Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Уважаемые юристы, как вам такая ситуация:

Фирмы C, D, Е являются учредителем фирмы А. По их заданию фирма А заключает договор с иностранной фирмой В на получение по эл.почте информации каждую неделю. Эта информация затем рассылается фирмам C, D, Е, с которыми также заключены соответствующие договора.

Реально, C, D, Е являются членами фирмы В, но если платить членские взносы (сумма немалая), то делать это по нашим законам можно только с прибыли, что для наших C, D, Е невыгодно. Поэтому они заключают контракты с фирмой А, что она поставляет им информацию. А фирма А заключает контракт с фирмой В, что та поставляет информацию фирме А.

Не выгодно во всем этом - налоги. При перечислении денег от C, D, Е в фирму А - 15% уходит на НДС. Оставшуюся сумму фирма А перечисляет фирме В. С этой оставшейся суммы либо фирма В (т.к. получает доход из РК), либо фирма А должны выплатить корпоративный налог. Итого получается, что от первоначально собранной фирмой А суммы одна треть уходит на налоги. Причем у себя в стране фирма В не облагается никакими налогами.

Как быть? Как уменьшить сумму налогов? И нужно ли их вообще выплачивать, имеется ввиду корпоративный налог?

Заранее спасибо

Опубликовано
Если по решению учредителей - трех юрлиц- фирма А покупает информацию у  фирмы В, а ею пользуются в том числе и сами учредители самостоятельно, не целесообразнее ли  урегулировать эти отношения (учредителей и фирмы) условиями учредительного договора и не заключать прямые договора с фирмой В? :writer:
Опубликовано

Глория, я не совсем поняла - переделать учредительный договор что ли? Каким образом? Чей учредительный договор?

Извините, за тугодумство...

Опубликовано

Как быть? Как уменьшить сумму налогов? И нужно ли их вообще выплачивать, имеется ввиду корпоративный налог?

В ВАшей ситуации, хоть 10 фирм подвяжите - взаимоотношения по налогам с нерезидентом сложатся лишь с одной из них - конкретно имеющей взаимоотношения по услугам.

Не очень понятно, какой вид работ оказывается: какой внешне экономический договор исполняете? Как учитываете полученные услуги, с каким иностранным Государством работаете, есть ли между нашими Государствами Конвенция об избежании двойного налогообложения?

Детализация информации вида деятельности, и методы ее осуществления,  а не количества привязаных к ней сторон  целесообразно рассмотреть в данном вопросе.

Опубликовано

Полин,

вид оказываемых услуг - рассылка информации по электронной почте; международная организация их готовит и фирме А высылает;

как учитываем полученные услуги - простите, не совсем поняла вопрос;

работаем с международной организацией, штаб-квартира которой находится в Швейцарии;

про наличие Конвенции между нашими гос-вами ничего не знаю.

Пояснила ли я хоть немного ситуацию?

Опубликовано

Принимая во внимание Вашу информацию, я делаю вывод, что:

Фирма «А» – резидент РК

Фирма «В» - нерезидент РК

Между двумя этими фирмами заключен договор на предоставление информационных услуг.

Данные доходы не входят в перечень статьи 178 НК РК, и не подлежат обложением налога у источника выплаты, согласно  ст.179 п.3:

Налогообложению у источника выплаты не подлежат:

9) доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, не указанные в подпункте 2) статьи 178 настоящего Кодекса.

Но они подлежат обложению НДС, согласно НК РК ст.215 п.2:

2. Местом реализации работ, услуг признается место:

по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

консультационных, аудиторских, инжиниринговых, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных услуг

, а также услуг по обработке информации;

Опять таки, необходимо конкретизировать, какую именно информацию получает фирма «А»-это информация в чистом виде, независимо от резидента РК, или ее обработка по заказу.

В такой ситуации есть шанс не платить и НДС за нерезидента- вид услуг определяет в данном случае налог. В любом случае, если даже  фирма «А» заплатит НДС за нерезидента, то, согласно 221 НК РК п.5:

Платежный документ или документ, выданный налоговым органом по форме, установленной уполномоченным государственным органом, подтверждающий уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 235 настоящего Кодекса.

Статья НК РК 235 это подтверждает:

1. Если иное не предусмотрено настоящей главой при определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие условия:

4) в случаях, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса, исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Так что этот НДС Вами не потерян, заплатив его, Вы сразу ставите сумму оплату в зачет по платежам данного вида налога. И ничего не теряете.

Продавая данные услуги фирмам С-Д-Е один к одному  нового налога не возникает. НДС, уплаченный за нерезидента, отнесен в зачет, перекрыв начисление от оборота по себестоимости. По данной сделке имеем только потери в виде НДС в чистом виде. А это 15%, не больше.    

Дальше – не понятно, Фирмы С-Д-Е  какие должны платить членские взносы? И кто они: резиденты – нерезиденты?  

На каких условиях производится реализация им информации от фирмы «А», предусмотрена ли наценка при реализации? Почему не рассматриваете сумму наценки от головного поставщика услуг – фирмы «В», если в случае работы с ними предусматривается только затрата в размере 15%? А при наценке непосредственно в РК – будет и дополнительный НДС и корпоративный налог 30%.  Вся сумма налога целесообразнее рассматриваема именно при первичной продаже информации швейцарцем, если он не платит никаких налогов у себя в государстве.

Опубликовано

Полин, спасибо за подробный ответ. Извините за молчание - была в командировке.

Вот что мой бухгалтер написал в ответ на Ваше сообщение:

1.Доходы в форме роялти, получаемые от резидентов РК, признаются доходами нерезидента из источника в РК (Согласно пп.9, ст.178 Налогового кодекса) и подлежат налогообложению у источника выплаты без осуществления вычетов по ставке 20%. (Согласно п.1, ст.179, пп.5,ст.180)

Фирма В является нерезидентом РК. И также нерезидентом Швейцарии, где располагается ее штаб-квартира. Фирма В - международная организация, типа ООН, например. И вроде как, раз нерезидент Швейцарии, то не попадает на применение Конвенции о двойном налогообложении.

2. Согласно Правилам администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения, утвержденных приказом МФ РК № 469 от 3.10.02г., налоговый агент при выплате доходов нерезиденту обязан удержать и перечислить подоходный налог в бюджет в порядке, установленном ст.179-181 НК РК.

3. НК в ст.178 дает понятие дохода нерезидента из каз.источника, согласно которой доход нерезидента, получаемый от информационных услуг, независимо от места фактического оказания таких услуг признается доходом из каз.источника. Согласно письму МГД РКот 24.05.02 № ДМН-2-216/5150 "информационные услуги" - это информация о сведениях, явлениях, процессах, фактах, событиях - независимо от формы их предоставления. Поэтому формирование и передача таких сведений считается инф.услугой и подлежит налогообложению.

Полин и другие господа юристы! Что вы думаете об этой ситуации? Можно ли как-то сократить размер налога? Или как-то по-другому оформить отношения в фирмой В?

Опубликовано

Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 года № 209-II (Налоговый кодекс) за период действия с 2001 года претерпел существенные изменения, которые были внесены Законами РК, а именно:

Законом РК от 21.03.02 г. № 310-II;

Законом РК от 21.03.02 г. № 312-II;

Законом РК от 23.11.02 г. № 358-II;

Законом РК от 08.01.03 г. № 375-II;

Законом РК от 13.03.03 г. № 394-II;

Законом РК от 16.05.03 г. № 416-II;

Законом РК от 04.07.03 г. № 475-II;

Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II;

Законом РК от 29.11.03 г. № 500-II (см. сроки введения в действие);

Законом РК от 29.12.03 г. № 512-II;

Законом РК от 18.03.04 г. № 537-II (введен в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования);

Законом РК от 05.07.04 г. № 568-II (см. сроки введения в действие);

Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года);

Законом РК от 13.12.04 г. № 11-III (см. сроки введения в действие);

Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года);

Законом РК от 28.12.04 г. № 24-III (см. сроки введения в действие);

Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III.

И сам документ к руководству принимался в следующих редакциях:

редакция, действовавшая до внесения изменений от 21.03.02 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 23.11.02 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 08.01.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 13.03.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 16.05.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 04.07.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 10.07.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 29.11.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 29.12.03 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 18.03.04 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 05.07.04 г.; от 22.10.04 г.; 13.12.04 г.; 20.12.04 г.

редакция, действовавшая до внесения изменений от 15.04.05 г.

Ваш бухгалтер представляет на рассмотрение письмо № ДМН-2-2-16/5150 от 24 мая 2002 года, которое толкует положения кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений от 21.03.2002 года, и статья 178 в части пункта 2 имела вид:

Статья 178. Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

2) доходы, получаемые от управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, маркетинговых, юридических (за исключением адвокатских), агентских, информационных услуг, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, и связанных с таким постоянным учреждением, независимо от места фактического оказания услуг;

Информационные услуги присутствуют в данной статье, как доходы, которые рассматриваются вне зависимости от места оказания услуг.

На сегодняшний день и в сегодняшней редакции данная статья  в части пункта 2 имеет вид:

Статья 178. Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

2) доходы, получаемые от управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением адвокатских), услуг по сопровождению и поддержке программных продуктов, услуг, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, и связанных с таким постоянным учреждением, независимо от места фактического оказания услуг;

Как видите, информационные услуги, ровно, как и маркетинговые, из данной статьи исключены, и рассматривать Ваше налогообложение в контексте представляемого Вами письма не имеет никакого практического смысла.

Закон хорошо прописан и в первом о во втором случае. Не нужно даже письма Налогового комитета, чтобы определить такого рода условности.

А для того, чтобы квалифицировать налогообложение в рамках Конвенции об устранении двойного налогообложения – нужно знать конкретно, кто и с кем данный договор заключил, статус одной из сторон договора, с  точки зрения осуществления деятельности на территории РК, конкретно обозначенный предмет договора.

В связи с чем, свой  ответ на Ваш вопрос я оставляю в первичном варианте.

Опубликовано

:eek:  Кстати, Lancome, а почему Вы с бухгалтером пишете  еще и про роялти в своем последнем сообщении? По-моему данный вид дохода Вы на обсуждение не выносили.....

Или я Вас не правильно понимаю? Что за доход получает Ваш нерезидент: доход от роялти ИЛИ доход от оказания информационных услуг?

Опубликовано

Уважаемая Полин, как всегда, дает четкий и квалифицированный ответ. Но так как обсуждение еще не закончено, также хотел бы присоединится к нему.

Из разъяснений Полин ясно, что  правоотношения между С, D, E  и А не имеют определяющего значения (вопрос об удержании КПН у источника выплаты возникает только у компании А, а НДС - каскадный налог и его оптимизации в данной ситуации принципиально не зависит от конечного налогоплательщика). Следовательно, все сводится к оптимизации отношений между компаниями А и В.    

Уважаемая Полин уже полностью дала ответ по поводу письма МГД. Добавлю только, что письма налоговых органов, это только РЕКОММЕНДАЦИЯ, которые хоть на практике и носят силу указаний, но не имеют юридической силы и их нужно учитывать только до определенных пределов  

Таким образом, необходимо получить более полную информацию о предоставляемых компанией В информационных услугах. Например, как справедливо заметила Полин, непонятно откуда здесь возникает роялти?  

Также нужна дополнительная информация о компании В в связи с применением Конвенции. Хорошо, компания В нерезидент Швейцарии, но тогда какого государства она резидент? Возможно, с этим государством у РК также есть Конвенция.

Кроме того, не совсем ясен статус компании В - является ли она специфическим международным ПУБЛИЧНЫМ образованием (типа ООН) или это транснациональная КОММЕРЧЕСКАЯ компания? Вопрос важный, так как в отношении таких организаций как ООН заключаются отдельные международные договора, которые могут регулировать в том числе и налоговые правоотношения и имеют приоритет перед национальным законодательством, включая Налоговый Кодекс.

Опубликовано

Ну раз требуются более конкретные разъяснения, давайте попробуем. Фирма А - казахстанское НПО. Фирма В - агентство международных  новостей (типа нашего Интерфакса или Kazakhstan today).

Фирма А покупает у фирмы В новости, которые получает от фирмы В по эл.почте.

Фирма В - не резидент никакой страны. Ее штаб-квартира находится в Швейцарии (уж не знаю по каким соображениям). Но в этой самой Швейцарии фирма В не платит никаких налогов. Скорее ее действительно можно назвать "международным ПУБЛИЧНЫМ образованием", чем "транснациональной КОММЕРЧЕСКОЙ компанией".

По поводу роялти. Ответ моего бухгалтера просто "убил" меня. Она считает, что роялти - это новшество, открытие. А т.к. мы получаем НОВОСТИ, то это и есть новшество открытие. Кошмар! Хоть бы у меня сначала спросила, прежде чем делать такие трактовки!

Уважаемые господа юристы, если требуются еще какие-либо уточнения - я готова ответить.

Опубликовано

Скорее ее действительно можно назвать "международным ПУБЛИЧНЫМ образованием", чем "транснациональной КОММЕРЧЕСКОЙ компанией".

Единственное, что нужно знать сейчас для квалифицированного ответа - это статус фирмы, поставщика услуг.

Но Вы нам его так и не даете.

Вам нужно точно охарактеризовать ее, в противном случае нет зерна для размышления.

Для сведения:

Транснациональная корпорация - корпорация, которая владеет производственными подразделениями в других странах, производит и продает свою продукцию за границей.

Страна базирования - страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.

Принимающие страны - страны, в которых размещена собственность ТНК.

Международное производство - зарубежная собственность ТНК.

Если это транснациональная корпорация - то она явно резидент какого - либо государства, так как по сути своей является обычной коммерческой структурой, платящей налоги.

Если это международное объединение - нужно название, для того, чтобы удостовериться, что данное объединение в списке организаций, деятельность которых регулируется международными договорами, и разрешена Казахстанским Правительством.

В любом случае, если это ТНК - то вариантов изменить налогообложение у Вас не много - единственный: выяснить резидентство, и при удачном раскладе (если существует Конвенция между РК и страной резидента ТНК), воспользоваться положениями Конвенции.

Опубликовано
Если фирма В это информационное агенство, то и речи не может быть о ее международном публичном статусе. Мне кажется, что у Вас неверная информация об отсутствии резидентства у фирмы В вообще. Если можно, пусть они предоставят доказательство такого факта - это будет уникальный случай в мировой истории налогообложения!!!
Опубликовано

Данияр, Вы правы. Я тут понадеялась на своего "умного" бухгалтера, и не касалась этих вопросов. А сейчас занялась вплотную и сама этой проблемой и вижу, что много мой бухгалтер трактует не так как надо.

Действительно, фирма В имеет резидентство. Она - резидент Швейцарии. Она имеет освобожденный налоговый статус в своей стране, т.к. является общественной организацией и живет на членские взносы. Полин, об этом статусе Вы спрашивали?

Опубликовано

Есть такая Конвенция:

Конвенция между Республикой Казахстан и Швейцарским Федеральным

Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на

доход и капитал

(г. Берн, 21 октября 1999 г.)

Ратифицирована:

Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. N 64-II

О ратификации Конвенции между Правительством Республики Казахстан и

Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в

отношении налогов на доход и на капитал и Протокола к Конвенции между

Правительством Республики Казахстан и Швейцарским Федеральным

Советом об избежании двойного налогообложения в отношении

налогов на доход и на капитал

С протоколом по положениям статей 7,10.11,12.

Вступила в силу:

Налоговиков специально уведомили:

Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 14

декабря 2000 г. N ДМН-2-1-14/11232

О вступлении в силу Конвенции

Налоговым комитетам по областям

и гг. Астана, Алматы

Министерство государственных доходов Республики Казахстан, сообщает, что Конвенция между Правительством Республики Казахстан и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложении в отношении налогов на доход и на капитал и Протокол к Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал, совершенные в Берне 21 октября 1999 года, вступили в силу 24 ноября 2000 года.

Текст Конвенции и Протокол размещен на сайте Министерства государственных доходов Республики Казахстан.

При этом сообщаем, что необходимо уведомить об этом нижестоящие налоговые органы.

Так что изучайте, и применяйте.

Опубликовано

Полин, спасибо большое, будем изучать... :confused:

Данияр, ну не оправдали мы Ваших ожиданий :D , извините. Но и Вам - большое спасибо!

Опубликовано

Принимая во внимание Вашу информацию, я делаю вывод, что:

Фирма «А» – резидент РК

Фирма «В» - нерезидент РК

Между двумя этими фирмами заключен договор на предоставление информационных услуг.

Данные доходы не входят в перечень статьи 178 НК РК, и не подлежат обложением налога у источника выплаты, согласно  ст.179 п.3:

Налогообложению у источника выплаты не подлежат:

9) доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, не указанные в подпункте 2) статьи 178 настоящего Кодекса.

Но они подлежат обложению НДС, согласно НК РК ст.215 п.2:

2. Местом реализации работ, услуг признается место:

по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

консультационных, аудиторских, инжиниринговых, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных услуг

, а также услуг по обработке информации;

Опять таки, необходимо конкретизировать, какую именно информацию получает фирма «А»-это информация в чистом виде, независимо от резидента РК, или ее обработка по заказу.

В такой ситуации есть шанс не платить и НДС за нерезидента- вид услуг определяет в данном случае налог. В любом случае, если даже  фирма «А» заплатит НДС за нерезидента, то, согласно 221 НК РК п.5:

Платежный документ или документ, выданный налоговым органом по форме, установленной уполномоченным государственным органом, подтверждающий уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 235 настоящего Кодекса.

Статья НК РК 235 это подтверждает:

1. Если иное не предусмотрено настоящей главой при определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие условия:

4) в случаях, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса, исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Так что этот НДС Вами не потерян, заплатив его, Вы сразу ставите сумму оплату в зачет по платежам данного вида налога. И ничего не теряете.

Продавая данные услуги фирмам С-Д-Е один к одному  нового налога не возникает. НДС, уплаченный за нерезидента, отнесен в зачет, перекрыв начисление от оборота по себестоимости. По данной сделке имеем только потери в виде НДС в чистом виде. А это 15%, не больше.    

Дальше – не понятно, Фирмы С-Д-Е  какие должны платить членские взносы? И кто они: резиденты – нерезиденты?  

На каких условиях производится реализация им информации от фирмы «А», предусмотрена ли наценка при реализации? Почему не рассматриваете сумму наценки от головного поставщика услуг – фирмы «В», если в случае работы с ними предусматривается только затрата в размере 15%? А при наценке непосредственно в РК – будет и дополнительный НДС и корпоративный налог 30%.  Вся сумма налога целесообразнее рассматриваема именно при первичной продаже информации швейцарцем, если он не платит никаких налогов у себя в государстве.

а как же статья п1 и п23 ст178, я думаю обложение подоходным налогом имеет место

Опубликовано

Мы рассматриваем доходы нерезидента которые не связаны с местом фактического оказания услуг. А это только пункт 2 статьи 178. Под его условиями, с набором работ и услуг предусмотренных только этим пунктом.

Остальные виды услуг рассматриваются как :

доходы нерезидентов из источникав В республике Казахстан. Начало статьи 178. Территориальная принадлежность по отношению к рассматриваемым доходам Кодексом определена.

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования