Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

1. Индивидуальный предприниматель отчитывается в налоговые органы в общеустановленном порядке. Налоговый комитет требует подачи расчета текущих платежей по корпоративному ПН. Прав ли НК?

2. Как правильно рассчитывается подоходный налог, подлежащий уплате по результатам года (тоже ЧП)?

Спасибо заранее. :smile:

Опубликовано

Статья из журнала "Бухгалтер и налоги" № 3 сентябрь месяц 2002 г. (www.bin.kz)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

Согласно действующему законодательству налогоплательщики ( в том числе и индивидуальные предприниматели) имеют право выбора порядка исчисления и уплаты налога в общеустановленном порядке или в упрощенном режиме налогообложения. В налоговом кодексе введено понятие «Специальный налоговый режим» , по которому

для субъектов малого бизнеса устанавливается упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога , корпоративного или индивидуального подоходного налога.

Специальный налоговый режим может быть представлен на основе :

1. разового талона- если деятельность носит эпизодический характер , т.е. не более90 дней, и не применяется наемный труд. Физические лица использующие разовый талон в качестве предпринимателей не регистрируются и не платят социальный налог. Стоимость разовых талонов определяется на основании среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода и других подобных факторов ..

2. патента - если не применяется наемный труд ,а доход за год не превышает 1млн.тенге. Физическое лицо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и согласно поданного заявления с указанием вида деятельности получает Патент на срок от 1-12 месяцев. Необходимо учитывать тот факт , что патент недействителен без предъявления свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Стоимость патента уплачивается равными долями в виде индивидуального и социального налогов и определяется в размере 3% к заявленному доходу, если фактический доход окажется больше, то в течении 5 дней производится перерасчет с доплатой.

3. упрощенной декларации- при соблюдении следующих условий

· для индивидуальных предпринимателей - предельная среднесписочная численность работников составляет 15 человек, включая самого предпринимателя, а доход не превышает 4,5млн.тенге

· для юридических лиц - предельная среднесписочная численность работников составляет 25 человек, а предельный доход – 9,0млн.тенге

Исчисление налогов производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налогов:

для индивидуальных предпринимателей

Доходы за квартал Ставка

По 1500,0 тыс. тенге | 4 процента с суммы дохода

Свыше 1500,0 тыс. тенге по 3000,0 60,0 тыс. тенге + 7 процентов с суммы дохода, превышающей 1500,0тыс.тенге

Свыше 3000,0 тыс. тенге 165,0 тыс. тенге + 11 процентов с суммы дохода, превышающей 3000,0тыс.тенге

3. Доход юридического лица подлежит обложению по

следующим ставкам:

Доходы за квартал Ставка

По 1500,0 тыс. тенге 5 процента с суммы дохода

Свыше 1500,0 тыс. тенге по 3000,0 75,0 тыс. тенге + 7 процентов с суммы дохода, превышающей 1500,0тыс.тенге

Свыше 3000,0 тыс. тенге по 4500,0тыс.тенге 180,0 тыс. тенге + 9процентов с суммы дохода, превышающей 3000,0тыс.тенге

Свыше 4500,0 тыс. тенге по 6500,0тыс.тенге 315,0 тыс. тенге + 11процентов с суммы дохода, превышающей 4500,0тыс.тенге

Свыше 6500,0 тыс. тенге 535,0 тыс. тенге + 13процентов с суммы дохода, превышающей 6500,0тыс.тенге

Среднесписочная численность 7=(7+5+9)/3 =167755 680000

Доход за налоговой период представляет собой фактический доход без НДС ,состоящий из всех видов доходов ,полученных на территории РК и за его пределами, за исключением доходов , ранее обложенных налогом, при обязательном наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты,

Например: За 1 квартал 200хг. Предпринимателем , работающим по упрощенной декларации ,получен доход в январе –180,0т.т., феврале –275,0 т.т. , марте-225,0т.т Всего в сумме 680,0 т.т.,

Сумма ,исчисленного налога=27200 тенге= 680000*4%

Сумма индивидуального (корпоративного) подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 13600 тенге =27200*0,5

И сумма социального налога 13600 тенге=27200*0,5

Упрощенная декларация представляется в налоговой орган ежеквартально не позднее 10 числа ,а уплата в бюджет начисленных налогов производится в срок не позднее 15 числа месяца ,следующего за отчетным налоговым периодом. В нашем случае предприниматель должен представить декларацию до 10 апреля ,а уплатить налог до 15 апреля.

Для того ,чтобы заинтересовать предпринимателя, использующего специальный налоговой режим на основе упрощенной декларации, в увеличении заработной платы наемным работникам ст.377 п.4 Налогового Кодекса предусмотрена корректировка суммы налога ,подлежащего уплате в бюджет.

Если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного периода составила не менее трехкратного минимального размера месячной заработной платы, установленного законодательным актом Республики Казахстан (с 1 января 2002 года: минимальный размер месячной заработной платы - 4 181 тенге ), т.е.12543тенге =4181*3

то сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников.

Например:

месяц Кол-во работников Зарплата за отчетный период Доход за налоговой период Среднемесячная зарплата

Январь 7 56000 180000 8000

Февраль 5 36000 275000 7200

март 9 73000 225000 8111

Среднесписочная численность 7=(7+5+9)/3

И Т О Г О 167755 680000

Сумма ,исчисленного налога=27200= 680000*4%

Среднемесячная зарплата на 1наемного рабочего=(8000+8111+7200) / 3

= 7770,3тенге ,так как среднемесячная зарплата не превысила 12543тенге ,следовательно корректировка не применяется.

Рассчитаем налог по аналогичной ситуации, но изменим среднемесячную зарплату на 1 наемного рабочего ,допустим она составит 14000 тенге, так как среднемесячная зарплата больше ,чем 12543тенге ,то можно уменьшить налог на 1,5% по каждому наемному работнику =Сумма налога* количество наемных работников*1,5%= 27200*7*0,015=2856

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по упрощенной декларации в нашем примере составит 24344 тенге. =27200-2856

Сумма индивидуального (корпоративного) подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 12172 тенге =24344*0,5

И сумма социального налога 12172 тенге=24344*0,5

При превышении предельной среднесписочной численности корректировка производится только на предельную среднесписочную численность

Например: Доход юридического лица составил 3500,0тыс.тенге, следовательно начислен налог по ставке в сумме 225,0тыс.тенге =180,0+ (3500-3000)*9%

Среднесписочная численность - 30 наемных работников,

среднемесячная зарплата составила 14000тенге,

что превышает трехкратный минимальный размер установленной зарплаты .

Учитывая, что количество работников превысило допустимую норму, корректируем

Только на предельную ,т.е. на 25 человек.

225000*25*1,5%=84375 – сумма корректировки

225000-84375=140625- сумма начисленного налога после корректировки

Соответственно , социальный налог в бюджет =70313тенге

и корпоративный налог к перечислению 70313 тенге =140625*0,5

При превышении предельного размера дохода, производится исчисление сумм налога отдельно с предельной суммы дохода и с фактически полученной суммы. Разница между данными суммами налога подлежит уплате в бюджет без корректировки .

Например: предпринимателем получен доход в сумме 5500,0 тыс.тенге, что превышает установленный предел на 1000,0тыс.тенге

(5500000-3000000)*11%+165000=440000 тенге

сумма налога с дохода, превышающего предельную сумму дохода=440000-(4500000-3000000)*11%+165000=110000

сумма налога подлежащая в бюджет= 44 0000-(440000-110000)*15( предельное кол-во работников)*1,5%=365750

в том числе подоходный налог 182875 тенге

социальный налог 182875 тенге

В случаях несоответствия перечисленным условиям или добровольном выходе из специального налогового режима налогоплательщик переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

юридические лица, имеющие филиалы,

представительства;

2) филиалы, представительства;

3) дочерние организации юридических лиц и зависимые

акционерные общества;

4) налогоплательщики, имеющие иные обособленные

структурные подразделения в разных населенных пунктах.

Специальный налоговый режим не распространяется на

следующие виды деятельности:

производство подакцизной продукции;

консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;

реализация нефтепродуктов;

сбор и прием стеклопосуды;

недропользование;

лицензируемые, за исключением:

медицинской, врачебной и ветеринарной;

производства, ремонта и строительных работ по

газификации жилых коммунально-бытовых объектов;

проектирования, монтажа, наладки и технического

обслуживания средств охранной, пожарной сигнализации и

противопожарной автоматики;

производства и реализации противопожарной техники,

оборудования и средств противопожарной защиты;

монтажа, ремонта и обслуживания пассажирских лифтов;

изготовления, производства, переработки и оптовой

реализации средств и препаратов дезинфекции,

дезинсекции, дератизации, а также видов работ и услуг,

связанных с их использованием;

международных перевозок пассажиров и грузов

автомобильным транспортом;

изготовления и реализации лечебных препаратов;

проектно-изыскательских, экспертных,

строительно-монтажных работ, работ по производству

строительных материалов, изделий и конструкций;

розничной реализации алкогольной продукции.

Упрощенная декларация подписывается и заверяется руководителем и главным бухгалтером. Налоговая отчетность принимается без предварительного камерального контроля. В связи с этим необходимо соблюдать соответствие данных учета и данных отраженных в декларации.

В соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 26 декабря 1995 №2732 « О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на субъектах малого предпринимательства возлагается на его руководителя.

Е. Радаева

[ 08 Октябрь 2002: Сообщение отредактировано: Аудитор ]

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования