Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Налог на пользователей автомобильных дорог


Гость Askar

Рекомендуемые сообщения

Автор - Урма:

Хотелось бы узнать мнение юристов: можно ли считать налог на пользователей автодорог законно установленным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Урма:

Хотелось бы узнать мнение юристов: можно ли считать налог на пользователей автодорог законно установленным?

Насколько я еще чего ни будь понимаю, законы в цивилизованном обществе принимаются высшим законодательным органом , где заседают законно избранные депутаты. Если в перечне налогового кодекса РФ упомянут обозначенный Вами налог и именно как налог, а не какой-то там сбор, то уверяю, данный налог законен, как бы вам не хотелось думать, иначе разгоняйте думу…

:confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Связист:

Насколько я еще чего ни будь понимаю, законы в цивилизованном обществе принимаются высшим законодательным органом , где заседают законно избранные депутаты. Если в перечне налогового кодекса РФ упомянут обозначенный Вами налог и именно как налог, а не какой-то там сбор, то уверяю, данный налог законен, как бы вам не хотелось думать, иначе разгоняйте думу…

:confused:

Другой вопрос, что не всегда законы являются справедливыми, хотя по своей сути должны выражать высшую справедливость. Но если, например, вспомнить 37-39-ые годы СССР или даже некоторые наши нынешние законы демократически развивающегося государства - то все, капут, можно "сливать воду".

А не нравятся законы - это однозначно, всех депутатов на фиг на улицу выбрость, Родина в опасности и нечего тут разглагольствовать (В.В. Жириновский) :confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хотела бы напомнить господам юристам о том, что существуют элементы налога, при чем эти элементы являются обязательными. Согласно ст.17 НК РФ это:объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также естественно налогоплательщики. Так вот, согласно тому же НК РФ налог считается законно установленным при наличии всех этих обязательных элементов, в противном случае налога нет. Вернемся к моему вопросу по поводу налога на пользователей автодорог. Практика показывает, что юристы засомневались в правомерности этого налога, даже не смотря на то, что этот налог был указан в законе! Ведь указать налог в законе не все, что требуется от законодателя (см. выше).

Так, при разборе налога на пользователей автодорог можно лицезреть следующее: совершенно отсутствуют такие обязательные элементы как срок уплаты и порядок уплаты. Может кто найдет еще что-нибудь интересненькое??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Askar:

Другой вопрос, что не всегда законы являются справедливыми, хотя по своей сути должны выражать высшую справедливость. Но если, например, вспомнить 37-39-ые годы СССР или даже некоторые наши нынешние законы демократически развивающегося государства - то все, капут, можно "сливать воду".

А не нравятся законы - это однозначно, всех депутатов на фиг на улицу выбрость, Родина в опасности и нечего тут разглагольствовать (В.В. Жириновский) :confused:

Справедливость законов, Аскар, это совсем другая песня. Здесь не стоит заблуждаться. Закон, либо иной НПА, есть отражение реалии времени, будь это 37-39 годы, или охота на ведьм под патронажем святой инквизиции, или Сула со своими проскрипционными списками… И примеров разгона Советов, Дум, Сенатов, Мажлисов и т.д. предостаточно, так что В.В. Жирик здесь не оригинален. Конечно не все акты справедливы, вот, например, мне совсем не нравиться Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2002 года N 1101 О проведении охоты на дрофу-красотку… … но мы имеем то правительство, которое имеет нас. А поскольку мы законопослушны, то придется налог с пользователя автодарог платить, хотя нет, у нас вроде такого налога еще не придумали.

:confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Урма:

Хотела бы напомнить господам юристам о том, что существуют элементы налога, при чем эти элементы являются обязательными. Согласно ст.17 НК РФ это:объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также естественно налогоплательщики. Так вот, согласно тому же НК РФ налог считается законно установленным при наличии всех этих обязательных элементов, в противном случае налога нет. Вернемся к моему вопросу по поводу налога на пользователей автодорог. Практика показывает, что юристы засомневались в правомерности этого налога, даже не смотря на то, что этот налог был указан в законе! Ведь указать налог в законе не все, что требуется от законодателя (см. выше).

Так, при разборе налога на пользователей автодорог можно лицезреть следующее: совершенно отсутствуют такие обязательные элементы как срок уплаты и порядок уплаты. Может кто найдет еще что-нибудь интересненькое??

Часто так бывает, чего нет в первоисточнике, затем вдруг появляется в инструкциях и пробелов нет. Если данный вид налога прописан в кодексе, то механизм его изымания наверняка додумают.

:wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, по-моему меня никто так и не понял. Я же о другом говорю. Какие инструкции, какой механизм!? Так можно рассуждать только если не владеешь сутью вопроса и основами налогового законодательства! Ну да ладно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Связист:

Справедливость законов, Аскар, это совсем другая песня.

:confused:

Да, вот именно, что это песня, а должна быть основой жизни любого общества, а то у нас получается сегодня одна справедливость, завтра - другая, вот так и вертимся из омута в ад :confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Урма, я не юрист - я только учусь :-)

Насколько я знаю в НК РК нет налога на пользователей автодорог. Есть плата за въезд, выезд, транзит и плата за проезд по ПЛАТНЫМ дорогам.

То что деньги, собранные в качестве налога на ТС используются для целевого назначения - мне кажется разные вещи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ВСЕ ТАКИ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОБЛИЖЕ УЗНАТЬ, ЧТО ЖЕ ЗА НАЛОГ ТАКОЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РФ. И КАК ГОВОРИТСЯ, НАРВАЛСЯ. ПОЖАЛУЙ СТОИТ СОГЛАСИТЬСЯ С АВТОРОМ ТЕМЫ - ТАКОЙ НАЛОГ НАМ НЕ НУЖЕН!.

Налоги в дорожные фонды.

Налог на пользователей автомобильных дорог

Формирование оборотов по кредиту счета 67

Налоги, служащие источником формирования дорожных фондов, отражаются на счете 67. Налогообложение организаций производится на основании Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". В 1998 г. данный Закон корректировался два раза - Федеральными законами от 28.03.98 N 51-ФЗ и от 27.06.98 N 93-ФЗ. Порядок исчисления налогов разъяснен в Инструкции Госналогслужбы РФ N 30, в которую в соответствии с изменениями норм законодательства вносились Изменения и дополнения N 7 (см. Приказ Госналогслужбы РФ от 11.12.97 N АП-3-07/237) и N 8 (см. Приказ Госналогслужбы от 31.03.98 N АП-3-07/58).

Изменениями и дополнениями N 7 к Инструкции Госналогслужбы РФ N 30 был внесен ряд уточнений в действовавший ранее порядок исчисления налогов. В целом введение данных норм не привело к принципиальным изменениям порядка расчетов с дорожными фондами для большинства предприятий. Так, в частности:

была конкретизирована и приведена к общеустановленной дата совершения оборота для расчета налога на реализацию ГСМ предприятиями, ведущими учет выручки по оплате;

указано, что в закрытых административно-территориальных образованиях налоги в дорожные фонды зачисляются только в бюджеты этих образований;

уточнен порядок расчета налога на пользователей автодорог религиозными организациями, банками и кредитными учреждениями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

уточнено понятие "автомобильные дороги общего пользования" для определения возможности получения льготы организациями, осуществляющими их содержание;

для предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции установлен общий порядок уплаты налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств;

для всех предприятий:

уточнено, что в случае приобретения автотранспортных средств за рубежом налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от заявленной таможенной стоимости, определяемой в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции от 05.02.97);

срок уплаты налога организациями, уплачивающими налог в бюджет помесячно, установлен до 15-го числа (по 14-е включительно) следующего за отчетным периодом месяца (ранее было не позднее 15-го числа - по 15-е включительно).

Данные изменения вступили в силу с 28.02.98 (через 10 дней с момента опубликования в газете "Российские вести" от 18.02.98).

* * *

Изменения и дополнения N 8 изданы в соответствии с Федеральными законами от 26.03.96 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и от 28.03.98 N 51-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"".

В соответствии с вышеназванными Законами с 31.03.98 изменилось соотношение федеральной (0,5%) и территориальной (2,0%) ставок налога при сохранении общей ставки в размере 2,5% (см. письмо Госналогслужбы РФ от 03.04.98 N АП-6-07/219, Минфина РФ от 03.04.98 N 16н, ФДС РФ от 01.04.98 N ФДС-14/939, ЦБ РФ от 01.04.98 N 201-У).

Для плательщиков важно проконтролировать распределение начисленных сумм налогов по итогам года, поскольку переплата налога в один адрес не компенсирует образовавшуюся недоплату - в другой.

Принципиально изменен порядок расчета с бюджетом по налогу на реализацию ГСМ для предприятий, продающих ввезенные на территорию РФ нефтепродукты. Так, если раньше данные организации уплачивали налог на ГСМ с разницы между ценой реализации и таможенной стоимостью ГСМ, то теперь в налогооблагаемую базу подлежит включению вся сумма выручки (без НДС).

Данные изменения вступили в силу с 02.04.98 (со дня опубликования Федерального закона N 51-ФЗ).

Подробно мы остановимся только на инвентаризации расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог с учетом положений, измененных или введенных в 1998 г.

* * *

Напомним, что в целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог предприятие использует показатель выручки (или наценки), исчисленный в отчетном периоде в зависимости от выбранного организацией метода учета выручки в целях налогообложения (см. письмо Госналогслужбы РФ от 05.01.96 N ПВ-4-13/3н, письмо Минфина РФ от 24.10.97 N 04-03-11*). Таким образом, предприятия, признающие выручку в целях налогообложения по оплате, не должны начислять к уплате в бюджет суммы налога по отгруженной продукции, за которую оплата еще не поступила.

_________________________

* Аналогично, по мнению Минфина РФ, данный подход следует использовать для исчисления налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.

* * *

В том случае, если в данном отчетном периоде у организации нет объема выполненных работ, а налог на пользователей автомобильных дорог начислен и отнесен на себестоимость продукции (работ, услуг), он будет числиться в составе незавершенного производства, которое будет закрыто в том отчетном периоде, когда появится объем выполненных работ (письмо Минфина РФ от 30.07.98 N 04-05-11/87)

* * *

В соответствии с п.16 Инструкции Госналогслужбы РФ N 30 объектом налогообложения являются выручка от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной стоимостью товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При расчете налогооблагаемой базы выявленный (с использованием данных счетов бухгалтерского учета) по каждому нижеперечисленному виду деятельности объект налогообложения корректируется на суммы относящихся к нему налогов, сборов и установленных законодательством обязательных платежей:

из выручки от реализации произведенной продукции (работ, услуг) исключаются: НДС; акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров); налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы); экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность); лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции; суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры;

из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров по заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности при исчислении налогооблагаемой базы исключается НДС, исчисленный от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров.

По организациям, осуществляющим перепродажу горюче-смазочных материалов, при исчислении облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог из суммы разницы между продажной и покупной ценами этих материалов также исключается и налог на реализацию ГСМ, исчисленный от суммы разницы между продажной и покупной ценами этих материалов.

* * *

Не включаются в объект налогообложения по налогу на пользователей автодорог суммовые разницы, возникающие в случае проведения сторонами договора операций, оцениваемых в условных единицах по согласованному, изменяющемуся во времени курсу (см. письмо Минфина РФ от 20.01.98 N 04-05-11/3). Данный подход определяется установленным порядком их отражения на счете 80 "Прибыли и убытки" (см. п. 39 Инструкции Минфина РФ N 97).

* * *

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.97 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" предприятия-инвесторы (непрофессиональные участники рынка ценных бумаг) вложение средств в виде инвестиций в ценные бумаги в бухгалтерском учете отражают как финансовые вложения, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат по счету 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или 06 "Долгосрочные финансовые вложения". При этом выручка от реализации ценных бумаг, приобретенных ранее как финансовые вложения, отражается по кредиту счета 48 "Реализация прочих активов".

В связи с изложенным доход, полученный организацией, являющейся непрофессиональным участником рынка ценных бумаг, от реализации (погашения) ценных бумаг, в том числе ГКО, налогом на пользователей автомобильных дорог не облагается как доход, полученный от реализации финансовых вложений (см. письмо Госналогслужбы РФ от 05.03.98 N АС-6-07/161, письма Минфина РФ от 25.09.98 N 04-05-11/109, от 18.12.97 N 04-07-06).

* * *

Напомним, что в соответствии с внесенными в 1997 г. Изменениями и дополнениями N 6 к Инструкции Госналогслужбы РФ N 30 предприятия при исчислении суммы налога на пользователей автомобильных дорог должны были отслеживать факты реализации продукции (работ, услуг, товаров) по ценам ниже ее себестоимости и формировать расчетным путем (внесистемно) размер налогооблагаемой базы по этим сделкам аналогично порядку исчисления налога на прибыль и НДС (с некоторыми особенностями). В соответствии с положениями названной Инструкции данное требование касалось только реализации продукции (работ, услуг) и товаров, приобретенных с целью дальнейшей продажи, и не распространялось на реализацию приобретенного ранее имущества предприятия (основные средства, материалы, МБП и пр.).

Данные изменения, внесенные в Инструкцию N 30 в 1997 г., были оспорены в Верховном Суде РФ. На основании поступившей жалобы Верховный Суд РФ решением от 14.10.98 N ГКПИ 98-393 признал отдельные положения Инструкции N 30 в редакции Изменений N 6 недействительными. Данный вывод базировался на сравнении редакции Инструкции N 30 и Федерального закона N 1759-1, откуда следовал вывод, что в соответствии с Законом объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка от реализации продукции (работ, услуг) и никакого увеличения налогооблагаемой базы при реализации по ценам не выше себестоимости Закон не предусматривает (статьи 4, 5 Закона от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах").

Таким образом, Госналогслужба РФ превысила свои полномочия, установив специальный порядок исчисления налога на пользователей автомобильных дорог (и на реализацию горюче-смазочных материалов), который повлек взимание с налогоплательщиков дополнительных сумм налогов, что реально сказалось, по определению суда, "на ограничении их прав собственности".

Абзацы 4, 8 п. 2; абзацы 1, 2 п. 3; абзацы 1, 5, 6 п. 17 Инструкции Госналогслужбы N 30 в редакции Изменений N 6 признаны недействительными.

Такая формулировка решения суда (несмотря на то что оно вступило в законную силу 14.10.98*), по мнению автора, дает предприятиям основания пересчитать налог, исчисленный с начала года с учетом рыночных цен.

_________________________

* Речь идет о недействительности нормативного акта в целом, а не об уточнении трактовки того или иного спорного положения, как это было, например, с определением, что же считать датой уплаты налога.

В данном случае уместна аналогия с решением Верховного Суда РФ от 02.10.98 N ГКПИ 98-448, признавшего не подлежащим применению с начала издания Постановление Правительства РФ от 17.07.98 N 786, установившее новый порядок определения даты оборотов по реализации в целях исчисления НДС, ввиду его недействительности.

Поэтому все дальнейшие рекомендации автора не учитывают необходимость уплаты данного налога с сумм "недополученной выручки".

Если предприятие не решится использовать такой подход и оставит начисленные ранее к уплате в бюджет суммы, то ему необходимо самостоятельно отследить их влияние на финансовые результаты и показатели отчетности.

Если предприятие решит вернуть (скорее - зачесть) ранее внесенные в бюджет суммы, то по итогам года ему необходимо сформировать оборот без учета дополнительной выручки в целях налогообложения. Соответственно автоматически произойдет корректировка расчетов с бюджетом путем уменьшения суммы налога, причитающегося к доначислению по сравнению с итогами 9 месяцев. В этом случае автор советует отразить такое решение в пояснительной записке к расчету.

В случае отказа налогового органа в предоставлении такой возможности (если они по-прежнему будут использовать ранее подтвержденный письмом Госналогслужбы от 05.03.98 N АС-6-07/161 подход) и доначислении штрафных санкций за занижение суммы налога предприятию в судебной инстанции необходимо будет оспорить это решение, принятое на основании недействительных ввиду противоречия нормам закона положений Инструкции N 30, что подтверждено решением Верховного Суда РФ от 14.10.98 N ГКПИ 98-393.

* * *

Установленный порядок исчисления налога на пользователей автодорог требует раздельного ведения учета по операциям, относящимся к различным видам деятельности.

Это, казалось бы, общее правило приводит иногда к сомнениям в правильности определения облагаемой налогом базы. Так, предприятия, имеющие в своем составе торговое подразделение, на практике иногда сталкиваются с требованием налоговой инспекции оформлять передачу продукции со склада в магазин проводкой Д-т 41 - К-т 46 и рассматривать движение продукции как товаров в организации торговли и платить налог на пользователей автодорог по двум видам деятельности: производственной - со всего оборота и с торговой - с наценки* (см., например, письмо Госналогслужбы РФ от 05.03.98 N АС-6-07/161). В таком случае следует настоять на том, что, согласно методологии бухгалтерского учета, счет 46 не применяется для отражения операций, отражающих внутрихозяйственные отношения между подразделениями одной организации. Для этого используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (или отдельный субсчет счета 40. - Авт.), и соответственно объекта налогообложения по торговой деятельности не возникает (письмо Минфина РФ от 05.11.98 N 04-05-11/124).

_________________________

* В принципе с точки зрения налогообложения применение того или иного порядка не должно отразиться на общей сумме подлежащего уплате в бюджет налога. Если организация в нарушение методологии все же отразит по счету 46 передачу продукции по себестоимости и с этого оборота исчислит налог, то по торговым операциям объектом налогообложения будет разница между себестоимостью и ценой реализации. Итого организация получит одни и те же цифры (или отдать в торговлю по продажной цене, тогда будет отсутствовать наценка).

Разница может быть только по срокам начисления налога.

* * *

Сходным образом разрешается проблема и при выполнении работ по договору подряда, в котором задание выполняется с использованием собственных материалов заказчика. Такие договоры квалифицируются обычно как договоры переработки давальческого сырья, т.е. сырья, принятого подрядчиком без оплаты (п. 13 письма Минфина СССР от 30.04.74 N 103) и ему не принадлежащего. Учитываться оно будет на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку", на счете 46 его стоимость никак не отразится и в налогооблагаемую базу не войдет (письмо Минфина РФ от 26.10.98 N 14-05-11/121).

* * *

У предприятий общественного питания продажа продукции собственного изготовления (например, в столовой или буфете, включая отпуск обедов на дом, или через торговые точки) ведет к образованию у предприятия общественного питания выручки от реализации, которая подлежит налогообложению со всего объема полученных средств. Если идет продажа приобретенных для дальнейшей реализации продуктов питания, то это - торговая деятельность и в ее рамках налог исчисляется от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров (письмо Минфина РФ от 03.09.98 N 04-05-11/106).

Предпродажная подготовка товара торговой организацией (разделка, фасовка, упаковка и пр.) не относится к производственной деятельности. (письмо Минфина РФ от 26.10.98 N 14-05-11/121).

* * *

Инструкцией Госналогслужбы РФ N 30 четко определен порядок учета при расчете налогооблагаемой базы произведенных продавцом расходов по таре и транспортировке товаров, продукции (работ, услуг) в выручке от реализации этой продукции (работ, услуг).

Вопрос о необходимости учета таких расходов в налогооблагаемой базе при расчете налога на пользователей автодорог решается продавцом в зависимости от базиса поставки, согласованного между сторонами в договоре купли-продажи.

При установлении цены реализации товаров, продукции (работ, услуг) на условиях определенной упаковки и их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по таре и доставке товаров, продукции до пункта назначения подлежат учету в налогооблагаемой базе независимо от того, выделены они специально в первичных и расчетных документах отдельной строкой или нет. Эти расходы входят у реализующего товары предприятия в состав коммерческих расходов или издержек обращения и именно потому учитываются в составе продажных цен товаров.

Аналогично учитываются при налогообложении расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) до определенного в договоре пункта отправления (любого) при установлении отпускной цены на условиях доставки товаров, продукции до этого пункта отправления за счет поставщика.

Если же продажная цена согласована сторонами на условиях "склад поставщика" (или конкретный пункт отправления), а расходы по дальнейшей транспортировке (как и упаковке) со склада поставщика (или от конкретного пункта отправления) возмещаются покупателями сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров произведенные им расходы не включаются и налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются. Эти суммы обязательно выделяются отдельной строкой в расчетных и первичных документах (со ссылкой на условия договора).

* * *

Бюджетные и некоммерческие организации должны платить налог на пользователей автомобильных дорог в вышеуказанном порядке с выручки, полученной от реализации продукции (выполнения работ, услуг), или с разности между продажной и покупной стоимостью товаров, реализованных в результате торговой деятельности (т.е. с доходов от любой деятельности, не финансируемой целевыми отчислениями на покрытие расходов по уставной деятельности организации, - см. п. 21.1 Инструкции Госналогслужбы РФ N 30).

* * *

Несмотря на то что ст. 47 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 16.11.97) предусматривается освобождение учебных учреждений в части непредпринимательской деятельности (при условии реинвестирования доходов в учебный процесс) от всех видов налогов, в том числе и от налога на пользователей автодорог, в новой редакции Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" указанный порядок так и не нашел отражения. Это означает, что для образовательных учреждений выручкой от реализации работ и услуг при исчислении налога на пользователей автодорог считается сумма выполненных платных работ или предоставленных платных услуг (см. п. 3 ст. 23 Закона РФ от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и письмо Госналогслужбы РФ от 28.03.97 N СШ-4-07/14н*).

_________________________

* Несмотря на то что этому письму отказано в регистрации в Минюсте, данная норма напрямую следует из п. 21.1 действующей редакции Инструкции Госналогслужбы РФ N 30, внесенного Изменениями N 6, которые были зарегистрированы в Минюсте (N 1286 от 07.04.97) и опубликованы в установленном порядке.

* * *

Не подлежат включению в налогооблагаемый оборот суммы, полученные от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также суммы, перечисленные организациями на эти цели.

* * *

Организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества (которые отражают доходы от этих операций по счету 46), в том числе по договору лизинга, уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг. Данное положение не относится к имуществу, находящемуся не только в государственной, но и с 01.01.98 в муниципальной собственности (см. Изменения и дополнения N 7, Приказ Госналогслужбы РФ от 11.12.97 N АП-3-07/237).

* * *

Строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, выступающие в договорах генеральными подрядчиками (привлекающие для выполнения работ субподрядчиков), уплачивают налог с суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной за выполненные собственными силами работы.

* * *

По мнению ответственных работников Госналогслужбы РФ (см., например, в еженедельнике "Бухгалтерское приложение" к газете "Экономика и жизнь", 1998 г. N 19 (48) статью Л.В.Милославской - начальника Управления государственных целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов и доходов от приватизации Госналогслужбы РФ), объем строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (см. также письмо Госналогслужбы РФ от 05.03.98 N АС-6-07/161). Основанием для такого подхода следует считать обязанность предприятий отражать на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" выполненный собственными силами объем строительно-монтажных работ при вводе их в эксплуатацию*. Данная точка зрения однозначно поддерживается и ответственными работниками Минфина РФ (см., например, письма Минфина РФ от 13.03.98 N 04-05-11/28, от 28.09.98 N 04-05-11/110).

_________________________

* По мнению автора, такой подход далеко не бесспорен. В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции от 26.05.97) налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется в процентах от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг или разницы между покупной и продажной стоимостью товаров. Таким образом, объект налогообложения возникает у предприятия в момент реализации предприятием своей продукции (работ, услуг), что предполагает обязательную смену собственника продукции, а также для предприятий, ведущих учет выручки по оплате, - погашение покупателем задолженности по расчетам за них.

Изложенное подтверждается и другими нормативными актами налогового законодательства. Так, п.13 Постановления Правительства РФ от 05.08.92 N 552 установлено, что в целях налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов за отгруженную продукцию. При этом у продавца право требования произведения расчетов покупателем, т.е. предъявления ему расчетных документов, возникает только при передаче права собственности на свою продукцию. Именно такой подход Госналогслужба РФ распространяет и на порядок исчисления выручки от реализации продукции при расчете налога на пользователей автомобильных дорог (см. письмо Госналогслужбы РФ от 05.01.96 N ПВ-4-13/3н).

Даже если осуществляемое хозяйственным способом капитальное строительство рассматривать как деятельность, предусмотренную уставом предприятия (оно должно иметь лицензию), отсутствие перехода права собственности на выполненные собственными силами объемы строительных работ приводит к тому, что у предприятия не может возникнуть выручка от реализации выполненных собственными силами строительных работ (см. п. 21.8 Инструкции Госналогслужбы РФ N 30) как объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог. До внесения Изменений N 6 в Инструкцию Госналогслужбы РФ N 30 косвенным основанием для включения рассматриваемых объемов в налогооблагаемый оборот служила привязка объекта налогообложения к строке 010 формы N 2 бухгалтерской отчетности. С введением в действие Изменений N 6 в Инструкцию N 30 и этот аргумент налоговых органов потерял свою актуальность. К сожалению, практика споров по данному вопросу пока отсутствует.

* * *

В случае реализации продукции в рамках совместной деятельности формируется оборот, облагаемый налогом на пользователей автодорог. При этом, поскольку иное в Инструкции Госналогслужбы РФ N 30 не установлено, в общем случае налогоплательщиком является лицо, ведущее отдельный баланс и имеющее доверенности всех других участников совместной деятельности на представление в рамках этой деятельности их интересов в отношениях с третьими сторонами, в том числе по реализации продукции, что ведет к наличию у него налогооблагаемых оборотов. Другими словами, данное юридическое лицо выступает налогоплательщиком при расчетах с бюджетом по объектам налогообложения, возникновение которых связано с реализацией продукции в процессе ведения совместной деятельности.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на налогоплательщика возложена обязанность по представлению в налоговые органы расчетов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случае наличия у него объекта налогообложения, в том числе и по совместной деятельности. При этом в действующих нормативных актах и предлагаемых формах отчетности по налогу на пользователей автодорог не установлена обязанность представления одним юридическим лицом раздельных расчетов по совместной деятельности. Поэтому юридическое лицо, на которое возложено ведение общих дел по совместной деятельности, может представлять в налоговые органы в расчетах по налогу на пользователей автодорог (без выделения или с выделением в отдельных подстроках строк 1, 2 Расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог) наряду с данными по своей основной деятельности также и данные о стоимости реализованных простым товариществом товаров и подлежащих уплате в бюджет сумм налога (см. п. 25 Инструкции Госналогслужбы РФ N 30 и приложение 2 к указанной Инструкции).

* * *

В 1998 г. уточнена налогооблагаемая база для туристических организаций. Такие организации, формирующие стоимость путевки путем приобретения услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов, в объект налогообложения включают сумму превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказанных туристических услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказанные туристам услуги (см. Изменения и дополнения N 7 к Инструкции Госналогслужбы РФ N 30, Приказ Госналогслужбы РФ от 11.12.97 N АП-3-07/237).

В случаях перепродажи путевок (без предоставления каких-либо дополнительных услуг) объект налогообложения составляет сумма разницы между продажной и покупной ценами путевок.

* * *

При оказании предприятием посреднических услуг (статьи 971-1011 ГК РФ) налог следует исчислять от суммы вознаграждения, полученного за предоставленные услуги.

* * *

Предприятиям на местах необходимо выяснить действующие на конкретной территории ставки налога, поскольку законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации с учетом местных условий предоставлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога (от 2,25 до 1,75%). Данное решение может быть принято в отношении всех плательщиков на данной территории.

* * *

Не уплачивают налог субъекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

* * *

Предприятию необходимо проверить правильность исчисления налога нарастающим итогом в течение года.

Общая сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет по исчисленным за год оборотам, должна равняться сумме начисленного за 9 месяцев налога плюс сумма налога, исчисленная с оборотов за IV квартал. При этом бухгалтеру рекомендуется еще раз пересчитать сумму подлежащего уплате в бюджет за 9 месяцев налога.

Полученную в результате проверочного расчета сумму налога бухгалтеру необходимо сравнить с данными по кредиту счета 67 (субсчет "Налог на пользователей автодорог").

* * *

Следует отметить, что при существующем порядке исчисления налогооблагаемой базы предприятиями, занимающимися торговой деятельностью (в том числе и производственными), показатели бухгалтерской отчетности и расчета налога на пользователей автодорог несопоставимы. Также не представляется возможным проверить правильность заполнения Расчета налога на пользователей автодорог путем прямого сравнения тех или иных показателей формы N 2 бухгалтерской отчетности предприятиями, применяющими в целях налогообложения метод учета выручки по оплате.

Особое внимание обратим на ситуацию, когда производственное предприятие, не проводящее торговые операции как вид деятельности, ведет учет выручки в целях налогообложения по отгрузке. Следуя действующему в настоящее время порядку заполнения формы N 2 при условии корректного составления бухгалтерской и налоговой (по налогу на пользователей автодорог) отчетности в соответствии с установленными в нормативном порядке правилами, значение показателя строки 1 Расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог по полученной с начала года выручке должно равняться значению строки 010 формы N 2.

Для торговых предприятий при тех же условиях можно проверить равенство суммы, отраженной по строке 2 Расчета на пользователей автомобильных дорог, и разности между показателями строк 010 и 020 формы N 2.

* * *

Налогоплательщику следует проверить представленные в ГНИ расчеты. В общем случае сумма налога, отраженная к начислению по строкам 1 и 2 Расчета налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев, должна совпадать с цифрой, полученной в результате проверочного расчета за этот период.

Если в результате проверки получились расхождения, то можно уточнить предыдущий расчет и сдать в налоговый орган уточненные данные.

* * *

Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1998 г. предприятия представляют налоговым органам, а также органам, ведущим учет указанных платежей, по своему местонахождению по форме, указанной в приложении 2 к Инструкции Госналогслужбы РФ N 30, не позднее срока, установленного для представления годовой бухгалтерской отчетности (не позднее 90 дней со дня окончания отчетного года, т. е. по 31.03.98 включительно).

При этом сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог по годовому расчету за 1998 г. (как и по квартальным расчетам) увязаны со сроками уплаты в бюджет налога на прибыль и налога на имущество (см. п. 24.3 Инструкции Госналогслужбы РФ N 30).

Материалы подготовлены "АКДИ Экономика и жизнь"

(НО ВИДИМО РОССИЯНАМ ПРИДЕТСЯ ЕЩЕ ПОТЕРПЕТЬ. реплика Связист)

Каким законодательным документом отменен налог на пользователей автомобильных дорог?

--------------------------------------------------------------------------------

Этот налог еще не отменен. Рассмотрим применение Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» после вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в ред. от 24.03.2001) в Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" внесены следующие изменения:

- отменена ст. 7 закона, в которой говорится о взимании налога на приобретение автотранспортных средств (с 1 января 2001 года);

- с 1 января 2001 года установлена новая ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности (в зависимости от вида деятельности).

Закон о дорожных фондах (а именно - статьи о налоге на пользователей автодорог и налог на владельцев автотранспортных средств) утрачивает силу с 1 января 2003 года.

На вопрос отвечала бухгалтер – консультант А. А. Луцкая.

:confused: :confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Askar:

Да, вот именно, что это песня, а должна быть основой жизни любого общества, а то у нас получается сегодня одна справедливость, завтра - другая, вот так и вертимся из омута в ад :confused:

Основа жизни общеста - Конституция, в данном случае РК, все остальное пуппури на тему кому на Руси жить хорошо применительно к местному менталитету. Вот так и вертимся :confused:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МОЖЕТ БЫТЬ КТО-НИБУДЬ ПОРАССУЖДАЕТ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ СТ.17 НК РФ? КАК НАСЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Урма:

МОЖЕТ БЫТЬ КТО-НИБУДЬ ПОРАССУЖДАЕТ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ СТ.17 НК РФ? КАК НАСЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ??

Лоскутову:

Игорь! Вам все еще "не жалко"? :wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Lupus:

Урма, я не юрист - я только учусь :-)

Насколько я знаю в НК РК нет налога на пользователей автодорог. Есть плата за въезд, выезд, транзит и плата за проезд по ПЛАТНЫМ дорогам.

То что деньги, собранные в качестве налога на ТС используются для целевого назначения - мне кажется разные вещи.

Да и страны тоже разные :confused:

Или вы еще и компаративистикой занимаетесь?

[ 22 Октябрь 2002: Сообщение отредактировано: Askar ]

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автор - Askar:

Да и страны тоже разные :confused:

Или вы еще и компаративистикой занимаетесь?

[ 22 Октябрь 2002: Сообщение отредактировано: Askar ]

То что я ответил "не в тему" заметил толко после тогось, как ответил. У меня уже просто НК РК перед глазами даже во сне - тяжко IT-шникам везде. Хочешь программу написать, а перед этим ого!!! сколько узнавать приходиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования