Наконец-то я сам додумался до разрешения возникшего вопроса.
Наконец-то я сам додумался до разрешения возникшего вопроса.
Из содержания поручения Руководителя РГУ Департамента внутреннего государственного аудита от "_"_____ 2021 года № ___на проведение аудиторского мероприятия (проверки) следует, что в отношении Учреждения проводилось аудиторское мероприятие (проверка) по вопросу соответствия использования бюджетных средств бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан по типу аудита соответствия.
В данном поручении Руководителя Департамента под понятием «иное законодательство» не уточнены конкретно сами отрасли законодательства Республики Казахстан, соответствие требованиям которым аудиторы должны были проверить при проведении настоящего аудиторского мероприятия.
Вместе с тем, пунктом 1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан установлено, что бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
Соответственно, исходя из приведенной выше нормы Бюджетного кодекса Республики Казахстан, под понятием «иное законодательство» в таком случае следует понимать нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств центральных государственных органов, регулирующие бюджетные правоотношения, принятие которых прямо предусмотрено Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
В силу подпункта 21) пункта 1 статьи 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан бюджетными отношениями являются отношения, возникающие в бюджетном процессе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Бюджетного кодекса Республики Казахстан бюджетный процесс осуществляется на основе единой бюджетной классификации.
Экономическая классификация расходов бюджета и Структура специфик экономической классификации расходов бюджета утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан».
В Структуре специфик экономической классификации расходов бюджета по каждому подклассу приведены определения специфик и основные виды затрат, которые могут быть по ним отражены.
Таким образом, пункт 1 предписания Департамента должен содержать ссылки на нормы бюджетного законодательства или иных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Однако ни в самом пункте 5 аудиторского заключения, ни в пункте 1 оспариваемого предписания не указаны сведения о том, какие же именно нормы бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе и положения Экономической классификации расходов бюджета, были нарушены Учреждением за проверяемый период.
В рассматриваемом случае аудитором Департамента установлены нарушения подпункта 6) пункта 2 Приложения 4 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее — Постановление № 1193) в части установления доплаты за работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, гражданским служащим детского дома в размере 30 % от базового должностного оклада.
В преамбуле Постановления № 1193 указано, что данное постановление принято в соответствии с подпунктом 4) статьи 15 Трудового кодекса Республики Казахстан, устанавливающей компетенцию Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений.
То есть, принятие вышеназванного Постановления № 1193 предусмотрено Трудовым кодексом Республики Казахстан, но вовсе не Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Исходя из текста поручения Руководителя Департамента, а также предоставленных Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле» полномочий, Департамент не вправе проверять и выдавать предписания с целью устранения нарушений трудового законодательства, поскольку в указанном случае они не регламентируют бюджетные правоотношения.
Кому это интересно, может взять на вооружение вышеназванные аргументы.