Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Является ли золото драгоценным металлом


Гость Володя Б

Рекомендуемые сообщения

Является ли золото и серебро  драгоценным металлом в Республеке Казахста если да то в каком нармативно правовом акте это указано.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Напрямую это закрепляют Правила работы пунктов скупки у населения изделий из драгоценных металлов и лома таких изделий, утвержденные приказом министерства промышленности и торговли, а также Приказ Министра финансов Республики Казахстан 10 октября 1994 года N 250

"а" О порядке учета, оценки и реализации  конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов, находок, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы)......

Возможно есть что-то посвежее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Золотая" тема, поднятая нашей газетой в публикации корреспондента А.Ахметовой "Не в жилу" ( "ЭК", № 100 от 31.06.2003), неожиданно получила свое продолжение. Как оказалось, в парламенте "застрял" многострадальный законопроект изменений в Уголовный кодекс. Небольшой по объему: две странички текста, но в нем группа депутатов мажилиса во главе с парламентарием из золотоносного Степногорска Валерием Котовичем предлагает установить уголовное наказание за незаконную добычу золота. Все бы ничего, но правительство категорически "против". Почему? Да потому что золото у нас не является драгоценным металлом. Это не шутка, а... утверждение авторитетного лица. Экс-президента национальной нефтяной компании, экс-премьер-министра.

Из письма премьер-министра Нурлана Балгимбаева в мажилис парламента Республики Казахстан от 28 июня 1998 года:

"В мире отношение к золоту изменяется в сторону отнесения его к обычным металлам и исключения из категории валютных ценностей. Учитывая, что в республике в последние годы наблюдалась тенденция к падению производства золота и практически полное отсутствие вложений инвестиций в эту отрасль, возникла необходимость предоставить полное право золотопроизводителям самим распоряжаться реализацией производимой продукции без государственного регулирования... Таким образом, отмена вышеназванного указа будет способствовать развитию рыночных отношений в области производства и обращения драгоценных металлов, стимулировать инвестиции в развитие и производство важной экспортной продукции".

В 1998 году правительство вышло с инициативой исключить из Уголовного кодекса статью за незаконную добычу и оборот драгоценных металлов и камней. Параллельно были внесены соответствующие изменения в другие законодательные акты, в том числе и в упоминавшийся выше указ президента республики "О недропользовании". Отныне и незаконное старательство, и продажа золота уже не считались преступлениями: из законодательного поля исключалось широко трактуемое понятие "оборот". Полную свободу обрели и те, кто торговал ювелирными изделиями, и те, кто уже на легальных основаниях тоннами вывозил золотоносную руду за рубеж.

Шли годы. Росли золотовалютные резервы страны, ведь, как известно, темпы экономического роста республики определяются ценами на нефть. А золото? Оно продолжает оставаться "презренным металлом", питающим людскую смерть. Информация о самодеятельных золотоискателях, погребенных в обвалившихся рудниках, давно выработанных и брошенных, появляется на новостийных лентах с периодичностью раз в квартал. Последний случай произошел в апреле этого года: в поселке Аксу неподалеку от Степногорска завалило троих золотоискателей. "Золотое браконьерство" не остановил даже принятый три года назад закон "О старательстве", призванный вернуть это явление в рамки цивилизованного бизнеса.

Между тем мировые цены на металл продолжают расти. И золото Казахстана течет за рубеж контрабандными ручейками, вливающимися в бурный поток, утекающий из бюджета.

Подняв вопрос о необходимости возвращения нормы об уголовном наказании за незаконную добычу золота, депутаты обратились к правительству. Результатом стало отрицательное заключение, в котором указывалось на то, что законопроект... "вызовет увеличение государственных расходов". Подивившись логике отписки (а главное, полному отсутствию аргументов), депутаты все же продолжили "бомбить" правительство новыми запросами.

Итогом многомесячной переписки стали два письма из канцелярии премьер-министра республики. В первом, от 22 февраля 2003 года, указывается, что окончательное заключение правительства будет представлено 20 марта. В следующем письме указывалось, что "проект заключения правительства уже подготовлен, но не рассмотрен на заседании правительства". Заседание планировалось провести в первой декаде апреля, но... "обещанного три года ждут!" - гласит народная мудрость. Между тем законопроект вот уже полгода лежит без движения. Обращает на себя внимание и то, что оба письма, по существу, отрицают предыдущее заключение правительства.

На недавнем заседании рабочей группы мажилиса вице-министр юстиции Мурат Раев пояснил, что поручение премьера изучить вопрос получили и министр внутренних дел К.Сулейменов, и министр экономики и бюджетного планирования К.Келимбетов. Само же Министерство юстиции... не видит необходимости в ужесточении наказания за незаконную добычу золота. Объясняется все достаточно просто.

Из записи выступления вице-министра юстиции М.Раева на заседании рабочей группы от 02.06.2003:

- Действующие законы уже определили ответственность за добычу золота без специального разрешения. Так, в соответствии со статьей 337 Кодекса об административных правонарушениях РК, занятие предпринимательской или иной деятельностью без специального разрешения в случае, когда разрешение обязательно, если это деяние не содержит признаков уголовного, влечет административную ответственность. В свою очередь статьей 190 УК РК устанавливается уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение обязательно, если эти деяния причиняют крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением доходов в крупном размере. Что касается установления уголовной ответственности за добычу золота независимо от размеров причинения ущерба, то, на наш взгляд, важно в этой части рассмотреть вопрос об усилении ответственности с учетом статистических данных, свидетельствующих о неэффективности действующих санкций. В сегодняшней правоприменительной практике у нас нет таких статистических данных.

Дабы истребовать соответствующие данные, Минюст направил письмо в МВД. Оттуда - ни звука. И вот что интересно: при ближайшем рассмотрении текста заключения самого Минюста депутаты заметили некоторые странности. Например, золото здесь уже не драгоценный металл, а "полезное ископаемое, представляющее собой минеральное вещество в твердом состоянии, которое содержится в недрах и пригодно для использования в материальном производстве". Каково? Винить специалистов министерства не в чем, ведь именно такое толкование зафиксировано в действующем законодательстве.

Председатель рабочей группы, депутат мажилиса Жазбек Абдиев заметил, что разница между "незаконной добычей драгметалла" и "незаконным предпринимательством" такая же, как между "золотом" и "минеральным веществом" (пусть даже и "в твердом состоянии"). Но что могут поделать в Минюсте? Только руками развести. Ведь для того чтобы доказать необходимость введения жестких уголовных санкций за разворовывание золотых недр, нужно заключение не только МВД, но и Министерства финансов. Какую роль играет золото в экономике страны и в ее бюджете? Сколько теряет наше государство от бесчинства золотоискателей-нелегалов? Да и считать, наконец, золото драгоценным металлом или нет? Не ответив на эти вопросы, нечего и думать о каких-то законодательных новациях. Минфин, однако, игнорирует просьбы депутатов: за все время работы над законом его представитель ни разу не посетил рабочую группу.

Нельзя сказать, что в правительстве не понимают всей важности проблемы. Выступая на заседании рабочей группы, депутат-степногорец В.Котович продемонстрировал целую коллекцию отзывов вице-министров юстиции, экономики, индустрии и торговли. Есть даже веское "за" бывшего министра юстиции Игоря Рогова. Примечательно, что прежний кабинет министров в принципе не возражал против депутатской новации. Что же изменилось сейчас?

Из выступления руководителя рабочей группы мажилиса по законопроекту "О внесении изменений в Уголовный кодекс РК", депутата - члена парламентской фракции Гражданской партии Жазбека Абдиева на заседании группы 2 июня 2003 г.:

- Нам пишут следующее: для того чтобы дать заключение, нужно рассмотреть вопрос на межведомственной комиссии. Потом мы узнаем, что межведомственная комиссия "отложила рассмотрение". И вот выдержка из последнего письма из канцелярии премьер-министра: "В соответствии с протокольным решением совещания у первого заместителя премьер-министра РК А.С.Павлова от 7 февраля 2003 года в настоящее время прорабатывается вопрос о необходимости разработки законопроекта "О драгоценных металлах и камнях"... Видимо, весь вопрос сводится к тому, что правительство готовит свой проект. И потому, вероятно, хочет обойтись без услуг мажилиса?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования