Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Ратификация или присоединение


MASYC

Рекомендуемые сообщения

Доброго времени суток уважаемые форумчане!

Прошу Вашего разъяснения относительно следующих норм

Указом Президента РК №2484 от 4 октября 1995 года, Казахстан присоединился к Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева 21.04.1961 г.)

Согласно пункту 4 статьи 10 указанной Конвенции, последняя подлежит ратификации.

В базе ЮРИСТ закона РК о ратификации указанной конвенции не нашел.

Согласно нормам Закона РК "О международных договорах Республики Казахстан" посредством присоединения Казахстан выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него международного Договора.

Таким образом, получается, что Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже обязательная для Казахстана и дополнительно требует ее ратификацию Казахстаном.

Прошу пояснить следующие вопросы:

1)требует ли указанная конвенция ратификации ее Казахстаном для последующего применения ?

2)если нет, то, что подразумевает пункт 4 статьи 10 конвенции?

3)если да, то имеет ли она (конвенция) юридическую силу при ее применении на территории Казахстана? :bow:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прошу пояснить следующие вопросы:

1)требует ли указанная конвенция ратификации ее Казахстаном для последующего применения ?

2)если нет, то, что подразумевает пункт 4 статьи 10 конвенции?

3)если да, то имеет ли она (конвенция) юридическую силу при ее применении на территории Казахстана? :bow:

Казахстан присоединился к Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 4 октября 1995 года путем издания Указа Президента РК №2484, имеющего силу Закона (далее - Указ о присоединении).

1995 год был годом конституционного кризиса в Казахстане, поскольку парламент был распущен на определенный период времени Президентом в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией. В соответствии с Законом РК "О временном делегировании дополнительных полномочий Президенту и другим административным органам РК" (ЗРК №23-24 от 10 декабря 1993 г.) Президент был наделен дополнительными законодательными полномочиями. В частности, полномочия издавать Указы, имеющие силу закона, были предоставлены в дополнение к общим полномочиям заключать международные договоры от имени Республики Казахстан. Ст.1 Закона предусматривает следующее положение: "делегировать Президенту Республики Казахстан полномчия принимать законодательные акты в форме закона на основе Конституции на период до первого заседания Законодательного совета (Парламента). Эти акты остаются в силе до тех пор, пока не будет принято соответствующее законодательство".

Ст. 2 Закона предусматривает, что Президенту РК делегируются законодательные полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией Парламенту, но законодательные акты, принятые Президентом, должны быть позднее утверждены Парламентом. Это положение породило две различные точки зрения.

(1) Указанная конвенция не была ратифицирована, поэтому она не должна пользоваться приоритетом, предусмотренным в ст. 4 Конституции РК. Более того, Парламент не тувердил указанный выше Указ Президента о присоединении в соответствии со ст. 2 Закона "О временном делегировании". Следовательно, Европейская конвенция имеет для Казахстана статус нератифицированной.

(2) Согласно полномочиям, данным Законом "О временном делегировании", Президент имел право и на присоединение, и на ратификацию конвенции единым актом, и она, в этой связи, имеет прямое действие на территории РК и пользуется приоритетом перед национальным законодательством РК

В нашем случае, поскольку возникают различные толкования статуса Конвенции для РК (ратифицирована или нератифицирована) думаю будет разумным обратиться к основному инструменту регулирования вопросов, связанных с международными договорами - Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Статья 26 Венской конвенции предусматривает принцип pacta sunt servanda, который гласит: "каждый действующий договор является обязательным для сторон и должен добросовестно исполнятся ими".

Далее, ст. 27 Венской конвенции гласит, что государства не могут ссылаться на отсутствие каких-либо актов внутреннего законодательства, в том числе на отсутствие акта, вводящего международный договор в действие, в случае обвинений в нарушении обязательств по договору. Считается, что факт неприведения национального законодательства в соответствии с положениями международного договора не является нарушением этого Договора. Право обжалования возникает только в тех случаях, когда суд договаривающегося государства отказывается приводить в исполнение положения договора ссылаясь на то, что Договор не был должным образом трансформирован в национальное законодательство. Пострадавшая сторона в таком случае может возбудить международные правила привлечения к ответственности.

Теперь собственно ответы на вопросы:

(1) согласно вышеизложенному нет, хотя как отмечалось существует две точки зрения

(2) это означает, что для вступления договора в силу необходимо было утверждение органами верховной законодательной власти государства Конвенции (заключенных полномочными представителями договаривающихся сторон), придающее документу юридическую силу. Что и было сделано путем издания Указа Президента.

(3) да, имеет

PS: Вот здесь я спорил с Мустафой78 относительно обязательности/необязательности ратифицированных договоров и тех договоров, к которым РК присоединилась

PPS: кстати, в указанной теме я отстаивал мнение, что договор нератифицированный приоритета перед законодательством РК не имеет, и следовательно непосредственно применяться не должен согласно смысла ст. 4 Конституции РК.

Изменено пользователем Legalize
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Legalize !

Спасибо за память. С удовольствием перечитал нашу с Вами дискуссию. Кстати, в новом Законе "О международных договорах" (статья 17) введено понятие "закон о ратификации и присоединении".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 months later...

Наконец-то более или менее внесена ясность в вопрос применения ратифицированных и нератифицированных договоров.

Конституционный Совет разродился поставновлением от 18 мая 2006 года № 2 "Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан", согласно которому "Акты Республики Казахстан о ратификации международных договоров и акты Республики Казахстан о присоединении к международным договорам являются равнозначными по своей юридической силе и правовым последствиям. В этой связи международные договоры, обязательность которых для Казахстана установлена нормативными правовыми актами о присоединении к международным договорам, принятыми высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции (Верховным Советом, Парламентом Республики Казахстан) и указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, приравниваются к ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования