Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Гость Диас Мырзагалиев
Опубликовано

добрый день, всем и с новым годом.

Пенсионер получает пенсию с Центра, т.е. гос. выплачивает, и выезжает в США по грин кард на ПМЖ и оставляет доверенность на получение пенсии сыну, гр. у нее гражд. РК она его не меняла. В центре по выплате пенсии автоматом заморозили счет и не производят выплат,.

что можно сделать? Она же может получать пенсию т.к. является еще гражд. РК. в законе нашел только, что такая пенсия является пожизненой и все, а вот при смене стары проживания не сказано, хотя сказано о смене места жительства но в пределах РК .

С уважением Д.М.

Опубликовано (изменено)

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан (внесены изменения в соответствии с законами РК на 08 июля 2005 года)

Раздел 3

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ

ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 7. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Статья 23. Пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов

1. Право на пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пенсионных взносов имеют лица, имеющие пенсионные накопления в накопительном пенсионном фонде:

1) при наступлении условий, предусмотренных пунктами 1-3 статьи 9 настоящего Закона;

2) при достижении пятидесятипятилетнего возраста и достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) указанные в пункте 1 статьи 60 настоящего Закона;

5) выезжающие или выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда. При этом на лицо, изъявшее пенсионные накопления при выезде за пределы Республики Казахстан, не распространяется норма пункта 2 статьи 5 настоящего Закона.

2. В случае смерти лица, имеющего пенсионные накопления в накопительном пенсионном фонде за счет обязательных пенсионных взносов, они наследуются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Да получается своиже деньги невозможно получить целиком. Только в случае смены гр.

Изменено пользователем MDM
Опубликовано

Да еще для общего сведения

Постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 20 апреля

2004 года N 3 О соответствии Конституции Республики Казахстан подпункта 5) пункта

1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в

Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления

пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет

обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных

взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением

Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года, N 661

Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Хитрина Ю.А., членов совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А. с участием:

представителя субъекта обращения - судьи Верховного суда Республики Пономаренко Ю.А.,

заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А.К.,

вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Ашитова Б.З.,

вице-министра юстиции Республики Асанова Ж.К.

рассмотрел в открытом заседании представление Верховного суда республики о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", а также подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства республики от 4 июля 2003 года, N 661.

Изучив имеющиеся материалы конституционного производства, в том числе заключение эксперта Осипова Е.Б., научного сотрудника НИИ частного права КазГЮУ, кандидата юридических наук, заслушав сообщение докладчика члена Конституционного совета Балтабаева К.Ж., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный совет Республики Казахстан

установил:

В Конституционный совет Республики Казахстан поступило представление Верховного суда республики о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства республики от 4 июля 2003 года, N 661 (далее - Правила).

Поводом для обращения в Конституционный совет явилось гражданское дело, рассматриваемое Верховным судом в качестве суда первой инстанции по исковому заявлению гражданина Кистера И.А. о нарушении его конституционных прав действующим пенсионным законодательством.

В своем заявлении Кистер И.А. указывает, что он является гражданином Казахстана и желает выехать на постоянное место жительства в ФРГ, однако ЗАО "Открытый накопительный фонд "Сеним" отказалось выплатить ему его пенсионные накопления.

В ходе рассмотрения данного дела Верховный суд пришел к выводу, что нормы действующего пенсионного законодательства ущемляют права граждан Республики Казахстан, закрепленные в пункте 2 статьи 26 и пункте 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан, и обратился в Конституционный совет с представлением о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 Правил.

При проверке конституционности указанных в обращении норм пенсионного законодательства Конституционный совет Республики Казахстан исходит из следующего.

1. Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Указанный пункт предполагает, что Республика Казахстан будет развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства (постановление Конституционного совета республики от 21 декабря 2001 года, N 18/2).

Одним из основных прав человека и гражданина, которое признается и гарантируется Конституцией Казахстана, является право на собственность.

Согласно статье 26 Конституции, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (пункт 1). В указанной статье Конституции (пункт 2) также подчеркивается, что собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Основного закона в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции, "собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом". Следует отметить, что указанные конституционные нормы содержатся в разделе I "Общие положения" Основного закона, которые имеют определяющее значение, поскольку закрепляют основные принципы и начала правового регулирования отношений собственности (постановление Конституционного совета от 7 июня 2000 года, N 4/2).

Приведенные нормы создают конституционные предпосылки для реализации других социально-экономических прав, закрепленных в Конституции республики, в том числе и права на пенсионное обеспечение.

Согласно пункту 1 статьи 28 Конституции, гражданину республики гарантируется минимальный размер пенсии и социальное обеспечение по возрасту и по иным законным основаниям. В постановлении Конституционного совета от 12 марта 1999 года N 3/2 при толковании пункта 1 статьи 28 было разъяснено, что возведение конкретной разновидности прав или свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции о его гарантированности означает, что государство возлагает на себя обязанность через создаваемые им системы и структуры обеспечить реализацию этих прав и свобод. Правовые механизмы обеспечения и реализации конституционного права на пенсию закреплены в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", а также в иных нормативных правовых актах республики.

Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.

2. Правовая природа правоотношений, формирующихся между пенсионным фондом и гражданином, отличается от отношений товарно-денежных и иных основанных на равенстве участников имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Отношения между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом складываются на основе Конституции, соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов. Пенсионные правоотношения строятся не на равенстве участников, а имеют преимущественно публично-правовой характер.

В случаях несвоевременного удержания (неначисления) и (или) неперечисления обязательных пенсионных взносов государство, в лице налоговых органов, вправе применить меры принудительного взыскания, установленные законодательством.

Сторонами договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов являются вкладчик обязательных пенсионных взносов и накопительный пенсионный фонд. Договор о пенсионном обеспечении относится к обязательным видам договоров, обязанности сторон предусматриваются требованиями Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Предметом договора являются пенсии, получать которые вкладчики могут при наличии условий, определенных в Конституции (пункт 1 статьи 28) и принятом в соответствии с ней Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Пенсионные накопления, которые учитываются на индивидуальных пенсионных счетах вкладчика, являются его собственностью, но, в силу требований пункта 2 статьи 6 и пункта 1 статьи 28 Конституции, вкладчик в соответствии с законом не может временно распоряжаться и пользоваться пенсионными накоплениями до наступления определенного юридического факта (возраст и т. д.), дающего право на получение пенсии. Полное право собственности на пенсионные накопления, имеющиеся на накопительных счетах, возникает у вкладчиков только тогда, когда эти средства в соответствии с пенсионным законодательством переходят в распоряжение гражданина.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, что согласуется с пунктом 4 статьи 12 Основного закона. При выезде с территории Республики Казахстан на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранный гражданин и лицо без гражданства теряют право на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан. В отношении этих лиц, таким образом, прекращают действовать закрепленные в статье 2 3акона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" пенсионные гарантии. Необходимым условием распространения указанных гарантий является постоянное проживание на территории Республики Казахстан. Это означает, что при выезде за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства договор о пенсионном обеспечении прекращается. Если получение пенсионных выплат является исполнением условий договора, то их полное изъятие - досрочным расторжением договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конституции минимальный размер пенсии гарантируется лицам, являющимся гражданами Республики Казахстан. При достижении гражданами других государств и лицами без гражданства пенсионного возраста, установленного пенсионным законодательством Казахстана, в случаях отсутствия у этих лиц пенсионных накоплений в пенсионных фондах республики, государство не обеспечивает их обязательным минимальным размером пенсии, если иное не предусмотрено законами или международными договорами республики.

В подпункте 5) пункта 1 статьи 23 и подпункте 8) пункта 1 статьи 27 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрено, что вопросы изъятия пенсионных накоплений вкладчиками должны быть урегулированы законодательством. Принятые в развитие этой нормы Правила предусматривают исчерпывающий перечень случаев изъятия пенсионных накоплений. Правилами предусмотрено право на изъятие таких пенсионных накоплений только вкладчиками - иностранными гражданами и лицами без гражданства, выезжающими или выехавшими на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. Соответственно, их выезд за пределы Казахстана является основанием прекращения правовых отношений с республикой, вытекающих из пенсионного законодательства.

Гражданин республики, реализуя свои права, закрепленные в статье 21 Конституции республики, может выехать за пределы республики на постоянное место жительства. При этом, в случае изъятия им всех имеющихся пенсионных накоплений, государству Казахстан невозможно будет обеспечить в полной мере вышеназванные конституционные гарантии пенсионного обеспечения. Сохранение за гражданами республики пенсионных накоплений до условий, определенных в Конституции и Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (возраст и т.д.), не ущемляет их право собственности, а, наоборот, повышает гарантии социальных прав. И поэтому в данном случае речь не идет об ограничении права, предусмотренного пунктом 2 статьи 26 Конституции. Не ущемляются здесь и права и свободы, закрепленные в статье 14 Основного закона.

Тем самым, выполняя свои конституционные обязательства перед своими гражданами, Республика Казахстан формирует определенную систему правовых мер и для соблюдения социальных прав иностранцев и лиц без гражданства, закрепленных в Конституции и законодательстве республики.

Системный анализ норм Конституции позволяет сделать вывод о том, что основные вопросы пенсионного обеспечения тесно взаимосвязаны с правом собственности. Положения части 3 статьи 39 должны пониматься, как это было показано выше, в контексте решения взаимных прав и обязанностей государства и личности.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, регламентированы самой Конституцией и вопрос о несоответствии рассматриваемых норм пенсионного законодательства статье 39 Конституции Республики Казахстан не возникает.

Таким образом, Конституционный совет считает, что подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", а также подпункт 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан 4 июля 2003 года N 661, не противоречат статьям 26 и 39 Конституции Республики Казахстан.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31-33 и 37, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном совете Республики Казахстан", Конституционный совет Республики Казахстан

постановляет:

1. Признать подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункт 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 661, соответствующими Конституции Республики Казахстан.

2. На основании пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель

Конституционного совета

Республики Казахстан

Ю. Хитри

Опубликовано

добрый день, всем и с новым годом.

Пенсионер получает пенсию с Центра, т.е. гос. выплачивает, и выезжает в США по грин кард на ПМЖ и оставляет доверенность на получение пенсии сыну, гр. у нее гражд. РК она его не меняла. В центре по выплате пенсии автоматом заморозили счет и не производят выплат,.

что можно сделать? Она же может получать пенсию т.к. является еще гражд. РК. в законе нашел только, что такая пенсия является пожизненой и все, а вот при смене стары проживания не сказано, хотя сказано о смене места жительства но в пределах РК .

С уважением Д.М.

Если он выехал за пределы РК на ПМЖ и в данное время является гражданином другого государства, то для изъятия пенсионных накоплений из НПФ он должен предоставить нотариально -заверенную копию паспорта гражданина РК, апостилированную и с нотариально заверенным переводом на русский язык и оформить заявление. Он также может выписать доваренность на другого человека, который может о его имени действовать. Или же он может отправить документв посредством почтовой связи, однакоп одпись в заявлении должна быть нотариально-заверена.

Опубликовано

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

от 25 марта 2001 года № 17-п

Об утверждении Инструкции о порядке организации назначения и выплаты пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, государственных социальных пособий и государственных специальных пособий из Центра.

Получателям пенсий или пособий, выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, отделением ГЦВП выплачивается пенсия или пособие по месяц снятия с регистрации включительно на основании заявления о выезде с приложением документов, подтверждающих факт выезда (снятие с регистрации). При необходимости отделение ГЦВП составляет заявку с приложением списка-ведомости по форме № 4 и направляет в филиал ГЦВП.

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования