Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Где найти проект закона?


Гость Lira

Рекомендуемые сообщения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона «О государственной собственности и национальных компаниях в Республике Казахстан»

Действующее экономическое законодательство, регулирующее отношения собственности, несомненно, отличается высокой юридико-технической развитостью. Вместе с тем, оно не лишено пробелов и определенных недостатков. В частности, несмотря на то, что в секторе экономике главенствующее положение занимают так называемые Национальные компании, их правосубъектность до сих пор однозначно не определена. Не отработан механизм владения государственной собственностью, особенно в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, и передачи их в доверительное управление частным компаниям.

Актуальность разрабатываемого законопроекта заключается именно в том, что предпринимается попытка сформировать механизм регулирования отношений, связанных с использованием государственной собственности, а четком отражении участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, являющихся частными юридическими лицами по форме собственности.

При разработке данного законопроекта была проведена работа по определению его места в комплексе нормативных правовых актов, регулирующих отношения собственности. Наибольшее значение при этом было отдано задаче нахождения компромисса и состыковки действия данного законопроекта и Гражданского Кодекса РК. Как известно, являясь основополагающим актом в сфере имущественных отношений, Гражданский Кодекс содержит наиболее общие положения о собственности во всех ее формах, и, соответственно, должен выступать отправной точкой и для настоящего законопроекта. Кроме этого были изучены возможности параллельного существования законодательства о национальных компаниях и акционерного законодательства РК, поскольку по своей организационно-правовой форме национальные компании - это акционерные общества.

Тем не менее, для национальных компаний неприемлемым является применение общего акционерного законодательства, поскольку, хотя и являясь частной по форме собственности, национальная компания, в силу обладания контрольного пакета государством, должна иметь специфику, которая должна выражаться в специальном правовом регулировании. Основным посылом при определении правового положения национальных компаний должен являться тезис об их специальной правосубъектности. Подготовленный законопроект исходит из этого посыла и содержит необходимый объем норм направленных на определение специфики деятельности национальных компаний. В частности, это касается, во-первых, вопроса о создании национальных компаний, которые в отличие явочно-нормативного способа создания юридических лиц в частном секторе, создаются в разрешительном порядке.

Важным при определении правового статуса национальных компаний является и вопрос об определении их предмета деятельности. Настоящий законопроект исходит из того, что необходимо четко установить пределы правосубъектности национальных компаний, в частности в вопросе о распоряжении имуществом, переданным национальной компании государством.

Форма контроля деятельности национальных компаний - это вопрос, который назрел на сегодняшний день для целесообразного правового определения. Здесь необходимо исходить из того, что главная цель в деятельности национальных компаний - это эффективное управление переданным имуществом во благо всего государства и нации. Поэтому законопроект в вопросе о контроле за деятельностью национальных компаний особо подчеркивает фигуру уполномоченного государственного органа, которой призван решать наиболее важные вопросы, возникающие при управлении деятельностью национальной компании. В частности, это касается вопросов о финансовой отчетности, получения займов, заключения договоров национальной компанией от имени государства и т.д.

Кроме того, задаче эффективного контроля и целесообразности в ведении бизнеса отвечают нормы законопроекта устанавливающие, что все голосующие акции национальных компаний должны принадлежать государству и невозможность передачи имущества национальных компаний в доверительное управление.

В законопроекте значительные коррективы вносятся и в такой вопрос, как режим ответственности национальной компании по своим обязательствам. Общее правило частного права, что участники не отвечают по долгам созданного ими юридического лица сверх внесенных в компанию сумм, не должно распространяться на национальные компании, поскольку последовательное осуществление этого принципа допускало бы возможность объявления этой компании несостоятельной, и, следовательно, ее ликвидацию. В учредительных документах национальных компаний должно быть зафиксировано, что они могут быть ликвидированы только тем органом, который принял решение об их создании.

В настоящее время национальные компании активно участвуют в гражданском обороте, при этом нередко выступая от имени государства. Данный законопроект должен содержать нормативный материал, отвечающий на вопрос: кто на самом деле является субъектом, участвующим, например, в отдельном контракте - государство или сама национальная компания?

При подготовке законопроекта мы исходили из того, что национальные компании в настоящий момент функционируют в различных отраслях экономики, что отражается на специфике их деятельности и, соответственно, на их правовом регулировании. Поэтому было бы целесообразнее, по нашему мнению, оставить вопрос об определении ряда случаев, когда национальная компания вправе выступать от имени государства, к ведению уполномоченного государственного органа, который проводит государственную политику в соответствующей отрасли экономики, и соответственно является более сведущем в специфике деятельности данной национальной компании.

В целом, широкий круг вопросов по подготовленному законопроекту отдан на решение уполномоченного государственного органа. По нашему мнению, это является более целесообразным, поскольку такой подход в целом отвечал бы задаче защиты публичных интересов и единообразности в проведении государственной политики в отдельных сферах экономики, что в целом подтверждается мировой практикой управления публичными корпорациями за рубежом.

Депутаты Мажилиса

Парламента Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ

Настоящий Закон регулирует правовые основы деятельности субъектов государственной собственности и национальных компаний.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) имущественное благо - вещи, деньги в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество;

2) неимущественное благо - жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные права и блага;

3) собственность - определенное и исторически обусловленное общественное отношение, которое существует между людьми по поводу вещей;

4) право собственности - признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

5) объекты права собственности - имущество: движимые и недвижимые вещи, в том числе растительный и животный мир, другие природные ресурсы, деньги, ценные бумаги;

6) отрасль экономики, имеющее стратегическое значение - отрасль, которая имеет непосредственное влияние на состояние обороноспособности, государственного суверенитета Республики Казахстан, кредитного рейтинга, платежеспособности, а также интересы будущих поколений;

7) национальная компания - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в форме акционерного общества, в котором государство имеет контрольный пакет акций, осуществляющее деятельность в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

Статья 2. Сфера действия настоящего закона.

1. Настоящим законом регулируется вопросы реализации государственной собственности, а также правовые основы деятельности национальных компаний.

2. Отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником своим имуществом, порядок возникновения и прекращения права собственности, регистрация права собственности регулируются специальными нормативными правовыми актами и находятся вне компетенции данного Закона.

3. Особенности осуществления права собственности на памятники истории и культуры, а также отношения по созданию и использованию изобретений и открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируется специальным законодательством Республики Казахстан.

Статья 3. Законодательство о государственной собственности и

национальных компаниях.

1. Законодательство Республики Казахстан о государственной собственности основывается на Конституции Республики Казахстан, и состоит из настоящего Закона, Гражданского кодекса Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, регулирующих право собственности в отношении отдельных объектов.

2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами о собственности и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона Республики Казахстан

Статья 4. Принципы реализации права государственной

собственности.

Осуществление права государственной собственности строится на общих принципах осуществления права собственности, предусмотренных Гражданским кодексом и Конституцией Республики Казахстан, а также на принципах:

1) разумности, исходя из интересов Республики Казахстан и интересов будущих поколений Республики Казахстан;

2) учета интересов других граждан, юридических лиц и других государств.

Статья 5. Способы возникновения права государственной

собственности.

Право государственной собственности возникает на основании сделок и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и другими законодательными актами.

Специальными способами приобретения права государственной собственности являются основания, перечисленные в пункте 2 статьи 249 Гражданского кодекса.

Статья 6. Прекращение права государственной собственности.

Право государственной собственности прекращается при приватизации государственного имущества, а также при гибели или уничтожении государственного имущества и в иных случаях, предусмотренных статьей 249 Гражданского кодекса.

Статья 7. Субъекты права государственной собственности.

1. Субъектом права государственной собственности на территории Республики является Республика Казахстан как суверенное государство.

2. Субъектами права государственной собственности являются государственные юридические лица в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Статья 8. Объекты права государственной собственности.

1. Объектами права государственной собственности могут быть движимые и недвижимое имущество, деньги, а также ценные бумаги.

2. Результаты использования объектов права государственной собственности - продукция и доходы, если иное не предусмотрено законом или договором, принадлежат государству.

3. Отдельным объектом государственной собственности является

казна. Казна подразделяется на:

1) государственную казну;

2) местную казну.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас, а также иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами составляют местную казну.

4. Объектами государственной собственности являются средства республиканского бюджета, золотовалютный запас, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы.

Статья 9. Режим объекта государственной собственности.

1. Способы, пределы осуществления права государственной собственности в отношении отдельных объектов определяются правовым режимом соответствующих объектов.

2. Объекты государственной собственности могут подчиняться общему и специальному режиму. Специальный режим означает существование нормативно установленных правил в отношении возможности приобретения, использования и распоряжения каким-либо видом государственного имущества.

Если отсутствует нормативно установленные правила для объекта собственности, то предполагается, что он подчиняется общему режиму.

Статья 10. Реализация государственной собственности.

1. Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений, определяются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Государственное имущество может быть вложено в уставный капитал негосударственных юридических лиц на условиях и в порядке, установленном законодательными актами.

4. Передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Передача государственной собственности

государственным предприятиям, казенным предприятиям и

государственным учреждениям.

Государственная собственность может быть передана государственным юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения и казенным предприятиям.

Государственное имущество может быть передано для государственных учреждений для целей осуществления управленческих, надзорных и социальных функций.

Для осуществления социально-культурных функций государственное имущество может быть передано государственным фондам.

Статья 12. Права государства как собственника в отношении

имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Государство как собственник имущества государственных предприятий и государственных учреждений сохраняет за собой вещное право на имущество данных юридических лиц.

Статья 13. Распространение положений о праве собственности на

отношения с участием государственных предприятий,

государственных учреждений.

Имущественные отношения с участием государственных предприятий, государственных учреждений регулируются положениями Гражданского кодекса и иных законодательных актов о праве

РАЗДЕЛ 2. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ И АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Статья 14. Участие государства в хозяйственных товариществах и

обществах.

Государство в лице уполномоченных органов имеет право быть участником в хозяйственных товариществах и акционером в акционерных обществах.

Государство не может быть участником полного товарищества и полным товарищем в коммандитном товариществе

Государство может выступать единственным учредителем товарищества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

Статья 15. Собственность хозяйственного товарищества с участием

государства.

Государственное имущество, вложенное в уставный капитал, становится собственностью хозяйственных товариществ и товариществ с ограниченной ответственностью.

Собственностью хозяйственного товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью является имущество, сформированное за счет вкладов его учредителей (участников), доходов,> полученных товариществом в результате его предпринимательской деятельности, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государство как участник хозяйственного товарищества имеет право получать доходы в размере пропорциональному его вкладу в уставный капитал хозяйственного товарищества.

Статья 16. Собственность акционерного общества.

Государство, приобретая акции акционерного общества, приобретает права собственности на акции и вытекающие из них права, предусмотренные действующим законодательством..

Собственником имущества акционерного общества является само акционерное общество.

Собственностью акционерного общества является имущество, созданное за счет продажи акций, а также полученное в результате его предпринимательской деятельности и приобретенное им по иным основаниям, допускаемым законом.

Статья 17. Государство как участник хозяйственного товарищества или

акционерного общества.

Государство, как участник хозяйственного товарищества или акционер акционерного общества пользуется такими же правами и несет такие же обязательства, как иной участник или акционер.

К государству как участнику хозяйственного товарищества или акционеру применяются такие же правила, как и к другим участникам или акционерам, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

Статья 18. Национальные компании.

Национальной компанией является акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, созданное по решению Правительства Республики Казахстан в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики, за исключением случаев, предусмотренных иными законодательными актами Республики Казахстан,

Контрольный пакет акций национальной компании принадлежат государству.

Перечень национальных компаний утверждается Правительством Республики Казахстан.

Статья 19. Формирование органов национальной компании.

Президент национальной компании и его первые заместители назначаются на основании Постановления Правительства Республики Казахстан.

Количественный состав совета директоров национальной компании, срок их полномочий и их досрочное прекращение является исключительной компетенцией общего собрания акционеров.

Статья 20. Заключение сделок от имени государства

национальными компаниями.

Национальная компания вправе выступать от имени государства в гражданско-правовых сделках.

Ответственность по таким сделкам разграничивается между национальной компанией и государством в порядке, устанавливаемом соглашением между государством в лице уполномоченного органа и национальной компанией.

Статья 21. Ограничение распоряжения имуществом

национальных компаний.

Запрещается передача акций и имущества национальных компаний е доверительное управление.

Статья 22. Создание дочерних организаций национальными

компаниями.

Создание дочерних организаций национальных компаний, формирование их уставного капитала осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Статья 23. Порядок ликвидации и реорганизации национальных

компаний.

Решение о реорганизации или ликвидации национальных компаний принимается Правительством Республики Казахстан, либо на основании судебного решения.

Статья 24. Особенности управления акционерным обществом с

участием государства в уставном капитале.

1. Права владения и пользования государственным пакетом акций, находящимся в республиканской собственности, могут быть переданы государственным органом, уполномоченным на распоряжение государственной собственностью, иному государственному органу только по решению Правительства или Национального Банка Республики Казахстан.

2. Права владения и пользования государственным пакетом акций, находящимся в коммунальной собственности, могут быть переданы решением местного исполнительного органа иному государственному органу.

3. Государственный орган, осуществляющий права владения и пользования государственным пакетом акций, представляет интересы государства как акционера по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Правительством Республики Казахстан устанавливается перечень вопросов, по которым государственные органы, осуществляющие владение и пользование государственными пакетами акций, обязаны обеспечивать предварительное письменное согласование проектов решений, предлагаемых для принятия на общих собраниях акционеров с участием государства, с Правительством Республики Казахстан и (или) государственным органом, уполномоченным на распоряжение государственной собственностью.

Президент

Республики Казахстан

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

к проекту Закона Республики Казахстан

"О государственной собственности и национальных компаниях

в Республике Казахстан"

1 .Инициатор проекта Депутат

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

ЧиркалинИ.Ф.

2.Состав рабочей группы

по подготовке законопроекта

3.Дата регистрации

представления

4.Дата внесения

законопроекта

5.Головной комитет

по законопроекту

6.Заключение постоянных

комитетов по законопроекту

7.Заключение Правительства

по законопроекту

8.Научная экспертиза Проводилась Научно-экспертным

законопроекта советом 3.06.2003г.

9.Докладчик по законопроекту

Экспертное заключение

на проект Закона Республики Казахстан

«О государственной собственности и национальных компаниях»

Рассмотрев проект Закона «О государственной собственности и национальных компаниях» (далее - Проект) полагаем необходимым отметить следующее.

Как показал анализ проекта, идея его принятия своевременна и актуальна, так как вопросы дальнейшего совершенствования правового режима государственной собственности и определения статуса национальных компаний требуют своего решения на законодательном уровне. Авторами проекта, предпринята попытка решить такие важные вопросы как определение режима объекта государственной собственности, участие государства в хозяйственных товариществах и акционерных обществах и др.

Вместе с тем, изучение Проекта показало, что он нуждается в доработке.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на концептуальные недостатки Проекта.

1. В настоящее время, вопросы права собственности в достаточной мере урегулированы Гражданским кодексом Республики Казахстан. В связи с чем подготовка еще одного законодательного акта по данному вопросу вызывает большие сомнения, как с теоретической так и с практической точки зрения, поскольку: 1) вопросы собственности должны регламентироваться на уровне кодифицированного законодательного акта (кодекса) и 2) в случае противоречия с данным актом будут действовать нормы гражданского кодекса. Кроме того, Проект содержит большое количество отсылочных норм к действующему законодательству и по сути не содержит нового предмета регулирования.

2. Неудачна концепция Проекта, так как она содержит два самостоятельных предмета правового регулирования.

Во-первых, это отношения связанные с государственной собственностью. Во-вторых, это попытка определить правовые основы деятельности национальных компаний. На наш взгляд, было бы правильней подготовить один законопроект «О национальных компаниях».

О конкретных недостатках Проекта.

1. Преамбула Проекта гласит, что «Настоящий Закон регулирует отношения государственной собственности, возникающие в процессе реализации государственной собственности, а также определяет правовые основы деятельности субъектов государственной собственности и национальных компаний».

Полагаем, что данная редакция преамбулы ведет к лексической не сочетаемости текста, так как Закон не может регулировать отношения государственной собственности, который охватывается Гражданским кодексом.

2. В подпункте 1) статьи 1 закреплено, что имущественное благо - это материальные предметы и иные ценности, которые могут удовлетворить материальные и иные потребности субъектов права и вовлечены в сферу имущественных отношений.

Данная норма противоречит пункту 2 статьи 115 Гражданского кодекса, так как к имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

3. В подпункте 2) статьи 1 установлено, что неимущественное благо - объекты неимущественных прав, имеющие идеальный характер.

Полагаем, что данная норма не корреспондирует с пунктом 3 статьи 115 Гражданского кодекса, так как к личным неимущественным благам и правам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права.

4. В подпункте 3) статьи 1 Проекта раскрывается понятие «интересы будущих поколений - сохранение природных ресурсов Республики Казахстан для материального обеспечения последующих поколений Республики Казахстан».

Считаем, что в Законе не следовало давать это понятие, так как оно носит условный характер. Полагаем, что историко-культурное наследие не менее важно для потомков как и природные ресурсы.

Из подпункта 9) данной статьи следует исключить указание на рейтинг, платежеспособность, интересы будущих поколений, одновременно скорреспондировав с нормами Закона «О национальной безопасности».

5. В подпункте 10) статьи 1 Проекта установлено, что национальная компания - это коммерческое юридическое лицо в форме акционерного общества, в котором государство имеет контрольный пакет акций, осуществляющее деятельность в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

Вместе с тем, данная редакция не согласуется со статьей 34 Гражданского кодекса, так как в нем не содержится понятия «коммерческое юридическое лицо». В связи с чем в Проекте было бы более правильно употребить понятие «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией».

Кроме того, названое определение национальной компании не корреспондирует с пунктом 5 статьи 34 нового Закона «Об акционерных обществах» и статьей 22 Проекта, так как в них под национальной компанией понимается акционерное общество, контрольный пакет которого принадлежит государству, созданное по решению Правительства Республики Казахстан в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики, за исключением случаев, предусмотренных иными законодательными актами.

6. В пункте 1 статьи 2 «Сфера действия настоящего закона» Проекта установлено, что настоящим законом регулируется режим государственной собственности, а также особенности участия государства в негосударственных юридических лицах.

Между тем, как следует из названия и содержания Проекта он регулирует вопросы реализации государственной собственности и правовые основы деятельности национальных компаний.

7. Заголовок статьи 3 Проекта не корреспондирует с содержанием статьи.

8. Статьи 5, 6, 10 Проекта дублируют соответствующие положения статьей 188,189, 192 Гражданского кодекса. В связи с чем, представляется необходимым исключение названных статей из Проекта.

9. Статьей 7 Проекта закреплено, что специальными способами приобретения права государственной собственности являются национализация, реквизиция и конфискация.

Данная норма не согласуется с пунктом 2 статьи 249 Гражданского кодекса, так как принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев: обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника; принудительного отчуждения имущества, которое в силу законодательных актов не может принадлежать данному лицу; реквизиции; конфискации; отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка; выкупа бесхозяйственно содержимых культурных или исторических ценностей; в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

10. Статьей 8 Проекта установлено, что право государственной собственности прекращается при приватизации государственного имущества, а также при гибели или уничтожении государственного имущества и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Полагаем, что данная норма требует доработки в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса, так как в нем перечислены все основания прекращения права собственности.

11. Статья 10 Проекта должна включать в себя отдельные нормы статьи 11 в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан.

12. Статья 11 Проекта называет объекты права государственной собственности. В частности, установлено, что объектами права государственной собственности могут быть движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги в их вещественной форме.

Между тем, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса объектом права государственной собственности может признаваться также государственное предприятие, как имущественный комплекс. В состав же предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

Также пунктом 3 статьи 11 Проекта установлено, что государственная казна подразделяется республиканскую казну и местную казну. Однако, действующий Гражданский кодекс предусматривает только два вида казны: государственную и местную. Так, в статье 192 Гражданского кодекса установлено, что Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами. А коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Кроме того, из пункта 3 данной статьи следует исключить упоминание «об алмазном фонде», так как в Республике Казахстан его нет, речь необходимо вести о золотовалютных активах, как это установлено в Законе «О национальном банке Республики Казахстан».

13. Пунктом 2 статьи 13 Проекта установлено, что особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений, определяются законодательными актами.

Как показывает практика, режим государственного имущества может определятся не только законодательными актами, но и нормативными правовыми актами. В связи с этим в названом положении Проекта слова «законодательными актами» следует заменить на «нормативными правовыми актами». Данный пункт необходимо поместить в статье 12.

14. Статья 15 Проекта дублирует статью 2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 года N 2335 «О государственном предприятии». В связи с чем названную статью Проекта предлагаем исключить.

15. Статьей 17 установлено, что имущественные отношения с участием государственных предприятий, государственных учреждений регулируются положениями Гражданского кодекса, иных законодательных актов о праве собственности, за исключением отдельных случаев, предусмотренных для реализации права частной собственности.

Между тем, непонятно какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы реализации права частной собственности в отдельных случаях.

16. Из статьи 18 следует исключить часть первую, так как она не корреспондирует с содержанием второй и третей частей. (Соответственно следует доработать и статью 19 Проекта).

Часть третья данной статьи не корреспондирует со статьей 3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О хозяйственных товариществах», так как участниками товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, акционерного общества и вкладчиками в коммандитном товариществе могут быть граждане и юридические лица, за исключением органов представительной, исполнительной и судебной власти. Законодательными актами предусматриваются случаи, когда специально создаваемые для этих целей органы исполнительной власти могут быть участниками хозяйственного товарищества, а также Правительство, местные исполнительные органы и Национальный Банк (см. ст.9 Закона «О национальном банке Республики Казахстан».

17. Статья 22 Проекта дублирует пункт 5 статьи 34 Закона «Об акционерных обществах». В связи с чем данную статью Проекта предлагаем исключить.

В данной статье Проекта также присутствует внутреннее противоречие, поскольку контрольный пакет это не все голосующие акции.

18. В статье 23 Проекта закреплено, что Совет директоров национальной компании формируется уполномоченным государственным органом, осуществляющим владение и пользование государственным пакетом акций по согласованию с Правительством Республики Казахстан.

Полагаем, что данная норма не согласуется с подпунктом 5) пункта 1 ст.36 Закона «Об акционерных обществах», так как определение количественного состава, срока полномочий и досрочное их прекращение отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

19. В статье 24 Проекта закреплено, что национальная компания вправе выступать от имени государства в гражданско-правовых сделках. Ответственность по таким сделкам разграничивается меду национальной компанией и государством в порядке, устанавливаемом соглашением между государством в лице уполномоченного органа и национальной компанией.

Данные нормы должны получить детальную регламентацию в законопроекте, поскольку по общему правилу, Национальные компании должны выступать в гражданском обороте от собственного имени и нести самостоятельную ответственность.

20. Статья 26 нуждается в доработке, так как на национальные компании распространяется соответствующий порядок, предусмотренный в Законе «Об акционерных обществах».

Предложения разработчика по данному вопросу и в иных случаях требуют подготовки Закона «О внесении изменений и дополнений, в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» в одном пакете с рассматриваемым законопроектом.

21. Статья 27 не охватывает все случаи реорганизации и ликвидации. Например в силу судебного решения, что требует внесения корректировок в действующее законодательство.

22. Пункты 2, 3, 4 ст.29 Проекта практически дублируют пункты 4 и 6 статьи 34 Закона «Об акционерных обществах». В связи с чем соответствующую статью Проекта желательно исключить.

Принимая во внимание изложенное полагаем, что законопроект в данной редакции не может быть рекомендован для рассмотрения в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования