Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в Казахстане


Рекомендуемые сообщения

В качестве вклада в обсуждение темы поднятой на

http://forum.zakon.kz/ultimatebb.cgi?ubb=get_topic&f=3&t=000067&p=2&counterhit=yes

предлагаю в отдельной теме обсудить вот такой проект решения существующих проблем.

ПРОЕКТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам,

и правовом статусе их организаций

----------

Свидетельствуя свою приверженность Всеобщей декларации прав человека и другим международно-правовым актам по правам человека, в том числе Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств;

утверждая и развивая основные права, свободы и обязанности граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан;

учитывая исторически сложившееся этническое, культурное и языковое многообразие народа Республики Казахстан;

исходя из международно-правовых принципов, в соответствии с которыми защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью защиты прав человека,

Парламент принимает настоящий закон.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст.1. - Под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, в настоящем законе понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, являющиеся ее гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения - казахов, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения.

Ст.2. - Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободно выбирать, считаться ему таковым или нет. Этот выбор или осуществление прав, связанных с ним, не должны ставить это лицо в невыгодное положение.

Ст.3. - Отношения, возникающие в связи с реализацией прав и свобод, связанных с принадлежностью к национальным меньшинствам, регулируются Конституцией Республики Казахстан, настоящим законом, другими законодательными актами, а также международными договорами и соглашениями, одной из сторон которых является Республика Казахстан.

Глава II

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЦ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

К НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ

Ст.4. - (1) Государство гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона.

(2) Любая дискриминация по признаку принадлежности к национальному меньшинству запрещается.

Ст.5. - (1) Государство обязуется содействовать созданию необходимых условий для сохранения, развития и выражения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам.

(2) Государство обеспечивает проведение научных исследований по истории, языку и культуре национальных меньшинств.

(3) Памятники истории и культуры национальных меньшинств охраняются государством.

Ст.6. - (1) Государство гарантирует реализацию прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, получать дошкольное воспитание, начальное, среднее (общее и профессиональное), высшее и постуниверситетское образование на казахском и на русском языках и создает условия для реализации их прав на воспитание и обучение на родном языке (украинском, уйгурском, корейском, узбекском, идише и др.).

(2) Для обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях с полным или частичным преподаванием на языках национальных меньшинств государство содействует разработке программ и учебно-методической литературы, подготовке педагогических кадров, а также сотрудничает в этой области с другими странами.

(3) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право получать высшее и постуниверситетское образование на их исторической родине и в других странах на основе международных договоров и соглашений.

(4) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, и их организации имеют право в соответствии с законом создавать частные дошкольные учреждения и учебные заведения всех уровней. Изучение казахского языка и литературы, а также истории Казахстана во всех учебных заведениях является обязательным.

Ст.7. - Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять такую информацию и обмениваться ею.

Ст.8. - (1) Государство обеспечивает публикацию нормативных актов, официальных сообщений и другой информации общенационального значения на казахском и русском языках.

(2) В местах компактного проживания национальных групп, нормативные акты местного значения, официальные сообщения и другая информация публикуются также и на других языках.

(3) На территории, где лица, принадлежащие к одному из национальных меньшинств, составляют значительную часть населения, акты органов местного публичного управления публикуются при необходимости и на языке этого меньшинства с одновременным опубликованием на казахском и русском языках.

Ст.9. - Государство гарантирует, что преобразования административного устройства территорий не будут преследовать целей изменения этнодемографического состава регионов. При проведении таких преобразований будет учитываться мнение местного населения, включая мнение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Ст.10. - Названия населенных пунктов, улиц, публичных учреждений, мест общественного пользования указываются на казахском и русском языках, а в населенных пунктах, местах компактного проживания национальных групп, - и на других языках.

Ст.11. - (1) Информация публичного характера, имеющая непосредственное отношение к охране здоровья, обеспечению общественного порядка, безопасности граждан, а также визуальная информация в учреждениях Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Прокуратуры, медицинских учреждениях, на транспортных средствах, на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах, на автомобильных дорогах оформляется на казахском и русском языках.

(2) На территории, где лица, принадлежащие к одному из национальных меньшинств, составляют значительную часть населения, информация, предусмотренная частью (1), публикуется при необходимости и на языке этого меньшинства.

Ст.12. - (1) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на казахском или русском языках и получать ответ на языке обращения.

(2) На территории, где лица, принадлежащие к одному из национальных меньшинств, составляют значительную часть населения, в качестве языка общения с органами публичной власти может выступать и язык этого меньшинства.

Ст.13. - (1) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, и их организации имеют право в соответствии с законом учреждать средства массовой информации, а также издавать литературу на языках национальных меньшинств.

(2) Государство обеспечивает организацию передач на языках национальных меньшинств на государственном радио и телевидении.

Ст.14. - Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право в соответствии с законом определять свое отношение к религии, в частности выбирать конфессию, а также осуществлять, индивидуально или совместно с единоверцами, религиозно-просветительную деятельность на родном или другом приемлемом для них языке, совершать обряды, содержать

религиозные здания, использовать религиозную литературу и культовыепредметы.

Ст.15. - Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право отмечать свои национальные праздники и исторические даты, принимать участие в совершении обрядов своих народов, использовать в частном порядке свою национальную символику.

Ст.16. - (1) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право употреблять свои фамилии, имена и отчества (если таковые используются в их родном языке), в том числе в официальных документах, так, как это принято в их родном языке.

(2) Если в родном языке лица, принадлежащего к национальному меньшинству, используется иной, нежели кириллический, алфавит, то при передаче фамилии, имени и отчества на казахском языке их написание определяется нормами казахского языка относительно транслитерации иностранных имен.

(3) При регистрации актов гражданского состояния и оформлении документов, удостоверяющих личность, учет волеизъявления лица относительно использования права, установленного частью (1), является обязательным.

Ст.17. - Государство способствует облегчению гуманитарных контактов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, с их исторической родиной.

Глава III

ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

К НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ

Ст.18. - Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут осуществлять свои права как индивидуально, так и объединяясь в соответствии с законом в организации (землячества, общины, содружества, общества и т.п.) просветительного, культурного, религиозного и благотворительного характера.

Ст.19. - (1) Организации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют права, предоставляемые общественным объединениям в соответствии с действующим законодательством.

(2) Ни одна из организаций лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не может претендовать на монопольное представительство интересов соответствующего меньшинства.

Ст.20. - (1) Организации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, пользуются поддержкой государства при осуществлении своих программ в области культуры, науки, образования, просвещения, исторических изысканий, благотворительности.

(2) Отдельным программам, определенным в части (1), представляющим особый интерес и отобранным на конкурсной основе, может оказываться финансовая поддержка со стороны государства.

(3) Органом, ответственным за отбор программ, их финансирование и контроль за расходованием выделенных в соответствии с частью (2) средств, является МКИОС.

(4) Организации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют право в соответствии с законом получать и использовать пожертвования юридических и физических лиц.

Ст.21. - Организации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют право на сотрудничество с учреждениями и ведомствами других стран, в компетенцию которых входят вопросы, представляющие интерес для указанных организаций с точки зрения реализации их уставных целей.

Ст.22. - При формировании и проведении политики в области культуры и образования национальных меньшинств Правительство, министерства и ведомства, органы местного публичного управления консультируются с организациями лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, интересы которых затрагиваются соответствующими решениями.

Глава IV

ПРАВО НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ

Ст.23. - Представительство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в Парламенте и местных советах достигается в результате выборов в соответствии с действующим законодательством.

Ст.24. - Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка.

Ст.25. - (1) Органом, ответственным за проведение государственной политики в области межэтнических отношений, в частности за исполнение настоящего закона, является МКИОС.

(2) При МКИОС действует в качестве совещательного органа координационный совет, в состав которого входят также руководители этнокультурных объединений.

Глава V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст.26. - Реализация прав и свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подразумевает выполнение этими лицами своих обязанностей по отношению к государству Республика Казахстан и не может ограничивать прав и законных интересов других лиц.

Ст.27. - Ничто в настоящем законе не может истолковываться как содержащее угрозу суверенитету, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан.

Ст.28. - Если международно-правовыми актами по правам человека, к которым присоединилась Республика Казахстан, устанавливаются иные положения, чем в законодательстве Республики Казахстан по правам и основным свободам человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, то действуют положения международно-правовых актов.

Ст.29. - Правительству в трехмесячный срок:

представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

принять нормативные акты, обеспечивающие выполнение настоящего закона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прошу прощения. И это в XXI веке.

Давайте людей поделим на тех кто родился во вторник и понедельник и т.д.

Человек рождается на БЕЛЫЙ СВЕТ, а не в казахстане, норвегии, японии, бразилии и т.п.

Это предыдущие поколения поделили землю на норвегию, казахстан, японию и т.п. И когда рождается кто-то ему говорят. Вот, мол, пока тебя не было, или вернее пока ты был в ..., мы тут всё решили. Вон с теми мы дружим, с теми нет, туда ходим, а туда нет. И ты живи по нашим законам. Вот истоки конфликта "Отцов и детей".

В детском саду дети не отличают друг друга по национальностям И только дома мы начинаем им открывать глаза, что у кого-то глаза узкие, а кто-то брунет, а кто-то умеет говорить по иному.

Получаем документы, заполняем анкеты и начинаем себя отделять от остальных. С умным видом придумываем законы о себе и о других.

Дикий, пещерный национализм.

Язык - явление культуры, превратили в дубину, выбивающее остатки мозгов из думающих голов.

Язык - явление способствующее обеспечению понимания между людьми, превращаем в орудие разделения людей.

Государству должно быть наплевать как и о чём говорят люди. Его дело граждане и налогоплательщики. А разделение по национальным культурам, а не по национальностям, дела культурных центров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всякую "волну", касающуюся вопроса национальностей, считаю провокацией. Поскольку сторонник Ленинской мысли, что государство к вопросам национальностей должно относиться индифферентно. Т.е. не его это дело - регулировать, кто и на каком языке пляшет и поёт. Эти вопросы не могут регулироваться какими-либо законодательноыми актами хоть государственного, хоть самодеятельного изготовления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я с коллегой соглашусь по этому вопросу. Люди не все одинаковы - такова реальность, такова природа. Однако у нас закон для всех без исключения,у нас Конституция, в которой сказано что все люди равны перед законом, зачем тогда придумывать законы об особом статусе тех и тех то? :biggrin3:

Это можно только например для первого президента, но не как типа Боснийцев или Косовцев или Сербов. Все равны :writer:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 years later...

Я с коллегой соглашусь по этому вопросу. Люди не все одинаковы - такова реальность, такова природа. Однако у нас закон для всех без исключения,у нас Конституция, в которой сказано что все люди равны перед законом, зачем тогда придумывать законы об особом статусе тех и тех то? :ahez:

Это можно только например для первого президента, но не как типа Боснийцев или Косовцев или Сербов. Все равны :angryfire:

:umnik: :druzja:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 years later...
  • 5 months later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования