Гость Капитан Кук Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 Привет всем, коллеги! Помогите, если сможете. Ситуация такова - у предприятия есть несколько видов деятельности, первый - это кафе, общеустановленный налоговый режим; другие - это бильярд, боулинг, то есть специальный налоговый режим. Согласно налоговому законодательству, в таком случае, предприятие обязано вести раздельный учет. С расходами, которые можно четко разделить и отнести на соответствующую деятельность, проблем нет. Однако, наряду с такими расходами, есть и другие, которые затруднительно отнести на конкретный вид деятельности. Мне не удалось найти каких-либо внятных разъяснений налоговых органов, каким же образом делить такие расходы. Конечно, можно, наверное, делить их пропорционально оборотам по каждому виду деятельности (как НДС при раздельном методе), или, может быть, брать за базу зарплату основных работников по каждому виду деятельности. Однако, при проверке налоговиками, как доказать правомерность такого разделения? То есть, налоговый инспектор может просто выбросить из вычетов суммы расходов, отнесенных на общеустановленный режим, а я никак не смогу доказать что это правильно, ни в ходе проверки, ни в суде, если решу обжаловать решение налоговиков через суд. Поэтому пока такие спорные расходы приходиться в полном размере относить на расходы, не идущие на вычеты. Тем не менее, суммы получаются по году немаленькие, и терять такие вычеты все таки не хочется. Может, у кого-нибудь есть что-нибудь по этому вопросу? Или уже были преценденты, налоговый комитет проверил и все нормально обошлось?
Гость nurzhik_n Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 в Налоговом кодексе покапайся, тама где то написано мол, что вычеты не применяются если ты работаешь по специальному налоговому режиму.
Данияр Тенелов Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 Вопрос, действительно, сложный. Я сталкивался с ним, когда предприятие недропользователь осуществляло и другую деятельность, кроме недропользовательской. Особых проблем из-за несопоставимости рзмеров оборотов не было, но волнующий Вас вопрос также вставал и не было реального механизма его разрешения. Этот вопрос аналогичен вопросу о связи расходов с предпринимательской деятельностью для того, чтобы отнести их на вычеты. Помню к нам приходила проверка и мы доказывали, что покупка кондиционера и холодильника должны быть отнесены на вычеты. В отношении кондиционера мы проводили замеры температуры в соседнем помещении и брали мед справку о вреде постоянной работы в таких условиях, то есть необходимости кондиционера. А в отношени холодильника пришлось выпускать отдельное положение о том, что работники могут принимать пищу в рабочем помещении, а для этого нужны холодильник и микроволновка. Маразм, конечно, но что сделаешь? Вот и в Вашем случае, думаю, придется все доказывать индивидуально, а так как все очень субъективно, проблем не избежать. Можно попробовать разработать свои критерии для разделения и обратиться в налоговые органы за их одобрением или получением иного разъяснения, но боюсь они никакого ответа не дадут или просто отпишутся. С практической точки зрения лучше получить предварительный неофициальный совет от тех же налоговиков. В случае же, если они не могут ничем помочь, то надо разработать свои обоснованные критерии, выбрать самый оптимальный и наименее рисковый и быть готовым к спорам с налоговиками. .
Гость Капитан Кук Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 Спасибо, Данияр! Склоняюсь к мысли, что, наверное, придется написать вопрос в налоговый комитет, и как завещала Polin, составить вопрос таким образом, чтоб можно было ответить только "да" или "нет", а не ту воду, которую они обычно "сливают" на сложные вопросы. Поскольку устные неофициальные мнения налоговиков, увы, к делу не приложишь, и они не имеют никакой силы - потом легко откажутся, и доказывай, что ты белый и пушистый, и казну Родины не обокрал. Ну, а если ничего не выйдет, придется оставить всё как есть, на невычетах.
POLIN Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 НК предусматривает, что раздельный учет осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, и все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности, должны подтверждаться учетной документацией. (статья 67 п.2,3) Первичная документация всегда очень подробна. Основные статьи затрат при осуществлении предпринимательской деятельности: • заработная плата- можно определить по работникам, задействованным в определенной отрасли осуществления деятельности: • амортизация – можно определить; • социальный налог – по принадлежности к заработной плате, можно определить; • НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ: единственная статья расходов, которая может вызвать различные толкования. Предположим, что свою деятельность Вы осуществляете в разных местах – тогда электричество, вода, телефон и прочее – не вызовет трудностей в определении расходов. Счета будут выставлены по местам установки выше перечисленных объектов учета. Если же все осуществляется в одном здании – то никаких четких указаний по этому поводу закон не содержит. Налогоплательщику дается право самому разумно, руководствуясь принципами бухгалтерского учета,, а именно ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, установить эти пределы. Так например, если осуществляется производственная деятельность, то с привлечением специалиста по энергоснабжению можно рассчитать потребление электрической энергии на станки, С привлечение специалиста водного хозяйства можно определить потребление воды, или для простоты учета поставить на все эти объекты отдельные счетчики. Все можно разумно определить и доказать. А то что нельзя – так и никто не определит. При всем своем сомнительном толковании определения расходов по различным видам условий налогообложения в плане помощи налогоплательщикам, для себя Законодатель закрепил в Налоговом кодексе исключительно хорошее положение, для определения такого вида расходов в рамках налоговых проверок. Это так называемые ХРОНОМЕТРАЖНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, и привлечениеотдельного рода специалистов. НК РК ст.533: Статья 533. Понятие и виды налоговых проверок 1. Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом, и налогоплательщик. 1-1. В случаях необходимости для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций органом налоговой службы к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки. По поставленным вопросам специалист составляет заключение, которое прилагается к акту налоговой проверки. 2. Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. 3. Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) документальная проверка; 2) рейдовая проверка; 3) хронометражное обследование. 6. Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом. Приказ Министра государственных доходов Республики Казахстан от 18 апреля 2002 года N 445 Об утверждении Правил проведения хронометражных обследований 1. Общие положения 1. Хронометражное обследование является одним из видов налоговых проверок. Основанием проведения хронометражного обследования является предписание, вынесенное органом налоговой службы. 2. Хронометражное обследование может производиться: 1) в ходе комплексных и тематических документальных налоговых проверок; 2) по заявлению налогоплательщика; 3) по решению органа налоговой службы. 3. Хронометражное обследование осуществляется органом налоговой службы в целях установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. 4. При проведении хронометражного обследования присутствует налогоплательщик и (или) его законный (уполномоченный) представитель, действующий в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса. 5. Перед началом проведения хронометражного обследования проверяемому налогоплательщику предъявляется служебное удостоверение должностных лиц органа налоговой службы и вручается предписание на проведение хронометражного обследования. В копии предписания ставится отметка налогоплательщика или его законного (уполномоченного) представителя об ознакомлении и получении предписания. Невыполнение налогоплательщиком законных требований должностного лица органа налоговой службы, предъявляемых в связи с проведением хронометражного обследования, влечет наложение административного взыскания, но не освобождает налогоплательщика от выполнения данных законных требований. 6. При проведении комплексных и тематических проверок, в случае необходимости возможно проведение хронометражного обследования. В данном случае хронометражное обследование проводится на основании предписания, выписанного на проведение комплексной и (или) тематической проверок. 7. В период осуществления хронометражного обследования не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода. 2. Периодичность и сроки проведения хронометражного обследования 8. Периодичность проведения хронометражного обследования устанавливается первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим. 9. Срок проведения хронометражных обследований устанавливается первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим. В указанные сроки могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность, а также обследование может производиться в соответствии с режимом работы вне зависимости от времени суток. 3. Объекты налогообложения, подлежащие хронометражному обследованию 10. Хронометражному обследованию могут подвергаться объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, включая фактические доходы и (или) фактические затраты, связанные с получением дохода, а также другие источники извлечения дохода налогоплательщика. 4. Вопросы, подлежащие хронометражному обследованию 11. Для проведения хронометражного обследования органы налоговой службы самостоятельно определяют вопросы по обследуемому объекту налогообложения и объекту, связанному с налогообложением. При этом в обязательном порядке должны подвергаться обследованию: 1) объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением; 2) наличие денег, денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с обследуемым объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением; 3) любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением. При необходимости органы налоговой службы имеют право проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей налогоплательщика; 4) снятый с контрольно-кассовых машин с фискальной памятью фискальный отчет. 5. Оформление результатов хронометражного обследования за один день 12. При проведении хронометражного обследования должностные лица органов налоговой службы, проводящие хронометражное обследование, должны обеспечить полноту и точность внесения ежедневно в хронометражнонаблюдательные карты сведений, полученных в ходе обследования. На каждый объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, а также на каждый другой источник извлечения дохода составляется отдельная хронометражно-наблюдательная карта, которая содержит следующее: 1) наименование налогоплательщика, регистрационный номер и вид деятельности; 2) дата проведения обследования; 3) местонахождение объекта налогообложения; 4) время начала и окончания хронометражного обследования; 5) объект налогообложения и стоимость на реализуемые (оказываемые) товары (работы, услуги); 5) данные по обследуемому объекту налогообложения; 6) результаты обследования; 7) показания контрольно-кассовой машины на начало и конец дня; 8) другие данные. 13. Ежедневно по окончании обследуемого дня составляется сводная таблица по всем обследуемым объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, а также по другим источникам извлечения дохода. 14. Хронометражно-наблюдательная карта и сводная таблица в обязательном порядке подписывается должностным лицом органа налоговой службы и налогоплательщиком или его законным (уполномоченным) представителем и прилагаются к акту хронометражного обследования. 15. К хронометражно-наблюдательной карте при необходимости прилагаются копии документов, расчетов и другие материалы, полученные в ходе обследования, подтверждающие данные, указанные в хронометражно-наблюдательной карте. 6. Результаты хронометражного обследования 16. По окончании хронометражного обследования на основе ежедневных сводных таблиц по каждому объекту налогообложения сводятся средние данные по фактически полученным доходам и (или) произведенным затратам за проверяемый период. 17. На основе выявленных средних данных проверяется достоверность установленных налогоплательщиком до проведения налоговой проверки фактических доходов и (или) затрат, связанных с получением дохода, исчисленных и уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. 18. По результатам хронометражного обследования составляется акт хронометражного обследования с указанием: 1) номера и даты предписания, места проведения хронометражного обследования, даты составления акта; 2) должности, фамилии, имени, отчества должностных лиц органов налоговой службы, проводивших хронометражное обследование; 3) фамилии, имени, отчества либо полного наименования налогоплательщика; 4) местонахождения, банковских реквизитов налогоплательщика, а также его регистрационного номера; 5) фамилии, имена, отчества руководителя и должностных лиц налогоплательщика, ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет; 6) сведений о предыдущей проверке по хронометражному обследованию и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан; 7) проверяемого (обследуемого) налогового периода и общих сведений об источниках извлечения дохода (документы, представленные налогоплательщиком для проведения обследования, а также перечень непредставленных документов); 8) результат хронометражного обследования. 19. На основании акта хронометражного обследования органы налоговой службы производят возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета налогоплательщику - субъекту малого бизнеса, осуществляющему деятельность в специальном налоговом режиме на основе патента; применяют итоги хронометражного обследования у налогоплательщиков при проведении комплексных и тематических документальных налоговых проверок налогоплательщиков и иные меры, не противоречащие действующему законодательству. 20. Результаты хронометражного обследования налогоплательщиков, учитываются при проведении начислений сумм налогов и других обязательных платежей по итогам комплексной и тематической документальной налоговой проверки. 21. Акт хронометражного обследования составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими хронометражное обследование, и регистрируется в органах налоговой службы в специальном журнале регистрации актов налоговых проверок. Один экземпляр акта хронометражного обследования вручается налогоплательщику или его законному (уполномоченному) представителю. При получении акта хронометражного обследования налогоплательщик или его законный (уполномоченный) представитель обязаны сделать отметку о его получении. 7. Обжалование результатов хронометражного обследования 22. Обжалование результатов хронометражного обследования производится в соответствии с разделом 18 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Как видите, полномочия НК достаточно высокие в данном вопросе. На практике, они в основном применяются для установления истиной цены затрат по осуществлению деятельности в различных режимах налогообложения. Поэтому, Вы должны сами принять разумные меры, и заручиться заключением специалистов определенной области в так называемых спорных вопросах принадлежности затрат к определенному виду деятельности. Все это даст Вам больше аргументов при оспаривании актов налоговых инспекций по данному вопросу не в Вашу пользу. НО, как правило, если налогоплательщик представляет затраты в разумно обоснованном виде, никаких проверок более НК не проводит. Сразу понимают, что дело имеют с людьми, реально подошедшими к существу определений Налогового Кодекса.
Гость Капитан Кук Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 Спасибо Вам, Polin, за ответ! Как я понял, придется творчески подойти к разделению накладных расходов, ну а что не разделишь- то и правда не разделишь!
POLIN Опубликовано 2 Августа 2005 Жалоба Опубликовано 2 Августа 2005 Да, это именно тот вопрос, где специалист - против специалиста, особенно когда дело касается производственных процессов. Не тушуйтесь! Никто не может знать больше, чем человек, которпый "варится" в этой кухне. Разделите все по уму. И точка!
Рекомендуемые сообщения