Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Добрый вечер, коллеги!

Очередной "административный барьер" по прихоти клерков гос.органа. Столкнулась наша сотрудница при регистрации договора залога.

"Настольная книга" для ЦОНовцев, - ЗРК "О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Для граждан и юридических лиц, в целом, - для потребителей государственных услуг, существует достаточно существенный способ сэкономить деньги при регистрации, что весьма (тут никто спорить не будет) актуально в условиях финансового кризиса, - удостоверение непосредственно в ЦОН подлинности подписей участников сделки и соответствие их воли соответствующему волеизъявлению. Норма достаточно давно существует, предусмотрена п.4 ст.21 ЗРК "О гос.регистрации..."

Статья 21. Прием документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

...4. Если сделка нотариально не удостоверена, то регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (уполномоченных их представителей), их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению.

И вдруг один из Алматинских районных ЦОНов отказывается совершить эти действия (удостоверить п\п сторон сделки в их личном присуствии), под предлогом, что они не регистрирующий орган, а только лишь принимающий документы. Дескать, идите в Деп.юст, пусть они это делают, а мы можем принять только нотариально удостоверенный договор залога. Стоит нотариальное удостоверение, как узнавала наша сотрудница, 37000 тенге.

Все понятно, скорее всего работники ЦОНа либо кто-то из руководства дружен с какими-то нотариусами (возможно, и в родственных отношениях), и хотят дать заработать. Но с какой стати нам с вами тратить дополнительное время и деньги на эту ненужную процедуру?

Или я чего-то не понимаю?

Кто сталкивался, коллеги, с подобной практикой?

Опубликовано

Что-то похожее было в Актау. Написали жалобу в Минюст, копию в местный Департамент. Привели норму применимого закона и сослались на создание условия для коррупции. Положительная реакция была моментальной.

Опубликовано

Кто сталкивался, коллеги, с подобной практикой?

Насколько знаю, у нас тоже самое. ЦОНы сами не удоствоверяют подписи, отправляют в РГП "Центр по недвижимости".

Опубликовано

Опасаюсь, что ЦОНщики правы в этом случае.

Есть такая хреновина: Приложение 3 к приказу и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от «12» октября 2007 года № 288

СТАНДАРТ оказания государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество и сделок с ним через центры обслуживания населения»

Так там есть пункт:

4. Государственная услуга оказывается территориальными органами юстиции (далее – уполномоченный орган) через центры обслуживания населения (далее – Центр).

Буквально: регистрирующий орган - юстиция.

Опубликовано

Что-то похожее было в Актау. Написали жалобу в Минюст, копию в местный Департамент. Привели норму применимого закона и сослались на создание условия для коррупции. Положительная реакция была моментальной.

в актауском ЦОНе давно уже присутствует представитель отдела недвижимости ДЮ, который принимает документы по ненотариальным сделкам, а сотрудники ЦОНа действительно не являются сотрудниками уполномоченного органа. если бы такой цоновский сотрудник удостоверил сделку, все равно ДЮ её просто не зарегистрирует, руководствуясь своей "настольной книгой". другой вопрос, что эти принимающие сотрудники ДЮ не в полной мере бывают компетентны и могут просто отказывать в такой регстрации, боясь брать на себя ответственность.

Гость Юрист-практик
Опубликовано

Согласно пункту 4 статьи 21 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), если сделка нотариально не удостоверена, то регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (уполномоченных их представителей), их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению.

Cоблюдение требований данной нормы является обязанностью департаментов и управлений юстиции.

Как определено пунктом 2 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан, сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона, в тех случаях, когда права (обременения прав) возникают на основании договора или иной сделки при отсутствии их нотариального удостоверения, заявление в установленном порядке должно быть подано всеми участниками сделки.

Следовательно, проверка подлинности подписи лица, совершившего сделку, осуществляется путем сличения подписи лица в договоре с подписью, имеющейся в его удостоверении личности, паспорте или ином заменяющем его документе, а также образцом подписи в заявлении, выполненном в присутствии работника, принимающего заявление.

Таким образом, регистрирующий орган обязан находится в отдельном кабинете или окне в зданиях ЦОН для проверки подлинности подписи на сделках нотариально не удостоверенных.

Удачи Вам.

Опубликовано

Опасаюсь, что ЦОНщики правы в этом случае.

Есть такая хреновина: Приложение 3 к приказу и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от «12» октября 2007 года № 288

СТАНДАРТ оказания государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество и сделок с ним через центры обслуживания населения»

Как раз согласно этому стандарту, услуга по регистрации прав должна быть оказана через ЦОН в полном объеме, что предполагает проверку лиц и их волеизъявления в сделке.

Опубликовано

Опасаюсь, что ЦОНщики правы в этом случае.

Есть такая хреновина: Приложение 3 к приказу и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от «12» октября 2007 года № 288

СТАНДАРТ оказания государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество и сделок с ним через центры обслуживания населения»

Так там есть пункт:

Буквально: регистрирующий орган - юстиция.

Сразу начала резать глаз Ваша акцентация на словах "регистрирующий орган"(возможно, это свидетельствует о Вашей латентной предрасположенности к работе на госслужбе -:)-:)-:); на мой взгляд, очевидно, что приведенную Вами норму следует толковать именно с упором на словосочетание "через центры обслуживания населения (далее - Центр)".

Коллега Amangali меня опередил. :sad:

Как раз согласно этому стандарту, услуга по регистрации прав должна быть оказана через ЦОН в полном объеме, что предполагает проверку лиц и их волеизъявления в сделке.
Опубликовано

имхо, раз согласно ЗРК "О гос.регистрации прав на недвижимое имущество и ...." ДЮ обязан обеспечить присутствие своего сотрудника, который бы удостоверял подлинность подписей, соответственно, претензии должны быть адресованы в ДЮ.

тоже считаю отговорки ЦОНовцев правомерными (думаю сговор с нотариусами здесь не при чем).

Опубликовано (изменено)

Неубедительно.

ст. 1 Закона о госрегистрации

27) регистрирующий орган - территориальные органы юстиции, осуществляющие государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества;

ЦОН у нас разве терорган юстиции?

С другой стороны, есть такое "Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 января 2007 года N 1 О создании государственных учреждений - центров обслуживания населения Министерства юстиции Республики Казахстан (Приложение 2 в редакции постановления (sic!) Правительства РК от 19.07.2008 N 710)"

Так там два таки перечня - 1. Услуги, оказываемые через центры обслуживания населения и 2. Услуги, оказываемые через центры обслуживания населения или уполномоченные государственные органы*

Примечание:

* перечень видов услуг, по которым заявитель самостоятельно определяется, в какие организации (центр обслуживания населения или уполномоченный орган) может обращаться по оформлению документов, указанных в пункте 2 настоящего перечня

Так вот там выбора гражданам совсем не представлено:

1. Услуги, оказываемые через центры обслуживания населения

органами юстиции:

...

9) государственная регистрация прав (обременении) на недвижимое имущество и сделок с ним;

Получается, что мимо кассы (ЦОНа в данном случае) Центры по недвижимости вообще не вправе эту услугу оказывать. Ибо коррупцию порождает, что есть не гут.

Изменено пользователем НовоКаин
Опубликовано (изменено)

ИМХО НовоКаин прав :sad:

Только что мы отсудились практически по вопросу чего должен/может и чего не должен/не может делать ЦОН. В соответствии с Пост. №1 никак иначе, как через ЦОН услуги, указанные в п. 1 Приложения 2, осуществить нельзя. И услуги эти осуществляются в полном объеме, включая проверки подписей. У нас в ЦОНе человик сидит, который подписи сличает. Но учитывая, что в его кабинетик очередь больше, чем во все окошки вместе взятые, мы, потратив ровно 500 тенге у первого попавшегося нотариуса, заранее делаем бумажечку, которая подтверждает подпись человека. Бумажечка смахивает по содержанию на банковскую карточку с образцами подписей. Прикладываем бумажечку и регим договор. Ни разу не возникало никаких вопросов. А на человеков, с которыми часто что-нить оформляем я ваще одну эту бумажечку заверяю, заверяю, заверяю. Короче делаю нотариальную копию с нотариально-заверенной бумажечки и так раз 5. И тож никогда не было вопросов. В Петропавловске делала тож самое. Так что уже 2 города опробовали этот приём. Тож вариант, может пригодица.

Изменено пользователем Миу
Опубликовано

А так, как говорилось в начале, самом первом сообщении темы

Статья 21. Прием документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4. Если сделка нотариально не удостоверена, то регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (уполномоченных их представителей), их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению.

Опубликовано

А так, как говорилось в начале, самом первом сообщении темы

... их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению.

вот что меня и смущает... тут нормально оформленные документы подаешь и то приходится бегать по всему цону и всем разъяснять, а тут... :sad:

Опубликовано (изменено)

Согласен с НовоКаином - ДЮ является регистрирующим органом, фактически функции ЦОН это посредничество между гражданином и регистрирующим органом. Таким образом, в случае когда в ЦОН отсутствует предусмотренная НПА услуга, претензию можно предъявить как к руководству ЦОН так и к руководству ДЮ, там уж пусть они между собой разбираются кто и на каком этапе не сделал то, что должен был для обеспечения предусмотренного объема услуг. Однако заявляя требования следует воздерживаться от подмены понятий, так ЦОН не производит регистрацию, а является органом через который возможно ее осуществление - технически это видимо предполагает наличие в здании ЦОН уполномоченных сотрудников ДЮ. Иными словами говоря - Вина ответственных лиц ЦОН не в том, что они отказались проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (уполномоченных их представителей), их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению, а в том, что они не обеспечили предоставление такой услуги через ЦОН (если хотите - составляющего элемента услуги по регистрации).

Изменено пользователем AnaTOLiy
Опубликовано

Здравствуйте, я сам как сотрудник ЦОНа крайне негативно отношусь к заверению нотариальному договоров залога, тем более, если учесть, что многие подобные договоры, изготавливаемые и выдавыемые банками, носят, в своём большинстве, характер нотариального заверения. И это не только в целях "подстраховки" для "прихоти" Департамента юстиции, - а ЦОНы это всего лишь "недоступный барьер", осуществляющий "глупый" приём докуентов, где зачастую сидят инспекторами не юристы, а люди других профессии. Тем более, согласно закону "О НПА" преимущественное право перед нормами Закона, в том числе конституционного, носят нормы КОДЕКСА, я имею ввиду СТ.152 ГК РК.

Опубликовано

Здравствуйте, я сам как сотрудник ЦОНа крайне негативно отношусь к заверению нотариальному договоров залога, тем более, если учесть, что многие подобные договоры, изготавливаемые и выдавыемые банками, носят, в своём большинстве, характер нотариального заверения. И это не только в целях "подстраховки" для "прихоти" Департамента юстиции, - а ЦОНы это всего лишь "недоступный барьер", осуществляющий "глупый" приём докуентов, где зачастую сидят инспекторами не юристы, а люди других профессии. Тем более, согласно закону "О НПА" преимущественное право перед нормами Закона, в том числе конституционного, носят нормы КОДЕКСА, я имею ввиду СТ.152 ГК РК.

152? Простая письменная форма сделки? А разве она нарушается в данном случае?

Опубликовано

а как же то, что сделки с недвижимостью подлежат нотариальному удостоверению?

п.60 Инструкции Министерства юстиции от 28.07.1998 N 539

"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН"

"В соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному нотариальному удостоверению следующие виды сделок:

1) договор ренты;

2) завещания;

3) доверенности на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательством;

4) доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством;

5) учредительные документы хозяйственных товариществ;

6) брачные контракты;

7) соглашение наследников по закону об очередности их призвания к наследству и о размере их долей;

8) соглашение об уплате алиментов".

т.е. Исчерпывающий перечень

Опубликовано

Владимир, я же имел требования, предъявляемые к форме сделки. Немаловажным является волеизъявление сторон - как говорил "мессидж сендер #1" - в условиях финансового-экономического кризиса, когда выявляет себя нехватка денежных средств, - тогда и платить не за что. А нотариат - это всего лишь НПО. И пусть не вмешивается. Правильно, что после Вас Максат затронул "Нотариальную инструкцию", также, "мессидж сендер #1", гляньте в Закон о госрегистрации прав на недвижимое имущество и т.д., ведь нам нежен только прецедент.

Опубликовано (изменено)

Вопрос к Баглану, как к работнику ЦОНа. На какой из подпунктов п.1 ст.25 Закона может сослаться ЦОН, отказывая в приёме документов в данном случае ?

Изменено пользователем М.Ю.
Опубликовано

Вопрос к Баглану, как работнику ЦОНа. На какой из подпунктов п.1 ст.25 Закона может сослаться ЦОН, отказывая в приёме документов в данном случае.

А можно я отвечу? :sad:

пп.5)

А все потому, что замкнутый круг - что бы соответствовало содержанию, надо проверить соответствие, что бы его проверить, надо сначала принять.

Опубликовано

А можно я отвечу? :sad:

пп.5)

А все потому, что замкнутый круг - что бы соответствовало содержанию, надо проверить соответствие, что бы его проверить, надо сначала принять.

Содержание сделки- это её условия. Чтобы это считать формой сделки, законодательно должна быть установлена форма штампа (или что-то типа этого) о проверке соответствия. Есть ли такая форма?

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования