Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Выборы и Интернет


Гость Ольга Каплина

Рекомендуемые сообщения

Гость Ольга Каплина

Здравствуйте, уважаемые юристы. Поясните, пожалуйста. Это первые в Казахстане выборы после принятия закона, приравнявшего все Интернет ресурсы к СМИ. Значит ли это, что на любой Интернет-ресурс тоже распространяются все правила, по которым работают СМИ во время предвыборной кампании? На блоги? на микро-блоги? Кто тогда СМИ - платформа? Она должна соблюдать правила? подать сведения о расценках в ЦИК? или отдельный блогер? А если кандидат ведет блог будет ли он считаться работником СМИ? Может он вообще блог вести и агитировать за себя? А если один кандидат блоггер, должна ли платформа другому кандидату предоставлять право стать блогером. В ЦИКе нам сказали, что отдельных правил для Интернет-ресурсов нет. Распространяется ли правило про опросы на голосования в Интернете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут нам кстати будет субботний материал из КП.

Для начала взглянем на него.

Предвыборная агитация через средства массовой информации

Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации.

Предвыборная агитация – деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата в Президенты Республики Казахстан (далее – кандидата) (пункт 1 статьи 27 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон о выборах).

Предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:

1) призывы голосовать за или против кандидатов;

2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов, в част¬ности, указание на то, за какого из кандидатов будет голосовать избиратель;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

2) военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям (пункт 4 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, если иным кандидатам не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях (пункт 5 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Агитационные материалы всех кандидатов в Президенты Республики Казахстан могут размещаться в средствах массовой информации только с 3 марта по 1 апреля (24 часа) 2011 года (пункт 2 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения влечет административную ответственность по статье 99 Кодекса об административных правонарушениях, отказ в регистрации или отмену решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Казахстан (подпункт 3) пункта 7 статьи 59 Конституционного закона), а также отказ в регистрации избранного лица (подпункт 2) пункта 2 статьи 66 Конституционного закона о выборах).

Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации (пункт 2 статьи 28 Конституционного закона о выборах).

В день выборов и предшествующий ему день публикация (выход в эфир) агитационных материалов в средствах массовой информации запрещается (пункт 2 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, должен быть одинаковым для всех кандидатов.

Редакция средства массовой информации отказывает в публикации (выпуске в эфир) предвыборных программ кандидатов, если они содержат идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований (пункт 1 статьи 29 Конституционного закона о выборах).

Должностные лица редакций средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материа¬лов, указанных в статье 29 Конституционного закона.

Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти – без письменного разрешения наследников (пункт 10 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюст¬ративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, спе¬циально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается.

С момента назначения выборов кандидатам, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий (пункт 9 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

За препятствование праву вести предвыборную агитацию и нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации установлена административная ответственность (статьи 99-1, 105 Кодекса Республики Казахстан об админист¬ративных правонарушениях).

Порядок предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов с предвыборными программами, финансируемых государством

Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в СМИ в объеме пятнадцати минут – на телевидении и десяти минут – на радио, в эфире теле- и радиокомпаний, обеспечивающих охват своими программами территорию Республики Казахстан.

Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств на публикацию в периодических печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа. Под печатным листом следует понимать бумажный лист форматом 60 х 90 см, площадью 5 400 см2. Объем 0,1 печатного листа равен площади 540 см2, что составляет 1/4 газетной полосы формата А-2 (пункт 3 статьи 28 Конститу¬ционного закона о выборах).

Основанием для предоставления кандидатам эфирного времени и площади в периодических печатных изданиях для выступления со своими программами являются удостоверение кандидата и его личное письменное заявление на имя руководителя средства массовой информации, осуществляющего выпуск (выход в эфир), либо заявление юридического или физического лица, уполномоченного кандидатом, с приложением необходимых подтверждающих документов.

Порядок предоставления эфирного времени, печатной площади зарегистрированным кандидатам на договорной основе

Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Условия договора о предоставлении кандидатам эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии Республики Казахстан.

Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам.

Очередность выступления кандидатов в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.

Кандидаты в письменных обращениях указывают дату, время, когда они предполагают выступить. На основании данных предложений редакции средств массовой информации устанавливают график предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов.

Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере (пункт 3 статьи 28 Конституционного закона о выборах).

Все публикации периодических печатных изданий, теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию кандидатов, должны содержать информацию об источниках финансирования.

Способ информирования определяется самой редакцией средства массовой информации.

Стоимость выпуска (выхода в эфир) агитационных материалов кандидатов оплачивается из средств избирательного фонда кандидата.

Не допускается выпуск (выход в эфир) агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата, средств (пункт 7 статьи 28 Конституционного закона о выборах).

Информационное обеспечение выборов через средства массовой информации

Информационное обеспечение выборов осуществляется органами государственной власти, избирательными комиссиями, сред¬ствами массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Редакции периодических печатных изданий центральных и местных исполнительных органов незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе избирательной кампании и сообщения, установленные законом о выборах (пункт 7 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Данные сообщения могут быть опубликованы в негосударственных средствах массовой информации при согласии их редакций. В этом случае публикация осуществляется в объеме, представленном соответствующей комиссией.

Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата; предоставляют возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения (пункт 7 статьи 27 Кон¬ституционного закона о выборах).

Редакции средств массовой информации при освещении избирательной кампании кандидата руководствуются принципами равенства и паритетности в освещении деятельности кандидатов, не создавая преимуществ кому-либо из них.

Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени (пункт 7 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через сред¬ства массовой информации (пункт 6 статьи 27 Конституционного закона о выборах).

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона о выборах).

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Теперь собственно по главе 5 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.02.2011 г.).

Что есть предвыборная агитация?

Деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию, в т.ч. через СМИ.

Раз интернет-ресурсы у нас приравнены к СМИ, значит предвыборная агитация может вестись и через них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах.

Таким образом все интернет-ресурсы (далее для простоты- сайты), собственниками которых являются иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица и международные организации не вправе осуществлять предвыборную агитацию и иную деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах. Такая деятельность незаконна.

Как определить принадлежит сайт иностранцу или нет? Четкого определения в законодательстве нет. Наверняка будут судить по принадлежности ему доменного имени, а также тому- казахстанский это домен или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

2) военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям.

То же самое.

Особо под подозрением первый пункт- т.е. сайты госорганов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Идем по обязанностям СМИ.

Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.

Распространяется на сайты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени.

Печатной площади и эфирного времени у сайтов нет, так что-не распространяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщения, установленные настоящим Конституционным законом.

Распространяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.

Получается- статьи на сайте в поддержку Назарбаева Н. с его изображением, но без письменного разрешения- незаконны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени.

Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления.

Печатной площади и эфирного времени у сайтов нет, так что-не распространяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.

То же самое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента и маслихата вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещаются привлечение в этих целях иных денег из других источников, принятие любых не оплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг физических и юридических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным физическим и юридическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.

Физические и юридические лица, оказывающие услуги кандидату, политической партии, связанные с проведением предвыборной агитации, должны иметь от них письменное согласие на принятие услуги. Лица, не имеющие письменного согласия, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Вот здесь тоже интересно. Выступил на неком сайте кандидат. Значит бесплатную услугу получил? А есть ли у этого сайта его письменное согласие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования.

В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Не вижу исключений для сайтов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На блоги? на микро-блоги?

Имеется в виду следующая норма закона, надо полагать:

Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

Журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений.

Если кандидат собственник блога, микроблога (тут опять же надо учитывать, что блоги как правило это домены 3 уровня- что есть нюанс) - то журналистом он быть точно не может.

А вот должностным лицом, имхо- вполне может быть признан.

Например - главным редактором (редактором) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования