Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Гос.закупки: взыскание убытков с Заказчика без обжалования его действий в порядке главы 27 ГПК


Рекомендуемые сообщения

ТОО признается победителем конкурса по гос.закупкам (рекламные услуги). От Заказчика (ГУ) приходит проект Договора (без печати и подписи), в котором устанавливаются дополнительные требования к оказываемым услугам. Поставщик возмущается, но чтобы не попасть в "уклонисты", подписывает договор и отправляет Заказчику. Однако Заказчик уверен, что Поставщик не сможет оказать услуги с дополнительными требованиями и заключает Договор со вторым поставщиком.

После чего подает в суд на ТОО о признании недобросовестным поставщиком, как уклонившегося от заключения договора)))) Естественно, в иске ему отказывают, при этом в мотивировочной части решения чётко указано на незаконность действий истца (что по сути сам истец незаконно отказался от заключения договора с ответчиком).

В настоящее время истек трехмесячный срок для признания незаконными действий Заказчика в порядке главы 27 ГПК, но есть желание взыскать с них убытки. И что то малость меня гложет червь сомнений - возможно ли это без заявления требований о признании незаконным действий Заказчика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

почему нет? совершенно разные по природе требования. и потом, думаю, судья в ходе процесса в любом случае рассмотрит вопрос законности действий заказчика, следствием которых явился ваш иск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТОО признается победителем конкурса по гос.закупкам (рекламные услуги). От Заказчика (ГУ) приходит проект Договора (без печати и подписи), в котором устанавливаются дополнительные требования к оказываемым услугам. Поставщик возмущается, но чтобы не попасть в "уклонисты", подписывает договор и отправляет Заказчику. Однако Заказчик уверен, что Поставщик не сможет оказать услуги с дополнительными требованиями и заключает Договор со вторым поставщиком.

После чего подает в суд на ТОО о признании недобросовестным поставщиком, как уклонившегося от заключения договора)))) Естественно, в иске ему отказывают, при этом в мотивировочной части решения чётко указано на незаконность действий истца (что по сути сам истец незаконно отказался от заключения договора с ответчиком).

В настоящее время истек трехмесячный срок для признания незаконными действий Заказчика в порядке главы 27 ГПК, но есть желание взыскать с них убытки. И что то малость меня гложет червь сомнений - возможно ли это без заявления требований о признании незаконным действий Заказчика.

Уважаемый коллега Вовун.

Решение Вашего вопроса зависит от квалификации действий заказчика, связанных с конкурсом. На форуме высказывались различные точки зрения. Специалисты в области госзакупок (в частности, уважаемый Орал), считают, что конкурс, проводимый госзаказчиками - сфера адмпроцедур. В процессуальном плане - сфера применения гл. 27 ГПК.

По моему же скромному мнению, конкурсы в сфере госзакупок - разновидность родового понятия конкурса в гражданском праве - гл. 46 ГК.

Следовательно, вполне применимы положения ст. 910, 915 ГК.

Заказчик совершил ряд сделок - объявление конкурса, подведение итогов и т.п., породивших у победителя право заключить соответствующий договор. Заказчик сам нарушил это право. Итог - убытки. Без предварительно обжалования действий.

Статья 915. Тендер

5. С победителем тендера его инициатор заключает соответствующий договор. В случае отказа инициатора тендера заключить с победителем соответствующий договор, победитель тендера вправе взыскать причиненные ему убытки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По моему же скромному мнению, конкурсы в сфере госзакупок - разновидность родового понятия конкурса в гражданском праве - гл. 46 ГК. Следовательно, вполне применимы положения ст. 910, 915 ГК. Заказчик совершил ряд сделок - объявление конкурса, подведение итогов и т.п., породивших у победителя право заключить соответствующий договор. Заказчик сам нарушил это право. Итог - убытки. Без предварительно обжалования действий.

Статья 915. Тендер 5. С победителем тендера его инициатор заключает соответствующий договор. В случае отказа инициатора тендера заключить с победителем соответствующий договор, победитель тендера вправе взыскать причиненные ему убытки.

Очень заманчивая трактовка вопроса. Тем более, что регулирует эти отношения Закон РК "О госзакупках", основанный, помимо всего прочего, на нормах ГК. Таким образом, нет здесь властно-подчиненных отношений субъектов, свойственное адм. процедурам, а есть равноправие сторон, диктуемое ГК.

И в свете этого встает вопрос: а можно ли взыскать упущенную выгоду с Заказчика, который изначально при запросе ценовок, предложил один проект договора (с предоплатой), а потом на подписание прислал измененный договор (без предоплаты)?

В настоящее время истек трехмесячный срок для признания незаконными действий Заказчика в порядке главы 27 ГПК, но есть желание взыскать с них убытки. И что то малость меня гложет червь сомнений - возможно ли это без заявления требований о признании незаконным действий Заказчика.

Исходя из того, что отношения регулируются ГК, то, имхо, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исходя из того, что отношения регулируются ГК, то, имхо, да.

сильно в этом сомневаюсь. откажет суд, ибо действия заказчика в процессе осуществления госзакупок регламентированы в первую оередь отраслевым законом о госзакупках. несогласие с указанными действиями может быть выражено в обжаловании оных. порядок и сроки обжалования таких действий четко определен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

сильно в этом сомневаюсь. откажет суд, ибо действия заказчика в процессе осуществления госзакупок регламентированы в первую оередь отраслевым законом о госзакупках. несогласие с указанными действиями может быть выражено в обжаловании оных. порядок и сроки обжалования таких действий четко определен.

Насчет регламентации - да. Приоритет отраслевого закона.

Но есть ведь общая норма:

Статья 910. Содержание конкурсного обязательства

1. Настоящей главой регулируются конкурсные обязательства, возникающие из публичного обещания вознаграждения, и обязательства, возникающие на основе тендера, аукциона и иных форм торгов, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Конкурсные обязательства могут регламентироваться также иными законодательными актами Республики Казахстан.

Я так полагаю, что специальные нормы (которые в законе о ГЗ) могут, естественно, отличаться от общих норм по содержанию. Но они, по моему скромному мнению, не могут иметь иную природу, в частности, отраслевую принадлежность. Например - общая норма - гражданско-правовая, специальная норма - публично-правовая.

ПС. К тому же, никто еще не доказал, какие именно публичные властеотношения реализует, например, госорган при объявлении конкурса на закупку чего-либо.

Изменено пользователем Гость_
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый коллега Вовун.

Решение Вашего вопроса зависит от квалификации действий заказчика, связанных с конкурсом. На форуме высказывались различные точки зрения. Специалисты в области госзакупок (в частности, уважаемый Орал), считают, что конкурс, проводимый госзаказчиками - сфера адмпроцедур. В процессуальном плане - сфера применения гл. 27 ГПК.

По моему же скромному мнению, конкурсы в сфере госзакупок - разновидность родового понятия конкурса в гражданском праве - гл. 46 ГК.

Следовательно, вполне применимы положения ст. 910, 915 ГК.

Насколько помню, позиция ВС по данному вопросу (исковое или особое исковое) менялась неоднократно, однако полагал, что уже давно она "устаканилась" в пользу обжалования в порядке главы 27 ГПК РК.

В проекте НП ВС по вопросу гос.закупок видимо хотят поставить жирную точку в этом вопросе:

11. Судебный порядок рассмотрения заявлений потенциального поставщика об оспаривании действий (бездействия) заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие) нарушают права и законные интересы потенциального поставщика регулируется главой 27 ГПК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

сильно в этом сомневаюсь. откажет суд, ибо действия заказчика в процессе осуществления госзакупок регламентированы в первую оередь отраслевым законом о госзакупках. несогласие с указанными действиями может быть выражено в обжаловании оных. порядок и сроки обжалования таких действий четко определен.

Я говорил о ситуации как она должна быть в идеале.

Насколько помню, позиция ВС по данному вопросу (исковое или особое исковое) менялась неоднократно, однако полагал, что уже давно она "устаканилась" в пользу обжалования в порядке главы 27 ГПК РК. В проекте НП ВС по вопросу гос.закупок видимо хотят поставить жирную точку в этом вопросе: 11. Судебный порядок рассмотрения заявлений потенциального поставщика об оспаривании действий (бездействия) заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие) нарушают права и законные интересы потенциального поставщика регулируется главой 27 ГПК.

А ежели у ВС есть такое мнение, то каким образом в обжалование по 27 главе ГПК вставить взыскание убытков? Допустим, восстановите вы сроки на обжалование, подадите жалобу, обжалуете, добъетесь признания незаконными действия Заказчика. И что, подавать иск о взыскании убытков? Это ж время сколько уйдет. Там ведь апелляция, кассация ...

Куда удобней было бы решать это все в исковом порядке.

Насколько помню, позиция ВС по данному вопросу (исковое или особое исковое) менялась неоднократно, однако полагал, что уже давно она "устаканилась" в пользу обжалования в порядке главы 27 ГПК РК. В проекте НП ВС по вопросу гос.закупок видимо хотят поставить жирную точку в этом вопросе: 11. Судебный порядок рассмотрения заявлений потенциального поставщика об оспаривании действий (бездействия) заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие) нарушают права и законные интересы потенциального поставщика регулируется главой 27 ГПК.

А ныне действующее постановление ВС имеется и что в нем по этому поводу говориться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И что, подавать иск о взыскании убытков? Это ж время сколько уйдет. Там ведь апелляция, кассация ...

Куда удобней было бы решать это все в исковом порядке.

Не, ну заявить то в одном иске требования в рамках искового производства и особого искового - не проблема.

У меня опасения, что если только убытки взыскивать, не будет ли отказа в иске по причине того, что "истец в установленном законом порядке не обжаловал действия конкурсной комиссии, хотя имел такую возможность.......и т.п.".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не, ну заявить то в одном иске требования в рамках искового производства и особого искового - не проблема. У меня опасения, что если только убытки взыскивать, не будет ли отказа в иске по причине того, что "истец в установленном законом порядке не обжаловал действия конкурсной комиссии, хотя имел такую возможность.......и т.п.".

Вполне возможна такая мотивировка. Однако, посмотрите НП ВС №20 от 24.12.2010г., а заодно практику разрешения таких дел.

П.С. Есть у меня сомнения касательно природы взаимоотношений сторон в госзакупе. Ну гражданско-правовой имеет оа характер, а никак не административно-правовые.

П.П.С. Я так понимаю, что обращаться в суд Вы в любом случае будете. Так что просьба будет не терять эту тему, а отписываться в ней по мере накопления инфы. Ошень интересует практика по таким делам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 months later...

по теме. прошел успешно апелляцию по взысканию убытков с заказчика (министерство).

для Вовуна - ничего дополнительно и предварительно не обжаловал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 months later...

А в чем состоят убытки у потенциального поставщика, если договор поставки по госзакупкам не заключен? Какие виды убытка взыскиваются судом в таком случае?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так чем же закончилось Вовун? каков результат по взысканию?

Поставщик решил не портить отношение с Заказчиком, и не обращаться в суд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Вовун, подскажите пожалуйста, на возмещение какого вида убытка может реально претендовать потенциальный поставщик? Ведь если с ним договор не заключили, и поставку он не сделал, то и убытков у него нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Вовун, подскажите пожалуйста, на возмещение какого вида убытка может реально претендовать потенциальный поставщик? Ведь если с ним договор не заключили, и поставку он не сделал, то и убытков у него нет?

например, если поставщик признан победителем, после объявления результатов (еще не имея договора на руках) он совершил действия по резервированию товара, внесению предоплаты с целью сохранения указанной цены и т.п. Но это в суде придется очень и очень доказывать. К тому же, если внесены существенные изменения в проект договора по сравнению с первоначальным вариантом, то есть основания взыскать убытки.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не, ну заявить то в одном иске требования в рамках искового производства и особого искового - не проблема.

У меня опасения, что если только убытки взыскивать, не будет ли отказа в иске по причине того, что "истец в установленном законом порядке не обжаловал действия конкурсной комиссии, хотя имел такую возможность.......и т.п.".

Подскажите пожалуйста, а как обжаловать результаты комиссии в трехмесячный срок? Ответчиком будет компания организатор закупок или комиссия и что писать "просим отменить результаты"?

А то сейчас ходим подавать в суд, нечестные результаты. Подскажите пожалуйста кого указать ответчиком и как сформулировать требования. Новичок я и подаю первый раз по госзакупкам. Надо же спрведливости добиваться...

спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

при этом в мотивировочной части решения чётко указано на незаконность действий истца (что по сути сам истец незаконно отказался от заключения договора с ответчиком).

В настоящее время истек трехмесячный срок для признания незаконными действий Заказчика в порядке главы 27 ГПК, но есть желание взыскать с них убытки. И что то малость меня гложет червь сомнений - возможно ли это без заявления требований о признании незаконным действий Заказчика.

Это сообщение было год назад, но как альтернативу думаю стоит рассмотреть на будущее. Предлагаю воспользоваться ст. 71 ГПК, т.е. если судом факт незаконных действий заказчика установлен и решение вступило в законную силу, то думаю, дополнительных действий предпринимать не нужно по признанию действий заказчика незаконными.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования