Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Гость Гость_Алена_*
Опубликовано

Форумчане помогите плиз!

У компании РК открыты представительства за пределами в СНГ.Компания перечислила ден.средства на их валютный счет в Евро.Затем они конвертируют их и оплачивают свои расходы.Как правильно учитывать в ТОО РК эти операции,по какому курсу и что переводить евро или их валюту?

Насколько правильный будет учет если я сделаю так и еще лучше вести например зп по их сотрудникам отдельно или общей суммой?

д К

1240 1030 мы перечислили деньги

3350 1240 оплатили они зп

7210 3350 представ.

3350 3120 ИПН с их зп

по ОС

3310 1240

(СНГ контраагент)

2410 3310 приобретено ОС.

По основным средствам насколько это будет правильно если я их буду учитывать на балансе ТОО и начислять амортизацию + платить налог на имущество.Во многих странах СНГ налог на имущество платится только когда предприятие является собственником данного имущества.в РК платится налог только если являешься собственником и имущество находится на территории РК.Расчитывать налог или нет???? :bow:

И есть литература где можно прочитать по взаиморасчетом между головным и представительствам :biggrin:

Опубликовано

Уважаемые знатоки , откликнитесь :biggrin:

Татьяна Анатольевна ,

Не могли бы Вы помочь разобраться с учетом в представительствах.

Наверное не так много организаций в РК работающих в таком режиме.

Опубликовано

Неужели ни у кого не было подобнай ситуации или делиться опытом не желаете ?

Опубликовано

Я сейчас тоже определяюсь с ведением бухучета представительства нерезидента. Давайте думать вместе :biggrin: По этой теме у нас очень мало информации, поэтому приходится каждому бухгалтеру придумывать порядок ведения бухучета.

Вам нужно определиться, выделено ли ваше представительство на отдельный баланс? Скорее всего - да, так как наличие представительства за рубежом в большинстве случаев предполагает наличие отдельного баланса. Но это может быть и не так, может быть вы решили весь бухучет вести в вашем балансе, так как у вашего представительства объем работ будет небольшой. Но если ваше представительство создает постоянное учреждение в другом гос-ве (читайте Конвенции и Налоговые кодексы), то целесообразнее все же выделить его на отдельный баланс (так как у представительства будет вестись не только бухучет, но и налоговый учет, а его будет легче вести на основе бухгалтерского в той стране).

Таким образом, в отдельном балансе бухучет не будет отличаться от общепринятых правил и принципов. В вашем балансе не нужно показывать их зп и прочие затраты – эти затраты представительство будет учитывать в своем балансе, а затем (по окончании отчетного периода) будет передавать вам.

Например:

В головном офисе:

Д 1240 К 1030 1000 – перечисление денег на нужды представительства

В представительстве:

Д 1030 К 3397 1000 – получены деньги на финансирование

Д 2410 К 3310 600 – приобретено ОС

Д 3310 К 1030 600 – оплачен счет поставщика ОС

Д 7210 К 3350 200 – начислена ЗП

Д 7210 К 2420 60 – начислена амортизация

Д 5610 К 7210 260 – закрытие периода

Д 3397 К 5610 260 – передача затрат представительства в головной офис

В головном офисе:

Д 5610 К 1240 260 – принятие затрат представительства в общие затраты

Сальдо по расчетам между представительством и головным офисом всегда должно совпадать. В нашем примере это - 740. ОС будут в балансе представительства, и на эту сумму будет всегда сальдо взаморасчетов, пока представительство не закроется.

Варианты использования счетов и корреспонденций может быть другим, конечно, в зависимости от того ведет ли какую-либо предпринимательскую деятельность представительсво, получает ли доход и пр. Я написала просто пример.

По основным средствам насколько это будет правильно если я их буду учитывать на балансе ТОО и начислять амортизацию + платить налог на имущество.Во многих странах СНГ налог на имущество платится только когда предприятие является собственником данного имущества.в РК платится налог только если являешься собственником и имущество находится на территории РК.Расчитывать налог или нет???? :bow:

И есть литература где можно прочитать по взаиморасчетом между головным и представительствам :bow:

Почитайте Конвенции, но в общих случаях налог на имущество будет уплачиваться на территории гос-ва, где находятся ОС. В Каз-не не нужно платить налог на имущество.

Опубликовано

я просто рассуждаю

Из этого следует ,что ОС будет учитываться на балансе тоо+ амортизироваться тоже в тоо ,а в 1с завести подразделение "старана".налог на Имущество считать по этим ос не будем.

Для справки нужно зарегистрироваться в нацбанке ,как только представительство откроет счет в течении 30 дней.

Также нацбанк требует отчет по движению на валютном счете у представительства приложение 10, 7. ,соответственно все учитывать на 1240 не получится.Либо требовать от бухов тех стран отчеты по движению денег,тогда пойдет и 1240счет.

а стоит ли выделять их контрагентов,сотрудников?

ТОО Представительство

1240-1030 2000 1030-3330 2000

2410-1240 700 3310-1030

2410-3310 700

1310-1240 200 1310-1030 200

7210-1240 500 нач.зп 7210-3350 500

7210- 1240 100 налоги 7210-3150 100

3330-7210 600

остаток 500 остаток 1200

ерунда получается ос тмц ,в тоо как увидеть их материалы,ос ??? в тупике.

Опубликовано

Вам совершенно незачем вести в вашей бухгалтерии операции вашего представительства. Как я уже писала, у него скорее всего должен быть отдельный баланс. Вы делаете только проводку по передаче имущества (денег, ТМЦ и пр.) представительству: К 1240 Д 1030 2000. Все операции представительство проводит в своем бухучете, в конце отчетного периода представительство передает вам свою финотчетность (баланс, ОПУ), и вы уже составляете консолидированный баланс, суммируя все строки баланса. Таким образом, на вашем общем балансе появляются и ОС, другие ТМЦ, а счетов 1240 и 3330 не будет. Для проверки: ваш счет 1240 равен их счету 3330 + 2410 (ОС). Так будет логичнее во всех смыслах.

При таком ведении бухучета как в вашем примере, представительство не имеет отдельного баланса, и в таком случае бухучет они не ведут, а просто передают вам первичку, в этом случае вы и отражаете все операции в вашей бухгалтерии, с выделением субсчетов и подразделений. Но вряд ли это будет подходить для вашего обособленного подразделения в другой стране. Поэтому ваш вариант – отдельный баланс с консолидацией.

(Кстати счет 3330 по ТПС называется Задолженность ассоцированным и совместным предприятиям, а у ваше представительство не является ни тем ни другим. Логичнее здесь использовать счет 3397 – прочая кредиторская задолженность).

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Я не совсем поняла, что подразумевала Лел под словом "отдельный баланс", говоря о представительстве. По-закону, по-существу и по-жизни представительства отдельный баланс иметь не в праве. Ну не могут они иметь отдельный баланс, так как вообще ни лицо.

Из рассуждений Лел было понятно, что говорит она о бухгалтерском учете, но называет его, почему-то балансом. Прошу не путать: баланс - это документ, а бухгалтерский учет - это процесс, позволяющий получить этот самый документ.

Теперь непосредственно об учете в представительстве, находящемся в другой стране. Есть три варианта:

1. Вы ведете учет представительства в Казахстане в общей программе (одна база 1С, где учитываются операции и метаринской компании и представительства);

2. Весь учет ведется в представительстве (нанимается бухгалтер в представительстве, который заводит свою программную базу);

3. Вы сами ведете учет представительства в Казахстане, но в отдельной базе (две базы 1С: одна - для материнской компании, вторая - для представительства).

Если не можете использовать второй вариант, то я рекомендую третий - он проще и позвляет незапутаться на первых порах (если вы не продвинутый бухгалтер). Третий вариант - это аналогия, как бы вы работали на двух предприятиях параллельно.

Во втором и третьем случаях у материанской компании учет будет одинаковый: все, что перечислили представительству - учитывается на Дт счета по учету взаиморасчетов с представительством. Код счета - на ваш вкус, лишь бы смысл названия счета, данного ГПС, подходил под смысл операций, проводимых по этому счету.

Сальдо этого счета лучше учитывать в тенге, если перечисляете не валюту той страны, в которой находится представительство, иначе с кросс-курсами голову сломаете.

С установленной периодичностью (я рекомендую только на дату отчетности - так мороки меньше) заносите в учет материнской компании данные из учета представительства. При этом, самый простой вариант - использовать принцип консолидации. Т.е со счета по учету ДЗ представительства списываете общими суммами понесенные за период расходы на счета по учету расходов (согласно принятой вами классификации - что есть что).

ОС, ТМЗ и деньги можете признавать в учете материской компании, а можете (чтобы не путаться) держать их в составе ДЗ и "разворачивать" только в ФО, так как ФО должна быть консолидированной (просто обязана).

Аналитику для отчетности руководству, Нац.Банку и другим органам о деятельности представительства будете брать непосредственно из учета представительства.

Ну а если вы решили все-таки использовать первый из мной предложенных варинатов - то для учета операций представительства заведите отдельные субсчета тех же счетов, на которых вы учитываете подобные операции материнской компании. В этом случае у вас получится два учета в одном - материнской компании и представитедьства на разных субсчетах. К примеру перечисление денег представительству будет простым перемещением с одного субсчета по учету денег в банке на другой субсчет этого же счета.

Повторюсь. Код используемого счета - это дело вкуса, только название счета должно соответствовать существу учитываемых по нему операций. Т.е. на счете по учету обязательств по социальному налогу необходимо учитывать начисление и уплату социального налога, а не выручку от реализации. Вот и весь принцип.

Так как вопрос был не конкретный, т.е. ответить коротко на него невозможно, я постаралась передать самую суть.

В отношении налогов. Если есть Конвенция, то имущественный налог на движимое имущество будет только в Казахстане, а на недвижимое - только с тране, где эта недвижимость находится. Конвенция применяется автоматически (по умолчанию).

При отсутствии Конвенции налоги на имущество будут в обеих странах. Т.е. никакого вам избежания - платите по полной программе.

Опубликовано

Я не совсем поняла, что подразумевала Лел под словом "отдельный баланс", говоря о представительстве. По-закону, по-существу и по-жизни представительства отдельный баланс иметь не в праве. Ну не могут они иметь отдельный баланс, так как вообще ни лицо.

Для Вас это открытие, что обособленное подразделение, коим является представительство/филиал может иметь отдельный баланс? Представительство не может иметь самостоятельный баланс (т.е. обособленный от головного), а отдельный баланс, который потом соединяется с основным – это сплошь и рядом

По-закону

Закон РК О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

индивидуальных предпринимателей;

юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации).

То есть все обособленные подразделения нерезидентов (во всяком случае, имеющие статус налогоплательщиков) обязаны составлять финотчетность, а она является результатом ведения бухучета, как справедливо заметила Татьяна Анатольевна, поправив меня.

Так каким образом, представительство может следовать Закону о бухучете, не составляя баланс?

по-существу

Из Комментариев к Гражданскому кодексу Республики Казахстан под редакцией Сулейменова М.К. и Басина Ю.М. :

Статья 43. Филиалы и представительства

….

4. Будучи частью основного юридического лица, филиал (иногда - и представительство) является подразделением, четко выделенным в организационном и производственно-финансовом планах: собственные должностные лица, свои сферы деятельности, круг разрешенных действий, производственные задания, отдельный баланс, отдельный счет в банке, отдельная (учетная) государственная регистрация. Это позволяет лучше организовать работу филиала, контроль за его деятельностью, оценку результатов работы. Этому содействует утверждаемое для каждого филиала (представительства) отдельное Положение

по-жизни

Я все время сталкиваюсь с тем, что представительства и филиалы ведут отдельный бухучет, а свою финотчетность затем отправляют головному офису, который уже соединяет воедино эти балансы в одну отчетность.

Но, конечно, и другие варианты тоже имеются в жизни, как и написала Татьяна Анатольевна:

Есть три варианта:

1. Вы ведете учет представительства в Казахстане в общей программе (одна база 1С, где учитываются операции и метаринской компании и представительства);

2. Весь учет ведется в представительстве (нанимается бухгалтер в представительстве, который заводит свою программную базу);

3. Вы сами ведете учет представительства в Казахстане, но в отдельной базе (две базы 1С: одна - для материнской компании, вторая - для представительства

).

здесь каждый должен выбирать, что ему ближе, экономически оправданней.

Опубликовано

Абсолютно согласен с Лел. Баланс представительство может иметь. Более того оно должно его иметь, иначе оно не сможет сдать декларацию по КПН, в числе приложений к которой есть баланс. Конечно, он отчасти искуственный, но оно есть и он отдельный.

  • 2 weeks later...
Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Для Вас это открытие, что обособленное подразделение, коим является представительство/филиал может иметь отдельный баланс? Представительство не может иметь самостоятельный баланс (т.е. обособленный от головного), а отдельный баланс, который потом соединяется с основным – это сплошь и рядом

Пардон! Так надо ж пояснять, что вы имеете ввиду рекомендацию ввести внутрикорпоративную отчетность для представительства в виде отдельного (незавершенного, неполного, незаконченного, предварительного, внутреннего - его все по разному называют) баланса представительства. А грубить незачем.

Кстати, вы действительно по тексту рассуждений смешали понятия "баланс" и "бухгалтерский учет", поэтому я вас и не поняла, о чем прямо так и писала.

Закон РК О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

индивидуальных предпринимателей;

юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации).

То есть все обособленные подразделения нерезидентов (во всяком случае, имеющие статус налогоплательщиков) обязаны составлять финотчетность, а она является результатом ведения бухучета, как справедливо заметила Татьяна Анатольевна, поправив меня.

Так каким образом, представительство может следовать Закону о бухучете, не составляя баланс?

Из процитированной вами статьи закона вовсе не следует, что обособленные подразделения обязаны составлять финансовую отчетность. Данная статья гласит, что они обязаны применять казахстанское законодательство о бух. учете. А казахстанское законодательство о бух учете предписывает при составлении фин отчетности применять стандарты (МСФО или НСФО - кому какие положены или, если позволено, желательны). А вот уже стандарты регламентируют составление финансовой отчетности.

Кстати, в стандартах указывается, что финансовая отчетность составляется не только для юр лица в целом, но более того - она должна составляться консолидированной с другими юр лицами (дочерними). И стандарты строго регламенитуют те исключительные случаи, когда фин отчетность может быть отдельной. Да и "отдельной" она может быть только для юр лица, имеющего дочерние организации, но которому позволено составить "отдельную". Если юр лицо не имеет дочерних - то это просто финансовая отчетность, и слово "отдельная" в этом случае не применяется.

Так что в вопросе с вами меня подвело знание обсуждаемого предмета, так сказать, "в глубь".

4. Будучи частью основного юридического лица, филиал (иногда - и представительство) является подразделением, четко выделенным в организационном и производственно-финансовом планах: собственные должностные лица, свои сферы деятельности, круг разрешенных действий, производственные задания, ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС, отдельный счет в банке, отдельная (учетная) государственная регистрация. Это позволяет лучше организовать работу филиала, контроль за его деятельностью, оценку результатов работы. Этому содействует утверждаемое для каждого филиала (представительства) отдельное Положение

Вы не указали какого года эти комментарии, но явно они идут в разрез со стандартами. Так как комментарии не являются НПА, в отличие от стандартов, то все-таки положения стандарта, указанные мной выше, главенствующие.

Я все время сталкиваюсь с тем, что представительства и филиалы ведут отдельный бухучет, а свою ФИНОТЧЕТНОСТЬ затем отправляют головному офису, который уже соединяет воедино эти балансы в одну отчетность.

Нас губит различное толкование терминов. Ну ни финансовую отчетность (как это закреплено стандартами) они отправляют, а внутрикорпоративную отчетность или финансовую информацию. Да, она даже по форме может ничем не отличается от финансовой отчетности, но статуса таковой не имеет.

Т.е. весь вопрос в том, что вы имеете в виду, употребляя понятие "финансовая отчетность" - то, что закреплено стандартами или то, что вы имеете в виду. Поэтому я и не могу с вами согласиться. Я то придерживаюсь строго закрепленных понятий (стараюсь, по крайней мере).

Баланс представительство может иметь. Более того оно должно его иметь, иначе оно не сможет сдать декларацию по КПН, в числе приложений к которой есть баланс. Конечно, он отчасти искуственный, но оно есть и он отдельный.

Пардон! Опять же не могу согласиться. Не путайте налоговую отчетность с финансовой. То о чем вы говорите - приложение к декларации и ее наличие регламентируется налоговым кодексом. Поэтому финансовой отчетностью называться не может - не отвечает требованиям стандартов. Это, так сказать, финансовая информация, включенная в налоговую отчетность в налоговых же целях.

То что в налогвую отчетность включена форма под названием "Баланс" - не повод думать, что представительство обязано составлять Баланс в том смысле, в каком он предусматривается в стандартах.

Опубликовано

А грубить незачем.

Прошу прощения, просто интернет не передает интонации, в моих словах скорее была ирония! :clap:

Нас губит различное толкование терминов. Ну ни финансовую отчетность (как это закреплено стандартами) они отправляют, а внутрикорпоративную отчетность или финансовую информацию. Да, она даже по форме может ничем не отличается от финансовой отчетности, но статуса таковой не имеет.

Это, так сказать, финансовая информация, включенная в налоговую отчетность в налоговых же целях.

То что в налогвую отчетность включена форма под названием "Баланс" - не повод думать, что представительство обязано составлять Баланс в том смысле, в каком он предусматривается в стандартах

Тогда что по Вашему составляет обособленное подразделение юр. лица? Не вдаваясь в фундаментальные исследования, то то, что выглядит как кошка, говорит как кошка, бегает как кошка - то кошкой и является :signthankspin:

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Тогда что по Вашему составляет обособленное подразделение юр. лица?

Не совсем поняла в чем связь.

Если вы имеете в виду, что обособленное подразделение обязано составлять фин отчетность - то нет, оно не обязано, а скорее стандарты запрещают это.

И с кошкой то ж - или я не поняла, или оно к фин отчетности не относится.

Фин отчетность по определению - это то, что вы имеете право создавать по строго определенным правилам. Обособленное подразделение не вправе создавать финансовую отчетность, как это предусмотрено стандартами, а значит не вправе называть выдаваемый "на гора" документ финансовой отчетностью. Вот и извращяются кто как может и называют это кому как бог на душу положит. Хотя за основу берут форму фин отчетности, чоб проще было консолидировать. И только.

Конечно, я тут буквоедством занимаюсь, но тильки для чистоты воприятия темы.

Опубликовано

Я не совсем поняла, что подразумевала Лел под словом "отдельный баланс", говоря о представительстве. По-закону, по-существу и по-жизни представительства отдельный баланс иметь не в праве. Ну не могут они иметь отдельный баланс, так как вообще ни лицо.

Согласно Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» статьи 2:

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

индивидуальных предпринимателей;

юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации).

Следовательно, Закон о бухгалтерском учете квалифицирует в сфере своей деятельности представительства организациями, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим документом.

Статья 15 Закона так же определяет:

1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Так же, Закон обращает наше внимание нак тот факт, что индивидуальные предприниматели и организации, за исключением государственных учреждений, субъектов крупного предпринимательства и организаций публичного интереса, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами в зависимости от их принадлежности к категориям... (статья 2 пункт 3)

А вот уже стандарты регламентируют составление финансовой отчетности.

представительство обязано составлять Баланс в том смысле, в каком он предусматривается в стандартах.

Так и давайте их процитируем.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2»

1. Целью национального стандарта финансовой отчетности № 2 (далее - Стандарт), является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности:

субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты), определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;

некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - субъект);

государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия) (далее - субъект).

64. Бухгалтерский баланс представляет активы, обязательства и капитал субъекта по состоянию на определенную дату.

Исходя из выше указанного следует, что филиал (представительство), именуемое в Законе о бухгалтерском учете как организация а в стандарте как субъект - обязаны представлять финансовую отчетность, элементом которой является бухгалтерский баланс.

Если найдете законное исключение из этого утверждения - потрудитесь процитировать.

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Polin, вопрос как звучал?

Как учитывать операции представительства резидента за пределами РК?

Все что вы процитировали - принудительная норма к составлению фикции финансовой отчетности представительства иностранного предприятия на территории РК. Т.е. к нашему случаю не относится.

Не вдаваясь глубоко в рассуждения - представительство не может иметь финансовой отчетности, так как стандарты не предусматривают этого. Если закон заставляет ее создавать, то представительство не в состоянии этого исполнить в силу того, что не обладает ни имуществом, ни активами, ни обязательствами ( по ГК - это все принадлежит или относится к материнской компании). А то что государство хочет видеть эту финансвую отчетность и не задумывась лепит это в закон - так это закон кривой. Не подумав это написали. Если и есть постоянное учреждение на территории РК - это еще не повод для финансовой отчетности.

Опубликовано

Не вдаваясь глубоко в рассуждения - представительство не может иметь финансовой отчетности, так как стандарты не предусматривают этого.

Предусматривают, в обоих случаях создания представительства в международном смысле территориальной принадлежности.

Регламентирует представление отдельной финансовой отчетности в данном случае IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"

П.3: Настоящий стандарт также следует применять при учете инвестиций в дочерние, совместно контролируемые и ассоциированные организации в тех случаях, когда организация добровольно или в соответствии с местными нормативно-правовыми актами представляет отдельную финансовую отчетность.

В данном случае, компонентами отдельной финансовой отчетности являются все те же, что и указанные в IAS 1 " Представление финансовой отчетности" п.8:

Полный комплект финансовой отчетности включает:

(а) баланс;

(b) отчет о прибылях и убытках;

(с) отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо:

(i) все изменения в собственном капитале,

либо

(ii) изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала, действующими в качестве владельцев собственного капитала;

(d) отчет о движении денежных средств;

и

(е) примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

Ни одна головная организация, инвестируя деньги в другую страну, не откажется от установки получить от дочернего подразделения пакет финансовой отчетности, предсумотренной международными стандартами, как нечто объединяющее и контролирующее и инвестиции и единообразный подход к учету, вне зависимости от территориальной расположенности подразделения. Эта та норма, которая способствует дальнейшей консолидации учета и реальной оценки финансового состояния компании. По другому просто не бывает.

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Предусматривают, в обоих случаях создания представительства в международном смысле территориальной принадлежности.

Регламентирует представление отдельной финансовой отчетности в данном случае IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"

П.3: Настоящий стандарт также следует применять при учете инвестиций в дочерние, совместно контролируемые и ассоциированные организации в тех случаях, когда организация добровольно или в соответствии с местными нормативно-правовыми актами представляет отдельную финансовую отчетность.

Polin, побойтесь бога и не вводите в заблуждение того, кто это будет читать.

Не может представительство, равно как и филиал, быть дочерним, а уж тем более ассоциированным или совместно контролируемым лицом (организацией). Не может по-определениям, данным в стандартах и законодательстве РК для этих лиц, так как под эти определения никак не сможет подпасть.

Кстати, если хорошо почитать закон, то оказывается можно-таки все логично объяснить о невозможности составления ФО представительством нерезидента, зарегисрированным в РК.

НСФО мне найти не удалось. В базе нашла тильки на казахском, но пока еще этот язык не усвоила, а посему содержание НСФО для меня осталось тайной. Може, конечно кто и скажет, что я плохо искала, но, на это я честно скажу: "Я очень старалась".

Поэтому оперировать буду МСФО - они всегда под рукой. Ну и, конечно же, законом.

Так в соответствии с п.3 и п.5 ст.2 действующего Закона о БУ и ФО всем, перечисленным Лел и Polin, надлежит руководствоваться МСФО или НСФО, кому как положено или, в частности представительствам нерезидентов, по выбору, при составлении ФО.

Т.е. закон не говорит, что представительство нерезидента обязано составлять ФО, а оно обязано применять стандарты при составлении ФО.

Об этом же говорят и п.2 ст.15 и ст.16 закона.

Таким образом, закон отдает на откуп стандартам устанавливать, кто должен и как он обязан составлять ФО.

А МСФО (ну нет у меня НСФО) настаивают, что в финансовую отчетность должны быть включены только те активы, которые контролируются организацией и от которых ожидается поступление выгод.

Ну какие выгоды могут быть у представительства? Как правило представительство не ведет никакой предпринимательской деятельности. Бывают, конечно, исключения - но не так часто. Но представительство не контролирует активов, так как все эти активы находятся под контролем у головной организации. Это прямо и указыватся в ГК в ст.43. И с требованиями и обязательствами та же история - все сделки заключаются от имени головной организации, но ни как не самим представительством.

Таким образом, представительство не в состоянии отвечать требованиям основополагающих принципов МСФО - отражать только собственное, ну или контролируемое, (активы обязательств и собственный капитал) за неимением такового.

А про собственный капитал вообще говорить не приходится - нет у представительства ни уставного капитала, ни резервов из-за отсутствия активов, ни расходов из-за отсутствия обязательств, ни доходов из-за отсутствия требований. И доходы и расходы - это доходы и расходы головной организации, так как договоры изначально заключались от ее имени.

Вот и получается, что бухгалтерский учет представительство еще может вести отдельно, а вот финансовую отчетность - нет.

Я еще НК РК в части требования представления финансовой информации (приложеня к 100-й форме) могу понять - надо же с чем-то сравнивать, а вот закона понять не могу. Чего они представительства нерезидентов влепили в п.3 ст.2-й? Раньше в этом пункте говорилось о ведении БУ и составлении ФО. Слова о ведении БУ исключили и получилась ерунда.

Так что не может быть у представительств нерезидентов, зарегистрированных в РК, никакой ФО, потому что они не в состоянии ее сделать, так как нет у них ничего своего, что они могли бы показать в этой ФО.

А уж представительства резидентов, зарегистрированных за пределами РК, и подавно не могут составлять эту самую ФО. На них даже этот закон не распространяется. Ну если только нерезиденты, где зарегистрированы эти представительства, не придумали нечто подобное у себя в законах.

Опубликовано

Polin, побойтесь бога и не вводите в заблуждение того, кто это будет читать.

:signthankspin: Это еще почему мне нужно так устрашиться, если я в своем ответе цитирую МСФО, которое по Вашему утверждению

.... оперировать буду МСФО - они всегда под рукой.

Опротестуйте МСФО им же, представьте нам обратное утверждение тому, что этот заморский труд дает об отдельных финансовых отчетах в п.3 IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность". Это будет лучшее, что я восприму в качестве достойного аргумента.

НСФО мне найти не удалось. В базе нашла тильки на казахском, но пока еще этот язык не усвоила, а посему содержание НСФО для меня осталось тайной.

Специально для Вас, Татьяна Анатольевна, я приоткрою завесу этой страшной тайны:

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2» :

136. В пункте 120 установлено требование, по которому материнская организация должна готовить консолидированные финансовые отчеты. Настоящий Стандарт не обязывает материнскую организацию представлять отдельные финансовые отчеты по материнской организации или по отдельным дочерним организациям. В случаях, когда готовятся отдельные финансовые отчеты для материнской организации, организация должна учитывать все свои инвестиции в те дочерние организации, совместно контролируемые организации и ассоциированные организации, которые не классифицируются как удерживаемые для продажи следующим образом:

1) по фактическим затратам, или

2) по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

137. Если материнская организация, участник совместной деятельности с долей в совместно контролируемой организации или инвестор в ассоциированной организации подготавливает отдельные финансовые отчеты, то эти отдельные финансовые отчеты должны раскрывать следующее:

1) тот факт, что отчеты являются отдельными финансовыми отчетами, и – если законодательство Республики Казахстан этого не требует – причины, по которым эти отчеты подготавливаются;

2) список значительных инвестиций в дочерние, совместно контролируемые и ассоциированные организации, включая название, страну регистрации или местонахождения, пропорциональную долю участия в собственности, и, если она отличается, долю имеющихся акций с правом голоса;

3) описание методов, использованных для учета инвестиций, указанных в подпункте 2) настоящего пункта и указание тех консолидированных финансовых отчетов, к которым данные отдельные финансовые отчеты относятся.

Как видите, отдельная финансовая отчетность для материнской компании ее дочерними компаниями составляется. Запрета на такое действие нет.

Это утверждение НСФО идентично правилам МСФО.

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Polin,

дочерняя организация - это отдельное юридическое лицо, где материнская компания имеет 50% и более долю или пакет акций.

ассоциированная компания - это отдельное юридическое лицо, где материская компания имеет более 20% до 50% долю или пакет акций.

совместная деятельность - это вообще может быть договором (простое товарищество, например, осуществляемое на базе какого-то лица).

Есть еще такая форма признания дочерней или ассоциированной, как на основе договора (например, передача в управление какой-либо компании или холдинг, ну и др.). В этом случае без привязки к долям компании признаются дочерними или ассоциированными в зависимости от степени контроля.

Это если совими словами. Но все это вы можете найти в МСФО самостоятельно, так как они у вас есть и номера вы знаете, так как цитируете.

Ну так как сюда можно отнести представительство? Оно же вообще не лицо.

Прим. Читать все необходимо в шутливом тоне.

Опубликовано

Ну так как сюда можно отнести представительство? Оно же вообще не лицо.

И тем не менее, как уже по теме было отмечено, в Казахстане по закону о бухучете это лицо называется организация, а в НСФО - субъектом, которые обязаны предоставлять финансовую отчетность.

В части МСФО я цитировала пункт 3 IAS 27, где организация (это именно то, что Вы имеете ввиду под целостностью, независимо от наличия филиала или представительства, который в казахстанском законодательстве отдельно в НПА выделяются а в МСФО так не рассматриваются, в связи с тем, что стран - много, и понятий представительства множество) представляет добровольно или в соответствии с местными НПА отдельную финансовую отчетность. Этот момент в МСФО так же предусмотрен, без квалификации обособленного подразделения определенным термином. В каждой стране он свой.

Совершенно точно такие же требования как и в РК содержатся в немецком и польском финансовом законодательстве, если брать во внимание международный независимый пример.

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

И тем не менее, как уже по теме было отмечено, в Казахстане по закону о бухучете это лицо называется организация, а в НСФО - субъектом, которые обязаны предоставлять финансовую отчетность.

Представительство - не лицо. А МСФО рассматривают только организации, как вы правильно заметили, в целом, т.е. не деля их на структурные подразделения.

Я, если честно, ничего не поняла из вашего высказывания выше - что вы хотели сказать (подтвердить или опровергунть)? Может быть вы развернете вашу мысль. А то суть как-то ускользает.

А в отношении того, что представительство не может сформировать ФО - так оно должно владеть хоть чем-то, чтобы отразить это в ФО.

А 27-й стандарт МСФО ну никак не относится к представительству, тем более, что стандарт жестко регламентирует только действия по составлению отчетности материнской компанией, а представительсвто не является ни одним из названных в этом стандарте лиц.

Я не спорю, что есть письмо МФ о том, как должно вести учет представитеьство. Но это требования по ведению учета, а не по составлению отчетности.

Я не спорю, что при желание некое подобие ФО для представительства можно составить (и даже, признаюсь, так и делаем, а куда деваться если очень надо?).

И даже не спорю, что при желании можно натянуть на представительство положения МСФО об организациях без собственного капитала (хотя представительство ни организация с точки зрения МСФО) и положения о невозможности применения тех или иных требований МСФО.

Но, правильнее было бы выделить представительства и филиалы в отдельную группу с какой-то упрощенной отчетностью, так как полноценная ФО им не доступна (в силу противоречий требований закона и ГК).

А самое смешное, что эта ФО ну никому и не нужна, ни собственникам (у них своя внутренняя отчетность), ни аудиторам собственников (они прекрасно понимают несостоятельность данной отчетности и несоответствие услилй (затрат) на ее составление и выгод от ее использования), ни стат органам (у них ФО зашита в свои отчеты), ни налоговой (то же, что и стат органы). Были случаи, что ФО представительства требовалась для тендеров - вот тут и изгалялись как могли. А так - не нужна она никому "де факто". Не информативно и не сопоставимы затраты и эффект.

Ну это все, конечно, к разработчикам законопроекта (перешлю эту страничку в МФ).

Но из практики, все что здесь изложила, я излагала и гос. органам, желавшим получить ФО от представительств, и они более не приставали.

Опубликовано

Я, если честно, ничего не поняла из вашего высказывания выше - что вы хотели сказать (подтвердить или опровергунть)? Может быть вы развернете вашу мысль. А то суть как-то ускользает.

Повторяю: IAS 27 дает право организации предоставлять отдельную финансовую отчетность по своему усмотрению, либо по требованию НПА местных органов.

IAS 27 употребляет определение ОРГАНИЗАЦИЯ, как Вы уже выше и указывали, представительства - не лицо, а организация. Следовательно, организация, осуществляющая свою деятельность на территории иного государства (скажем в Казахстане, в виде представительства) может либо по своему усмотрению, либо по требованиям НПА (в Казахстане они определены) предоставлять финансовую отчетность.

Я не спорю, что есть письмо МФ о том, как должно вести учет представитеьство. Но это требования по ведению учета, а не по составлению отчетности.

Я не ссылаюсь на письма. Только на Закон о бухучете, НСФО- 2 и МСФО.

Но, правильнее было бы выделить представительства и филиалы в отдельную группу с какой-то упрощенной отчетностью, так как полноценная ФО им не доступна (в силу противоречий требований закона и ГК).

Почему не полноценна? :signthankspin:

Составляют же финансовую отчетность кооперативы, которые вообще с точки зрения собственного капитала исключительно неполноценны.

Лично меня такая отчетность интересует,даже в плане движения денежных средств, остатков по статьям обязательств и активов.

Я не спорю, что при желание некое подобие ФО для представительства можно составить (и даже, признаюсь, так и делаем, а куда деваться если очень надо?).

Почему подобие? Отдельная финансовая отчетность по существующему сигменту учета, удаленному от органов управления.

Чем так плоха финансовая отчетность для представительства? Что в ней противоестественного или не исполнимого? Не нужно ничего придумывать. Язык МСФО понятен и китайскому бухгалтеру и немецкому и казахстанскому. Не вижу никаких непреодолимых противоречий.

Гость Tatyana Anatolievna
Опубликовано

Повторяю: IAS 27 дает право организации предоставлять отдельную финансовую отчетность по своему усмотрению, либо по требованию НПА местных органов.

Где ж это вы нашли такое положение в тандарте 27-м?

Сфера применения стандарта гласит, что он обязателен для применения не только при составлении консолидированной ФО, но даже при составлении отдельной финансовой отчетности материнской компании. Т.е. если какая-либо организация, имеющая дочерние, ассоциированные или совместноконтролируемые организации составляет ФО, то это ФО обязано включать в себя все дочерние, ассоциированные и совместноконтролируемые организации.

27-й стандарт, это стандарт регламентирующий составление ФО материнской организацией, а не остальных, входящих в материнскую (ну если они в свою очередь для кого-то не являются материнской). Т.о. к представительству он не применим. Не может быть у представительства ни дочерних, ни каких-других зависимых организаций.

Представительство - не организация, так как не самостоятельное юр.лицо. Это только часть юр.лица. Для частей возможно представление сегментной отчетности. Но и по форме и по содержание сегментная отчетность - не ФО. Сегментная отчетность - это часть ФО. Т.е. это информация о состоянии и результатах деятельности частей в составе целого. Т.е. расклад целого на части. Отдельно для каждой части также не составляется.

А кооператив - отдельное юр.лицо, а посему может быть признан организацией.

Я не ссылаюсь на письма. Только на Закон о бухучете, НСФО- 2 и МСФО.

А я и не говорила, что вы ссылались. Я просто вспомнила об их существовании. Да и только. Это такая форма изложения (литературный прием), как бы предвосхищающая возможный аргумент.

Почему не полноценна?

Потому что отражает не собственное, потому что отражает не лицо в целом, а только некое подотчетное нечто (расходование предоставленных средств да и только), потому что комплект при всем желании не может быть полным, потому что у представительства нет самостоятельной учетной политики, а учетная политики материнской компании может не совпадать с НСФО, а переложение на НСФО - дорогостоящее и не не нужное материнской компании занятие. Могу еще подумать и найти аргументы. В частности о валюте отчетности.

требованиям НПА (в Казахстане они определены) предоставлять финансовую отчетность

Вот я и говорю, что норму необходимо корректировать.

Составляют же финансовую отчетность кооперативы, которые вообще с точки зрения собственного капитала исключительно неполноценны.

Вот тут вы и не правы. Во первых кооперативы являются самостоятельными юридическими лицами, и в отношении них и ГК, и Закон не имеют противоречий, а МСФО прямо о кооперативах упоминают (организации, чей акционерный капитал не является собственным капиталом, например кооперативы (п.6 IAS 1)).

Кстати, этот же пункт и ограничивает лиц, кому позволено составлять ФО, не имея собственного капитала: те, кто удовлетворяют определению МСФО 32 и те, у кого акционерный капитал не является их собственностью. Представительства ни туда, ни туда не относятся. Во-первых никакой они не финансовый инструмент (исклюительно - расходы), а во-вторых нет у них никакого акционерного (как и паевого, и долевого - никакого) капитала (т.е. никакого уставного капитала).

Таким образом, IAS 1 исключает возможность составления ФО несамостоятельной частью юридического лица.

Лично меня такая отчетность интересует,даже в плане движения денежных средств, остатков по статьям обязательств и активов.

Polin, чтоб получить желаемую вамии информацию не нужно писать ФО на 25-ти листах и заниматься этим в течение месяца-двух. Головные организации получают это оперативно в порядке внутренней отчетности.

Чем так плоха финансовая отчетность для представительства?

Тем что для головной организации это дополнительные затраты, которые ей не нужны. А затратив эти средства она получит документ, котрый никому не нужен. И ей же в первую очередь.

Зачем составлять ФО (пять документов на 25-ти листах), если можно обойтись фактически авансовым отчетом (я утрирую). Что головная компания для себя почерпнет в этой отчетности? Примечания, излагающие принципы учетной политики, которые могут не совпадать с учетной политикой головной организации? Так такую ФО головная организация даже и консолидировать не сможет. МСФО прямо и недвусмысленно закрепляют требование, что консолидировать можно только отчетности, составленные на основе единой учетной политики. Т.е. учетная политика головной организации и представительства, равно, как и дочерних, и ассоциированных, и совместноконтролируемых должны быть идентичны, иначе необходимы дополнитльные затраты на приведение их к единой учетной политике. Ну и кому нужна такая финансовая отчетность, которую ни к какому месту приложить нельзя? А если учесть еще требование о фукциональной валюте и переводе в общую валюту, то новая проблема для головной организации.

Т.е. как ни крути, для головной организации эта финансовая отчетность ничего не дает, кроме лишних и ненужных затрат, которых можно избежать, освободив представительство от составления такой ФО.

Достаточно разработанных стат и налоговых отчетов - и все довольны. И государтсво - оно все знает, что хотело, и головная - нет ненужных затрат.

Кстати, ФО - оно для тех пользователей, которые не могут потребовать большего. Т.е. государтсво к таким пользователям точно не относится. Оно вправе требовать любую отчетность. Так что непонятно, чьи интересы защищает закон, пытаясь заставить представительство составлять ФО?

Опубликовано

Где ж это вы нашли такое положение в тандарте 27-м?

Я его уже цитировала:

IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"

П.3: Настоящий стандарт также следует применять при учете инвестиций в дочерние, совместно контролируемые и ассоциированные организации в тех случаях, когда организация добровольно или в соответствии с местными нормативно-правовыми актами представляет отдельную финансовую отчетность.

В Казахстане такие НПА существуют. Организация сама может внедрить подобные правила, отразив их в учетной политике.

Я не вижу такой большой и глобальной проблемы, как это кажется Вам.

Лично я - не против такой отчетности от представительства за рубежом. Она значительно облегчит работу бухгалтера головного отделения.

Подразделение ведет учет и отчетность - обычная практика.

Во-первых никакой они не финансовый инструмент (исклюительно - расходы), а во-вторых нет у них никакого акционерного (как и паевого, и долевого - никакого) капитала (т.е. никакого уставного капитала).

А я знаю много представительств приносящих исключительно доходы (особенно в части международной перевозки).

Так что все относительно.

Кстати, ФО - оно для тех пользователей, которые не могут потребовать большего. Т.е. государтсво к таким пользователям точно не относится. Оно вправе требовать любую отчетность. Так что непонятно, чьи интересы защищает закон, пытаясь заставить представительство составлять ФО?

Не вижу ничего страшного в этом требовании. Государство не пытается - оно законодательно обязало делать это. Нет никакой крамолы в этом требовании. Аналогичные НПА присутствуют в немецкоми и польском законодательстве. Уверена, что эти страны, для которых МСФО не пустой звук - не просто так определяют подобные нормы. И еще уверена, что в этом они не одиноки.

Татьяна Анатольевна! Вы можете остаться при своем мнении. Ваши суждения мне ясны.

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования