Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Налогообложение гос.предприятий


Гость Buh

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые форумчане, прошу помочь в вопросах налогообложения госуд. коммунального предприятия на праве хоз.ведения со 100% государственным участием.

В Устав предприятию Постановлением акимата переданы коммунальные сооружения: каналы, фонтаны, центральные арыки. Деятельность – содержание и эксплуатация этих объектов по бюджетной программе по смете расходов. Также в соответствие с Уставом ГКП осуществляет хоз.расчетную деятельность по природо-охранным и экологическим проектам для других предприятий и учреждений (утилизация спец.приборов, мониторинги окр.среды проч).

Вопрос в следующем: какой доход считать для целей налогообложения по КПН и НДС?

По КПН: В форме 100. показывать весь доход и соответственно все произведенные расходы?

Считать ли доходом бюджетное финансирование по смете расходов, или только доходы от выполнения хоз.договорных работ?

По НДС: При обязательной регистрации в качестве налогоплательщика НДС какой доход рассматривать? Если предприятие уже является плательщиком НДС(пропорциональный метод зачета) как рассматривать оборот по бюджетному финансированию – облагаемый или освобожденный, или вообще не рассматривать как оборот в декл.по 300ф.?

Не могу найти однозначные ответы в статьях НК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемые форумчане, прошу помочь в вопросах налогообложения госуд. коммунального предприятия на праве хоз.ведения со 100% государственным участием.

Вопрос в следующем: какой доход считать для целей налогообложения по КПН и НДС?

По КПН: В форме 100. показывать весь доход и соответственно все произведенные расходы?

Некорректно указывать на то, что госпредприятие со 100% участием гос-ва, т.к. это само собой разумеется. Бюджетное финансирование будет доходом предприятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья 81. Плательщики

1. Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

ГКП не является госучреждением, значит является плательщиком КПН, и для его исчисления руководствуется разделом 4 НК. Финансирование из бюджета включается в СГД согласно ст. 95 НК:

1. К доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, относятся:

2) суммы, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов);

Оборотом по НДС полученные субсидии не являются и в декларации по НДС не отражаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лел, большое Вам спасибо за ответ. Хочу уточнить по НДС. В ГКП заявлен пропорциональный метод отнесения в зачет. Тогда и зачет надо показывать только по приобретениям для выполнения хоэ.договоров? Значит надо вести раздельный метод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лел, большое Вам спасибо за ответ. Хочу уточнить по НДС. В ГКП заявлен пропорциональный метод отнесения в зачет. Тогда и зачет надо показывать только по приобретениям для выполнения хоэ.договоров? Значит надо вести раздельный метод?

Применение методов отнесения в зачет НДС имеет значение, если есть необлагаемые обороты. При этом, зачет НДС производится не в полной сумме, а в зависимости от доли необлагаемого оборота в общем (пропроциональный метод), либо раздельно для облагаемых оборотов и необлагаемых. Но Вы спрашиваете не об этом - а том, зависит ли принятие в зачет сумм НДС по оплаченным расходам, которые компенсируются полученными субсидиями. К этому вопросу вопрос метода отнесения в зачет НДС отношения не имеет. В НК не указан запрет на зачет, если расходы производятся за счет поступлений из бюджета. Условия зачета указаны в ст. 256 НК:

1. Если иное не предусмотрено настоящей главой, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие условия: ....

Значит вы имеете право на зачет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значит вы имеете право на зачет.

Если я Вас правильно поняла то декл.300 будет выглядеть так: облагаемые обороты и соответственно начисленный НДС будет только по хоз.договорным работам, а в зачетной части будет весь оборот по приобретениям ( для выполнения хоз.договоров и выполнения гоз.заказа)

Но в таком случае зачетная часть постоянно будет превышать начисленную. Правильно ли это? И еще вопрос: если бюджетное финансирование не отражается в декл 300, но отражается в форме 100 (входит в СГД), то будет расхождение доходной части?

Лел, пожалуйста ответьте, боюсь, что не так Вас поняла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если я Вас правильно поняла то декл.300 будет выглядеть так: облагаемые обороты и соответственно начисленный НДС будет только по хоз.договорным работам, а в зачетной части будет весь оборот по приобретениям ( для выполнения хоз.договоров и выполнения гоз.заказа)

Но в таком случае зачетная часть постоянно будет превышать начисленную. Правильно ли это?

Если буквально руководствоваться нормами НК, то получается так. Во всяком случае, я этот вывод делаю на основе внимательного прочтения статьи 256 НК: при соблюдении всех условий, перечисленных в ней, плательщик НДС имеет право на зачет НДС. Приобретение ТРУ за счет финансирования из бюджета, не указана и как причина, согласно которой НДС не подлежит зачету в ст. 258, в которой приведен исчерпывающий и закрытый перечень таких причин:

1. Налог на добавленную стоимость не зачитывается и учитывается в порядке, установленном пунктом 12 статьи 100 настоящего Кодекса, если подлежит уплате в связи с получением:

1) товаров, работ, услуг, используемых не в целях облагаемого оборота, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;

2) легковых автомобилей, приобретаемых в качестве основных средств;

3) товаров, работ, услуг, по которым счета-фактуры выписаны с несоблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

2. При получении на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг) лицо, получившее такое имущество, не относит в зачет сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате лицом, передавшим безвозмездно такое имущество.

3. Сумма налога на добавленную стоимость не подлежит отнесению в зачет в следующих случаях:

1) по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, отнесенных в зачет, по сделкам, признанным судом действительными;

2) по сделке (сделкам), признанной (признанным) судом совершенной (совершенным) субъектом частного предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Ни один пункт к вашей ситуации не подходит. Также и в ст. 259 НК. Таким образом, ГКП может взять в зачет НДС, получается даже в случае, если этот НДС компенсируется из бюджета. Явных запретов на это НК не устанавливает. Но при этом возникает следующая ситуация: если брать НДС в зачет, то в себестоимость приобретенных ТРУ он не включается. И в декларации 100 будет тогда появляется разница м/у доходом по полученной субсидии и себестоимостью - на сумму НДС, и эта разница является доходом, подлежащей налогообложению. Кроме этого, происходит нецелевое использование полученных средств - получили одну сумму, а использовали сумму меньше (без НДС). А это не правильно. Следовательно, может предусмотреть в УП, что НДС по приобретенным ТРУ, затраты на которые компенсируются из бюджета, включается в стоимость ТРУ, а не относится в зачет. Тогда стоимость этих ТРУ будет полностью относится на вычеты. Тем более зачет по НДС - это право, а не обязанность налогоплательщика, и налогоплательщик может самостоятельно решить воспользоваться ли этим правом или нет. Но прямо об этом в НК не указано, поэтому лучше напишите письмо в ОНС и подтвердите правильность действий.

И еще вопрос: если бюджетное финансирование не отражается в декл 300, но отражается в форме 100 (входит в СГД), то будет расхождение доходной части?

Будет расхождение СГД (по декларации 100) и оборота по НДС (в 300 декларации) - явление довольно распространенное и обычное. Так как не все суммы, включаемые в СГД, являются оборотом по НДС, и наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лел, спасибо Вам огромное за ответы. В НУ за разъяснением обратились в первую очередь. В итоге ответ: что для целей исчисления КПН и НДС учитывается весь объем выполненных работ - как бюджетных, так и договорных. Это и посеяло определенные сомнения, особенно по НДС.

Так вот и продолжаем выяснять, кто как исчисляет на практике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В НУ за разъяснением обратились в первую очередь. В итоге ответ: что для целей исчисления КПН и НДС учитывается весь объем выполненных работ - как бюджетных, так и договорных. Это и посеяло определенные сомнения, особенно по НДС.

То есть, они ответили, что НДС в зачет берется в полном объеме?

А про практику я не могу сказать - мои ответы по этому вопросу основаны только на теоретическом анализе НК. Получается, НК предписывает одно, а логика говорит другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но при этом возникает следующая ситуация: если брать НДС в зачет, то в себестоимость приобретенных ТРУ он не включается. И в декларации 100 будет тогда появляется разница м/у доходом по полученной субсидии и себестоимостью - на сумму НДС, и эта разница является доходом, подлежащей налогообложению. Кроме этого, происходит нецелевое использование полученных средств - получили одну сумму, а использовали сумму меньше (без НДС). А это не правильно. Следовательно, может предусмотреть в УП, что НДС по приобретенным ТРУ, затраты на которые компенсируются из бюджета, включается в стоимость ТРУ, а не относится в зачет. Тогда стоимость этих ТРУ будет полностью относится на вычеты.

Здравствуйте, Лел.

Так вот Ваша теоретическая логика как раз и понятна. Видимо так и сделаем.

А в коротком ответе НУ дословно: "... в Вашем случае при исчислении налога на добавленную стоимость на основании п.1 ст.230 Налогового кодекса РК учитывается весь объем выполняемых вами работ, услуг как по государственному заказу, так и по хозяйственным договорам."

Ну, а раз весь объем является облагаемым, то соответственно и предполагается 100% зачет.

Еще раз спасибо за ваше участие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще добавлю, что аналогичный вопрос сегодня задали на buhgalter.kz (платный доступ)

Вот что отвечает Ултаракова Ю.Ж. Отдел разъяснений и аппеляций Налогового департамента МФ РК по г.Алматы.

http://www.buhgalter.kz/kz/index2.php?opti...&Itemid=248

Ответ такой же как и Ваш, что бюджетное финансирование в ф.300 не отражается. Завтра попытаем еще на предмет зачета, так как этот вопрос

в ответе не прозвучал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования