Rose Опубликовано 12 Апреля 2011 Жалоба Опубликовано 12 Апреля 2011 ... А вот со статьей 215 и процентами в налоговых историях есть такой момент: рассматривалось дело по обложению НДС суммы вознаграждения кредита, предоставленного нерезидентом. Сама статья 215 вроде как напрямую и не связана с местом реализации услуг. Но суд (с подачи НК), рассмотрел данный случай как сдача в аренду недвижимого имущества, мотивируя это статьей ГК РК 117 п.3: 3. Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законодательных актах. И как следствие, вплело данный факт в ст.215 п.2 пп.4: 2. Местом реализации работ, услуг признается место: 4) предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг. Настоящий подпункт применяется в отношении следующих работ, услуг: по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности; консультационных, аудиторских, инжиниринговых, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных услуг, а также услуг по обработке информации; по предоставлению персонала; по сдаче в аренду движимого имущества (кроме транспортных средств); Посчитали, что деньги в данном случае сданы в аренду. Вся последующая цепочка судопроизводства (прошли все ступени) - остались при таком же мнении. Примите это к сведению, когда будете принимать решение. Polin, здрасьти) а нельзя данное решение увидеть? изучила интересующую темку, но она уже закрыта, поэтому создала новую (модераторы плиз перенаправьте, если есть что-то подобное, я чёт не нашла...) Вопрос заключается в том, что я не могу найти ни одного судебного решения по вопросу обложения НДС процентов по займам между юр.лицами. Неужели все платят НДС и не судятся? Речь идет о периоде до 01.01.2011г. [пп.6) п.1 ст. 231 НК РК 2011] Понятно, что налоговики и раньше трактовали предоставление займа как услугу, но хотелось бы более точно узнать, что по этому поводу думают КЗ суды... Помогите, плиз Заранее спасибо С ув., Rose
Илья Опубликовано 18 Апреля 2011 Жалоба Опубликовано 18 Апреля 2011 Добрый день. мне тоже интересна арбитражная практика. но пока ничего не нашел в открытом доступе. Вот нашел пару писем. но вопрос для себя пока не снял еще (есть сомнения) Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 8 сентября 2010 года № НК-13-21/10512 Касательно НДС при предоставлении займа компанией-нерезидентом юридическому лицу-резиденту РК на условиях платности Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше письмо от 22.06.2010 года № 356-06/10 (далее - Письмо), сообщает следующее. По первому вопросу. Из письма следует, что Компания-нерезидент, осуществляющая свою деятельность через представительство в Республике Казахстан (РК), предоставляет займы юридическому лицу-резиденту РК на условиях платности, то есть за пользование заемными денежными средствами резидент обязан выплачивать вознаграждение. Займы предоставляются отдельными траншами ежемесячно, начиная с 2004 года. Получатель займа - резидент РК, являющийся недропользователем, в соответствии с Контрактом на недропользование имеет стабильность налогового режима, которая сохраняла силу до 1 января 2009 года. В случае, если условие стабильности налогового режима, в соответствии с Контрактом на недропользование, распространяется на налог на добавленную стоимость (НДС), то исчисление и уплата НДС должна осуществляться в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим на момент заключения Контракта на недропользование. Согласно Письму, действующим налоговым законодательством, в соответствии с Контрактом на недропользование, являлся Закон Республики Казахстан «O налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235 в редакции на 1 июля 2001 года (далее - Закон о налогах). В соответствии со статьей 54 Закона о налогах, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения в соответствии со статьей 53-1 Закона о налогах. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Закона о налогах, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Казахстан нерезидентами, не признающимися в соответствии со статьей 54 Закона о налогах плательщиками налога в Республике Казахстан, объектом обложения НДС для резидента является оборот по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемый из территории Республики Казахстан названными нерезидентами. Таким образом, при отсутствии у Компании-нерезидента на территории Республики Казахстан постоянного учреждения и в случае, если заем был выдан за пределами Республики Казахстан, данные услуги не будут признаваться облагаемым оборотом резидента по НДС в соответствии со статьей 72 Закона о налогах. Аналогично данные услуги не будут признаваться облагаемым оборотом резидента по НДС при наличии у нерезидента на территории Республики Казахстан постоянного учреждения. По второму вопросу. В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК (далее - Налоговый кодекс), работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, в период с 1 января 2009 года в случае, если нерезидент осуществляет свою деятельность через представительство, то в рассматриваемом случае данные услуги не будут признаваться облагаемым оборотом по НДС резидента-недропользователя в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса. По третьему вопросу. Согласно пункту 2 статьи 231 Налогового кодекса, оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара. В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, датой совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг является день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. Днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг. В соответствии с пунктом 8 статьи 237 Налогового кодекса, если работы, услуги реализуются на постоянной (непрерывной) основе, то датой совершения облагаемого оборота по реализации является дата, которая наступит первой: дата выписки счета-фактуры с НДС; дата получения каждого платежа (независимо от формы расчета). Реализация на постоянной (непрерывной) основе означает выполнение работ, оказание услуг на основе долгосрочного контракта при условии, что получатель работ, услуг может использовать их результаты в своей производственной деятельности в день выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, в случае оформления акта выполненных работ, оказанных услуг датой совершения оборота по реализации по договорам займа будет являться дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг, в случае, если акт выполненных работ, оказанных услуг не оформляется, дата совершения оборота по реализации определяется в соответствии с пунктом 8 статьи 237 Налогового кодекса. Кроме того, считаем целесообразным уточнить редакцию статьи 237 Налогового кодекса (проект поправки прилагается). Заместитель председателя Т. Ботаканова Какие налоговые обязателсьтва возникают при получении внешнего займа от юридического лица-нерезидента Вопрос: При получении внешнего займа от юридического лица-нерезидента какие налоговые обязателсьтва возникают? Если при том нерезидент находится в оффшорной зоне? Ответ: 1. По корпоративному подоходному налогу с доходов нерезидента - юридического лица Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) придерживается принципа территориальности налогообложения доходов нерезидентов, полученных в Республике Казахстан. При этом в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от резидента. Согласно п.п.39) п. 1 ст. 12 Кодекса вознаграждение - все выплаты, связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег банками и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной. Согласно ст. 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194 Налогового кодекса, без осуществления вычетов. При этом подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода юридическому лицу-нерезиденту независимо от формы и места осуществления выплаты дохода. Согласно положениям п.6 ст.194 Налогового кодекса доходы от вознаграждения облагаются по ставке 15 процентов. Согласно ст. 195 Кодекса подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты на тридцать первое декабря отчетного налогового периода, в котором доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) по выплаченной предоплате - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. Перечисление сумм подоходного налога с доходов юридического лица-нерезидента у источника выплаты в бюджет осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения. Также налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, в следующие сроки: 1) не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло обязательство по удержанию подоходного налога у источника выплаты; 2) не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в котором начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. При этом датой отнесения на вычеты начисленных, но невыплаченных доходов нерезидента признается 31 декабря отчетного налогового периода. Таким образом, в данном случае при получении внешнего займа (кредита) от юридического лица-нерезидента, находящегося за пределами РК, у ТОО будут возникать налоговые обязательства удержанию и перечислению в бюджет КПН дохода нерезидента в виде вознаграждений. По налогообложению подоходным налогом в случае регистрации нерезидента в оффшорной зоне. Согласно п.п.4) п. 1 ст. 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса, от выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения (оказания, реализации), а также иные доходы, установленные настоящей статьей, получаемые указанным лицом от резидента. Перечень государств с льготным налогообложением определяется постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1318. В данный перечень государств с льготным налогообложением включаются те страны, в которых ставка подоходного налога ниже 10 процентов. При этом в перечень также вошли страны, с которыми заключены конвенции об избежании двойного налогообложения. Следует отметить, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Таким образом, в отношении нерезидентов, зарегистрированных в государствах, признанных льготными согласно Перечню, применяется следующее ограничение: все доходы от оказания услуг, работ, реализации товаров либо получения иных доходов, установленных статьей 192 Кодекса, в том числе вознаграждений, облагаются в РК независимо от фактического места их оказания. По НДС В соответствии со ст. 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом. Статьей 236 Налогового кодекса определяется место реализации работ, услуг, согласно п.п.5) п. 2 которой местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1) - 4) настоящего пункта и пунктом 4 настоящей статьи. Поскольку услуга по предоставлению займа не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 2 статьи 236 Кодекса, местом реализации таких услуг будет признаваться место деятельности нерезидента (юридического либо физического лица), находящегося за пределами Республики Казахстан. В связи с чем, у резидента обязательств по НДС за нерезидента по вознаграждению не возникают. Ответ подготовлен Налоговым департаментом по г. Караганда 18.05.2010 г.
Рекомендуемые сообщения