Legal Сonsultant Опубликовано 14 Марта 2011 Жалоба Share Опубликовано 14 Марта 2011 С праздником, уважаемые представители младшего жуза! P.S. ниже небольшая инфа по этому празднику: http://www.smartthings.kz/index.php?option...z&Itemid=34 попробуем ответить на вопрос, почему казахи Мангистау начинают отмечать Наурыз с 14 марта? Ответ, вероятно, кроется в системах счета времени, бытовавшего у кочевого населения Казахстана в древности. По преданиям, счет месяцев у казахов определяется луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши (народные астрономы и предсказатели) постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Однако у казахского народа сохранились отголоски счета времени и по солнечному календарю, где каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Ведя счет времени по луне, кочевники вносили в него поправки по солнечному календарю. В тюркской символике Луна связывалась с мужским началом, а Солнце – с женским. Древние тюрки делили год на четыре цикла: весна, лето, осень и зима. Кроме того, год делился на 24 сезона по 15 дней в каждом. Каждый сезон состоял из трех малых сезонов, в каждом из которых было по 5 дней. Отправной точкой счета наступления Нового года являлся день весеннего равноденствия. Выходит, что в тюркском календаре нет стыковки с датой 14 марта, почитаемой на Мангистау! Однако эта дата не является случайной. Известно, что у тувинцев и монголов счет времени велся девятками дней с девяти числовой кратностью, которые группировались в четыре температурных цикла, совпадающих в основном с четырьмя сезонами солнечного года. Отсчет времени начала Нового года велся с зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок – это время "рождения" и "умирания" мороза отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступала весна – время "взросления" листьев и пение кукушки. Следом за началом весны на девятый день праздновалась дата весеннего равноденствия. Этот факт календарного счета, скорее всего, имеет самое прямое отношение к срокам празднования Наурыза на Мангистау. Традиция празднования начала весны 14 марта могла"перекочевать" на Мангистау вместе с казахами-адаями в первой половине 18 века. Легенды адайцев сохранили упоминание о длительном движении этого рода с Востока. Рихард Карутц, написавший книгу «Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке» и издавший ее в России в 1911 году писал: «Сто пятьдесят лет тому назад, как рассказывают, в страну (Мангышлак) явились с севера киргизы, победили после долгих войн туркменов и погнали их перед собою на запад и юг…» По одной из гипотез, рассмотренной казахстанским этнографом А. Нурмагамбетовым, обособленное положения адайского рода в казахских шежире (родословной) и легендах позволяет историкам поставить его в разряд самостоятельного этноса – народа-племени. В казахской генеалогии род адай существует параллельно родственной линии байулы, как «неродной» сын. Именно о таких случаях писал в свое время российский этнограф Н. А. Аристов: "Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о частицах совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни". По мнению многих известных историков, первоначальной родиной тюркских племен являлась территория Алтая и Монголии. Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена. В этой связи представляется очень удивительным совпадение имен легендарного основателя адайского рода и Адай-хагана – монгольского правителя улуса Толуидов, правившего в 1425-1438 гг. Адай-хаган был свергнут своим сыном. Р. Карутц приводит интересные свидетельства об антропологическом типе адайцев. Он пишет: «Что в крови киргиза слились восток и запад, написано на его лице, хотя буквы этого письма не всюду одинаковы и распределены неравномерно. В общем, мне кажется, что женщина сохранила монгольский характер в более чистом виде…» Эти исторические свидетельства и целый ряд эпонимных совпадений с территории Центральной Азии, приведенных А. Нурмагамбетовым, указывают, что восточное направление исследования может дать много ценного для изучения вопроса происхождения рода адай. Ниже будет приведено еще несколько удивительных совпадений, позволяющих проводить интересные параллели между культурой монголов и адайцев. Адайцы в ходе долгих скитаний тщательно оберегали и хранили обычаи и традиции своих далеких предков. Их культура не была размыта ни контактами с азиатским мусульманизированным населением, ни процессами русификации во времена Российской империи и Советского Союза. И это тоже одна из важных причин, почему на территории Мангистау сохранились реликтовые обычаи и обрядовость. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ажар Опубликовано 14 Марта 2011 Жалоба Share Опубликовано 14 Марта 2011 С праздником, уважаемые представители младшего жуза! P.S. ниже небольшая инфа по этому празднику: Бірге болсын!!!! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Нуржан Опубликовано 14 Марта 2011 Жалоба Share Опубликовано 14 Марта 2011 Манғыстаудың қазақтарына ұлы жүздің қазағынан мың да бір сәлем! Мейрамдарың құтты болсын! :smoke: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
ЮТА Опубликовано 14 Марта 2011 Жалоба Share Опубликовано 14 Марта 2011 Бұл мейрам тек қана Манғыстаулықтардың емес, сонымен қоса Атыраулықтар мен Ақтөбеліктердің мейрамы! Жастан жасқа шыға беріңіздер, Қазақстандықтар, жерлес-бауырлар! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.