Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

письменная форма сделки по ст. 152 ГКРК - каковы требования налоговых органов


Гость гость

Рекомендуемые сообщения

Подскажите, пожалуйста, согласно ст. 152 ГКРК "Письменная форма сделки" можно ли заключать доп. соглашение и акт выполненных работ посредством обмена документами через факс-бюро? И каковы при этом требования налоговых органов: при проверке принимают ли такие документы или нет

Статья 152. Письменная форма сделки

1. В письменной форме должны совершаться сделки:

1) осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении, если для отдельных видов сделок иное специально не предусмотрено законодательством или не вытекает из обычаев делового оборота;

2) на сумму свыше ста расчетных показателей, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством (см.также) или соглашением сторон.

2. Сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.

3. Двусторонние сделки могут совершаться путем обмена документами, каждый из которых подписывается стороной, от которой он исходит.

К совершению сделки в письменной форме приравнивается, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон, обмен письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайпограммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления.

Законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в частности, совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.

4. Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего, если иное не предусмотрено законодательством, должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

5. Сторона, исполнившая сделку, совершенную в письменной форме, вправе требовать от другой стороны документ, подтверждающий исполнение.

Такое же право имеет сторона, исполнившая устную предпринимательскую сделку, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И каковы при этом требования налоговых органов: при проверке принимают ли такие документы или нет

Не вправе не принять, если речь идет о таком документе, как, например, договор.

Однако, существуют требования к первичным документам бухгалтерского учета и документам налогового учета, которые могут не допускать (и,полагаю, не допускают) действительность этих документов в факсимильных копиях.

К примеру, в силу ЗРК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности первичные документы бух.учета могут существовать только на бумажных или электронных носителях, и, помимо прочих, должны содержать в качестве обязательного реквизита "подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления". То есть в документе должна быть подпись (собственноручная или электронная), а не ее копия или факсимиле.

Таким образом, полагаю, что первичные бухгалтерские документы не могут быть переданы контрагенту посредством факсимильной связи без последующего обязательного предоставления оригинала документа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Многоуважаемый Александр, Но ведь если договор приходит факсом, он ведь тоже на бумаге? Не так ли? Т.е. иными словами на бумажном носителе. Закон о бух учете не указывает, ничего про качество бумаги - толщина такая-то и т.д. Бумага - она и в Африке бумага.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Договор и дополнительные соглашения к нему не являются первичными документами, так как факт совершения бухгалтерской операции не фиксируют. При заключении договора на выполнение работ/услуг никаких бухгалтерских операций не совершается. Первичным документом при этом будет Акт выполненных работ, который и будет являться причиной отражения события - признание расходов у покупателя (или дохода у поставщика). Этот первичный документ и должен соответствовать требованиям ст. 7 Закона о бухучете. А само дополнительное соглашение, переданное по факсу, для бухучета или налогового учета значения не имеет. Ведь его и вообще может и не быть при заключении сделки в устной форме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ст. 7 закона О бух учете говорит про бумажный или электронный носитель первичного документа. Мое мнение таково что акт выполненных работ может быть выполнен по факсу, т.к. факс все-таки на бумажном носитете. Вообще то меня больше волновали требования налоговых органов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мое мнение таково что акт выполненных работ может быть выполнен по факсу, т.к. факс все-таки на бумажном носитете. Вообще то меня больше волновали требования налоговых органов.

Требования налоговых органов могут быть обусловлены требованиями налогового законодательства.

Налоговое законодательство устанавливает основное правило построения налогового учета на базе бухгалтерского учета с использованием первичных документов бухгалтерского учета.

Требования к первичным документам бухгалтерского учета устанавливается нормами законодательства о бухгалтерском учете и в соответствии с ними.

Последними требованиями установлено обязательное наличие в первичном бухгалтерском документе "подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления". Подпись - это подпись. Копия подписи - это копия подписи. Факсимильная копия документа, переданное через факс-бюро может содержать копии подписей "лиц, ответственных за совершение операции..", может содержать подписи "ответственных работников факс-бюро", но (как правило) не будет содержать подписи "лиц, ответственных за совершение операции..".

Подпись - это подпись. Копия подписи - это копия подписи. От того, что копия подписи у вас находится на бумаге, подписью она не становится.

Из всего изложенного, повторяем вывод:

первичные бухгалтерские документы не могут быть переданы контрагенту посредством факсимильной связи без последующего обязательного предоставления оригинала документа

А далее мы доберемся до счета-фактуры и убедимся снова, что копия не заменит подлинника документа (из ст.263 НК РК):

8. Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура заверяется:

для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера;

для индивидуальных предпринимателей - печатью (при ее наличии), содержащей фамилию, имя, отчество (при его наличии) и (или) наименование, а также подписью индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

Структурное подразделение юридического лица по решению налогоплательщика вправе заверять выписанные им счета-фактуры печатью такого структурного подразделения юридического лица, содержащей название и указание на организационно-правовую форму юридического лица.

Счет-фактура, выписанная уполномоченным представителем участников простого товарищества (консорциума) в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 308 настоящего Кодекса, заверяется печатью уполномоченного представителя, содержащей название и указания на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера такого уполномоченного представителя.

Полагаете и здесь необходимым приводить обоснование тому обстоятельству, что оттиск печати и копия оттиска печати - это различные понятия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что НКРК или закон о бух учете не может и не должен оределять что такое сделка и в какой форме она совершается - на то есть ГКРК. Имеется явное несоответствие между тем же законом о бух учете и ГКРК, полагаю, что законодатель должен был сделать отсылку в законе о бух учете к 152 статье ГКРК. Звонила в налоговую, сказаи при проверке требуем оригиналы, упомянула 152 статью ГКРК, они про нее не слышали

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что НКРК или закон о бух учете не может и не должен оределять что такое сделка и в какой форме она совершается - на то есть ГКРК.

А НК РК и ЗРК о бух.учете никаким образом и не регулируют форму сделки. :contract:

НК РК только лишь устанавливает требования к документам налогового учета, а ЗРК о бух.учете - к документам бух.учета.

Не вижу противоречий: если по нормальной действительной сделке, совершенной в надлежащей форме, поставщик не выпишет счет-фактуру - у покупателя не будет налогового права на отнесение в зачет НДСа, уплаченного поставщику. Данное обстоятельство не влияет на действительность гражданско-правовой сделки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А НК РК и ЗРК о бух.учете никаким образом и не регулируют форму сделки. :angryfire:

НК РК только лишь устанавливает требования к документам налогового учета, а ЗРК о бух.учете - к документам бух.учета.

Не вижу противоречий: если по нормальной действительной сделке, совершенной в надлежащей форме, поставщик не выпишет счет-фактуру - у покупателя не будет налогового права на отнесение в зачет НДСа, уплаченного поставщику. Данное обстоятельство не влияет на действительность гражданско-правовой сделки.

Про счета-фактуры я не говорила, я говорила про доп-ку к договору и акт выполненных работ. У меня доп-ка к договору с физ лицом нерезидентом

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я говорила про доп-ку к договору и акт выполненных работ

Если вы используете эти документы в качестве первичных документов бух.учета - они должны быть не в копиях, а в подлинных, подписанных экземплярах на бумаге, либо в виде электронного документа, заверенного ЭЦП в соответствии с законодательством.

К форме гражданско-правовой сделки требования, предъявляемые к первичным документам бух.учета, не имеют никакого отношения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования