Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Накладные по нефтепродуктам


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники форума,

ситуация следущая:

В ходе рейдовой проверки налоговая инспекция подрезала бензовоз (соколы прямо) и, когда водитель остановился, потребовала предъявить сопроводительные накладные на бензин.

Накладных не оказалось, поскольку бензин перевозился одного склада компании на другой. Теперь инкриминируется нарушение правил реализации нефтепродуктов, поскольку согласно правил оформления сопроводительных накладных сопроводительные накладные оформляются Поставщиком в обязательном порядке при проведении каждой операции по реализации и (или) отгрузке нефтепродуктов в одном экземпляре с тремя копиями к нему.

Но вместе с тем, указанные правила разработаны в соответствии с Законом о гос. регулировании и обороте нефтепродуктов, где сказано, что при оптовой и розничной реализации нефтепродуктов производителями, поставщиками нефти и лицами, осуществляющими реализацию с баз нефтепродуктов, при осуществлении операций по перевозке нефтепродуктов в обязательном порядке оформляются транспортные накладные.

Никакой реализации здесь нет. Бензин был куплен у третьих лиц для собственного потребления, что никто не оспаривает.

Кроме того, коды операций тоже не подходят. Сначала предложили 11, но там сказано об отгрузке своим структурным подразделениям, а по НК это только филиал и представительство, потом предложили 9 отгрузка нефтепродуктов лицами, осуществляющими реализацию нефтепродуктов с баз нефтепродуктов конечному потребителю.

Но в данном случае, на мой взгляд, говориться о лицах, по данной операции осуществляющих реализацию нефтепродуктов конечным потребителям, а не вообще когда-либо осуществляющим реализацию нефтепродуктов.

Компания в свое время встала на учет по акцизам, но реализацией ГСМ с баз нефтепродуктов никогда не занимались. Реализовывали с завода, после переработки. Но они толкуют, что компания по любому лицо занимающиеся реализацией нефтепродуктов, раз состоит на учете, и теперь реализуем сама себе.

По их логике получается, если кто-то арендует склад ГСМ по одному адресу, а через забор по другому адресу у него стоит электростанция, то что бы довезти до электростанции ГСМ необходимо заполнить транспортную накладную

А эти накладные просто так не получишь.

На мой взгляд, очередной театр абсурда. К тому же грозящий конфискацией.

Но убедить НК в обратном не получается, поскольку они настаивают на том, что накладные заполняются при любой операции по отгрузке ГСМ.

Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу, должна ли сопровождаться накладными (те которые бланки строгой отчетности) перевозка ГСМ с одного своего склада на другой.

И если да, то как их тогда заполнять.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не совсем поняла Вашу ситуацию….

Если просто рассуждать на эту тему, то в Вашей ситуации мы имеем:

1. Постановку предприятия на учет по акцизам

2. Склад для хранения ГСМ

3. Транспортировку ГСМ… куда и для чего?

4. ГСМ у кого-то приобретен. На основании каких условий в договоре?

Это все нужно пояснить. Иначе не понятно ничего по налогам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Polin,

Видимо перемудрил с постановкой вопроса. :alc:

Очень надеюсь на Вашу помощь, поскольку ИМХО ситуация сложная.

Проще мы имеем:

1. Постановку на учет по акцизам.

2. Склад для хранения ГСМ.

3. Транспортируем ГСМ со склада в п.2 на другую нашу производственную базу, например для поддержания работы котельной или заправки своих же машин.

4. Указанное ГСМ приобретается раз, два в год у казахстанских поставщиков и на основании стандартных договоров поставки. А поставляет В, а В в свою очередь оплачивает А 100 % или меньше предоплату, остальную сумму после Х дней со дня приемки. Приемка-перадача всегда осуществляется на станции назначения, согласно ж\д накладным. Поставленный ГСМ сгружается на склад ГСМ, указанный в п. 2, а потом по мере надобности, машинами доставляется на другую производственную базу, где потребляется в производственных целях.

5. Филиалов и представительств нет.

Вопрос: перевозка со склада до базы должна ли быть оформлена номерными налоговыми сопроводительными накладными.

ИМХО важный момент компания никогда реализацию со склада ГСМ не осуществляла.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В РК есть два закона, которые затрагивают интересы и обязательства лиц, связанных с нефтепродуктами:

1. Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 года N 402-II «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»

2. Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 года № 209-II (Налоговый кодекс)

Налоговый Кодекс дает определения, касающиеся уплате акцизов. Закон о госрегулировании производства и оборота отдельных видов продукции определяет условия работы с нефтепродуктами и дает основные понятия по видам и категории участников этой области производства. Эти два закона нужно рассматривать всегда вместе, чтобы определить истину по какому либо вопросу в области нефтепродуктов. Потому что контрольные функции по положениям Закона № 402-II возложены на налоговый комитет: мониторинг производителей нефтепродуктов, отчет по реализации нефтепродуктов, получение и заполнение сопроводительных накладных на нефтепродукты.

Если кто-либо решил осуществлять деятельность в области оптовой и розничной торговли бензином и дизельным топливом, он обязан встать на учет в налоговом комитете до начала занятия данной деятельностью, подав заявление по форме 012.00 (НК РК ст.531).

Наличие такой регистрации и лицензии дает право заниматься оптовой и розничной торговлей нефтепродуктов, НО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕТОМ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОКУПКЕ ГСМ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД. Никакими Законодательными актами не прописана обязанность лица, ставшего на регистрацию по такого рода деятельности, осуществлять операции по покупке ГСМ для собственных нужд вне зоны такой регистрации.

В отношении сопроводительных накладных:

Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 года N 402-II «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»

Статья 14 п.2:

2. При оптовой и розничной реализации нефтепродуктов ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ нефти и ЛИЦАМИ, осуществляющими реализацию с БАЗ нефтепродуктов, при осуществлении операций по перевозке нефтепродуктов в обязательном порядке оформляются сопроводительные накладные.

Определение всех категорий лиц дано этим же Законом:

Статья 1 п.10:

Поставщик нефти - нефте- и (или) газодобывающая организация и (или) другие юридические лица, поставляющие на переработку собственную сырую нефть и (или) газовый конденсат;

Чтобы подходить под данную категорию компания должна иметь в наличии, согласно Постановления № 556 от 10.05.99 года:

1) паспорта производства и технологического регламента, соответствующих нормативным требованиям в области труда и охраны окружающей среды;

2) производственно-технической базы:

специализированных производственных зданий;

нефте- и (или) газоперерабатывающего оборудования, в том числе технологических линии и средств измерений, отвечающих соответствующим нормативным документам по стандартизации и обеспечению единства измерений;

3) контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу информации об объемах производства и реализации нефтепродуктов, отвечающим требованиям, устанавливаемым государственным органом в области стандартизации, метрологии и сертификации по согласованию с уполномоченным органом;

4) специально оборудованных складов, помещений и емкостей для хранения сырья и готовой продукции, взрывопожароопасных, ядовитых сильнодействующих веществ и противопожарных материалов;

5) аттестованной лаборатории (договор на обслуживание) по контролю соответствия качества продукции стандартам, нормам и техническим условиям;

6) утвержденных в установленном порядке:

инструкций по безопасной эксплуатации объектов;

плана ликвидации возможных аварий на производстве;

7) служб, обеспечивающих:

соблюдение технологического процесса и выпуск продукции заданного качества;

эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, механизмов, приспособлений и оснастки;

контроль безопасности труда и охраны окружающей среды;

метрологическое обеспечение производства;

8) заключений горнотехнического, экологического и санитарного надзора, подтверждающих соответствие заявителя правилам безопасности, охраны окружающей среды и санитарным требованиям;

9) лицензии (разрешения) на специальные виды работ (на перевозку опасных грузов при наличии услуг по транспортировке нефтепродуктов, на привлечение иностранной рабочей силы, в случае ее использования);

10) квалификационного состава технических руководителей, отвечающих соответствующему образовательному уровню и имеющих опыт практической работы по специальности, специалистов, прошедших квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности.

Статья 10 п.11:

Производитель нефтепродуктов - нефте- и (или) газоперерабатывающая организация, имеющая лицензию на производство и осуществляющая реализацию нефтепродуктов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

И отвечать требованиям производства нефтепродуктов, согласно Постановления № 820 от 09.08.2005 года:

18. Переработка нефти:

1) прием, хранение нефти, подготовка нефти к переработке;

2) производство бензина, дизельного топлива, мазута;

3) компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в товарные бензины с целью повышения октанового числа;

4) компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в некондиционные нефтепродукты с целью получения бензина заданного свойства;

5) введение присадок и добавок в дизельное топливо, мазут.

НК РК ст.10 п.1 пп.15:

Лицо - физическое лицо и юридическое лицо; физическое лицо - гражданин Республики Казахстан, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства; юридическое лицо - организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (иностранное юридическое лицо). Для целей настоящего Кодекса компания, организация или другое корпоративное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц, независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы;

Еще одно понятие Закона:

Статья 1 п.2:

База нефтепродуктов - товарный склад, предназначенный для хранения и реализации нефтепродуктов;

Под это определение подходит любое хранилище нефтепродуктов: и АЗС, и отдельно предназначенное место с резервуарами для хранения. Обе категории предназначены и для хранения и для реализации ГСМ. Можно отпустить бензовоз и со склада ГСМ, и с АЗС.

Понятие РЕАЛИЗАЦИЯ дано Налоговым Кодексом:

НК РК ст.10 п.1 пп.26:

Реализация - отгрузка товаров, выполнение работ и предоставление услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю;

Если Ваша отгрузка ГСМ не связана с:

- продажей:

- обменом;

- безвозмездной передачей (кому-то даром, но не собственному подразделению);

- передачей заложенного ГСМ залогодержателю

то не возникает обязательства по заполнению сопроводительной накладной при транспортировке ГСМ на производственный объект компании, являющейся зарегистрированным участником данной области предпринимательства. РЕАЛИЗАЦИЯ – ключевое слово основания для заполнения сопроводительной накладной, согласно статьи 14 п.2 Закона № 402-II.

Однако Вам следует обратить внимание на такие тонкости определения реализации, которая применяется в отношении нефтепродуктов Налоговым Кодексом, и в Вашей ситуации будет иметь очень большое значение.

НК дает критерии определения оптовой и розничной торговли:

Статья 265.

Критерии отнесения к оптовой и розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, осуществляемой на территории Республики Казахстан

1. Реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относится к сфере оптовой реализации , если по договору купли-продажи (мены) покупатель обязуется принять указанные подакцизные товары и использовать их для дальнейшей реализации при условии, что поставщиками по данному договору купли-продажи (мены) являются:

1) производитель бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

2) налогоплательщик, осуществивший приобретение либо импорт бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.

К сфере оптовой реализации относится также отгрузка бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива структурным подразделениям для дальнейшей реализации.

2. К сфере розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относятся следующие операции, осуществляемые поставщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи:

1) реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива осуществляется юридическим лицам (в том числе иностранным юридическим лицам) и индивидуальным предпринимателям для их производственных нужд;

2) реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива физическим лицам;

3) использование на собственные производственные нужды произведенного или приобретенного для дальнейшей реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.

От того, каким образом Вы приобрели и учитывали ГСМ, который транспортировали к своему производственному объекту, будет и зависеть исход Вашей ситуации.

Чтобы полностью быть правым, необходимо выполнить условия:

1. Иметь документы на покупку ГСМ, подтвержденные договором на всю партию, в котором будет отдельно отмечено, что ГСМ покупается для собственных нужд, а не для дальнейшей реализации.

2. Перевозка ГСМ на производственный объект должна быть оформлена:

- товарно - транспортной накладной, где и грузоотправителем и грузополучателем будет обозначена Ваша компания, с пометкой подразделений, и отметкой в верхней части ТТН «для внутренних перевозок предприятия»;

- приказ по компании, о доставке ГСМ на собственный производственный объект;

- приказ о назначении старшего по доставке ГСМ на объект компании;

- выписку из учетной политики компании, прописывающую такие действия;

- учет ГСМ (движение по количеству и цене от покупки до расходования), приобретенных для собственных нужд НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ, на отдельном субсчете счета 203 «Топливо», с документальным оформление каждой отгрузки в подразделе внутреннего учета движения ГСМ по предприятию;

- соблюдение условий Постановления № 316 от 12.04.04 «О некоторых вопросах по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» статьи 5 «Порядок проезда по территории Республики Казахстан транспортных средств, перевозящих опасные грузы», предусматривающей в частности такие условия:

Водителю, осуществляющему перевозку, до начала поездки необходимо пройти предрейсовый инструктаж по перевозке опасного груза и иметь при себе следующие сопроводительные документы:

1) регистрационные документы на автотранспортное средство;

2) свидетельство о допуске автотранспортного средства к перевозке определенных опасных грузов по территории Республики Казахстан, выданное соответствующим уполномоченным органом;

3) лицензию (лицензионную карточку) на перевозку опасных грузов с отметкой "Перевозка ОГ";

4) путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз";

5) свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза по территории Республики Казахстан;

6) бланк маршрута перевозки опасного груза классов 1, 6 и 7 согласно перечню опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, утвержденному настоящим постановлением;

7) инструкцию для водителя;

8) товарно-транспортную накладную;

9) план действий в аварийной ситуации, разработанный грузоотправителем;

10) адреса и телефоны перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, уполномоченных органов по контролю за обеспечением безопасной эксплуатации транспорта, безопасности дорожного движения, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных по маршруту движения.

Водителю, осуществляющему перевозку, до начала поездки необходимо пройти предрейсовый инструктаж по перевозке опасного груза и иметь при себе следующие сопроводительные документы:

1) регистрационные документы на автотранспортное средство;

2) свидетельство о допуске автотранспортного средства к перевозке определенных опасных грузов по территории Республики Казахстан, выданное соответствующим уполномоченным органом;

3) лицензию (лицензионную карточку) на перевозку опасных грузов с отметкой "Перевозка ОГ";

4) путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз";

5) свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза по территории Республики Казахстан;

6) бланк маршрута перевозки опасного груза классов 1, 6 и 7 согласно перечню опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, утвержденному настоящим постановлением;

7) инструкцию для водителя;

8) товарно-транспортную накладную;

9) план действий в аварийной ситуации, разработанный грузоотправителем;

10) адреса и телефоны перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, уполномоченных органов по контролю за обеспечением безопасной эксплуатации транспорта, безопасности дорожного движения, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных по маршруту движения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Образец товарно – транспортной накладной отдельно не утвержден для частного предпринимательства. По традиции, все пользуются общепринятой формой № 1-Т, утвержденной приказом № 548 от 01.12.1998 года для госучреждений РК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо Полин за Ваш развернутый ответ.

В налоговой я доказывал, во многом исходя из тех-же положений, которые Вы привели в своем ответе. Главный довод это то, что квалифицирующим признаком в указной ситуации является именно реализация.

Однако то, что в данном случае реализации ГСМ не происходит и то что ГСМ было куплено компанией для нужд своего потребления в принципе уже никто не оспаривает.

Налоговая тупо ссылается на п. 2. Правил оформления сопроводительных накладных, утвержденных Утвержденых приказом И.о. Министра финансов Республики Казахстан от 8 октября 2003 года № 366, где сказано, что сопроводительные накладные оформляются Поставщиком в обязательном порядке при проведении каждой операции по реализации и (или) отгрузке нефтепродуктов в одном экземпляре с тремя копиями к нему. При этом оригинал и одна копия сопроводительной накладной выдаются получателю нефтепродуктов (далее - Получатель), остальные две копии сопроводительной накладной остаются непосредственно у Поставщика.

Есть отгрузка, значит заполняйте накладные предусмотренные Правилами.

Вопрос в том, что по данным операциям Компания Поставщиком не является. Хотя вообще является поставщиком нефти.

В связи этим не согласен в Вами в части того, что

Чтобы подходить под данную категорию компания должна иметь в наличии, согласно Постановления № 556 от 10.05.99 года

соблюсти перечисленные требования.

Эти требования предусмотрены для производителей нефтепродуктов, но не для поставщиков нефти.

Еще раз спасибо, что помогли разобраться. :alc:

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Налоговая тупо ссылается на п. 2. Правил оформления сопроводительных накладных, утвержденных Утвержденых приказом И.о. Министра финансов Республики Казахстан от 8 октября 2003 года № 366, где сказано, что  сопроводительные накладные оформляются Поставщиком в обязательном порядке при проведении каждой операции по реализации и (или) отгрузке нефтепродуктов в одном экземпляре с тремя копиями к нему.

Еще раз спасибо, что помогли разобраться. :alc:

Уважаемый Улисс!

Налоговая может тупо ссылаться на что угодно. Мы же с Вами предоставляем на их рассмотрение Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 года N 402-II «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», который явно превыше ПРАВИЛ.

А закон говорит нам:

Статья 14 п.2:

2. При оптовой и розничной реализации нефтепродуктов ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ нефти и ЛИЦАМИ, осуществляющими реализацию с БАЗ нефтепродуктов, при осуществлении операций по перевозке нефтепродуктов в обязательном порядке оформляются сопроводительные накладные.

Это РЕАЛИЗАЦИЯ нефтепродуктов, связанная с перевозкой. А не просто перевозка нефтепродуктов как таковая. Ведь организация может построить новый склад, и перевезти туда ГСМ на новое хранение, не реализуя никому. К тому же, сопроводительная накладная предуматривает наличие отправителя и получателя ГСМ, со всеми атрибутами РНН, свидетельства, и прочих прелестей опознавательных признаков, форму оплаты и прочее. Не предусматривают эти накладные внутреннее перемещение ГСМ, ни в правилах, ни в самой форме накладной.

Если Закон даст дополнительные указания, которые трактуют перевозку бензина на внутренние нужды как обязательную, для оформления сопроводительной накладной - то тогда другое дело. Но ввиду такой криво писаной формулировки свои права стоит отстаивать, так как если КХ будет со своих складов вывозить дизтопливо на поля для дозаправки тракторов во премя посевных и уборочных компаний - то никаких сопроводительных накладных в стране не хватит. Или при дозаправки летательных аппаратов на летном поле, от склада до самолета.

В отношении определения поставщика нефти - тут я с Вами уже не соглашусь, так как поставщик нефти, по трактовке Закона - не просто организация, которая эту нефть поставляет, а:

Статья 1 п.10:

Поставщик нефти - нефте- и (или) газодобывающая организация и (или) другие юридические лица, поставляющие на переработку собственную сырую нефть и (или) газовый конденсат;

Это и добывающие лица, и поставляющие нефть на переработку. В зависимости от того, какие действия с нефтепродуктами осуществляет ПОСТАВЩИК НЕФТИ, он должен соответствовать в области своей деятельности условиям приведенного мною постановления. Эти условия - полный перечень деятельности. Вы его можете в полном объеме и не осуществлять, но в области своего производства установленным нормам для этого производства должны соответствовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования