Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Коллективные договоры в нефтегазовой промышленности


Гость oljas

Рекомендуемые сообщения

Приветствую всех участников форума!

Прочитал в сообщениях, что на данном форуме можно размещать свои статьи и прочие научные сообщения, а также извещать о выходах новых книг по праву. Имею возможность сообщить, что в этом месяце в издательстве Гылым вышла моя книга в соавторстве с моим уважаемыем научным руководителем Нургалиевой Е.Н. Название книги "Коллективно-договорное регулирование труда работников (на примере нефтегазовой промышленности РК)". В продаже этой книги еще нет. На этой неделе я размещу на этом форуме, если позволят администраторы, небольшие выдержки из этой книги, а также некоторые из своих опубликованных статей. Кроме того, приглашаю к научной беседе всех, интересующихся проблемами специальности 12.00.05 -трудовое право, право социального обеспечения, а в частности, проблемами колдоговоров, охраны труда и других аспектов труда работников на нефтегазовых предприятиях страны.

С уважением,

О.Сериков, Атырау

Обращение к администраторам сайта: я новичок в этом форуме, поэтому, если я превысил свои полномочия (may be, нельзя публиковать рекламные сообщения и др.), прошу прощения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, этот раздел именно для этого и предназначен, можете размещать что хотите на юридическую тематику. Будем также рады разместить Ваши публикации и в системе ЮРИСТ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо администратором сайта за возможность публиковать научные издания. Как обещал, начинаю публиковать выдержки из книги. Ссылки на источники в тексте идут в том же порядке, что и в книге, сам список источников я дам позже, когда опубликую несколько фрагментов книги. Скоро здесь появятся и некоторые статьи.

О.Сериков

Нургалиева Е.Н.

Сериков О.Т.

КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН).

Алматы, 2002 г., изд. «Гылым»

(отдельные фрагменты книги)

Трудно переоценить значение нефтегазовой промышленности для современной Республики Казахстан. Нефтегазовая отрасль занимает одно из главных мест в экономике страны, в ней занято большое количество трудоспособного населения. В Послании Президента "Казахстан - 2030" энергетические ресурсы объявлены одним из семи приоритетов развития нашей Республики до 2030 года /1/. Факты и цифры свидетельствуют о постоянно растущем значении нефтегазовой отрасли для нашей страны /69-84/.

Конечно, в связи с распадом Советского Союза нефтегазовая отрасль оказалась втянутой в экономический кризис, возникший на всем пространстве СНГ. В 1998 году ряд ученых-экономистов отмечал, что экономика СНГ отброшена на уровень 50-х годов, а Республика Казахстан по уровню развития производительных сил оценивалась как слабо развитая аграрная страна, наделенная тяжелым экономическим бременем добывающей промышленности /85/. Пострадала и нефтегазовая отрасль. Тем не менее Республика Казахстан даже в те тяжелые годы отмечалось, что Республика Казахстан имеет все предпосылки для индустриального роста. Это богатые природные ресурсы, обширная территория, значительные масштабы свободных производственных мощностей, дешевизна рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации, относительно развитый научно-технический потенциал. Кроме того, экономисты констатировали, что примерно с середины 1996 года экономика Республики Казахстан перешла в стадию экономической стабилизации /86/.

Из всего сказанного очевиден вывод: несмотря на временный экономический кризис, в ближайшие годы в Республике Казахстан резко возрастет количество нефтегазовых предприятий и, следовательно, увеличится количество занятых в данной отрасли работников. Это не в последнюю очередь связано с привлечением иностранных инвестиций в отрасль и с интенсивным поиском Республикой Казахстан выходов к мировому рынку, что наглядно демонстрируют множество трубопроводных проектов. Здесь возникает вопрос: готово ли законодательство нашей страны обеспечить все необходимые права и гарантии в области трудовых и смежных с ними отношений для данной категории работников и для их работодателей? Очевиден ответ: в условиях развала правовой системы Советского Союза (а труд работников в нефтегазовой отрасли регулировался почти исключительно союзным законодательством), в условиях появления большого количества иностранных и совместных предприятий в отрасли, положение работников нефтегазовой промышленности страны выглядит достаточно проблематично и требует особого внимания при регулировании его нормами права.

В работах казахстанских ученых последних лет особенно подчеркивается значительное отставание трудового законодательства от реальных трудовых отношений. Как отмечает профессор А.М. Нурмагамбетов, нынешнее состояние правового регулирования трудовых отношений в Республике Казахстан, как и в других постсоциалистических странах, отражает суть переходного к рыночным отношениям периода: с одной стороны, оно уже не в состоянии адекватно реагировать на все происходящее в экономике изменения, с другой, именно переходный характер нынешнего этапа затрудняет использование в чистом виде аналогичного механизма регулирования, имеющегося в странах с развитой экономикой /87/.

В связи с этим, задача разработки нового трудового законодательства, основанного на опыте передовых стран рыночной экономики и ориентированного на потребности казахстанского рынка, становится насущной. Принятие нового Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан" от 10 декабря 1999 года /48/ значительно обновило систему казахстанского трудового законодательства, но повлекло за собой новые проблемы: ведь с отменой Кодекса законов о труде Казахской ССР от 21 июля 1972 года /88/ прежняя система трудового права была окончательно отменена, а новая пока еще только формируется. В этих условиях особую пользу могут принести подзаконные акты, нормативные соглашения и локальные акты, не требующие громоздкой системы принятия законодательных актов и позволяющие охватить более узкую сферу общественных отношений, то есть, применительно к теме нашего исследования - правовое регулирование труда работников нефтегазовой промышленности. Для разработки подзаконных актов, нормативных соглашений и локальных актов требуется соответствующая научная база: необходимо выявить их направленность, структуру, содержание, порядок принятия, их особенности именно в сфере регулирования труда работников нефтегазовой отрасли.

Анализируя систему трудового права, В.М. Лебедев предлагает, наряду с Общей и Особенной, выделить специальную часть трудового права с рядом институтов, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников (бюджетной сферы, промышленности, строительства, транспорта и др.) /89/. Это своевременное предложение имеет прямое отношение и к нефтегазовой отрасли. Выделение в отрасли трудового права специальной части с входящим в нее институтом правового регулирования труда работников нефтегазовой промышленности дало бы стимул к научной работе соискателей и опытных ученых в данном направлении, систематизировало бы научную работу в этой сфере. Помимо этого, большее внимание стало бы уделяться правовому регулированию труда работников нефтегазовой промышленности и в юридических вузах. Сейчас, к сожалению, мы вынуждены констатировать недостаточное внимание ученых-трудовиков к проблемам нефтегазового комплекса.

Итак, в ближайшем будущем следует ожидать резкого увеличения количества граждан, работающих на предприятиях данного сектора промышленности. Представляется, что их труд будет иметь следующие особенности:

1. Привлечение новейших зарубежных технологий, работа с которыми приведет к необходимости разработки правовых норм, отражающих отраслевую дифференциацию и дифференциацию по условиям труда;

2. Опасные и вредные условия труда, вызванные спецификой отрасли, вызывают повышенные требования к охране труда, технике безопасности и дисциплине труда;

3. Увеличение количества работников нефтяных предприятий, вызванное спецификой нефтедобычи на многих казахстанских месторождениях-гигантах, является предпосылкой роста активности профсоюзов;

4. Большое количество граждан будет работать в иностранных и совместных предприятиях, на которых имеются собственные, локальные акты, часто устанавливающие права и обязанности, не характерные, а порой и прямо противоречащие трудовому законодательству Республики Казахстан.

Таким образом, мы заключаем, что существующая на сегодняшний день система республиканского законодательства о труде работников нефтегазовой промышленности нуждается в значительной корректировке, в приспособлении к грядущим изменениям в хозяйственной жизни страны.

И главное значение при этом следует, на наш взгляд, придавать правильному соотношению государственного и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

Нефтегазовая отрасль - одна из комплексных, сложнейших по структуре и огромных по объему ветвей экономики Республики Казахстан. Уже в самом начале развития нефтегазовой промышленности выделяется пять ее основных подотраслей: нефтепоисковая, нефтедобывающая, транспортная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая.

Эти пять подотраслей в большой степени отличаются друг от друга по всем параметрам. Связано это, очевидно, с тем, что нефтегазовая промышленность - комплексная и сравнительно молодая отрасль. Именно из комплексного характера отрасли следует в первую очередь исходить при рассмотрении правовых аспектов труда работников нефтегазовой промышленности.

В 1999 году казахстанской нефтяной промышленности исполнилось 100 лет. За этот период правовое регулирование труда работников нефтегазовой промышленности прошло пять этапов становления:

Первый этап: 1899 - 1918 годы - фактическое отсутствие правового регулирования труда за исключением разрозненных коллективных договоров и устных трудовых договоров, условия которых полностью диктовал работодатель. Ввиду слабого развития правового регулирования в этот момент можно говорить только о зачатках коллективно-договорного регулирования труда. Государственного регулирования труда в то время в нефтегазовой промышленности еще не было. Охраны труда, гарантий и компенсаций не было. Все тяжелые работы по бурению скважин и добыче нефти выполнялись вручную, физической силой рабочих. В ответ на немыслимые условия труда рабочие неоднократно организовывали забастовки /90/.

Республика Казахстан является одним из первых в мире районов промышленной добычи нефти. В 1860 г. геолог Н.А. Северцов опубликовал в "Горном журнале" отчет об исследованиях в Республике Казахстан, в котором он указал на родник Мунайлы (ныне месторождение Доссор), где "нефть всплывает на воде, вытекающей из вершины бугра, состоящего из нефти". В 1892 г. наличие нефти в этом районе было доказано бурением нескольких скважин на площадях Доссор, Искине и Карачунгул. В 1894 г. компания петербургских предпринимателей организовала Эмба-Каспийское товарищество. До 1898 г. товарищество вело только поверхностные поисковые работы и мелкое бурение ручными станками. С 1899 г. руководство нефтеразведками Эмба-Каспийского товарищества перешло в руки английского концессионера Лемана, который значительно увеличил объем поисковых работ /91/. Первые фонтаны были получены в ноябре 1899 г. на участке Карачунгул и в Искине. Это событие ежегодно празднуется как год рождения казахстанской нефтедобычи. В 1911 году на площади Доссор забил фонтан, выбросивший 16 тысяч тонн нефти /92/.

Второй этап правового регулирования труда: 1918 - 1947 годы - полная централизация правового регулирования труда работников нефтегазовой промышленности.

20 июня 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о национализации нефтяной промышленности. Фактически нефтяная промышленность была национализирована в конце мая 1920 года. В 1923-24 годах нефтедобывающая промышленность начался перевод скважин с эксплуатации желонкой на насос. Основное преимущество насосной эксплуатации заключалась в полной механизации самого процесса добычи, устранявшей тяжелый труд тартальщиков. Это привело к резкому уменьшению обслуживающего эксплуатацию скважин рабочего персонала и определило большой рост производительности труда. Помимо этого, внедрение насосной эксплуатации способствовало повышению творческой инициативы рабочих в совершенствовании методов работы и приемов труда, росту их квалификации. Техническая реконструкция бурения в то время заключалась в массовой замене ударного способа вращательным. Техническая перевооруженность нефтяной промышленности потребовала пересмотреть существующие нормативы труда. В 1925 году была организована специальная комиссия, которая установила новые нормы для определения штатов в добыче и бурении. Основной задачей стала подготовка кадров. С этого времени всесоюзная сеть нефтяных учебных заведений непрестанно расширялась.

На 15 Всесоюзной партийной конференции (1926 г.) Урало-Эмбинский нефтяной район определен в качестве одной из важнейших боевых задач социалистической реконструкции. По окончании войны правительство СССР приняло меры по укреплению структуры нефтяной промышленности путем создания трестов: "Актюбнефтеразведка", "Казнефтеразведка", "Казнефтестрой", а также Казахстанского отделения государственного геофизического треста, оснащения нефтяников необходимым оборудованием, транспортными средствами /93/.

Третий этап правового регулирования труда: 1947 - 1995 годы - с восстановления практики заключения коллективных договоров в СССР /94/ и указов и постановлений союзных ведомств о повышенных размерах пенсий работникам нефтегазовой промышленности /90/ начинается этап дифференцированного подхода к регулированию труда работников отрасли.

В этот период в СССР условия труда рабочих основных отраслей нефтяной промышленности регулировались как общими нормами законодательства о труде, так и специальными нормами, учитывающими специфику их труда (работа в особых условиях - на разведках, в открытом море, вредность - высокое содержание сероводорода в перерабатываемой нефти различных районов нефтедобычи и др.) /7/.

Наиболее высоко оплачивался труд рабочих буровых, вышкомонтажных бригад и бригад по испытанию, освоению, подземному и капитальному ремонту скважин; для рабочих буровиков, занятых на разведках, были установлены более высокие тарифные ставки, чем соответствующим рабочим бригад, занятых на эксплуатационном бурении, в ряде случаев они получали и введенное также в эти годы полевое довольствие. Особо регулировалась оплата труда рабочих, работающих на предприятиях по переработке сернистых нефтей, а также других рабочих, занятых в цехах с вредными условиями труда. Для рабочих, непосредственно занятых на нефтяных и газовых месторождениях, расположенных в море, повышались на 25-55 процентов тарифные ставки. Для работников нефтегазовой промышленности было введено премирование за достижение высоких качественных и количественных производственных показателей (например, в буровых бригадах за досрочное окончание скважин) /7/.

В целях обеспечения повышенного уровня заработной платы в СССР для работников, находившихся в более трудных условиях, были введены районные коэффициенты к заработной плате, в основном для работающих в северных и восточных районах страны, в Республике Казахстан и в районах Средней Азии. Для работников предприятий, расположенных в пустынных и безводных районах, эти коэффициенты повышались от 10 до 40 процентов /7/.

Для рабочих, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, был установлен ряд льгот. Был введен сокращенный (6-часовой) рабочий день для рабочих, занятых на очистке и депарафинизации масел селективными растворителями, этилировании бензина, в производстве газовой и ламповой сажи. Работникам ряда профессий (работникам буровых бригад, бригад капитального и подземного ремонта скважин, бригад по добыче сернистой нефти, рабочих технологических бригад некоторых цехов нефтегазоперерабатывающих заводов) были предоставлены дополнительные отпуска от 6 до 12 дней. На предприятиях нефтегазовой промышленности по добыче, переработке, транспортировке и хранению сернистой нефти и серосодержащего газа был запрещен труд женщин и подростков, не достигших 18-летнего возраста. Работникам ведущих профессий, непосредственно занятым на важнейших участках бурения, добычи и транспортировки нефти и газа, на геолого-поисковых и разведочных работах, выплачивалось вознаграждение за выслугу лет в размере от 0,8 до 2 месячных тарифных ставок (в зависимости от стажа работы). Работники нефтегазоперерабатывающих заводов, занятые на перегонке и крекировании сернистых нефтей и выработке из них нефтепродуктов, этилировании бензина, очистке и депарафинизации нефтепродуктов, переработке сажи и на других производствах, имели право на государственную пенсию по старости лет на льготных условиях и в льготных размерах. Бурильщики и их помощники, вышкомонтажники, мотористы, операторы, слесари, электромонтеры и рабочие некоторых других профессий на промыслах по добыче нефти и газа, операторы и рабочие некоторых специальностей, занятые на нефтепереработке в цехах с обычными условиями труда, получали пенсию на общих условиях /7/.

Наиболее интенсивное развитие нефтедобывающей промышленности в Республике Казахстан началось к 60-м годам, когда было открыто и подготовлено 16 месторождений с запасами 100 миллионов тонн. Тогда же началось интенсивное развитие газовой отрасли промышленности /95, 93, 96/.

Четвертый этап правового регулирования труда: 1995 - 1999 годы - Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года отменяет действие советского законодательства; все наработанные за 45 лет нормативные правовые акты, отражающие дифференциацию правового регулирования труда работников отрасли, уходят в историю. Одновременно Республика Казахстан начинает разрабатывать новое трудовое законодательство.

Пятый этап: с декабря 1999 года по настоящее время - начинается с принятием нового Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан" от 10 декабря 1999 года, который знаменует собой влияние на трудовое право прогрессивных элементов рыночной экономики.

Таким образом, за 100 лет история "сделала полный круг". Республика Казахстан снова оказался перед задачей разработки законодательства, регулирующего труд работников отрасли, выросшей за 100 лет из небольшого совместного предприятия до одной из главнейших отраслей промышленности страны.

Что на сегодняшний день представляет собой система правового регулирования труда работников нефтегазовой промышленности Республики Казахстан? Это сложная, многоуровневая система со строгой иерархией нормативно-правовых актов, локальных актов и нормативных соглашений.

Большое значение для правового регулирования труда работников имеют Конвенции МОТ. На сегодня Республика Казахстан ратифицировала 13 конвенций МОТ, которые в соответствии с п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года имеют приоритет над казахстанским законодательством /4/. Это следующие конвенции:

- "О безопасности и гигиене труда в производственной среде" (№ 155, 1981 года) /97/;

- "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (№ 148, 1977 года) /98/;

- "О дискриминации в области труда и занятий" (№ 111, 1958 года) /99/;

- "О политике в области занятости" (№122, 1864 года) /100/;

- "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (№ 87, 1948 года) /16/;

- "О представителях трудящихся" (№ 135, 1971 года) /18/;

- "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144, 1976 года) /20/;

- "Об организации службы занятости" (№ 88, 1948 г.) /101/;

- "Об упразднении принудительного труда" (№ 81, 1947 года) /102/;

- "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (№ 100, 1951 года) /103/;

- "О принудительном и обязательном труде" (№ 29, 1930 года) /104/;

- "О минимальном возрасте для приема на работу" (№ 138, 1973 года) /105/;

- "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (№ 98, 1949 года) /17/.

Все ратифицированные Конвенции МОТ могут непосредственно применяться при регулировании труда работников нефтегазовой промышленности. Данные конвенции регулируют такие важные аспекты трудовых отношений, как охрана труда (№155, №148), трудовые права работников (№ 111,№ 81, № 100, № 29, № 138), занятость (№ 122, № 88), коллективные переговоры (№ 87, № 135, № 144, № 98).

Для правового регулирования труда работников нефтегазовой промышленности наибольшее значение имеют Конвенции МОТ № 155 и № 148, поскольку охрана труда в данной отрасли промышленности занимает одно из главных мест. Роль данных Конвенций МОТ будет рассмотрена в параграфе 2.2 главы 2 настоящей монографии, в разделе, посвященном правовому регулированию охраны труда на предприятиях нефтегазовой промышленности Республики Казахстан.

Из законодательных актов наиболее значительным для регулирования рассматриваемых отношений является Закон Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан" от 10 декабря 1999 года /48/. Он устанавливает общие требования для труда работников всех категорий. Кроме данного закона существует еще несколько законодательных актов, регулирующих общие вопросы. Это законы "О коллективных договорах" от 4 июля 1992 года /33/, "О профессиональных союзах" от 9 апреля 1993 года /106/, "Об охране труда" от 22 января 1993 года /107/. Кроме законодательных актов существует ряд подзаконных актов: постановлений Правительства Республики Казахстан и актов некоторых центральных органов государства, которые также имеют большое значение для регулирования общих вопросов трудового права. Это акты по социальному партнерству, охране труда и др.

Следующий слой нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, составляют законы и подзаконные акты, регулирующие отдельные аспекты труда работников нефтегазовой отрасли. Это специальные нормативные акты, регулирующие порядок производства различных работ на нефтегазовых промыслах, перерабатывающих заводах и на других объектах нефтегазового комплекса. Трудовых отношений данных работников это касается в основном только в части охраны труда и занятости населения. Это следующие нормативные акты:

а) Указ Президента РК, имеющий силу закона "О нефти" от 28 июня 1995 года /108/. Пункт 8 статьи 41 данного указа устанавливает обязанность работодателя при проведении нефтяных операций отдавать предпочтение казахстанским кадрам;

б) Указ Президента РК, имеющий силу закона "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 года /109/. Статья 54 данного указа содержит обязанности недропользователя по обеспечению безопасных для персонала условий недропользования.

в) Правила техники безопасности и охраны окружающей природной среды при строительстве, прокладке, эксплуатации и ремонте подводных турбопроводов и подводных кабельных линий электропередач и связи, связанных с нефтяными операциями, утвержденные постановлением Правительства РК от 13 июня 1996 года /110/. Данные правила почти полностью в той или иной мере содержат нормы об охране труда работников нефтегазовой промышленности. Пункт 1.3 правил содержит основные требования к персоналу, выполняющему соответствующие работы: ограничение по возрасту до 18 и 20 лет на различных работах, различные документы и сертификаты, подтверждающие квалификацию, требуемые при поступлении на работу, обязательное проведение инструктажа по технике безопасности с каждым работником.

г) Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений РК, утвержденные постановлением Правительства РК от 18 июня 1996 года /111/. Данные правила, разработанные впервые в истории Республики Казахстан, не содержат норм по охране труда и технике безопасности работников, что является, на наш взгляд, существенным пробелом, однако детализированное описание требований безопасности к оборудованию и производству позволяют говорить о косвенной принадлежности данных правил к предмету нашего исследования.

Данный слой нормативных актов имеет, несомненно, большое значение для регулирования гражданско-правовых и эколого-правовых аспектов нефтегазового комплекса, однако вопросы правового регулирования труда работников данной отрасли разработаны в этих актах, на наш взгляд, недостаточно. Исключительная опасность и вредность производства работ в отрасли, а также огромное значение нефтегазовой промышленности для сегодняшней Республики Казахстан позволяют ставить вопрос о разработке соответствующих дополнений в уже существующие правила, либо о разработке новых нормативных актов, регулирующих вопросы охраны труда работников нефтегазовой промышленности в централизованном порядке.

[ 24 Апрель 2002: Сообщение отредактировано: oljas ]

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования