Гость рита Опубликовано 4 Ноября 2005 Жалоба Опубликовано 4 Ноября 2005 Что включает в себя понятие транспортно-экспедиционные услуги? Являются ли вагоны транспортным средством применительно к ст. 215 п.4 Налогового кодекса? Аренда вагонов при оказании транспортно-экспедиционных услуг входит в данное понятие согласно ст 708 Гк РК как " организация выполнения определенных договором экспедиции услуг"? или рассматривается как отдельное понятие "аренда вагонов"? если вагоны арендуются по поручению заказчика у поставщика (арендодателя вагонов) транспортно-экспедтиторской компанией? Все вопросы заданы с позиции ТЭ компании.
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 4 Ноября 2005 Жалоба Опубликовано 4 Ноября 2005 Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2004 года № НК-КМН-09-4-16/10262 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письма ОАО сообщает следующее. По порядку поставленных вопросов. 1. Согласно письму нерезидент оказывает ОАО услуги по заключению от своего имени договоров перевозки грузов, услуг по получению требующихся для импорта документов, услуги по погрузке, выгрузке и хранению груза, выполнению таможенных и иных формальностей. При этом указанные услуги оказываются нерезидентом, в том числе на территории Республики Казахстан. В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг. При этом экспедитор не осуществляет непосредственную перевозку груза. Транспортной услугой в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, является любая перевозка морским, воздушным, железнодорожным и наземным транспортом пассажиров, грузов с территории Республики Казахстан на территорию иностранных государств или наоборот, осуществляемая предприятием, непосредственно эксплуатирующим транспортные средства. При этом международной перевозкой не является перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, расположенными в Республике Казахстан. Таким образом, в случае, если нерезидент оказывает ОАО услуги по заключению договоров перевозки грузов, услуги по получению требующихся для импорта документов, услуги по погрузке, выгрузке и хранению груза, выполнению таможенных и иных формальностей, при этом сама перевозка грузов осуществляется иным юридическим лицом, непосредственно эксплуатирующим транспортные средства, то такие услуги нерезидента являются транспортно-экспедиторскими услугами. В соответствии с подпунктом 1) статьи 178 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан являются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 179 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, определенные статьей 178 Налогового кодекса, не связанные с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставкам, определенным статьей 180 Налогового кодекса. Таким образом, в случае, если нерезидент оказывает транспортно-экспедиторские услуги на территории Республики Казахстан, то доходы нерезидента от оказания таких услуг являются доходами из источников в Республике Казахстан и подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов. При этом в случае, если нерезидент является резидентом страны, с которой Республикой Казахстан заключен международный договор об избежании двойного налогообложения (далее - Налоговая конвенция), то нерезидент вправе применить положения такой Налоговой конвенции. В случае, если деятельность нерезидента в соответствии со статьей 5 Налоговой конвенции не приводит к образованию его постоянного учреждения в Республике Казахстан, то доходы нерезидента от оказания транспортно-экспедиторских услуг подлежат освобождению от налогообложения в Республике Казахстан согласно статье 7 Налоговой конвенции. При этом для применения положений Налоговой конвенции нерезидент, получающий указанные доходы из источников в Республике Казахстан, должен выполнить административные процедуры, предусмотренные статьями 198 или 198-1 Налогового кодекса. В случае, если транспортно-экспедиторские услуги нерезидентом оказываются исключительно за пределами Республики Казахстан, то в соответствии со статьей 178 Налогового кодекса указанные доходы нерезидента, не связанные с его постоянным учреждением в Республике Казахстан, не являются доходами из источников в Республике Казахстан, и, соответственно по таким доходам у нерезидента не возникает обязательство по уплате подоходного налога в Республике Казахстан. Однако, в случае, если нерезидент оказывает транспортные услуги в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, то такие услуги в соответствии с подпунктом 13) статьи 178 Налогового кодекса являются доходами из источников в Республике Казахстан и подлежат налогообложению в Республике Казахстан. 2. ОАО с нерезидентом заключает договоры аренды железнодорожных вагонов, принадлежащих нерезиденту. При этом арендованные вагоны эксплуатируются как на территории Республики Казахстан, так и на территории иностранных государств. В соответствии с пп. 10) ст. 178 Налогового кодекса доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в Республике Казахстан являются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан и согласно ст. 179 Налогового кодекса подлежат налогообложению у источника выплаты в Республике Казахстан. При наличии со страной резидентства нерезидента Налоговой конвенции, нерезидент вправе применить положения такой Налоговой конвенции. В случае, если нерезидент осуществляет деятельность по предоставлению в аренду вагонов исключительно за пределами Республики Казахстан и не имеет в Республике Казахстан постоянное учреждение в соответствии со ст. 5 Налоговой конвенции, то доходы нерезидента от оказании таких услуг, не связанных с его постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат освобождению от налогообложения в РК. При этом порядок применения положений Налоговой конвенции в отношении налогообложения указанных доходов, установлен ст. 200 Налогового кодекса. В случае же, если нерезидент предоставляет в аренду вагоны с обслуживающим персоналом, то в зависимости от срока пребывания данного персонала на территории РК, деятельность нерезидента в соответствии со ст. 5 Налоговой конвенции может привести к образованию постоянного учреждения в РК и, следовательно, налогообложению его доходов в РК. В случае, если деятельность нерезидента по предоставлению в аренду вагонов с обслуживающим персоналом в соответствии со ст. 5 Налоговой конвенции не приводит к образованию его постоянного учреждения в РК, то согласно ст. 7 Налоговой конвенции такие доходы нерезидента подлежат освобождению от налогообложения в РК. В ином случае применяется порядок применения положений Налоговой конвенции, установленный ст. 198 или 198-1 Налогового кодекса. 3. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Налогового кодекса налоговый агент в момент выплаты доходов нерезиденту от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, не связанных с постоянным учреждением нерезидента, вправе применить положения соответствующего международного договора при наличии документа, подтверяедающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение положений международного договора. Таким образом, в случае оказания нерезидентом ОАО транспортных услуг в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, не связанные с его постоянным учреждением в Республике Казахстан, ОАО, как налоговый агент, вправе в момент выплаты доходов нерезиденту применить соответствующий международный договор на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение такого международного договора. При этом ОАО обязан указать в расчете по подоходному налогу у источника выплаты, представляемом в налоговый орган, суммы выплаченных (начисленных) доходов и удержанных (освобожденных от удержания) налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и названия международных договоров. Кроме того, согласно подпункту 4) статьи 203 Налогового кодекса требуется осуществление дипломатической или консульской легализации подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента (документа, подтверждающего резидентство) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан или международным договором, одной из сторон которого является Республика Казахстан. Учитывая изложенное, Налоговый комитет МФ РК отзывает письмо Налогового комитета по г. Алматы № 04.4-10/14953 от 06.10.04 г. в части разъяснений по вопросу налогообложения доходов нерезидентов от оказания транспортно-экспедиторских услуг. Заместитель Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан А. Базарбаева
POLIN Опубликовано 5 Ноября 2005 Жалоба Опубликовано 5 Ноября 2005 если вагоны арендуются по поручению заказчика у поставщика (арендодателя вагонов) транспортно-экспедтиторской компанией? ← Если Вы действуете как промежуточное звено между заказчиком и поставщиком в международной перевозке, не хотите ли воспользоваться статья 214 Налогового Кодекса "Обороты по реализации, осуществляемые по договорам поручения"? Это освободило бы Вас от многих неприятностей в учете и ответственности по налогам за заказчика.
Рекомендуемые сообщения