими-либо другими обстоятельствами. На консалтинговые услуги по аудиту данный пункт не распространяется.

Комментарий

Оплата не является зависимой от непредвиденных факторов, если она назначена судом или в соответствии с законом каким- либо другим органом государственной власти.

Оплата, основанная на процентном отношении или другой подобной ему основе, расценивается как зависимая от непредвиденных факторов.

ТОВАРЫ И УСЛУГИ

8.9. Принятие товаров и услуг от клиента может рассматриваться как угроза независимости. Излишнее гостеприимство таит в себе аналогичную угрозу.

Комментарий

Аудитор не должен принимать товаров и услуг от клиента, за исключением имеющих отношение к работе. Это же относится к его супругу и близким родственникам. Следует избегать гостеприимства и подарков, выходящих за пределы обычной вежливости.

ВЛАДЕНИЕ КАПИТАЛОМ

8.10. В идеале капиталом аудиторской фирмы должны владеть только аудиторы. Однако допускается владение капиталом аудиторской фирмы другими лицами при условии, что большая часть уставного фонда и прав голоса остается за аудитором.

Комментарий

Как правило, весь собственный капитал должен принадлежать аудиторам. Если весь капитал или его часть будет принадлежать другим лицам, эти лица смогут оказывать влияние на аудиторов в ходе выполнения их профессиональных обязанностей. Может сложиться аналогичная ситуация, если значительную часть капитала, которым владеют аудиторы, составляют займы других лиц, что противоречит правилам владения капиталом.

БЫВШИЕ ПАРТНЕРЫ

8.11. Аудитор - участник любой формы организации аудиторской деятельности может оставить фирму, уволиться, выйти на пенсию или продать свою фирму. В таком случае допускается принять предложение работы у клиента той аудиторской фирмы, по отношению к которой данное лицо является бывшим партнером, при проведении аудита или других заданий по составлению отчетности, выполняемых компанией. В таком случае независимость не будет ущемлена.

а) Денежные выплаты бывшему партнеру за его долю, а также причитающиеся выплаты в связи с уходом производятся в соответствии с графиком, отражающим дни и суммы выплат. Кроме того, причитающиеся суммы не должны вызывать сомнения в способности фирмы погасить в любое время задолженность без ущерба для дальнейшей нормальной деятельности.

б) Бывший партнер не принимает участия в оставленном деле или профессиональной деятельности, независимо от того, получил он компенсацию или нет. Проявлениями участия бывшего партнера считается предоставление ему рабочего места в офисе и создание соответствующих удобств.

ТЕКУЩИЙ ИЛИ ПРЕДСТОЯЩИЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

8.12. Судебное разбирательство между аудитором и клиентом может нарушить нормальные взаимоотношения с клиентом до такой степени, что может быть ущемлена независимость и объективность аудитора.

Комментарий

Возбуждение клиентом судебного разбирательства по делу аудитора, а также возбуждение судебного процесса аудитором о совершении, к примеру, мошенничества или обмана со стороны должностных лиц компании или о проведении аудитором проверки в компании клиента, не отвечающего существующим стандартам, будет расцениваться как нарушение независимости. Подобное возбуждение, или вероятность его возникновения, или объявленное намерение подать судебный иск против аудитора в отношении дел компании, или, наоборот, аудитором против компании, могут поставить аудитора и компанию в такое положение, которое может повлиять на объективность аудитора. Таким образом может быть оказано отрицательное влияние на способность честно и беспристрастно выполнять задания по составлению отчетности компании. В то же время существование таких действий (или нависшая угроза их существования) может повлиять на желание руководства компании раскрывать аудитору соответствующую информацию.

РАЗДЕЛ 9. ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ И КОМИССИОННЫЕ

9.1. Аудиторы, оказывающие клиентам профессиональные услуги, принимают на себя обязательство оказывать такие услуги честно и объективно и согласно существующим стандартам. Это обязательство может быть реализовано путем применения профессиональных навыков и знаний, приобретенных аудиторами во время обучения и во время работы. Аудитор имеет право на оплату оказанных услуг.

ОПЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ

9.2. Оплата должна справедливо отражать стоимость услуг профессионального характера, оказанных клиенту, а также принимать во внимание:

а) навыки и знания, необходимые для данного вида профессиональных услуг;

б) уровень подготовки и наличие делового опыта у лиц, непосредственно занятых оказанием профессиональных услуг;

в) время, затраченное каждым лицом, занятым оказанием профессиональных услуг;

г) уровень ответственности, необходимый для оказания данных услуг.

9.3. Обычно оплата за оказание профессиональных услуг исчисляется на основе соответствующих почасовых или дневных расценок для каждого лица, занятого оказанием профессиональных услуг. Эти расценки должны основываться на принципе, согласно которому организация работы, деятельность и услуги, оказываемые аудитором клиенту, правильно спланированы, контролируются и управляются должным образом. При этом необходимо принимать во внимание положения параграфа 9.2. Для каждого аудитора необходимо определить соответствующие расценки.

9.4. Аудитор не должен указывать, что в настоящий момент или в будущем определенные профессиональные услуги будут оказываться либо за установленную (фиксированную) оплату, примерную оплату или оплату в определенных пределах, если в настоящий момент есть вероятность существенного возрастания этой оплаты и будущему клиенту об этом неизвестно.

9.5. При оказании клиенту профессиональных услуг может быть необходимо и целесообразно договориться о стоимости услуг заранее. В таком случае аудитор должен рассчитать оплату, принимая во внимание положения параграфов 9.2-9.4.

9.6. Не будет считаться неправильным, если аудитор соглашается на меньшую оплату по сравнению с той, которая была назначена предшествующему аудитору за аналогичные услуги, при условии, что при начислении оплаты принимались во внимание положения параграфов 9.2-9.4.

9.7. Как определено в параграфе 8.8, "профессиональные услуги (аудит) не должны предлагаться или предоставляться клиенту по соглашению, в соответствии с которым оплата будет выплачена только в случае достижения какого-либо определенного результата или обусловлена какими-либо другими обстоятельствами".

Комментарий

Оплата не считается зависимой от непредвиденных обстоятельств, если она назначена судом или какими-либо другими органами государственной власти.

Оплата, установленная на основании процентной ставки или на аналогичной основе, считается зависимой от непредвиденных обстоятельств, за исключением тех случаев, когда она разрешена законом или одобрена Палатой аудиторов Республики Казахстан в качестве общепринятой практики для определенных услуг профессионального характера.

9.8. Предшествующие параграфы касаются оплаты согласно договору. Переменные издержки любого вида, особенно командировочные расходы, относящиеся непосредственно к оказанию профессиональных услуг определенному клиенту, обычно относятся на счет клиента в дополнение к оплате за услуги профессионального характера.

9.9. Прежде чем нанять аудитора, в интересах клиента и самого аудитора необходимо четко определить порядок, желательно в письменном виде, в соответствии с которым производится расчет оплаты и выписка счетов во избежание любых недоразумений (см. КСА 2 "Условия проведения аудита (Письмо-обязательство)".

КОМИССИОННЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

9.10. Оплата или получение комиссионных вознаграждений аудитором может нарушить объективность и независимость. Аудитор не должен платить кому-либо комиссионные за привлечение клиента, а также сам не должен получать комиссионные за направление клиента третьей стороне. Аудитор не должен получать какие-либо комиссионные за передачу клиенту продукции или услуг других лиц.

9.11. Оплата и получение вознаграждений между аудиторами за посредничество, когда не оказывались никакие услуги профессионального характера, расцениваются как комиссионные в соответствии с параграфом 9.10.

9.12. Аудитор может подписать соглашение о приобретении одной части или всей фирмы, что потребует выплат отдельным лицам, ранее занятым в аудиторской фирме, либо выплат их наследникам. Такие выплаты не считаются комиссионными в соответствии с параграфом 9.10.

РАЗДЕЛ 10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

НЕСОВМЕСТИМАЯ С ПРАКТИКОЙ АУДИТОРА

10.1. Аудитор не должен одновременно заниматься любыми другими видами деятельности, которые могут нанести ущерб честности, объективности, независимости или репутации профессии, и таким образом являются несовместимыми с оказанием услуг профессионального характера.

10.2. Оказание двух или более видов услуг профессионального характера одновременно само по себе не оказывает слияния на честность, объективность или независимость.

10.3. Одновременное занятие другим бизнесом, деятельностью, не имеющими отношения к услугам профессионального характера и не позволяющими аудитору выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с основными этическими принципами аудиторской профессии, должны считаться несовместимыми с практикой аудитора.

РАЗДЕЛ 11. ДЕНЕЖНЫЕ СУММЫ КЛИЕНТОВ

11.1. Аудитору не рекомендуется хранить денежные суммы клиентов.

Аудитор не должен хранить денежные суммы клиентов, если имеется основание полагать, что они были получены в результате незаконных действий или предназначены для этих целей.

11.2. Аудитор, которому доверены денежные суммы, принадлежащие другим лицам, должен:

а) хранить эти денежные суммы отдельно от личных денег или денег фирмы;

б) использовать эти денежные суммы только в тех целях, для которых они предназначены;

в) в любое время быть готовым отчитаться за эти денежные суммы перед уполномоченными лицами.

РАЗДЕЛ 12. ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ АУДИТОРАМИ

ПРИНЯТИЕ НОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ

12.1. Расширение сферы предпринимательства часто приводит к образованию филиалов или дочерних компаний в местах, где действующий аудитор не практикует. В этих условиях клиент или действующий аудитор по согласованию с клиентом может обратиться к аудитору-преемнику, осуществляющему свою деятельность в этих районах с тем, чтобы оказать профессиональные услуги, необходимые для выполнения задания.

12.2. Передача какого-либо вида аудиторской деятельности может возникнуть в области особых услуг или задач. Масштаб услуг, предлагаемых аудиторами, продолжает расширяться и зачастую требует глубоких специальных знаний, необходимых для обслуживания общества. Поскольку одному аудитору невозможно овладеть всем опытом или стать экспертом во всех областях профессии, некоторые аудиторы пришли к выводу, что нерационально практиковать в своих фирмах развитие полного спектра специальных квалификаций, которые могут быть востребованы.

12.3. Аудиторы должны оказывать только такие услуги, которые отвечают профессиональной компетенции. Поэтому для профессии в целом и в интересах клиентов важно, чтобы аудиторы были открыты для получения соответствующих консультаций от компетентных лиц.

12.4. Однако аудитор, не обладающий особой квалификацией, из опасения потерять клиента может не проявить особого желания в том, чтобы направить клиента к другому аудитору, имеющему такую квалификацию. В результате клиенты могут быть лишены возможности получать консультации, на которые они рассчитывают.

12.5. При выборе профессиональных консультантов первостепенную роль играет желание клиента независимо от квалификации. Аудитор не должен пытаться каким-либо образом ограничивать свободу выбора клиента при получении каких-либо консультаций, более того, должен поощрять такие намерения клиента.

12.6. Услуги или консультации аудитора, обладающего особой квалификацией, могут быть востребованы в следующих случаях:

а) клиентом:

1) после предварительного обсуждения и консультаций с действующим аудитором;

2) по особой просьбе или рекомендации действующего аудитора;

3) без обращения к действующему аудитору;

б) действующим аудитором с надлежащим соблюдением обязательства по конфиденциальности.

12.7. Когда к аудитору обращаются с просьбой предоставить услуги или консультации, следует выяснить, имеет ли предполагаемый клиент действующего аудитора. Если имеется действующий аудитор, который будет продолжать оказывать услуги профессионального характера , следует соблюдать процедуру, изложенную в параграфах 12.8-12.13. Если это назначение приведет к замене другим аудитором, следует придерживаться процедур, изложенных в параграфах 12.14-12.26.

12.8. Аудитор-преемник должен ограничить услуги, предоставляемые по особому заданию, полученному через обращение действующего аудитора или клиента, если клиенту не требуется иное. Аудитор-преемник обязан также осуществлять действия для поддержания настоящих отношений действующего аудитора с клиентом и не должен выражать никакое критики в отношении профессиональных услуг действующего аудитора, не предоставив последнему возможность предъявить всю соответствующую информацию.

12.9. Аудитор-преемник, к которому клиент обратился с просьбой выполнить задание такого рода, которое в корне отличается от выполняемого действующим аудитором или от полученного первоначально через обращение действующего аудитора или клиента, должен рассматривать это как отдельную просьбу предоставить услуги или консультации. Прежде чем принять любые задания такого рода, аудитор-преемник должен напомнить клиенту о профессиональном долге поставить в известность действующего аудитора и незамедлительно сделать это, желательно в письменном виде, сообщив о стратегии клиента и общем характере его обращения.

12.10. Иногда складываются такие обстоятельства, когда клиент настаивает на том, чтобы не информировать действующего аудитора. В таком случае аудитор-преемник должен взвесить обоснованность намерений клиента. При отсутствии особых обстоятельств нерасположение клиента к общению с действующим аудитором не будет являться уважительной причиной.

12.11. Аудитор-преемник обязан:

а) принимать во внимание указания, полученные от действующего аудитора или клиента в той мере, в которой они не противоречат соответствующим юридическим и другим требованиям;

б) убедиться, насколько целесообразно то, что действующий аудитор посвящен в общий характер оказываемых профессиональных услуг.

12.12. Когда имеются два или более аудитора, оказывающих профессиональные услуги клиенту, может быть целесообразным проинформировать только того аудитора, который имеет отношение к оказываемым услугам.

12.13. Когда это приемлемо, действующий аудитор, в дополнение к поручениям, касающимся бизнеса, должен поддерживать контакт с аудиторами-преемниками и сотрудничать с ними при наличии обоснованных просьб в оказании содействия.

ЗАМЕНА ДРУГИМ АУДИТОРОМ

12.14. Клиент имеет бесспорное право выбирать аудитора и производить замену по своему усмотрению.

12.15. Законные интересы собственников должны быть защищены, но не менее важным является и то, чтобы аудитор, которым намерены заменить другого аудитора, имел возможность выяснить, существуют ли какие-либо причины профессионального характера для того, чтобы назначение не было принято. А это невозможно сделать без прямого общения с действующим аудитором. При отсутствии специальной просьбы действующий аудитор не должен раскрывать информацию о делах клиента.

12.16. Путем обмена информацией аудитор имеет возможность убедиться в том, что обстоятельства, при которых предлагается изменение в назначении, позволяют принять его, и в том, имеется ли желание принять назначение. Кроме того, такой обмен информацией позволяет сохранить дружеские отношения, которые должны существовать между всеми аудиторами, к которым клиенты обращаются за предоставлением консультаций и помощи.

12.17. Согласно Закону "Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан" объем предоставляемой и обсуждаемой информации настоящим аудитором аудитору-преемнику зависит от того, получено ли разрешение клиента на этот счет или нет.

12.18. Аудитор - вероятный преемник должен содержать в строжайшей секретности любую информацию, предоставленную действующим аудитором, и уделять ей должное внимание.

12.19. Предоставленная действующим аудитором информация может, к примеру, указывать, что основания, выдвинутые клиентом в качестве причины для замены, не соответствуют действительности. Она может свидетельствовать о том, что предложение заменить аудитора было сделано потому, что действующий аудитор отстаивал свою позицию и надлежащим образом выполнял свои обязанности аудитора вопреки противодействию клиента или его уклонению от ситуации, когда между аудитором и клиентом возникало существенное различие по принципиальным вопросам деятельности.

12.20. Следовательно, общение между сторонами позволяет:

а) предотвратить принятие назначения аудитором при обстоятельствах, когда неизвестны относящиеся к делу факты;

б) защищать часть представителей бизнеса, не обладающих контрольным пакетом акций, которые могут быть не в полной мере информированы в отношении обстоятельств, при которых предложено изменение;

в) защищать интересы действующего аудитора, когда предложенное изменение является следствием добросовестного выполнения аудитором своих профессиональных обязанностей в качестве независимого профессионала или попыткой помешать ему выполнять такие обязанности.

12.21. До принятия назначения, включающего постоянные профессиональные услуги, оказываемые до настоящего времени другим аудитором, аудитор-преемник должен:

а) удостовериться, поставил ли его будущий клиент в известность действующего аудитора о намеченной замене и дал ли клиент разрешение, предпочтительно в письменном виде, обсуждать его дела в полной мере и совершенно свободно с аудитором-преемником;

б) получив удовлетворительный ответ от будущего клиента, должен запросить разрешение на общение с действующим аудитором. Если в таком разрешении отказано или разрешение, о котором идет речь в пункте а), не получено, аудитор-преемник должен отклонить назначение, если только не имеется исключительных обстоятельств, о которых аудитор знает, или если в отношении необходимых факторов не дано разъяснение каким-либо другим способом;

в) получив разрешение, запросить действующего аудитора, желательно в письменном виде:

1) предоставить информацию любого профессионального характера, которая должна быть известна заранее, прежде чем принять решение о выполнении задания;

2) предоставить все необходимые детали информации, которые могут потребоваться для того, чтобы принять решение.

12.22. Действующий аудитор, оказывающий услуги в настоящее время, получив сообщение, о котором идет речь в параграфе 12.21, обязан:

а) дать ответ, желательно в письменном виде, пояснив, существуют ли какие-либо причины профессионального характера, согласно которым аудитор не должен приниматься за эту работу;

б) если имеются какие-либо причины или другие обстоятельства, которые требуют раскрытия, убедиться, что клиент дал разрешение сообщить детали этой информации предложенному аудитору. В случае если разрешение не получено, действующий аудитор должен сообщить об этом предложенному аудитору;

в) получив разрешение от клиента, раскрыть всю информацию, необходимую предложенному аудитору, для того, чтобы определиться, принимать назначение или нет, а также совершенно открыто обсудить с аудитором-преемником все вопросы, имеющие отношение к назначению, о которых последний должен знать.

12.23. Если аудитор-преемник не получит ответа от действующего аудитора в надлежащие сроки и при этом нет оснований полагать, что существуют какие-либо исключительные обстоятельства, связанные с предстоящей заменой, аудитор-преемник должен связаться с действующим аудитором каким-либо другим образом. Если не удастся достичь удовлетворительного результата, аудитор-преемник должен послать еще одно письмо, утверждающее, что, по всей видимости, профессиональные причины, которые препятствовали бы принятию назначения, отсутствуют и в связи с этим он намеревается принять назначение.

12.24. Оплата по контракту, не выплаченная аудитору, оказывающему услуги в настоящее время, не является причиной, по которой другой аудитор не может принять назначение.

12.25. Действующий аудитор должен незамедлительно передать аудитору-преемнику все бухгалтерские книги и документы клиента, которые ведутся и могли вестись после смены назначения, и должен соответственно предоставлять клиенту консультации до тех пор, пока аудитор-преемник не будет иметь законного права получить их в свое распоряжение.

12.26. Некоторые организации либо в соответствии с законными требованиями, либо по какой-то другой причине предусматривают организацию тендеров, например конкурентных торгов в отношении профессиональных услуг, оказываемых аудиторами. В ответ на рекламное объявление или же подав по собственной инициативе заявку на участие в тендере, аудитор должен, если назначение может привести к замене другим аудитором, указать в заявке или тендерных документах, что до осуществления возможности связаться с другим аудитором необходимо выяснить, имеются ли какие-либо причины профессионального характера, по которым назначение не должно быть принято. В случае успеха на тендере следует связаться с действующим аудитором.

РАЗДЕЛ 13. РЕКЛАМА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ

13.1. Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование общественности, а также должны содержать правдивую и достоверную информацию, выдержанную в хорошем тоне. Запрещается принудительное или назойливое предложение услуг.

13.2. Далее следуют некоторые примеры рекламной деятельности, которые противоречат вышеуказанным критериям:

а) создание ложных или неоправданных ожиданий благоприятных результатов;

б) создание ложной уверенности в способности оказывать влияние на судебные органы, исполнительные или любые другие аналогичные органы или на должностных лиц;

в) не имеющие под собой оснований саморекламы;

г) сравнения с другими аудиторами;

д) представление рекомендаций или одобрений чьей-то деятельности;

е) предоставление любой другой информации, которая вводит в заблуждение или не соответствует действительности;

ж) необоснованные утверждения отдельных лиц об их принадлежности к экспертам или специалистам определенных областей аудиторской профессии.

13.3. Аудитор не должен пытаться получить преимущества с помощью саморекламы в газетах и журналах, которые публикуются или распространяются в той стране, где реклама не разрешается. Аналогично аудитор той страны, где запрещена реклама, не должен рекламировать себя в газетах и журналах, выходящих в той стране, где реклама разрешена.

13.4. Реклама разрешена, если освещаемая информация:

а) имеет своей целью сообщение общественности или отдельным заинтересованным кругам достоверных сведений, которые соответствуют действительности и не вводят в заблуждение;

б) выдержана в хорошем тоне;

в) вызывает уважение к профессии;

г) не изобилует частыми повторениями и не уделяет чрезмерного внимания имени аудитора или аудиторской фирмы.

13.5. Следующие примеры иллюстрируют вопросы, которые следует учитывать при рекламе:

НАБОР ПЕРСОНАЛА

О вакансиях на должность можно информировать общественность через любое средство массовой информации, которыми обычно пользуются для извещения об открытии подобных вакансий. Тот факт, что специфика профессии неизбежно предоставит некоторую информацию об услугах, которые аудитор оказывает клиентам, вполне допустима, но эта информация не должна содержать никакого элемента содействия. Нельзя заявлять, что предлагаемые услуги лучше тех, которые оказывают другие аудиторы, по какой-либо причине, имея в виду их объем, с чем они связаны и др. В тех изданиях, которые предназначены для школ и других учебных заведений, с целью проинформировать студентов и выпускников о возможностях профессиональной карьеры, предлагаемые общественности услуги могут быть предложены в деловой форме.

РЕКЛАМА ПО ПОРУЧЕНИЮ КЛИЕНТА

Аудитор может опубликовать объявление по поручению клиента, в основном для набора персонала. Однако аудитор должен убедиться в том, что реклама направлена на удовлетворение интересов клиента.

Брошюры и фирменные справочники Аудитор может издать для своих клиентов, или для лиц, не являющихся клиентами, или в ответ на чей-либо запрос:

а) действительное и объективное сообщение о предоставляемых услугах;

б) справочник, содержащий имена партнеров, адреса офисов, имена и адреса фирм-компаньонов и корреспондентов.

Почтовая бумага, канцелярские принадлежности и вывески

Почтовая бумага, канцелярские принадлежности и вывески аудиторов должны соответствовать допустимым профессиональным стандартам, а также требованиям Палаты аудиторов Республики Казахстан в отношении имен партнеров, должностных и других лиц, участвующих в практике, использовании профессиональных описаний и аббревиатур (сокращений) в отношении названных профессий, а также городов, где представлена практика, логотипы и т.д.

ОБЪЯВЛЕНИЯ В ГАЗЕТАХ

Соответствующие газеты или журналы могут быть использованы для информирования общественности об учреждении новой практикующей фирмы, изменениях в составе аудиторской фирмы или изменении адреса фирмы.

Такие объявления следует ограничивать строгим изложением фактов, с учетом того, насколько данным объявлениям соответствуют область распространения газет, журналов и количество объявлений.

ВКЛЮЧЕНИЕ ИМЕНИ АУДИТОРА В ДОКУМЕНТ, ВЫПУСКАЕМЫЙ КЛИЕНТОМ

Когда клиент предлагает опубликовать отчет аудитора, имеющий отношение к бизнесу клиента, или в связи с учреждением нового делового предприятия, аудитор должен предпринять определенные меры для обеспечения того, чтобы содержание доклада, намеченного к публикации, не вводило в заблуждение общественность, имея в виду суть и значение отчета. В этих обстоятельствах аудитор должен порекомендовать клиенту обратиться вначале за разрешением о публикации.

Таким же образом следует обратить внимание на другие документы, которые предлагает опубликовать клиент, если они содержат имя аудитора, занимающегося независимой профессиональной деятельностью. Это не мешает включению имени аудитора в годовой отчет клиента.

Когда аудиторы, занимающиеся частной практикой, связаны с какой-либо организацией или имеют в ней офис, эта организация может использовать их имя и профессиональный статус в почтовой бумаге, канцелярских принадлежностях и вывесках. Аудитор должен обеспечить, чтобы эта информация не вводила общественность в заблуждение в том смысле, что деятельность организации и независимая деятельность аудитора тесно связаны между собой.

УЧИТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования