Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Проект Закона о защите прав потребителей


Рекомендуемые сообщения

Есть ли возможность включить в базу проект Закона РК "О защите прав потребителей", принятый Мажилисом в первом чтении 03 октября?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Проект взяли - он все тот же, Квятковской.

Более-менее принятой окончательной формы у него нет. Что есть- завтра выложу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да опять в последнюю очередь пустили, после НПА.

Электронного документооборота то нету реально. Приходится на бумаге все получать, потом самостоятельно перерабатывать в электронный вид.

Одно АЧС, надо сказать, особняком стоит. Думаю, никто не угадал бы - а вот поди ж ты, самый прогрессивный государственный орган в KZ.

По проекту- кому надо срочно из наших пользователей -скину на мыло в графическом виде, т.е. в виде рисунков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да уж, 4,5 мега мои бедные несчастные халявные ящики точно не принимают. И зачем только такие большие законы пишут, нельзя что-ли покороче, но чтоб конкретно. :wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот нашел вариант конфедерации работодателей-но это не то, что у меня, мой депутатский вариант из 31 статьи.

Проект Закона Республики Казахстан

“О защите прав потребителей”

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в сфере приобретения товаров (работ, услуг), а также определяет механизм реализации государственной и общественной защиты интересов потребителей.

Основные понятия используемые, в настоящем Законе:

потребитель - это гражданин, который использует, заказывает товары , работы либо услуги в целях личного потребления или использования в личном хозяйстве;

продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров;

изготовитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство товаров для реализации;

исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги в качестве предпринимательской деятельности;

срок службы продукции - время по истечении, которого использование продукции представляется опасным для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителя;

обязательная сертификация - включает в себя требования определять товары, работы или услуги на соответствие установленным требованиям стандарта;

обязательные требования - требования законодательства, нормативных документов по стандартизации и сертификации санитарных норм и правил гигиенических нормативов и других документов, предъявляемые к продукции (работам, услугам) и являющиеся обязательными для изготовителей, продавцов и исполнителей;

производственная марка - включает в себя наименование изготовителя (исполнителя), его местонахождение (Ф.И.О., местожительства) и указание на обязательные требования, которым должна соответствовать продукция;

недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги), обязательным требованиям, условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недоступным использование продукции в соответствии с ее назначением, либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются значительные затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения;

продукция - товары, результаты выполнения работ и оказания услуг.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство о защите прав потребителей

1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных

нормативных правовых актов.

2. Правительство Республики Казахстан вправе регулировать отношения по защите прав потребителей только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан .

3. Нормативные правовые акты Правительства Республики Казахстан, и других государственных органов не могут прямо или косвенно ограничивать права потребителей и снижать гарантий их защиты по сравнению с нормами, установленными настоящим Законом.

Статья 2 . Международные договоры.

Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели и основные задачи Закона.

Настоящий Закон имеет целью регулирование отношений между потребителем и продавцом или исполнителем на рынке товаров, работ и услуг, установление их прав и обязанностей, решение вопросов защиты прав потребителей и направлении на реализацию следующих задач:

n признание приоритета законных интересов потребителей перед интересами изготовителей, исполнителей и продавцов;

n осуществление потребителями прав на информацию, качество продукции, обмен товара надлежащего качества, а также прав потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества;

n создание действенного механизма по защите прав потребителей;

n содействие созданию и деятельности общественных объединений по защите прав потребителей;

n расширение сотрудничества органов государственного управления, местных представительных и исполнительных органов и общественных объединений по защите прав потребителей;

n расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

Раздел 2 . Права потребителей и их защита

Статья 4. Основные права потребителей.

Любой потребитель имеет право:

n выбора товаров, работ и услуг в ассортименте;

n свободного приобретения товаров, использования работ и услуг;

n надлежащего качества продукции;

n полной и достоверной информацию о товарах, работах, услугах;

n безопасности продукции;

n обращения в суд и другие уполномоченные государством органы;

n объединения в общественные организации по защите прав потребителей;

n возмещения причиненного материального ущерба;

n возмещения морального вреда.

Статья 5. Защита прав потребителей.

Защита прав потребителей осуществляется путем:

n признания этих прав,

n восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право;

n присуждения к исполнению обязанностей производителя, продавца, исполнителя в натуре;

n прекращения или изменения правоотношения;

n взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законодательством или договором, неустойки (штрафа, пени), а также иными способами, предусмотренными настоящим Законом.

Статья 6. Договор потребителя с продавцом (исполнителем).

1. По договору заключаемому потребителем, продавец обязуется передать товары, исполнитель - выполнить работы или оказать услуги, а потребитель обязуется оплатить им определенную денежную сумму.

2. Отношения, возникающие между потребителем и продавцом (исполнителем) при заключении договора, регулируются нормами гражданского законодательства, если законодательством о защите прав потребителей не установлены специальные нормы и правила.

3. Предложение товара (работы, услуги), указанное в рекламе и в других источниках, обращенных к неопределенному кругу потребителей, признается публичной офертой в любом случае, если указана цена товара, работы или услуги. Продавец (исполнитель) вправе ограничить срок действия такого предложения, о чем должно быть прямо указано в предложении.

4. Договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем, признается публичным, в том числе, когда продавцом (исполнителем) является индивидуальный предприниматель.

5. Потребитель и работник продавца (исполнителя) при заключении и исполнении договора должны вести себя достойно, обращаться друг к другу на “Вы”, не повышать голос и соблюдать другие нравственные и этические правила.

6. Продавец (исполнитель) и потребитель, с целью обеспечения законодательств, вправе осуществлять кино и фотосъемку, аудио и видеозапись при заключении и исполнении договора, при этом согласия противоположной стороны не требуется.

7. Законодательством могут быть предусмотрены специальные правила для заключения и исполнения отдельных видов договоров, заключаемых с потребителями.

Статья 7. Качество продукции при изготовлении.

1. Изготовитель (исполнитель) должен выпускать продукцию в соответствии с обязательными требованиями, а также информацией, предоставленной им потребителю.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования продукции по назначению в течение всего срока службы, установленного им самим или по соглашению с потребителем, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет.

3. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания продукции в течение всего срока ее производства, а после снятия с производства - в течение сроков, указанных в пункте втором настоящей статьи. В течение указанных сроков продавец обязан обеспечить в продаже наличие необходимых запасных частей.

Статья 8. Право потребителя на надлежащее качество продукции, работ и услуг.

1. Потребитель имеет право на надлежащее качество приобретаемого товара, работы или оказываемой услуги, за исключением случаев, когда он заранее проинформирован продавцом или исполнителем о недостатках и согласен с ними.

2. Основой для определения надлежащего качества товаров, работ и услуг являются действующие обязательные требования, а в случае их отсутствия - образцы изделия или предъявляемые законодательством требования к качеству для аналогичных товаров и услуг.

3. Реализация интересов потребителей в нормировании требований к качеству продукции обеспечивается правом участия общественных объединений, союзов (федераций, ассоциаций) потребителей в разработке их обязательных требований.

4. Потребитель имеет право на проверку качеств, комплектности, меры веса и цены приобретенных товаров, их демонстрацию, а также обучение безопасному и правильному их использованию.

Продавец обязан в таких случаях предоставить потребителю контрольно-измерительные приборы, документы о цене товаров, а при необходимости - способствовать направлению их на экспертизу.

5. Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг. Исполнителю, продавцу запрещается использовать преимущества своего положения с целью заставить потребителя согласиться с ненадлежащим качеством продукции или ненужным ему ассортиментом.

6. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить нормальную работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, устанавливаемого договором или обязательными требованиями. При этом гарантийный срок, установленный продавцом (исполнителем) не может быть менее срока, определенного обязательными требованиями.

7. Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не менее гарантийных сроков, установленных на основное изделие, если иное не установлено обязательными требованиями.

8. По продукции, на которую предусмотрена гарантия потребителю должно быть обеспечено бесплатное оказание всех предусмотренных в течение гарантийного срока услуг.

Статья 9. Право потребителя на обмен товаров надлежащего качества.

1. Потребитель вправе обменять приобретенный им доброкачественный непродовольственный товар, если он по каким-либо причинам не удовлетворяет его потребностям или не обладает необходимыми свойствами.

2. Сроки, в течение которых потребитель может осуществить право на обмен товара надлежащего качества, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

3. Обязательным условием обмена товара является сохранение его товарного вида, потребительских свойств, пломб или ярлыков, товарного или кассового чека или других документов, выданных потребителю продавцом вместе с проданным товаром.

4. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Республики Казахстан.

5. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на момент обмена, потребитель вправе приобрести любые иные товары из имеющего ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости товара, либо получить обратно деньги в размере стоимости товара, либо осуществить обмен товара на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.

Статья 10. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу.

2. Товары (работы, услуги), для которых установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства , обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Реализация товаров (в том числе иностранного производства), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего качество товаров (работ, услуг) запрещается.

3. Соответствующий орган государственного управления обязаны разработать стандарты, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг). Если потребитель использует товары (работы, услуги), которые причиняют вред жизни, здоровью потребителей, соответствующие органы государственного управления обязаны незамедлительно обеспечить разработку и введение в действие таких стандартов, а при необходимости приостановить реализацию товаров (выполнение работ, услуг, изготовителем (продавцом).

4. Если для безопасного использования товаров (работ, услуг), их хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных правил, изготовитель обязан разработать такие правила, а продавец (исполнитель) - довести их до сведения потребителя.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем правил пользования, хранения либо транспортировки товаров (результатов работ) они причиняют или могут причинить вред его жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить их производство (реализацию), а также ввоз на территорию Республики Казахстан до устранения причин вреда, а в необходимых случаях - через уполномоченные органы - принять меры по изъятию их из оборота и отзыву от потребителей в порядке разработанном Правительством Республики Казахстан.

Если причины, наносящие вред, устранить невозможно изготовитель (исполнитель) обязан снять такие товары (работы, услуги) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этих обязанностей снятие товаров (работ, услуг) с производства, изъятие из оборота и отзыв их от потребителей производятся по предписанию органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг).

6. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров (результатов работ) подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Статья 11. Право потребителя на информацию.

1. Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, о режиме работы, о реализуемых ими товарах (работах, услугах), о сроках и правилах эксплуатации. Также должны предоставлять информацию о негативных последствиях, которые могут возникнуть при использовании данного товара (работ или услуг).

Указанная информация доводится до сведения потребителей в доступной форме при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.

2. В отношении продуктов питания должна предоставляться информация о составе, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ и сроках хранения. В отношении услуг потребителю должна также предоставляться информация о правилах выполнении исполнителем работ и оказания услуг.

Статья 12. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

1. Изготовитель (исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование и местонахождение (ф.и.о., местожительства), о государственной регистрации, лицензировании, если осуществляемая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Указанная информация должна содержаться в производственной марке, в технической документации, либо предоставляться иным способом в соответствии с действующим законодательством.

2. Продавцы (исполнители), непосредственно обслуживающие потребителей, обязаны иметь вывеску с указанием наименования и местонахождения (ф.и.о. и местожительства), а также РНН.

3. Продавцы (исполнители) обязаны информировать потребителей о применяемых ими правилах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые вывешиваются в доступном для обозрения потребителя месте.

Указанные правила применяются при осуществлении деятельности продавцом (исполнителем)во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если деятельность ведется вне места постоянного нахождения продавца (исполнителя).

Статья 13. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их компетентного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

2. Выпускаемая изготовителем (исполнителем) продукция должна иметь производственную марку, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

n обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги);

n перечень основных потребительских свойств товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания должна предоставляться информация о составе, перечень и объем использованных в процессе их изготовления пищевых добавок, а также вес и объем содержимого, калорийность. Содержание вредных для здоровья веществ, в сравнении с обязательными требованиями, и противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний, установленных законодательством;

n цену и условия приобретения товаров (работ и услуг);

n гарантийные обязательства продавца (исполнителя);

n правила и условия эффективного и безопасного хранения и использования товаров (работ и услуг);

n противопоказания к применению (по возрасту, по определенным видам заболеваний, по отдельным видам профессий и работ);

n срок службы (годности) продукции и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;

n адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятий, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.

В отношении товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация об их сертификации.

По товарам (работам, услуг), которые при определенных условиях могут предоставлять опасность для жизни здоровья потребителя, изготовитель ( исполнитель, продавец) обязан довести до его сведения информацию о видах и возможных последствиях их воздействия.

4. Информация, предусмотренная пунктом 3 настоящей статьи, содержится в технической документации, на этикетке и в производственной марке. Упаковка товаров должна содержать ту же информацию, что и на товаре.

К товарам импортного производства должна прилагаться вся информация перечисленная в пункте 3 на государственном языке и языке межнационального общения.

Товары, упакованные или расфасованные на территории Республики Казахстан должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.

Статья 14. Режим работы продавца (исполнителя).

1. Продавец (исполнитель) определяет режим работы самостоятельно.

2. Потребитель имеет право требовать, чтобы режим работы продавца (исполнителя) соответствовал им объявленному.

Статья 15. Ответственность за ненадлежащую информацию.

1. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги), по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления надлежащей информации в срок, оговоренный соглашением сторон. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным законом или договором.

2. В случае систематического нарушения положений статей 12,13, 14 настоящего Закона изготовитель (исполнитель, продавец) по предписанию Антимонопольного комитета и его территориальных органов может быть ликвидирован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Убытки, причиненные потребителю продукцией, приобретенной в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмещению рекламодателем в полном объеме.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предложения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

5. Отказ изготовителя (исполнителя, продавца) в предоставлении информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 13 настоящего закона, либо дача заведомо ложной информации влечет за собой административную ответственность.

Статья 16. Ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей).

1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан или договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые настоящим Законом ответственность не установлена, а также определяться более высокий размер ответственности.

2. Убытки, причиненные потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежат возмещению сверх неустойки, установленной настоящим Законом.

3. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него настоящим Законом обязанностей перед потребителем.

4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим законом.

5. Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной настоящим Законом, иными актами законодательства о правах потребителей или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении требований потребителя (общественных организаций потребителей), установленных настоящим законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителей, в соответствующий бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Статья 17. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие предоставления товара (работы, услуг) ненадлежащего качества.

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если законодательными актами Республики Казахстан не предусмотрен более высокий размер ответственности.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем (продавцом) или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение установленного срока службы (годности), а если срок службы не установлен - в течение десяти лет с момента изготовления товара (принятия работы, услуги).

3. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся в течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены - в течение сроков, установленных в пункте 1 статьи 23 и в пункте 2 статьи 32 настоящего Закона, или иного, более длительного срока, установленного договором, подлежит возмещению продавцом или изготовителем, которые отвечают перед потребителем солидарно.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся по истечении гарантийного срока, подлежит возмещению изготовителем.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы (услуги), подлежат возмещению исполнителем

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, приборов, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем правил эксплуатации или хранения продукции.

6. При вынесении судом решения о возмещении вреда, причиненного товаром, указанным в п.1 настоящей статьи, рассматривается также вопрос об изъятии из оборота, а в необходимых случаях - отзыве от потребителей всей партии товара, к которой относится товар, причинивший вред.

Статья 18. Возмещение морального вреда.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 19. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей.

1. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с нормами, установленными законодательством, признаются недействительными.

Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, производителем) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, предоставляемые за плату. Потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг.

Статья 20. Право потребителя на получение льгот и преимуществ.

Потребитель вправе требовать предоставления ему льгот и преимуществ, если это предусмотрено действующим законодательством.

Статья 21. Судебная защита прав потребителей.

1. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом независимо от цены иска.

2. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда по выбору потребителя.

3. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушениям их прав, если иск подается через общественные объединения (союзы, ассоциации) потребителей.

4. По соглашению сторон спор о защите прав потребителя может быть рассмотрен в третейском суде.

Раздел 111. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества.

Статья 22. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

a) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

b) соразмерного уменьшения покупной цены;

c) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

d) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

e) расторжения договора и возмещения убытков.

В отношении товаров, реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указанные в подпунктах “а” и “в” пункта 1 настоящего статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца.

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, предъявляются к продавцу по выбору потребителя по месту покупки товара, либо или по месту жительства потребителя.

Указанные требования по месту жительства потребителя выполняют филиалы, представительства торговые точки продавца, осуществляющие продажу товаров, аналогичных приобретенному потребителем, либо представители продавца, на которые такие функции возложены на основании договора.

Продавец и изготовитель обязаны информировать потребителя о представителях, которые выполняют требования, установленные пунктами 1 и 3 настоящей статьи по месту жительства потребителя (далее – представитель продавца). В случае непредставления указанной информации они несут ответственность, установленную статьей 15 настоящего Закона.

3. Потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о замене товара изготовителю товара или его представителем, выполняющим указанные требования на основании договора с изготовителем (далее – представитель, изготовитель).

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.

5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного (кассового) чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.

По требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

Продавец, изготовитель обязаны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажут, что, недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

6. Доставка крупногабаритных товаров (размером 100х50х30) и товаров весом свыше 10 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю осуществляется безвозмездно силами продавца, изготовителя, а также их представителями. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца, изготовителя в месте нахождения потребителя, доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец или изготовитель обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.

Статья 23. Сроки предъявления требований при покупке товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель вправе предъявить требования, установленные статьей 22 настоящего закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем, или срока годности, а при их отсутствии - в течение сроков, установленных договором либо законодательством Республики Казахстан.

По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостатки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.

2. На товары, потребительские свойства, которых могут ухудшаться с течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя или окружающей среды по истечении определенного периода времени (продукты питания, парфюрмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и прочие), устанавливаются сроки годности.

Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. В отношении указанны товаров требования потребителя, установленные статьей 22 настоящего Закона подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течение срока годности.

3. Сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исчисляются со дня следующего за днем его продажи. Если день продажи установить невозможно, то эти сроки исчисляются со дня изготовления, указанного в технической документации, на этикетке или на марке товара.

Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочие) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических условий места нахождения потребителей в течении 3 месяцев.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня получения товара потребителем, а если, товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке - со дня их установки (подключения). Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, а также день передачи недвижимого имущества установить невозможно или если оно находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи - со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок годности определяется либо периодом времени, в течение, которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления, которой товар пригоден к использованию.

4. Гарантийные сроки устанавливаются обязательными требованиями или договором, и исчисляются со дня продажи товаров.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на все изделия в целом или на отдельные самостоятельные комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие. Если гарантийный срок на комплектующие изделия или его составные части имеет разные сроки, то за основу берется тот, который больше.

5. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.

6. Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение 10 лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные статьей 24 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 22 настоящего Закона.

7. Требования потребителя, установленные статьей 22 настоящего Закона, должны быть предъявлены продавцу, изготовителю или их представителю не позднее одного месяца по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей или в течение 6 месяцев при наличии скрытых дефектов, подтвержденных экспертизой, если иное не оговаривается отдельными правилами.

8. Если в случае замены товара ненадлежащего на товар надлежащего качества потребуется срок для пересылки товара, то он определяется соглашением сторон, но не может превышать трех месяцев.

Статья 24. Устранение недостатков товара.

1. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем или его представителем в течение десяти дней, а продавцом или его представителем в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем, не считая времени, необходимого на перевозку или пересылку изделия, но не более 3 месяцев.

2. По товарам длительного пользования продавец, изготовитель или их представитель обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта аналогичный товар с доставкой за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

3. В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня, следующего за днем обращения потребителя с требованием об устранении недостатков.

4. При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется со дня, следующего за днем выдачи потребителю товара из ремонта.

Статья 25. Замена товара не надлежащего качества.

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец, изготовитель или их представитель обязаны заменить его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара - в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем или срока, установленного соглашением сторон, но не более 2 месяцев.

2. При отсутствии у продавца, изготовителя или их представителя на момент предъявления соответствующего требования необходимого для замены товара, он должен заменить его в течение 2 месяцев. По требованию потребителя продавец, изготовитель или их представитель обязаны безвозмездно предоставить ему с доставкой во временное пользование до замены, аналогичный товар длительного пользования, за исключением товаров, перечень, которых устанавливается в соответствии с частью второй статьи 24 настоящего Закона.

3. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня, следующего за днем передачи товара потребителю.

Статья 26. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя.

За каждый день превышения сроков, указанных в статьях 24, 25 настоящего Закона, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара, продавец, изготовитель или их представитель, допустивший такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 24, 25 настоящего закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 22 настоящего Закона.

Статья 27. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

1. При замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.

2. При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цен на товар, исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости на момент покупки.

3. При замене товара ненадлежащего качества на товар другой марки (модели, артикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производится исходя из цены, действующей на момент замены.

4. Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи, денежная сумма возвращается в размере погашенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за его предоставление.

РАЗДЕЛ !У. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ.

Статья 28. Обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг.

Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его предпринимательской деятельности или производственных возможностей. При этом он должен организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.

Статья 29. Правила бытового и иных видов обслуживания.

1. Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнение отдельных видов работ, оказание отдельных видов услуг) могут утверждаться законодательством.

2. Деятельность юридических лиц и граждан, занимающихся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также оказывающих услуги ломбардов, камер хранения, предоставления во временное пользование предметов проката и услуги по устранению недостатков приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации, регламентируются специальными правилами, утверждаемыми законодательством.

Статья 30. Сроки выполнения работ и оказания услуг.

1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами они не предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный указанными правилами.

2. Срок исполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена (оказана), а также датой (период времени), когда исполнитель должен приступить к ее выполнению (оказанию). В случае, если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг).

Статья 31. Ответственность за нарушение условий договора о выполнении работ и оказания услуг.

1. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) станет очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок, в течение которого должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать);

- поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет исполнителя;

- потребовать уменьшение вознаграждения за работу (услугу);

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

2. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре.

В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного месяца потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

3. При расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказывает) ее настолько, что выполнение к сроку становится невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).

Особенности порядка расчетов в таких случаях могут устанавливаться правилами об отдельных видах работ (услуг).

4. Если исполнитель допустил отступление от условий договора, ухудшившее выполненную работу (услугу), либо допустил иные недостатки, заказчик вправе по своему выбору требовать безвозмездного исправления указанных недостатков своими средствами или соответственного уменьшения вознаграждения за работу (услугу), а также за каждый день просрочки неустойку в размере трех процентов от стоимости работы (услуги), а если стоимость работы или услуги отдельно в договоре не определена, - общей стоимости заказа, вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем иных требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимости отдельного вида работы (услуги) или общей стоимости заказа, если стоимость отдельного вида работы (услуги) не определена договором.

5. Требования потребителей, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Статья 32. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуги).

1. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге),

- соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу),

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки, химической стирки), или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) или иные существенные отступления от условий договора.

1. Требования установленные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания), а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы – в течение шести месяцев со дня принятия работы. Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы. могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течении гарантийного срока, а при его отсутствии в течении двух лет со дня принятия работы.

2. Потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы , а если срок не установлен – в течение десяти лет с момента принятия работы) были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные статьей 33 настоящего Закона, потребитель по своему выбору вправе требовать:

- соответствующего уменьшения вознаграждения за работу,

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами либо третьим лицом;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами либо третьим лицом;

- расторжение договора и возмещения убытков.

3. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предъявлены не позднее одного месяца, по истечении гарантийного срока или сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 33. Сроки устранения недостатков работы (услуги).

1. Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения, должны быть устранены в разумный срок, назначаемый потребителем.

2. Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение семи дней, если более короткий срок не установлен договором (соглашением сторон) при принятии работы (услуги) или правилами о выполнении отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг).

3. Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок

4. устранения недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписываемом сторонами.

5. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков исполнитель обязан уплатить неустойку в размере, установленном правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором.

Статья 34. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы.

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

Статья 35. Смета на выполняемые работы.

1. На выполнение работ, предусмотренных договором может быть составлена твердая или приблизительная смета.

2. Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласие на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ.

3. Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную, работу согласно первоначально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов.

Статья 36. Выполнение работы из материалов исполнителя.

1. Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором, из своего материала и своими средствами, если потребитель не требует выполнения работы из своего материала.

2. Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несет ответственность за его надлежащее качество.

3. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора полностью или в размере, указанном в правилах о выполнении отдельных видов работ или договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчета за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.

4. В случаях, предусмотренных правилами или договором, материал может быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение цены предоставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчет.

5. Материалы исполнителя и необходимые для выполнения работы технические средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ исполнителем.

Статья 37. Выполнение работы из материалов (с вещью) потребителя.

1. 1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи), правильное его использование.

2. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя:

- о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), полученного от потребителя;

- о том, что выполнение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы;

- об условиях эффективного и безопасного пользования изготовленными (отремонтированными, обработанными) изделиями и результатами других услуг (работ);

- о наличии иных, не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают качеству оказываемой потребителю услуги (выполняемой работы);

- предоставить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

3. Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от потребителя материала (вещи).

4. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом. вещью аналогичного качества, а при отсутствии таковых – возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного ) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя незамедлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.

5. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение).

6. Исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень научных и технических знаний не позволял выявить особые свойства вещи, принятой им от заказчика для выполнения работ и оказания услуг.

7. Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю определяется потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

Статья 38. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, грозящих годности и прочности продукции.

1. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности и прочности продукции.

2. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителя, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих продукции годности и прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.

Статья 39. Форма и порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги).

1. Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной работы (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и исполнителем.

2. Потребитель обязан платить выполненную исполнителем работу (оказанную услугу) по сдаче всего ее объема, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. Если потребитель отказывается без предупреждения от услуги при вызове на дом производителя услуг, потребитель оплачивает за вызов на дом в размере стоимости услуг.

3. Исполнитель услуг возмещает причиненный ущерб потребителю в размере стоимости выполнения работ (оказания услуг), если своевременно не предупредил потребителя и не явился в назначенное время при вызове на дом.

4. Выполнение работ (оказание услуг), а также предоставление исполнителем материалов в кредит осуществляется в порядке, установленном правилами о выполнении отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг).

5. При выполнении работы в кредит право собственности на ее результат у потребителя возникает с момента принятия им результатов работ или услуг.

РАЗДЕЛ У. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Статья 40. Полномочия уполномоченного государственного органа в сфере защиты прав потребителей.

1. В целях защиты прав потребителей Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (антимонопольный комитет) и его территориальные органы:

- осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

- пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг);

- направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей;

- предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей.

2. Антимонопольный комитет Республики Казахстан вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Антимонопольный комитет Республики Казахстан дает официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.

Статья 41. Полномочия органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг).

1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли (далее – Госстандарт Республики Казахстан), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Казахстан, межведомственные и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

- устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований;

- направляют предписания об устранении нарушенных требований по безопасности товаров (работ, услуг), снятия с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителя, а также информировании об этом потребителей.

- предъявляют иски в суды, к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров (работ, услуг).

2. Координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в этой области возлагается на Госстандарт Республики Казахстан.

3. Госстандарт Республики Казахстан является национальным органом по стандартизации и сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт Республики Казахстан:

- определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг)

- определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации,

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- выдает сертификаты на продукцию, системы качества, производство и утверждения типы средств измерений,

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);

- ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);

- устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия;

- выдает лицензии установленной формы юридическим и физическим лицам на право производства алкогольной продукции, конституционно определенных материально-изобразительных предметов, олицетворяющих государственные символы Республики Казахстан, а также производства, проверки, ремонта, реализации и проката средств измерений;

- представляет Республики Казахстан во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

Статья 42. Санкции, налагаемые Антимонопольным комитетом Республики Казахстан, Госстандартом Республики Казахстан и другими органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг).

1. Антимонопольный комитет Республики Казахстан вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере тысячекратного расчетного показателя.

2. Госстандарт Республики Казахстан и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – до тысячекратного месячного расчетного показателя;

- причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, в размере - суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невозможно определить – в размере тысячекратного месячного расчетного показателя;

- нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) – в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере трехкратной стоимости товаров (работ, услуг) реализованных с нарушением правил по сертификации.

3. Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответственность за нарушения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в форме штрафа налагаемого Антимонопольным комитетом Республики Казахстан, Госстандартом Республики Казахстан и другими органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в размере до трех должностных окладов.

4. Изготовители (исполнители, продавцы) товаров (работ, услуг) вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными, полностью или частично, предписаний Антимонопольного комитета Республики Казахстан, Госстандарта Республики Казахстан и других органов, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа.

Подача заявления не приостанавливает предписания или решения о наложении штрафа на время его рассмотрении в суде, если судом не вынесено определение о приостановлении исполнения указанных актов.

Статья 43. Органы по защите прав потребителей при местных представительных и исполнительных органов власти.

Местные представительные и исполнительные органы создают органы по защите прав потребителей.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации:

- рассматривают жалобы покупателей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей,

- анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями, с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

- осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт Республики Казахстан;

- при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ. услуг) или выявлении опасных товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта Республики Казахстан, Антимонопольного комитета Республики Казахстан и другие органы государственного управления, осуществляющие надзор за безопасностью товаров (работ, услуг);

- в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителя), или в интересах неопределенного круга потребителей.

Статья 44. Право на объединение в общества (союзы) потребителей.

Граждане Республики Казахстан вправе объединяться на добровольной основе в общества (союзы) потребителей.

Общества потребителей могут объединяться в союзы (федерации, ассоциации) в районах, городах, областях и в республике в целом.

Общества и союзы потребителей действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общим собранием членов общества или собранием уполномоченных обществ потребителей, и являются юридическими лицами.

Общества потребителей и союзы являются общественными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 45. Общественные организации по защите прав потребителей.

Общественные организации по защите прав потребителей вправе:

- участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих эти требования;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей в различных сферах обслуживания;

- вносить в органы государственного управления, на предприятия и в организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,

- участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применение регулируемых цен;

- вносить в правоохранительные органы и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

- о запрещении выпуска и реализации продукции, а также о прекращении производства, не соответс

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования