Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Уважаемые коллеги!

Прошу помочь с толкованием и пониманием правовой нормы НК.

пп.пп. 4), 5) п.1 ст.19 "Права органов налоговой службы" Налогового кодекса РК установлено следующие права:

4) требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления права доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования налогоплательщиком (налоговым агентом) такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

5) требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита;

Интересует понимание законного механизма реализации этих прав органов налоговой службы с учетом общих и специальных норм, регламентирующих государственный контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства, в т.ч. и в области налоговых правоотношений.

В частности, интересуют ответы на следующие вопросы:

  • Вправе ли орган налоговой службы, в произвольном порядке, без назначения налоговой проверки предъявлять налогоплательщику требования о предоставлении тех или иных документов (договоров, накладных, др), касающихся предпринимательской деятельности а также предоставления доступа к электронным системам налогоплательщика?
  • Какие документы могут быть отнесены к документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет?
  • Каким образом (в какой форме) налогоплательщик обязан удовлетворять требования, полученные на основании указанных подпунктов? Должен ли налогоплательщик предоставлять именно "документы", а не их копии?

Буду благодарен за любые мысли/мнения/обоснования!

Опубликовано

В частности, интересуют ответы на следующие вопросы:

[*]Вправе ли орган налоговой службы, в произвольном порядке, без назначения налоговой проверки предъявлять налогоплательщику требования о предоставлении тех или иных документов (договоров, накладных, др), касающихся предпринимательской деятельности а также предоставления доступа к электронным системам налогоплательщика?

Буду благодарен за любые мысли/мнения/обоснования!

1) Думаю, что вправе если это требование относится к объектам налогообложения и (или) к объектам, связанным с налогообложением. В противном случае налогоплательщик вправе не предоставлять запрашиваемые документы в рамках предоставленных ему налоговым законодательством прав.

Опубликовано

По вышеуказанным моментам следующее:

1. Учитывая безусловный характер данных статей в части проверок, то думаю, что налоговые органы вправе предъявлять такие требования без предписаний.

2. Широкий перечень можно отнести к документам подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, так например по КПН у Налоговой может возникнуть необходимость проверить - связанны ли расходы, с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. А это и договор, и другие документы сопутствующие его исполнению.

3. Думаю, что документы могут потребовать представить только на обозрение. Просто представить документы нет - уже выемка.

С уважением,

Опубликовано

Учитывая безусловный характер данных статей в части проверок, то думаю, что налоговые органы вправе предъявлять такие требования без предписаний.

Как это соотносится с общей нормой ст.33 ЗРК о частном предпринимательстве, распространяющейся и на государственный контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства, осуществляемый государственным орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством:

2. Государственный контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства осуществляется в форме:

1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Законом;

2) иных форм контроля, носящих предупредительно-профилактический характер, порядок организации и проведения которых определяется законами Республики Казахстан.

Опубликовано

Как это соотносится с общей нормой ст.33 ЗРК о частном предпринимательстве, распространяющейся и на государственный контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства, осуществляемый государственным орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством:

Возможно, через такую форму контроля как камеральный, порядок организации и проведения которого определен Налоговым кодексом.

Опубликовано

Налоговый органы трактуют это в свою пользу.

Светлана № 23260

Автор блога: Председатель Налогового комитета Министерства финансов РК

Категории: МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Здравствуйте, разъясните, пожалуйста, наш вопрос о правомерности работников налоговой службы: Статья 585 "Камеральный контроль" говорит о том, что Камеральный контроль - контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Налоговый кодекс говорит о представлении документов в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст.19 Налогового кодекса для проведения налоговой проверки на основании предписания, в котором должно быть указано вид проверки, проверяемый период, также в соответствии с п.1 статьи 633 "Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания". Вопрос: Является ли правомерным действие налоговой службы, требуя на основании подпункта 5 пункта 1 ст.19 Налогового кодекса, бухгалтерские документы без предписания и без извещения о налоговой проверке, в соответствии с п.1 статьи 631, для осуществления камерального контроля и к тому же за неисполнения указанного требования привлекать к административной ответственности???

Ответ

12.11.2009 10:26:35 #

В соответствии со статьей 587 Налогового кодекса в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (получения).

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе. При этом налогоплательщик вправе к пояснению, указанному в настоящем пункте, представить в органы налоговой службы документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности.

Таким образом, в данном случае от Вас требуется лишь представление соответствующих пояснений в налоговое управление, которые они обязаны принять.

Вместе с тем, в случае, если налоговый орган не согласен с представленным Вами пояснением то на основании подпункта 5) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса органы налоговой службы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита.

При этом, в Налоговом кодексе не установлено, что указанная норма применяется только при проведении налоговых проверок.

Опубликовано

Возможно, через такую форму контроля как камеральный, порядок организации и проведения которого определен Налоговым кодексом.

Есть п.4 ст.556 НК РК, устанавливающий исчерпывающий перечень "иных форм гос.контроля":

1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;

2) прием налоговых форм;

3) камеральный контроль;

4) мониторинг крупных налогоплательщиков;

5) налоговое обследование.

Порядок камерального контроля регламентирован п.1 ст.586 НК РК:

1. Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в органах налоговой службы, друг с другом:

1) налоговой отчетности;

2) налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора;

3) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;

4) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика.

Данные, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, сопоставляются также между собой.

Пока не вижу в этом порядке места для предъявления фискальным органом налогоплательщику требований в соответствии с пп.пп. 4), 5) п.1 ст.19 НК РК.

:smile:

Опубликовано

Налоговый органы трактуют это в свою пользу.

...

Ответ

12.11.2009 10:26:35 #

...

При этом налогоплательщик вправе к пояснению, указанному в настоящем пункте, представить в органы налоговой службы документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности.

Таким образом, в данном случае от Вас требуется лишь представление соответствующих пояснений в налоговое управление, которые они обязаны принять.

алогизм, однако: "налогоплательщик вправе" <> "от Вас требуется"

Вместе с тем, в случае, если налоговый орган не согласен с представленным Вами пояснением то на основании подпункта 5) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса органы налоговой службы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов

А какая связь требования "на основании подпункта 5) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса" с несогласием налогового органа с представленным налогоплательщиком пояснением? :smile:

Опубликовано

Выше приведены ссылки на "права" органа налоговой службы.

Предлагаю обсудить "права" и "обязанности" налогоплательщика.

Статья 13. Права налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

6) представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;

Статья 14. Обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик обязан:

2) выполнять законные требования должностных лиц органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей;

3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;

4) предоставлять информацию и документы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании;

Опубликовано

В продолжении темы камерального контроля, следующая "задорная" цитата:

Предусмотренные в ст. 585 НК РК правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

из статьи Начальника отдела по работе с налогоплательщиками НУ по Ауэзовскому району г. Алматы Вагановой Н.А, закон.кз 25 февраля 2010, 11:53.

Из процитированного и "алогичного" сообщения гостя следует, что налоговые органы (не всегда осознано) действуют на основании прав предоставленных пп. 5) п.1 ст.19 НК при проведении камерального контроля, на стадии сбора сведений, по деятельности налогоплательщика (пп. 4. п. 1 ст. 586 НК).

Что, думаю, не противоречит ст.33 ЗРК о частном предпринимательстве и самому пп. 5) п.1 ст.19 НК, учитывая условия, которые обозначил *DOCTOR*.

С уважением,

Опубликовано

...

Предлагаю обсудить "права" и "обязанности" налогоплательщика.

...

Права налогоплательщика опустим, поскольку они не влекут для налогоплательщика обязанностей.

А в выдержке из ст.14 НК предлагаю обратить внимание на выделенное мною жирным:

Статья 14. Обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик обязан:

2) выполнять законные требования должностных лиц органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей;

3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;

4) предоставлять информацию и документы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании;

Всё перечисленное не имеет отношения к поставленным в начале темы вопросам.

В продолжении темы камерального контроля, следующая "задорная" цитата:

:smile: Покажите, пожалуйста, где в ст.585 НК РК предусмотрены такие (выделенные) полномочия ОНС?

Статья 585. Камеральный контроль

1. Камеральный контроль - контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

2. Цель камерального контроля - предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 587 настоящего Кодекса и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Опубликовано (изменено)

:smile: Покажите, пожалуйста, где в ст.585 НК РК предусмотрены такие (выделенные) полномочия ОНС?

:drazn: Не вижу в своем сообщении подобного утверждения.

Высказывание работника налогового органа было процитировано только для подтверждения следующего:

Из процитированного сообщения следует, что налоговые органы (не всегда осознано) действуют на основании прав предоставленных пп. 5) п.1 ст.19 НК при проведении камерального контроля, на стадии сбора сведений, по деятельности налогоплательщика (пп. 4. п. 1 ст. 586 НК).
Изменено пользователем Улисс
Опубликовано

:biggrin: Не вижу в своем сообщении подобного утверждения.

Это не был персональный вопрос к Вам, коллега!

Меня просто возмутила вводящая в заблуждение ссылка автора приведенной Вами цитаты на правовую норму НК.

Высказывание работника налогового органа было процитировано только для подтверждения следующего:

Вы полагаете, что пп.4) п.1 ст.586 НК управомочивает ОНС осуществлять сбор сведений при осуществлении камерального контроля? - Не могу согласиться с таким мнением.

Опубликовано (изменено)

Вы полагаете, что пп.4) п.1 ст.586 НК управомочивает ОНС осуществлять сбор сведений при осуществлении камерального контроля? - Не могу согласиться с таким мнением.

Не совсем.

Я полагаю, что ОНС на оснований прав полномочий предоставленных пп. 5) п.1 ст.19 НК, в процессе проведения государственного контроля в форме камерального контроля на стадии сбора получения сведений, предусмотренной пп.4) п.1 ст.586 НК, вправе запросить у налогоплательщика предоставление документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В этой связи позволю лирическое отступление.

Подобный запрос со стороны ОНС, в нашей компании обычно вызывает положительные эмоции.

Чаще, при возникновении каких-то сомнений по налоговой отчетности, ОСН сразу выписывает предписание об устранении нарушений налогового законодательства.

Например ситуация по привлечению иностранной рабочей силы. Управление труда дает информацию ОНС о том, что получено N-ое кол-во разрешений на привлечение ИРС. Вместе с тем, соответствующий налоговый отчет по доходам физических лиц-нерезидентов содержит данные о значительно меньшем количестве ИРС. Объясняется тем, что часть работников, на которых получено разрешение не приступило к работе и, соответственно, не имели дохода, что можно выяснить только на основании дополнительных документов.

И исходя из сведений, полученных от другого государственного органа на основании пп.3 п. 1 ст. 586 НК, ОНС проводят проверку данной информации на основании пп.4) п.1 ст.586 и полномочий предоставленных пп. 5) п.1 ст.19 НК, запросив у нас данные документы.

Хотя повторюсь - чаще сразу идет предписание.

Изменено пользователем Улисс
Опубликовано (изменено)

Не совсем.

Я полагаю, что ОНС на оснований прав полномочий предоставленных пп. 5) п.1 ст.19 НК, в процессе проведения государственного контроля в форме камерального контроля на стадии сбора получения сведений, предусмотренной пп.4) п.1 ст.586 НК, вправе запросить у налогоплательщика предоставление документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

:bum:

Спасибо, Улисс! :biggrin: Ваше мнение понятно мне, хотя я и не согласен с ним, понимая нормы ст.ст.585, 586 НК, так как могу их понять.

Их этих норм я не вижу, что действия ОНС в рамках осуществления камерального контроля могут быть иными, нежели изучение и анализ документов и информации, уже имеющихся в распоряжении ОНС ("полученных") к моменту камерального контроля.

Иными словами: действия по добыче (сбору, получению) информации или документов для последующего изучения и анализа, imho, выходят за рамки камерального контроля, установленные Законом. Стадия сбора получения сведений не предполагается порядком осуществления камерального контроля, установленным п.1 ст.586 НК РК.

Изменено пользователем Александр Чашкин
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования