Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Первичные документы для работающих по разовому талону и по патенту


Рекомендуемые сообщения

С 2009 года законом «О ведение в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налогоплательщики, работающие на основе разовых талонов (на рынке) самостоятельно выдают покупателям документ, подтверждающий приобретение товаров (п. 12 статья 36). Вопрос в том, что это должен быть за документ - накладная как у работающих по упрощенке? И что должна выдавать администрация рынка: закупочный акт или справку о подтверждении цены с 2009 года? Не могу найти нормативный акт, конкретно прописывающий, какой документ должны выдавать торговцы, а какой администрация рынка? И какие документы должны выдавать налогоплательщики, работающие по патенту: накладную и квитанцию к ПКО (они ведь не обязаны пользоваться ККМ)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 100-IV «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

12. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в документе, выданном по требованию покупателя и подтверждающем факт реализации товара, выполнения работы, оказания услуги, обязаны указать наименование рынка, серию и номер разового талона, дату выдачи разового талона.

Так же, согласно выше указанного закона ст.36.п.1, специальный режим на основе разового талона применяют:

1) физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющие следующие виды деятельности.....

2) физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на рынках, за исключением реализации в киосках, стационарных помещениях (изолированных блоках) на территории рынка.

Принимая во внимание тот факт, что по разовому талону работают две категории налогоплательщиков, а именно:

- (1)просто люди добрые и

- (2)субъекты с регистрацией (ИП, ТОО),

оформление первичных документов по факту приобретения товаров возможно в двух вариантах

1 вариант:

Для продавцов зарегистрированного в НК, и осуществляющих деятельность на основе разового талона:

- индивидуальный предприниматель;

- юридическое лицо

Все субъекты предпринимательства ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Положением настоящего закона отмечено, что:

2. Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Однако на практике, такие предприниматели неизбежно сталкиваются с покупателями -непосредственными участниками ведения учета, которым необходимы все законные документы, для учета запаса и товаров, осуществления вычетов и подтверждения расходования денежных средств.

В связи с чем, субъекты, применяющие налоговый режим на основе разового талона, подтверждают свои взаимоотношения с покупателями бухгалтерскими и финансовыми документами, формы которых утверждены на территории РК нормативно-правовыми документами.

Выше указанный Закон № 234-III трактует понятие первичных документов следующим образом:

Статья 1:

2) первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;

Статья 7. Бухгалтерская документация

1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления;

7) регистрационный номер налогоплательщика.

В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Нормативно-правовым актом, регламентирующим формы бухгалтерских документов на территории РК является Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 216 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

В части оформления приема денежных средств у покупателя налогоплательщик, работающий на основе разового талона, без применения кассового аппарата заполняет приложение № 2 форму КО-2 «Приходный кассовый ордер».

В части оформления товара может заполнить приложение № 13 форму 3-8 «Накладная на отпуск запасов на сторону». Данная форма содержит все обязательные реквизиты для первичного документа, согласно Закона о бухгалтерском учете ст.7 п.3. Нет необходимости выдумывать особенный документ, если некоторые графы в предложенном приложении не используются. Просто ставьте прочерк, если нет данных для заполнения.

Одновременно, в заполняемом на отпуск товара документе указывается: наименование рынка, серию и номер разового талона, дату выдачи разового талона, согласно требований статьи 36 пункта 12 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 100-IV «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

2 вариант:

Для продавца физического лица, не зарегистрированного в НК в качестве индивидуального предпринимателя.

Данная категория лиц в принципе не ведет бухгалтерский учет, даже в зачаточном состоянии. Государство не возлагает на них такой обязанности.

Во взаимоотношениях с такой категорий продавцов уместно обратиться к нормам гражданского законодательства.

Покупка товара в данном случае относится к розничной торговле, и регулируется Гражданским Кодексом и выше указанными законами об осуществлении торговой деятельности.

ГК РК Статья 445. Договор розничной купли-продажи

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать покупателю товары, обычно предназначаемые для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным (статья 387 настоящего Кодекса).

Статья 446. Форма договора розничной купли-продажи

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю КАССОВОГО ИЛИ ТОВАРНОГО ЧЕКА ИЛИ ИНОГО ДОКУМЕНТА, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено законодательными актами или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 389 настоящего Кодекса). Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Форма акта закупа и товарного чека не фигурирует в НПА, в качестве требования обязательного вида такого документа.

Форма товарного чека, принятого на территории РК относится лишь к налоговому праву, которое регулирует взаимоотношения покупателя и продавца в случае неисправности кассового аппарата или отсутствия электроэнергии. Такого рода товарные чеки выдаются Налоговым комитетом только налогоплательщикам, которые обязаны производить расчеты с населением за товары, работы и услуги посредством кассовых аппаратов.

В этой связи, при явном отсутствии утвержденной формы документа для взаиморасчетов между продавцом и покупателем, предприниматели пользуются предоставленным им правом разрабатывать такие документы самостоятельно, согласно Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 22 июня 2007 года № 221 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» :

18. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме или требованиям, утвержденным центральным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее – уполномоченный орган) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены уполномоченным органом, и разработаны индивидуальным предпринимателем или организацией самостоятельно, принимаются к учету, если содержат обязательные реквизиты в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2005 года № 371 «Об утверждении Правил внутренней торговли»:

24. Договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или договором между продавцом и покупателем.

Следовательно, товарный чек, составленный с учетом выше указанных требований, с отражением оснований, подтверждающих правомочность деятельности сторон при совершении подобного рода сделок, при наличии подписей сторон, является законным документом, для принятия его к бухгалтерскому делопроизводству.

Данный чек должен содержать обязательную, ниже приведенную информацию:

1) наименование документа (формы);- ТОВАРНЫЙ ЧЕК

2) дату составления;

3) фамилию и инициалы индивидуального физического лица, от имени которого составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления;- Ф.И.О физического лица,подпись.

7) наименование рынка, серию и номер разового талона, дату выдачи разового талона.

Обращение к администрации рынка продиктовано не фактом удостоверения передачи денежной суммы, а фактом, подтверждающим законность осуществления торговой деятельности субъекта (действующего на основании разового талона) на конкретном рынке. В связи с тем, что согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2003 года N 131 "Об утверждении Правил организации деятельности торговых рынков" пункта 19 пп.2:

Предоставление торговых мест продавцам на рынке осуществляется на договорной основе в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

С точки зрения Законодательства, два дееспособных субъекта подтвердили факт осуществления купли-продажи, с указанием своих реквизитов, номеров разовых талонов, проставлением своих подписей.

Печать руководства рынка усиливает правомочность данной сделки, привлекая свидетельские показания, о которых пишется в статье 446 ГК:

Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Но и при отсутствии печати рынка, документ нельзя считать недействительным, так как нормы ГК, Закона о Бухгалтерском учете, и Налогового Кодекса соблюдены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

POLIN, спасибо за обстоятельный ответ. А какие тогда документы должна с этого года выдавать администрация рынка? Может ли администрация рынка всю ответственность по выдаче первичных документов возложить на торгующих на рынке и вообще ничего не выдавать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А какие тогда документы должна с этого года выдавать администрация рынка? Может ли администрация рынка всю ответственность по выдаче первичных документов возложить на торгующих на рынке и вообще ничего не выдавать?

Администрация рынка - тот же налогоплательщик.

Обязана выдавать подтверждение оплаты за место и организовать торговлю в соответствии с нормами ГК, Закона о защите прав потребителя, требований к ведению торговли на рынке.

С администрацией рынка можно заключать долгосрочные договора, со всей вытекающей по договору документацией: первичные документы, подтверждение оплаты места, счет фактура (если арендодатель плательщик НДС).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Администрация рынка - тот же налогоплательщик.

Обязана выдавать подтверждение оплаты за место и организовать торговлю в соответствии с нормами ГК, Закона о защите прав потребителя, требований к ведению торговли на рынке.

С администрацией рынка можно заключать долгосрочные договора, со всей вытекающей по договору документацией: первичные документы, подтверждение оплаты места, счет фактура (если арендодатель плательщик НДС).

Я имела ввиду, какие документы должна выдавать администрация рынка лицам, закупающим товары на рынке. Ведь по идее, если все первичные документы будет выдавать сами торговцы, то необходимость выдачи администрацией рынка какого-либо документа типа закупочного акта или справки вообще отпадает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отпадает.

Это народ перестраховывается, привлекая на свой первичный бумажный носитель печать администрации рынка, ввиду отсутствия таковой у физического лица, как свидетеля, в осуществлении сделки между сторонами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования