Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Господа, поясните пожалуйста, какими документами регламентируется порядок и перечень предоставления документов подтверждающих расход сумм полученных подотчет.

А вообще, следующая конкретная ситуация.

На оплату нотариальных услуг выданы деньги подотчет. Теперь, что бы отчитаться бухгалтер требует, кроме фискального чека нотариуса, приложить приходник с печатью нотариуса. Нотариусы, соответственно на такие требования реагируют отказом.

В процессе общения со знакомыми выясняется, что в разных организациях, в такой же ситуации, бухгалтерия предъявляет иные требования (только наличие фискального чека).

Опубликовано
а у нас бухгалтерия при принятии авансового отчета требует, помимо фискального чека, предоставить подписанный нотариусом Акт выполненных работ на эту сумму, причем желательно, чтобы в Акте были подробно расписаны все услуги и кому оказаны (обычно говорят при этом - а вдруг ты себе за конторские деньги чо-нить личное у нотариуса удостоверил!)
Опубликовано

Уважаемый Вовун, спасибо что откликнулись на мой вопрос.

Исходя из информации которой мы с вами владеем, можно сделать вывод, что каждый работает как ему вздумается, а хотелось бы уже определиться и определиться таким образом, чтобы было меньше бумаг.

А по поводу нормативной базы регулирующей данную сутуацию, все таки она есть или нет?

Опубликовано

На текущий момент, в связи со всеми изменениями Законодательства, касающихся бухгалтерского учета, в нашей стране основополагающим документом для бухгалтеров является Закон РК "О бухгалтерском учете и отчетности" № 2732 от 26.12.95, и дополнениями № 329-II от 24.06.02г. Эти два основных документа позволяют каждой компании иметь свое положение по ведению кассовых операций, в частности регламентировать отошения между руководством и подотчетным лицом в части : сроков и формы предоставления авансового отчета. Форма авансового отчета тоже может быть разработана и утверждена компанией индивидуально, в соответствии с основными требованиями к первичным документам Закона о бухучете.

Если предприятие не разрабатывает свою форму  авансового отчета, то она использует форму № 286, утвержденную Приказом МФ РК № 548 от 01.12.98года.

Авансовый отчет является основным документом для учета расчетов с подотчетными лицами, представляется согласно сроков (утвержденных на предприятии) с приложенными документами, подтверждающими произведенные расходы.Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. Неиспользованная сумма аванса должна быть возвращена в кассу. В случае невозврата остатка подотчетных сумм, они удерживаются из заработной платы, во время ее очередной ближайшей выдачи, если  только данная задержка (по определению  принципов  учета компании) не оправдана в интересах предприятия (например услуги или покупка товара в стадии исполнения, или задержана по объективным причинам ).

В Вашем случае, Вы имеете дело с нотариусом. Нотариус - не является индивидуальным предпринимателем. Это гражданин, занимающийся нотариальной деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско-правовую ответственность.... и прошедший учетную регистрацию в территориальном органе юстиции.( Закон № 155-1 от 14.07.97 "О нотариате", ст.15)

Деятельность нотариусов освобождена от НДС ( НК РК ст.225 п.4). Всвязи с чем нотариусы не выписывают налоговые счета-фактуры (НК РК ст. 242 п.8 (пп 4). Расчеты с потребителем услуг производятся на основании применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (НК РК ст.546) В соответствии с п.19 Правил прменения ККМ контрольно-кассовый чек должен содержать следующую информацию (наименование налогоплательщика,РНН,заводской номер машины,порядковый № чека, дату и время совершения покупки, сумму покупки, фискальный признак). Для нотариуса это - достаточно. Он освобожден от НДС и не должен выделять такую сумму в чеке. Выдавать Вам  какие либо кассовые квитанции он может лишь при неисправном кассовом аппарате (о чем должен известить). Нотариус не является индивидуальным предпринимателем и не ведет бухгалтерский учет по упрощенной форме. Следовательно, никакого кассового делопроизводства у него не ведется.

Если бухгалтерию Вашей компании не устраивает данный чек, и она хочет конкретизировать свои затраты                  ( стремясь обезопасить себя от ст.104 п.1 НК РК) то в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете, руководствуясь принципами надежности, уместности, осмотрительности (Концептуальная основа отчетности  МФ РК № 542 от 29.10.02), внутренними документами (обоснованый приказ) регламентируется целесообразность получения нотариальных услуг, к которому прикладывается ксерокопия исполненного нотариусом документа, номер и дата лицензии нотариуса.

Требования с Вас иных документов, кроме кассового фискального чека, исполненного документа и номера лицензии бухгалтерия не имеет право.

Ну а по поводу актов выполненных работ (у Вовчика), если нотариус добрый, и ему деньги нужны - он его подпишет. А если он дюже умный, то сошлется на нормы Гражданского Кодекса ст.152 п 1, где сделки, исполняемые при самом их совершении не предусматривают оформления в письменной форме.

Но, впрочем, я не юрист. Может эту сторону вопроса осветят наши правоведы? Как нам, бухгалтерам, выбить от любого предоставителя услуг  письменного подтверждения оных? Какими нормами гражданского права регулируются акты выполненых работ? Я их никогда и нигде в Законе не видела. А акты, регулируемые учетом, относятся лишь к внутренним работам или строительству.

АУУУУУУУУ! Юристы! Отвечайте!!!!!!!!!

Опубликовано

Ну а по поводу актов выполненных работ (у Вовчика), если нотариус добрый, и ему деньги нужны - он его подпишет. А если он дюже умный, то сошлется на нормы Гражданского Кодекса ст.152 п 1, где сделки, исполняемые при самом их совершении не предусматривают оформления в письменной форме.

Но, впрочем, я не юрист. Может эту сторону вопроса осветят наши правоведы?

На практике у меня проблем с этими актами действительно не возникает, ибо обычно ежемесячно приходится удостоверять у нотариусов документов на пятизначные суммы, поэтому нотариусы без проблем подписывают мне эти Акты (себе даже не оставляя экземпляра); бывало даже, когда я их просил (бухгалтерия требовала) выдавали мне налоговые счет-фактуры с указанием в них - "без НДС" :rolleyes:

А вот по поводу ссылки на ст.152 ГК РК......

ИХМО - сам по себе Акт выполненных работ, или какой-нить Акт приема-передачи - это не сделка, так как сами по себе они не устанавливают, не изменяют и не прекращают гражданские права и обязанности; по ним лишь удостоверяется факт исполнения каких-либо обязательств по уже заключенной сделке.....

Опубликовано

Уважаемый Вовун!

В вопросах компьютерной терминологии я - дама дремучая. И потому прошу тебя, как более опытного пользователя, растолковать:

что такое ИХМО, тегов 0, хинты включены...

А еще я не умею цитаты вставлять...

А вот по поводу актов приема работ -  ЮРИСТЫ !!! Дайте ссылки на закон, определяющий их как законный атрибут взаимоотношений, в частности удостоверяющих факт исполнения каких либо обязательств по уже заключенной сделке.

Опубликовано

Уважаемый Вовун!

В вопросах компьютерной терминологии я - дама дремучая. И потому прошу тебя, как более опытного пользователя, растолковать:

что такое ИХМО, тегов 0, хинты включены...

А еще я не умею цитаты вставлять...

ИМХО - это от английского IMHO - "in my humble opinion", по нашему - "по моему скромному мнению"

http://imereb.by.ru/games/c-slang.htm

Цитаты на форуме делать просто:

когда пишите сообщение, нажимаете в графе "Кнопки iB кодов" (третья строка сверху, сразу под "иконками сообщения) кнопку "цитата", вставьте скопированное сообщение, потом ещё раз нажмите кнопку "цитата" и фсё...

Опубликовано
Спасибо Вовун! Благодаря Вам я скоро в совершенстве овладею и компьютерным и офисным слэнгом.
Опубликовано

Уважаемая Polin!

а можно чуток подробнее про такое утверждение:

В случае невозврата остатка подотчетных сумм, они удерживаются из заработной платы, во время ее очередной ближайшей выдачи...

у меня есть сомнения в праве работодателя производить любые удержания из заработной платы работника (помимо налогов и обязательных платежей, установленных законодательно) без соответствующего заявления работника или решения суда.  :rolleyes:

Опубликовано

Александр! Вы хотите, чтобы я умерла от сердечного приступа?  Всегда считала юристов опасными собеседниками...

А еще в памяти стоит фраза Черномырдина, леденящая душу :"Нам никто не помешает перевыполнить наши законы".

Но... шутки в сторону. Согласно положений бухгалтерского учета, суммы, выдаваемые работникам предприятия на командировочные расходы, на приобретение активов, по оплате труда - являются авансовыми платежами, увеличивающими активную сторону взаиморасчетов между предприятием и конкретным лицом. Работник, отчитываясь по полученным авансовым выплатам, заполняет авансовый отчет. Авансовый отчет проверяется в бухгалтерии на предмет арифметики и подлинности подтверждающих документов. Если отчет принят - то (посредством  методов двойной бухгалтерской записи) активная стороная взаиморасчетов между работником и предприятием уменьшается, тем самым увеличивая пассивную сторону - а именно, обязательства предприятия.Суммы, по которым работник не отчитался- считаются пошедшими на его личное потребление.

Помните славные времена социализма, когда мы все получали заработную плату и аванс? Так вот этот самый аванс был к зарплате не в придачу, а на вычет, при окончательном расчете.

Сроки отчета по авансовым платежам в данный момент  регламентируются внутренними положениями предприятия. А в государственных предприятиях - по старому: срок отчета по командировке - не позднее пяти дней, со дня прибытия из командировки. По авансам выданым на хозяйственные расходы - по истечении трех дней.

Опубликовано

Согласно положений бухгалтерского учета, суммы, выдаваемые работникам предприятия на командировочные расходы, на приобретение активов, по оплате труда - являются авансовыми платежами, увеличивающими активную сторону взаиморасчетов между предприятием и конкретным лицом. Работник, отчитываясь по полученным авансовым выплатам, заполняет авансовый отчет. Авансовый отчет проверяется в бухгалтерии на предмет арифметики и подлинности подтверждающих документов. Если отчет принят - то (посредством  методов двойной бухгалтерской записи) активная стороная взаиморасчетов между работником и предприятием уменьшается, тем самым увеличивая пассивную сторону - а именно, обязательства предприятия.Суммы, по которым работник не отчитался- считаются пошедшими на его личное потребление.

Совершенно согласен, уважаемая Polin со всем вышеизложенным, за исключением использования в первом предложении словосочетания "по оплате труда" (полагаю оно использовано Вами, Polin, намеренно :)), а также с существованием последнего предложения полностью!  :rolleyes:

Во первых, наскоько я понимаю, получение работником денег под отчет осуществляется с определенной целью: например, на приобретение активов, оплату работ (услуг), служебные командировки и др.

(для чистоты обсуждения случаи выплаты аванса заработной платы, а равно предоставления работникам займов, пока оставим в стороне)

Осуществив по поручению и в интересах работодателя необходимые расходы, работник составляет авансовый отчет, в котором, среди прочего, указываются назначение аванса (или цель расходов) и подтверждается их целесообразность (руководителем работника).  Дальше - все как Вы описали. Но вот если активная сторона взаиморасчетов с работником по целевым авансам не не полностью погашена отчетом, то это может означать только то обстоятельство, что работник еще остался должен работодателю часть полученных под отчет денег.

И здесь - по поводу последнего процитированного Вашего предложения: Что такое "считаются пошедшими на его личное потребление"? Кем считаются? По какому основанию так считаются?  :smile:

Я убежден, что если работник не полностью отчитался по полученному целевому авансу, то мы остаемся в чистой ситуации наличия задолженности (т.е. не исполненного гражданско-правового обязательства) материально ответственного работника перед работодателем.

Данное неисполненное обязательство работника никоим образом не может быть увязано с оплатой труда работнику (с правом работника на получение сполна и в срок его заработной платы) за исключением одного из двух случаев: (1) если в платежном документе при выплате аванса было указано "аванс заработной платы", (2) если работник попросил работодателя зачесть непогашенный им аванс в качестве части заработной платы.

Во всех остальных случаях, если работодатель пойдет на поводу бухгалтера, утверждающего, что дебет счета 333 (возникший по данному работнику не за счет выплаты аванса заработной платы) можно безо всяких сомнений автоматически списывать за счет кредита счета 681, и удержит сумму подотчета из зарплаты, а работник обратится в суд с требованием о взыскании с работника неполностью выплаченной ему заработной платы...

полагаю с 98%-й вероятностью, что тогда суд согласится с утверждением работника о фактах неисполнения работодателем его обязанностей, установленных ст.ст.70, 76 ЗРКоТ, прямого нарушения работодателем нормы (Sic!) ст.79 ЗРКоТ и постановит о выплате задолженности по зарплате + пеню + моральный ущерб + судебные издержки работника.

При этом, в удовлетворении встречного иска работодателя в части взыскания пени с суммы подотчетной задолженности работника работодателю будет отказано, поскольку суд установит, что несвоевременное погашение подотчета работником произошло по вине работодателя, поскольку он не выплатил своевременно зарплату...

Примерно так...  :smile:

ЗЫЖ сразу прошу прощения за возможно некорректное использование примеров бухгалтерских счетов или проводок - увы, сертификата бухгалтера у меня нет.

Опубликовано

Учетная политика  в условиях работы МСФО, позволяет  предприятию на основе  бухгалтерского суждения, определенного Законом о бухгалтерском учете, рекомендациями и Законами финансовых органов, самостоятельно определять, как вести учет денежной наличности и операций в иностранной валюте, дебиторской задолженности и обязательств, труда и заработной платы, создавать резервы, признавая текущие обязательства и расходы, порядок учета ТМЗ, затрат по займам и прочее...

Порядок учета приема, выдачи, отчетности по денежной наличности подкрепляется соответствующим разделом учетной политики предприятия.Специфика деятельности предприятия вносит свои коррективы в сроки выдачи наличных денег, отчете об их использовании и возвратности. В частности (так было всегда и при  старом учете, и при СБУ, и при МСФО, ничего не изменилось) по предприятию приказом утверждается список лиц, работников предприятия, которые имеют право получать подотчетные суммы. Список предприятия может дополняться и корректироваться сообразно деятельности, текучести кадров и прочих объективных условий. Разрабатывается Положение о подотчетах, в которых прописаны сроки возврата неизрасходованных денежных средств по истечении командировки, закупа, оплаты услуг поставщиков и прочее. Разрабатывается (или принимается уже существующий и рекомендованный ) бланк авансового отчета. Утверждается перечень документов, подлежащий сдаче подотчетным лицом при приобретении какого-либо актива, оплаты гостиницы, телефонных счетов и прочее.. Предусматриваются условия возвратности неиспользованных денежных средств: в частности ,путем взаиморасчетов за счет заработной платы работника в  месяце, являющимся отчетным для подотчетного лица. Данное положение скрепляется подписями работника с одной стороны, и руководителя, юриста и главного бухгалтера с другой стороны. Наши юристы квалифицируют данное Положение  как конкретизация ст.91 п.3 Закона № 493-1 от 10.12.99г. Под ценностями подразумеваются денежные средства, под разовыми документами - расходный кассовый ордер. Нормы Закона понимаем буквально.Так же, руководствуются нормами Приказа Минтруда и соцзащиты № 38-П от 15.10.2004г, где отмечено, что содержание договора от Труде, предложенного в Законе, носит рекомендательный характер и может определяться самостоятельно по соглашению сторон с учетом специфики, отраслевых особенностей производства, конкретных задач...., а так же материально-финансовых возможностей работодателя. В обязательном порядке включены в Договор пункты ст. 7,8 и 9. Закона о труде РК". Положение о подотчете подкреплено положениями статьи 89, в частности о возмещении вреда в добровольном порядке.

Согласно терминологии аванс- денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая вперед в счет условных платежей или предстоящих расходов.

До сих пор не могу вставлять цитаты, но вот по поводу Вашего высказывания о моем умышленном использовании словосочетании:

привожу ДОСЛОВНО: 333 счет (активный). Назначение: учет сумм задолженности работников и других лиц по авансовым платежам, выплаченным организацией своим работникам по оплате труда (услуг), командировочным и другим расходам, выданным в подотчет деньгам на приобретение активов, а так же сумм требований по возмещению материального ущерба причиненного организации работником и другими лицами.(Постановление правления НБ РК от 01.09.03 № 324).

Согласно утвержденным методическим рекомендациям по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета Корреспонденция счетов типовых операций по Генеральному плану счетов бухучета финхоздеятельности субъектов (приказ МФ РК № 441 от 29.12.2003, и в соответствии с п.5 ст.3 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности"):

ДОСЛОВНО:

- удержания из заработной платы в счет возмещения причиненного им ущерба,подотчетных, а так же сумм выданных займов работнику-заемщику:

Дт - 681

Кт -333,727

При составлении данной корреспонденции министерство руководствовалось положениями МСФО, принятыми государством.

А что такое ЗЫЖ?

Опубликовано

жму Вашу руку, уважаемая Polin!  :rolleyes:

только я говорил о невозможности удержания непогашенного подотчета из зарплаты только при условии несогласия с этим работника!

но если в Вашей компании, действительно,

... Положение о подотчетах ...  Предусматриваются условия возвратности неиспользованных денежных средств: в частности ,путем взаиморасчетов за счет заработной платы работника в  месяце, являющимся отчетным для подотчетного лица. ... скрепляется подписями работника ...
то можно утверждать, что Ваш работник-подотчетник своей подписью изъявил свое согласие с возможностью погашения подотчета за счет его зар.платы.

в связи с чем - честь и хвала юристам Вашей компании!  :smile:

при этом, я не считаю существенными в данном вопросе и непосредственно относимыми к нему раскрытые Вами положения "учетной политики  в условиях работы МСФО", поскольку здесь важно только одно: работодатель всегда должен иметь возможность доказать, что сполна и в срок исполнил свою установленную ЗРКоТ обязанность по оплате труда работника.

Подписанное Вашим работником согласие на удержание сумм подотчета из его зарплаты оставляет работодателю такую возможность.

но если такого согласия работника нет - никакая учетная политика и никакой внутренний акт работодателя, не согласованный с конкретным работником, не может позволить производить удержания целевых (не зарплатных) авансов из ЗП.

это только моя позиция. полагаю, она единственно соответствует законодательным нормам.  :bum:

кстати, а почему Вы цитируете Постановление правления НБ РК от 01.09.03 № 324? У Вас финансовая организация?

я уточняю так, поскольку в методических рекомендациях по применению типового плана счетов (приказ МФ РК от 29 декабря 2003 года N 441) для счета 333 не указано отражение задолженности работников по оплате их труда:

333 "Задолженность работников и других лиц", на котором учитываются операции, связанные с наличием и движением дебиторской задолженности работников и других лиц по:

- выданным в подотчет деньгам на приобретение активов, оплате работ (услуг), служебным командировкам и другие;

- предоставленным работникам займам и расчетам за товары, приобретенные ими в кредит, а также расчеты по возмещению материального ущерба (недостача, хищение, порча и другие), причиненного организации работником и другими лицами;

гм... что-то второй абзац в этой цитате хромает ...

наверное должно быть так: "...задолженности работников и других лиц по:

- полученным в подотчет деньгам на приобретение активов, оплату работ (услуг), служебные командировки и другие цели..."   :smile:

В общем, imho, это не важно. думаю, что выданные авансы по оплате труда работников должны учитываться на оидельном субсчете счета 333. (только прошу меня не пинать за эти "бухгалтерские рассуждения" - в них я не силен :pray: )  

'ЗЫЖ' - это 'PS:' (регистр клавиатуры в латинницу не переключился)

Опубликовано

Саша! Умеете вы возбудить женщину...... на мозговую деятельность. Мне нравятся наши полемики. Нам обоим они полезны. Я- образована, вы- чертовски образованы. Что еще нужно для создания совместного финансово-правового тандема? Ну а по поводу подотчетов - я не Америку открыла. Так было и при белых, и при красных. Как говорится ныне и присно и во веки веков.И кстати... такая практика применяется практически повсеместно, даже на загнивающем Западе.

Ну а так, как я не сильна в юристпруденции, а если буду докапываться до сути, то боюсь упустить детали, у меня к Вам встречный вопрос. У одного моего знакомого несчастье - на предприятии (ЖД) во время смены отрезало ноги. С чего ему начать переговоры с работодателем? На что он должен расчитывать? На что он может расчитывать? Каких подводных камней стоит  опасаться? Ваш интеллект и внимание к деталям внушают доверие. Можете ответить на электронный адрес.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования