Гость Starback Опубликовано 24 Января 2007 Жалоба Опубликовано 24 Января 2007 На киностудии «Казахфильм» в самом разгаре съёмки фильма о Мустафе Чокае. Уже закончена казахстанская часть картины. Сейчас съёмочная группа готовится продолжить съёмки за границей - в Праге, Париже и Берлине. Картина условно поделена на две части - «Восток» и «Запад». В первой описаны события, происходившие на территории Казахстана. Во втором фильме расскажут о жизни главного героя во время его 20-летнего вынужденного пребывания в эмиграции. У обывателя его имя непременно связывается с Туркестанским легионом, воевавшим на стороне фашистов в годы Великой Отечественной войны. Увы, но и сейчас судьба этого человека вызывает противоречивые суждения. Сказывается стереотипность общественного мышления. Что ж, когда речь идет о таких личностях, как Мустафа Чокай, очень трудно поверить в правду. Поэтому даже самые обычные, затёртые слова имеют в этой истории особое значение. О том, кем является Мустафа Чокай - предателем или героем - и какую роль он сыграл в истории тюрков, рассказывает режиссёр-постановщик фильма «Мустафа» Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ. Спасти жизни - это ещё не всё - Сатыбалды Жалелович, насколько я знаю, идея снять фильм о Мустафе Чокае впервые прозвучала в 1995 году. Почему же съёмки начались только сейчас? - Наверное, мне нужны были эти 10 лет, чтобы созреть. Всё началось в Берлине, где я представлял свой фильм «Жизнеописание юного аккордеониста». Там я познакомился с местной казахской диаспорой. После сеанса они повели меня на мусульманское кладбище Темпельхоф, где похоронен Мустафа Чокай. Тогда я даже не предполагал, что буду снимать фильм об этом человеке. Впервые такую мысль высказали Аким Тарази и Ораз Рамжынов. И пока я снимал «Молитву Лейлы», Тарази успел написать эпопею о Мустафе. Я испугался, но всё же засел в библиотеке и начал изучать труды Чокая и дневники Марии Гориной - его жены. И вот я перелистнул последнюю страницу и почувствовал себя космонавтом в открытом космосе. Его личность была для меня столь же глубокой и непостижимой в своей масштабности. - Понятно, что в трёхчасовом фильме не уместить всю жизнь Чокая. Какой же выход вы нашли? - Мы решили сосредоточиться на истории любви Чокая и Гориной и на некоторых неоднозначных, «растиражированных» фактах его биографии. Будет и детективная линия. Действие фильма начинается в 1918 году, когда была ликвидирована Кокандская автономия. - Личность Чокая весьма противоречива… - Дело в том, что мы слишком мало знаем о нём. Даже в современных учебниках истории вы не найдёте полной информации о Мустафе Чокае. - Но более всего кривотолков вызывают отношения тюркского лидера с философом нацизма Альфредом Розенбергом. - «Знаешь ли ты, что есть вершина добродетели? Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту, ближнего и нищего безвестного», - это сура из Корана. Думаю, прежде всего он руководствовался именно этой истиной. Действительно, нацисты предлагали Мустафе Чокаю сотрудничество. Они видели в нём организатора и вдохновителя Туркестанского легиона, обещая в случае победы над СССР должные почести и блага. Мустафа взял паузу на размышление и поехал по концлагерям, где содержались тысячи пленных туркестанцев. Позже он писал в своих письмах Марии: «Лучше умереть, чем видеть такое». На его глазах людей превращали в нелюдей: в лагере уже были случаи людоедства… Чокай отказался помогать немцам. Так что к созданию Туркестанского легиона он имеет весьма и весьма отдалённое отношение. 27 декабря 1941 года Чокай скончался. По официальной версии - от брюшного тифа, который подхватил во время посещения концлагерей, по другим данным - его отравили нацисты. В феврале 1942-го в Легионове (Польша) был создан учебный лагерь Туркестанского легиона. Уже под руководством Вели Каюмова. Без патетики - Очень важно, чтобы у зрителя после просмотра не осталось ощущения фальши. Насколько это удается? - Я бы не хотел, чтобы наш фильм был похож на телеспектакль. Мы стараемся не перейти черту. Я и актёров старался подбирать так, чтобы они были максимально похожими на свои прототипы. Мустафу Чокая играет Азиз Бейшеналиев, Марию Горину - Карина Абдуллина. Роли некоторых советских политиков сыграют Андрей Панин и Михаил Ефремов, а обитателей рейхстага - немецкие артисты. - Российские актёры должны обеспечить интерес зрителей к фильму не только в Казахстане? - Отчасти да. Иначе фильм останется картиной для внутреннего пользования, а мне бы хотелось, чтобы о Чокае узнали не только здесь. Изначально я планировал и роль Марии отдать российской актрисе. Даже встретился с Чулпан Хаматовой, которую заинтересовало наше предложение (также рассматривалась кандидатура Екатерины Гусевой. - Ред.). Но у Чулпан очень плотный график - нам оставалось только 3-4 дня в месяц. Нужно было искать кого-то менее занятого. И тут я случайно по телевизору увидел Карину. Сначала возникли сомнения: певица, сможет ли? Да и коллеги весьма скептически были настроены. Но решили рискнуть. Карина сначала тоже сомневалась: «Вы уверены, что я смогу сыграть?», однако после проб все колебания исчезли. - Когда фильм выйдет на экраны? - Даст бог, в ноябре. Первыми увидят фильм казахстанцы. Алла КОЛЕСНИКОВА Фото Игоря ЛОГВИНА и Искандера НАРЫМБЕТОВА Справка «АиФ Казахстан» Сценарий, над которым работали 3 человека (Аким Тарази, Сергей Бодров и Ермек Турсунов), переписывали 7 раз. В фильме заняты более 130 актеров. Первый фильм «Мустафы» был снят меньше чем за 2 месяца. Съёмки проходили в районе Капчагая. На одну часть картины израсходовано 14 км кинопленки. Бюджет фильма составляет 3 млн долларов. http://www.aif.kz/article.php?article_id=5...05f0d08a38ba864 Цитата
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.