Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Уважаемые Дамы и Господа,

Если кто-нибудь знает, помогите, пожалуйста, найти письмо Налогового комитета датированное примерно 2001 годом с разъяснением о зачете НДС по счетам от недропользователей, которые выставляют счета с НДС по 20% (на тот момент официальная ставка НДС составляла 16%).  В частности, в письме давалось разъяснение о том, что при выставлении счета с НДС 20% разница в 4% подлежала уплате самим недропользователем.  Утверждают, что такое письмо есть, хотя поиск по Юрист ничего не дал, кроме материала семинара (директор ДКН - Б.Тлеулесов), где об этом сказано.

Может такое письмо не попало в Юрист, но есть у кого-то в виде бумажной копии?

Заранее большое спасибо!

Опубликовано

Есть такое письмо, правда, разъснений в нем не много.

Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 7

июня 2001 года N ДРН-2-2-19/4463 Об изменениях по НДС

Налоговые комитеты по областям,

городам Астана и Алматы

С 1-го июля 2001 года в соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 мая 2001 года N 183-11 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" ставка НДС для всех налогоплательщиков будет составлять 16 процентов. Кроме того, с 1 июля 2001 года вступает в силу межправительственное соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенное 9 октября 2000 года в г. Астана. Соглашение устанавливает взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" в торговле с Российской Федерацией. Это означает, что импорт из России будет облагаться НДС по ставке 16 процентов, а экспорт из Казахстана в Россию - по "нулевой" ставке.

Также с 1 июля 2001 года устанавливается "нулевая" ставка НДС для электронных средств массовой информации.

В связи с введением в налоговое законодательство вышеназванных изменений Министерство государственных доходов Республики Казахстан направляет настоящие разъяснения по администрированию налога на добавленную стоимость.

Налоговым комитетам по областям, городам Астана и Алматы необходимо активно использовать все формы средств массовой информации, включая прессу, телевидение, организацию семинар-совещаний, оформление стендов и т.д., для доведения до налогоплательщиков вышеуказанных изменений в налоговом законодательстве и разъяснений по ним. При этом массово-разъяснительная работа должна проводиться для всех налогоплательщиков, включая представителей малого и среднего бизнеса, сельхозтоваропроизводителей, импортеров, экспортеров и т.д.

Снижение ставки НДС и все другие изменения по НДС, в т.ч. переход на взимание НДС во взаимной торговле с Российской Федерацией по принципу "страны назначения" и установление единой ставки НДС - это в целом взаимосвязанные мероприятия. Но главенствующая роль, определяющая всю эту совокупность мер, заключается в снижении ставки НДС.

Возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость с 20 процентов до 16 процентов появилась в условиях, когда в экономике республики наблюдаются позитивная динамика, стабильный экономический рост, что благотворно влияет на налоговые отчисления, наполняемость и сбалансированность бюджета.

За счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут меньше отвлекаться оборотные средства, особенно это будет ощутимо для предприятий, у которых торгово-производственный цикл составляет три и более месяцев, очень высока доля живого труда и основная масса увеличения стоимости товара приходится на последнюю фазу производства. Снижение ставки позволяет таким предприятиям экономить оборотные средства и снижает налоговую нагрузку.

Вместе с тем, снижение ставки НДС приведет к резкому сокращению поступлений по налогу на добавленную стоимость в республиканский бюджет" Поэтому, чтобы не допустить срыв финансирования социальных программ, на налоговые органы ложится большая ответственность по обеспечению доходной части бюджета.

В целях защиты интересов государственного бюджета и обеспечения равномерного поступления НДС в республиканский бюджет в соответствии с нормами Закона РК от 3 мая 2001 года N 183-11 ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О налогах..." на второе полугодие 2001 года предусматривается особый порядок администрирования НДС, который предполагает следующее:

1. Все плательщики НДС не позднее 15 июля 2001 года должны одновременно со сдачей декларации по НДС представить в налоговые органы сведения об остатках товарно-материальных запасов и основных средствах по состоянию на 1 июля 2001 года. При этом сумма превышения НДС, накопленная по ставке 20% по состоянию на 1 июля 2001 года, будет зачитываться в счет предстоящих платежей по НДС по мере реализации или использования для производственных нужд остатков товаров. Начисление НДС при реализации остатков будет производиться по ставке 16 процентов;

2. На основании представленных налогоплательщиками сведений налоговые органы будут осуществлять контроль за полнотой уплаты НДС по реализованным товарам (работам, услугам). В этих целях налогоплательщики, у которых по состоянию на 1 июля имеется превышение НДС, относимого в зачет, над начисленным НДС, ежемесячно, совместно с декларацией будут представлять в налоговые органы отчет об использовании остатков товаров, зафиксированных на 1 июля. Отчет об использовании остатков будет представляться до полного их использования;

3. В целях предотвращения образования значительного роста задолженности бюджета по возмещению НДС, на второе полугодие 2001 года устанавливается срок возмещения НДС по нулевой ставке до 90 дней.

Исходя из изложенного, все юридические и физические лица должны будут зафиксировать по состоянию на 1 июля 2001 года остатки товарно-материальных запасов, основных средств и нематериальных активов, приобретенных с НДС до 1 июля 2001 года, и представить соответствующие сведения в налоговый орган по месту своей регистрации по формам, прилагаемым к Инструкции Министерства государственных доходов Республики Казахстан "О порядке предоставления сведений по остаткам товарно-материальных ценностей, приобретенных до 1 июля 2001 года, и зачета налога на добавленную стоимость".

При этом от предоставления сведений освобождаются:

- налогоплательщики, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 54 Закона РК "О налогах...";

- государственные учреждения;

- налогоплательщики, не имеющие объекта обложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 53-1 Закона РК "О налогах...", а также не имеющие суммы НДС, подлежащего отнесению в зачет в соответствии со статьей 64 Закона РК "О налогах...";

- некоммерческие организации, если такие организации оказывают услуги по защите и социальному обеспечению детей, престарелых и инвалидов, услуги в области культуры, науки, физкультуры и спорта;

- религиозные организации;

- юридические и физические лица, оказывающие медицинские, образовательные, финансовые услуги, освобожденные от налога на добавленную стоимость.

Сведения по основным средствам должны включать в себя все основные средства, приобретенные с НДС и по которым налог был отнесен в зачет, в том числе основные средства, переданные в аренду, на ответхранение, находящиеся на реконструкции, консервации и т.д. В данную форму не будут включаться сведения по зданиям, легковым автомобилям, а также по другим основным средствам, по которым не был осуществлен зачет. Сведения по основным средствам предоставляются в сводном виде без разбивки их по наименованиям, группам, подгруппам и т.д., в том числе отдельно выделяются сведения по основным средствам, переданным в аренду, а также по неустановленному оборудованию.

Сведения по товарно-материальным запасам, в том числе незавершенному производству и переданным на ответственное хранение, представляются в следующем порядке:

- налогоплательщики, у которых по состоянию на 1 июля 2001 года не имеется превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, представляют сведения общей суммой;

- налогоплательщики, имеющие по состоянию на 1 июля 2001 года указанное превышение, представляют сведения в разрезе наименований, имеющих одинаковую стоимость, без разделения по сортности, категориям и иным критериям. При этом сведения по остаткам ТМЗ, относящихся к прочим расходным материалам (канцелярские товары, бланочная продукция, специальная одежда и другие) представляются одной суммой.

Поскольку сведения по товарно-материальным ценностям будут включать в себя фактическое наличие ТМЗ, представив эти сведения, налогоплательщики, тем самым, фиксируют свои фактические остатки и суммы НДС, отнесенные в зачет. Это означает, что после 1 июля 2001 года корректировки зачета по НДС за период до 1 июля 2001 года не могут быть произведены без внесения соответствующих изменений в сведения по остаткам ТМЗ, если только такие корректировки не связаны с корректировкой облагаемого оборота у поставщика.

По мере использования ТМЗ (либо их реализации, либо их отпуска в производство) налогоплательщики, у которых по состоянию на 1 июля 2001 года числится превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, будут зачитывать превышение в счет платежей по НДС за отчетный период.

Отчет об использовании остатков ТМЗ будет предоставляться налогоплательщиками в течение всего второго полугодия до полного их использования.

Помимо административных мер, Законом РК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О налогах..." предусматривается ряд особенностей по зачету НДС, уплачиваемого поставщикам, после 1 июля 2001 года. Так, в отношении товаров, находящихся в пути по состоянию на 1 июля 2001 года, но полученных налогоплательщиками после 1 июля 2001 года, определено, что если эти товары получены по контрактам, проплаченным до 1 июля, то в зачет будет относиться НДС по ставке 20 процентов или 10 процентов.

Если этот НДС будет образовывать превышение над начисленным налогом, то такое превышение будет являться текущим, и на него не будет распространяться порядок зачета по мере реализации. Если налогоплательщик является экспортером, то такое превышение подлежит возврату.

При получении товаров по контрактам без предоплаты, в зачет будет относиться НДС в размере 10 процентов по сельхозпродукции и в размере 16 процентов по остальным товарам.

ВОТ ТА ЧАСТЬ, КОТОРАЯ ВАС ИНТЕРЕСУЕТ, И НА КОТОРУЮ ССЫЛАЕТСЯ ТЛЕУЛЕСОВ:

Предусматривается ряд условий для недропользователей при применении ими НДС по ставке 16 процентов. Согласно статье 94-3 и пункту 4 статьи 179 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, действует неизменно до окончания срока действия контракта, за исключением случаев, когда изменения в налоговый режим контракта вносятся по соглашению сторон контракта и не влекут изменения соотношения первоначальных экономических интересов Республики Казахстан и недропользователя по контракту.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Закона РК "О налогах..." налоговый режим, устанавливаемый контрактом, должен соответствовать законодательству Республики Казахстан, регулирующему уплату налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, действующему на дату заключения контракта.

В связи с этим изменения в Закон РК "О налогах...", касающиеся снижения ставки НДС с 20 процентов до 16 процентов, не могут автоматически применяться к деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами в рамках контрактов на недропользование.

Вместе с тем, Законом РК "О налогах..." предусмотрено, что недропользователи, осуществляющие разведку и (или) добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, применяют с 1 июля 2001 года ставки НДС в размере 16 процентов, социального налога в размере 21 процента при выполнении следующих условий:

1) внесение изменений в налоговый режим, установленный в контрактах, в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан, в целях восстановления экономических интересов Республики Казахстан. При этом измененный налоговый режим будет применяться с 1 июля 2001 года;

2) недропользователи произведут перерасчет по обязательствам в бюджет, связанным с изменением налогового режима, с 1 июля 2001 года до даты внесения изменений без применения пени и штрафных санкций.

Следовательно, до внесения согласованных сторонами изменении в налоговый режим контракта недропользователи при осуществлении реализации товаров (работ, услуг) будут применять ставку НДС в размере 20 процентов, в том числе и при импорте товаров и материалов.

Исходя из изложенного, поскольку недропользователи будут заинтересованы в применении ставки НДС 16 процентов, что позволит им экономить 4 процента собственных оборотных средств, недропользователям необходимо будет обратиться в Компетентный орган с предложением об уточнении отдельных положений контракта.

Только по смыслу, путем привязки положений письма к экономии собственных оборотных средств можно определить суть толкования Законодателя.

..... продолжение письма:

В условиях снижения ставки НДС налогоплательщики должны понимать, что есть две модели потенциального "поведения" налогоплательщика.

Первая модель: оставить цены неизменными и увеличивать ту часть доходов, которая останется в распоряжении налогоплательщика. Этот первый сценарий психологически будет доминирующим в первые месяцы после 1 июля, т.е. июль, август, сентябрь и возможно октябрь. Налогоплательщики постараются при неизменных ценах получить дополнительный доход за счет уменьшения платежей по НДС.

Но есть и другая модель, при которой снижение ставки НДС приведет к применению стратегии расширения рынков сбыта, снижению цены, увеличению объемов производства и расширению своего присутствия на рынке. Тот, кто пойдет по этому сценарию на определенную величину скорректирует цены в сторону уменьшения и будет вести более агрессивную политику за счет расширения объемов производства и увеличения своего присутствия на рынке. И именно вторую тенденцию можно будет обнаружить в конкурентных секторах экономики. В первую очередь, в сфере услуг, в строительстве. Но там, где доминирующее положение занимают естественные монополии или крупные предприятия, или предприятия, которые производят продукцию, которая на территории Казахстана безальтернативна, то такие предприятия будут стараться получить эффект за счет дополнительных доходов от снижения ставки. Но в этом тоже имеется позитивный момент, поскольку средства, накопленные за счет эффекта неизменных цен, будут направляться, в первую очередь, на увеличение заработной платы и исполнение инвестиционных программ.

Что касается перехода на взимание НДС по принципу "страны назначения" во взаимной торговле с Российской Федерацией, то он является общепринятым в мировой торговле.

Переход на взимание НДС по принципу "страны назначения" во взаимной торговле с РФ со снижением с 1 июля ставки НДС с 20 процентов до 16 процентов, должен способствовать росту внешнеторгового оборота между РК и РФ. При правильном соблюдении норм данного соглашения для казахстанских покупателей российские товары (работы, услуги) должны стать на 4 процента дешевле.

В период перехода на принцип "страны назначения" с Российской Федерацией также может быть две модели поведения во взаимной торговле между казахстанскими и российскими продавцами и покупателями. Первая форма поведения - при экспорте товаров из Казахстана в Россию экспортеру НДС по таким поставкам будет возмещаться из государственного бюджета; в случае, если налогоплательщик захочет получить дополнительно эффект для себя, то он может не снижая цены отгружать товары в Россию без НДС и получать дополнительные деньги из бюджета Казахстана в виде возмещения по нулевой ставке. Но при этом он не повышает конкурентоспособность, прежде всего ценовую, своей продукции. Вторая модель - применение цены, сниженной на сумму НДС. Поэтому, если казахстанские товаропроизводители хотят конкурировать на рынке российских товаров с российскими производителями, то за счет снижения ставки НДС и перехода на принцип "страны назначения" у них появляется дополнительный ценовой ресурс.

Аналогичное поведение может быть и у российских поставщиков товаров в Республику Казахстан.

В случае, если российские товаропроизводители, поставщики на казахстанский рынок, не будут снижать цены на сумму НДС, а фактически сохранять их на прежнем уровне, то это приведет к тому, что такие товары будут еще раз облагаться налогами по импорту в Республике Казахстан, тем самым цена еще увеличится. В этих условиях казахстанским покупателям необходимо правильно организовать переговорный процесс для достижения сбалансированности цен. При этом, желательно иметь альтернативные источники поставок аналогичных товаров, поскольку, если действующие цены не будут уменьшаться на сумму НДС, де-факто это будет приводить к двойному налогообложению НДС российских товаров.

Применение "нулевой" ставки означает возмещение НДС из бюджета. При этом, срок возмещения НДС в Казахстане во втором полугодии 2001 года установлен в пределах 90 дней, а с 1 января 2002 года этот срок будет составлять 60 дней.

Применение принципа "страны назначения" дает возможность усилить контроль за перемещением товаров через таможенную границу. Применение "нулевой" ставки при экспорте в Россию и последующий возврат НДС потребует для казахстанских налогоплательщиков документального подтверждения фактического экспорта. В этих целях экспортеры Казахстана обязаны представлять в налоговые органы контракт на поставку экспортируемых товаров, ГТД, оформленную в режиме экспорта, товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа в пункте пропуска на границе РК, а также копию ГТД, оформленной в Российской Федерации в режиме импорта. Следует иметь в виду, что налоговые и таможенные органы Республики Казахстан и Российской Федерации будут по взаимным документам переподтверждать факт экспорта/импорта.

В настоящее время на уровне экспертов двух государств прорабатывается механизм информационного взаимодействия налоговых и таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации, который предполагает организацию оперативного (по каналам электронной связи) обмена информацией по подтверждению факта экспорта из одной страны в другую. При этом налоговая служба каждой из сторон на основании данных о фактическом экспорте, предоставляемых таможенной службы своей страны и подтвержденных таможенной службой другой стороны, делает заключение о правомерности возмещения НДС из бюджета.

Необходимо обратить внимание, что принцип "страны назначения" во взаимной торговле между Казахстаном и Россией не будет распространяться на реализацию нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа.

Что касается особенностей отнесения в зачет НДС по поставкам из Российской Федерации, то по российским товарам, приобретаемым по контрактам, заключенным до 1 июля 2001 года, но импортируемых после указанной даты, в случае, если поставщикам из РФ был уплачен НДС, то после 1 июля этот НДС в зачет относиться не будет. Данное положение не распространяется на нефть (включая газовый конденсат) и природный газ.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов между Казахстаном и Россией, вступающего в силу с 1 июля 2001 года, на работы и услуги не распространяется принцип "страны назначения", за исключением ограниченного перечня работ и услуг. Принцип "страны назначения" и нулевая ставка НДС будут применяться на услуги транспортировки грузов, перевозки' пассажиров и багажа, а также услуги по погрузке, разгрузке и другие услуги, связанные с перевозками. В остальных случаях работы и услуги будут облагаться НДС в соответствии с национальными законодательствами Сторон.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации с 1 июля 2001 года работы и услуги, местом реализации которых не является Российская Федерация, не облагаются НДС. Поэтому после 1 июля 2001 года, в случае оплаты НДС российским поставщикам работ и услуг налога на добавленную стоимость, этот налог не будет подлежать отнесению в зачет. При этом следует отметить, что согласно налоговому законодательству Республики Казахстан не предусматриваются понятия экспорта или импорта работ, услуг, а также освобождение от НДС по таким операциям. Поэтому, услуги и работы, оказываемые для российских покупателей, будут облагаться НДС.

Относительно перехода к единой ставке НДС 16 процентов в аграрном секторе.

Введение единой ставки НДС для сельхозтоваропроизводителей означает, что реализация товарно-материальных запасов, приобретенных до 1 июля с НДС 10 процентов, будет осуществляться по ставке 16 процентов.

Введение единой ставки НДС в целом приведет к уменьшению отвлечения оборотных средств на приобретение материально-технических ресурсов, поскольку товары, ранее приобретаемые с 20-процентным НДС, будут приобретаться с налогом 16 процентов. Учитывая это, а также то, что для сельхозтоваропроизводителей предоставлена 80-процентная льгота по налогам, увеличение ставки НДС до 16 процентов на сельхозпродукцию не вызовет необходимости увеличения цен реализации. В случае, если в силу неполного понимания взаимоотношений по НДС сельхозтоваропроизводители будут увеличивать цену на сумму разницы между вводимой и действующей ставками НДС, то тем самым они будут способствовать снижению платежеспособного спроса на производимые ими товары.

В результате введения единой ставки НДС будет устранено негативное действие разных ставок НДС в отношении предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. На сегодня предприятия-переработчики сельхозпродукции, приобретая электроэнергию, оборудование, дизтопливо, транспортные и коммунальные услуги и т.д., принимают в зачет НДС по ставке 20 процентов, а продукцию переработки реализуют по ставке 10 процентов; разница ложится на себестоимость. Поскольку предложение на сельхозпродукцию на рынке ограничивается спросом, вследствие чего невозможно до бесконечности повышать цены на нее, то предприятия-переработчики сельхозпродукции на сегодняшний день убыточны, т.е. то, что является льготой для одних, оборачивается дополнительными проблемами для других. Таким образом, решается еще одна проблема, приводящая к перекосам в исчислении НДС.

Производители аграрной продукции имеют существенную льготу по уплате НДС, которая выражается в том, что фактически они уплачивают в бюджет лишь пятую часть от величины НДС, начисленного к уплате. Все остальное в виде скрытых дотаций остается у сельхозпроизводителей.

Данная льгота сохраняется, и в дальнейшем от аграрных производителей будет требоваться уплата в бюджет только одной пятой части от всего НДС, начисленного к уплате; т.е. увеличение ставки НДС означает, что у сельхозтоваропроизводителей фактически увеличивается объем скрытого субсидирования. Поэтому суждение о том, что увеличение ставки НДС с 10 процентов до 16 процентов означает обязательное увеличение цены на сельхозпродукцию на 6 процентов, неверно.

В связи с тем, что с 1 июля 2001 года вводится единая ставка НДС 16 процентов, сельхозтоваропроизводители на реализуемую продукцию должны будут выписывать счета-фактуры исходя из ставки НДС 16 процентов. В связи с этим стоимость патента в части НДС подлежит перерасчету.

Что касается налогообложения электронных средств массовой информации, то в целях поддержки отечественного телерадиовещания с 1 июля 2001 года устанавливается "нулевая" ставка НДС для электронных средств массовой информации.

"Нулевая" ставка будет применяться в отношении оборотов по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства электронных СМИ, а также в отношении услуг по рекламе, предоставляемых этими СМИ. При этом правом на применение "нулевой" ставки будут обладать только те СМИ, которые осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Министерством транспорта и коммуникаций РК. Следует также иметь в виду, что "нулевая" ставка не будет распространяться на реализацию художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, реализуемых другим СМИ.

Применение "нулевой" ставки влечет за собой возврат НДС из бюджета. Такой возврат будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, который предусматривает обязательную документальную проверку достоверности предъявленных к возмещению сумм НДС. Схема возврата также предполагает систему зачета НДС в счет погашения текущих обязательств как по НДС, так и по другим видам налогов.

Министр 3. Какимжанов

Смысл возмещения 4-х % в том, что контракты недропользователей в определенной степени стабильны, как по предоставляемым правам, так и по всякого рода обязательствам.

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования