Елiмай Опубликовано 22 Февраля 2010 Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Приснопамятный Закон от 11.12.2009г. перетряхнул главу 50 УПК "Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу" куда сильнее, чем надзорку в ГПК. В надзорном производстве по уголовным делам теперь много нового. В смятение меня вводит следующая новелла из статьи 467 УПК: 10. Суд может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание либо применить закон о более тяжком преступлении, а также не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были предметом судебного разбирательства. Сравните как было раньше: "Суд вправе также, не выходя за пределы предъявленного обвинения осужденному, применить закон о более тяжком преступлении либо усилить наказание, если об этом указывается в протесте прокурора или жалобе потерпевшего и его представителя". Я уж было решил, что восторжествовал самый отчаянный гуманизм и надзорная коллегия может только улучшать положение осужденного. Но систематическое толкование норм о надзоре дает понять, что обвинение может ставить перед судом подобное требование. К примеру, ч.2 ст.461 УПК гласит: "Ходатайство, протест о пересмотре вступившего в законную силу оправдательного приговора, обвинительного приговора по мотивам необходимости применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного либо постановления суда о прекращении дела, допускаются в течение шести месяцев по вступлении их в законную силу". Коллеги! Верно ли я понимаю, что по жалобе/протесту стороны обвинения надзорка может только направить дело на новое рассмотрение в первую или апелляционную инстанцию? (Понятно, что не в кассационную инстанцию, но куда направлять, выбирая между райсудом и апелляцией это тоже отдельный забавный вопрос). Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Сакен Опубликовано 22 Февраля 2010 Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Имхо, по жалобе/протесту стороны обвинения надзорка из всех вариантов решений из п.6 указанной статьи может принять только решение по. п.п.4. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Елiмай Опубликовано 22 Февраля 2010 Автор Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Ну у надзорки осталось и полномочие из пункта 4 ч.6 ст.467 УПК - изменение судебных актов. А часть 7 ст.467 не изменилась и по-прежнему устанавливает: "Основанием к отмене или изменению приговора являются обстоятельства, указанные в статье 412 настоящего Кодекса". А в этой самой 412-й статье есть такое обстоятельство: 5) несоответствие наказания тяжести преступления и личности осужденного. Так что формально вроде есть и основание для изменения приговора самой надзоркой. Думаю, причина вновь кроется в слабой юридической технике, несогласованности новых норм со старыми, отсутствии цельной концепции реформирования УПК. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Сакен Опубликовано 22 Февраля 2010 Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Ну у надзорки осталось и полномочие из пункта 4 ч.6 ст.467 УПК - изменение судебных актов. А часть 7 ст.467 не изменилась и по-прежнему устанавливает: "Основанием к отмене или изменению приговора являются обстоятельства, указанные в статье 412 настоящего Кодекса". А в этой самой 412-й статье есть такое обстоятельство: 5) несоответствие наказания тяжести преступления и личности осужденного. Так что формально вроде есть и основание для изменения приговора самой надзоркой. Думаю, причина вновь кроется в слабой юридической технике, несогласованности новых норм со старыми, отсутствии цельной концепции реформирования УПК. В целом, согласен. Но указанная Вами фраза не вправе усилить наказание либо применить закон о более тяжком преступлении мне кажется содержит императив. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Елiмай Опубликовано 22 Февраля 2010 Автор Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Ага, Сакен, императив вполне се чёткий. Опять приходится толковать нормы систематически. У кассации ясно выражено полномочие только на направление дела на новое рассмотрение (ст.446-12 УПК): "3. Если приговор признан несправедливым вследствие необоснованного оправдания, применения уголовного закона о менее тяжком преступлении или в связи с чрезмерной мягкостью наказания, суд кассационной инстанции при наличии протеста прокурора или жалобы потерпевшего, его представителя, принесенных по этим основаниям, вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой или соответственно апелляционной инстанции". Думаю, с надзором то же самое. Мне трудно понять, зачем у кассации и надзорки выдернули право самим поставить точку в споре. Направление на новое рассмотрение - это всегда самая большая волокита, трата бюджетных средств, времени судей и участников процесса. Какой в этом смысл в подобных ситуациях? А ещё более странным кажется вот что. Согласно ч.3 ст.446-15 суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о применении судом первой инстанции того или иного уголовного закона и мере наказания. Такая же норма и в регулировании прав надзорки в ч.11 ст.467 УПК. Ээээ, и как тогда кассации и надзору выражать своё мнение, что надо бы усилить меру наказания? Как им мотивировать причину отмены судебных актов? :confused: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Газетов Владимир Сергеевич Опубликовано 22 Февраля 2010 Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 (изменено) Приснопамятный Закон от 11.12.2009г. перетряхнул главу 50 УПК "Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу" куда сильнее, чем надзорку в ГПК. В надзорном производстве по уголовным делам теперь много нового. В смятение меня вводит следующая новелла из статьи 467 УПК: Суд может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении Это что аналогия закона?! Изменено 22 Февраля 2010 пользователем Газетов Владимир Сергеевич Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Франт Опубликовано 22 Февраля 2010 Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Елимай, все верно. Теперь надзор не вправе усилить назначенное наказание. По мотивам мягкости или неправильного применения закона о менее тяжком преступлении надзорная коллегия вправе только направить дело на новое рассмотрение. Кстати, так было до 2001 года, по-моему. Только в 2001 году надзорная инстанция стала вправе изменять приговор в сторону ухудшения наказания осужденного. Примечательно, что нормы НП ВС о рассмотрении дел в надзоре всегда запрещали надзорной инстанции ухудшать положение осужденного, при том, что нормы то УПК изменялись и получалось ситуация прямого противоречия НП ВС нормам УПК. В смятение меня вводит следующая новелла из статьи 467 УПК: Суд может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении Это что аналогия закона?! Это не аналогия закона. Это например, если человек признан виновным в убийстве, а на самом деле совершил убийство в состоянии аффетка или по неосторожности. Вот это и есть применение закона о менее тяжком преступлении. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Елiмай Опубликовано 22 Февраля 2010 Автор Жалоба Share Опубликовано 22 Февраля 2010 Я не думаю, что это удачная идея для кассации и надзора. Непонятно в принципе, почему им нельзя ставить точку в деле и формировать единообразную судебную практику, особенно Верховному Суду. Указал выше, что неясно и как им мотивировать свои отмены, раз они не могут высказывать в своих постановлениях мнение по поводу необходимой меры наказания. Добавлю следующее. Во-первых, не очень понятно, как затягивание процесса в связи с новым рассмотрением сочетается с правами потерпевших. Им ведь по новой приходится проходить судейский ад. Во-вторых, мягкие приговоры обжалуются и будут обжаловываться (опротестовываться) потерпевшими (прокурорами). Нередко мягкие приговоры вызывают общественный резонанс. Будут и отмены таких приговоров. Я не так хорошо секу статистику у "уголовных" судей. Но насколько я понимаю, как и в статистике по гражданским делам, отмены с направлением дела на новое рассмотрение идут как отмены в чистом виде, это не изменения приговоров. Соответственно будет ухудшаться судейская статистика. Получит судья райсуда одну отмену за мягкий приговор, вторую, потом призадумается. Выходит, что с каждым наказаним мягче средней температуры по больнице, у него появляется риск получить отмену. В следующий раз ему будет понадежнее дать подсудимому более строгое наказание. В случае чего, получит от облсуда или ВС изменение приговора по мотиву смягчения приговора. Но зато это не отмена. И где же тогда гуманизация? :good_evil: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Елiмай Опубликовано 24 Февраля 2010 Автор Жалоба Share Опубликовано 24 Февраля 2010 Кстати, так было до 2001 года, по-моему. Только в 2001 году надзорная инстанция стала вправе изменять приговор в сторону ухудшения наказания осужденного. Ну кстати, Ваша правда, Франт. Посмотрел, в первой редакции УПК так и было. Зачем тогда мы вернулись к уже пройденному этапу? Да ещё и в двойном размере, теперь ведь не только надзор, но и кассация по жалобе потерпевшего может только направить дело на новое рассмотрение. Наверно, в 2001 году надзорку наделили правом ухудшения положения осужденного неспроста, а по многочисленным просьбам прокуроров, нижестоящих судей, потерпевших. Думаю, что достаточно скоро вновь к этому вернёмся. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.