Гость Гость_Незнайка_* Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 Приветствую Вас о корифеи юридических наук. Не соблаговалите ли вы, подсказать мне где наити порядок или правила утверждения НПА. Проще говоря, где написано что.... к примеру какая нибудь инструкция утвержается приказом? заранее благодарю. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Toutankhamon Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 можно ли по-точнее выразить, что именно вас интересует? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
МаксиM Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 А Закон Республики Казахстан О нормативных правовых актах от 24 марта 1998 года смотреть не пробовали? :smile: Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Гость Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 можно ли по-точнее выразить, что именно вас интересует? пример: утверждается план мероприятий. Вроде как данный план должен быть утвержден не просто надписью на самом плане "увтеждаю директор такой то и подпись" а отдельным приказом об утверждении данного плана мероприятий. Так вот, мне нужно наити закон или статью, где написано что это делается так то, чтобы обосновать свое мнение. Есть ли какой нибудь НПА который регулирует порядок утверждения подобного рода документы? Если да то какой. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Tortilla Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I О нормативных правовых актах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.10.2005 г.) См. Закон РК от 31 января 2006 года № 125-III о внесении изменений в настоящий Закон (вводятся в действие с 1 июля 2006 г.) Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов (статьи 7 - 12) Глава 3. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов (статьи 13 - 21) Глава 4. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов (статьи 22 - 24) Глава 5. Порядок принятия нормативного правового акта и его введения в действие (статьи 25 - 29) Глава 6. Опубликование нормативных правовых актов (статьи 30 - 35) Глава 7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по лицам (статьи 36 - 43) Глава 8. Официальное толкование нормативных правовых актов (статьи 44 - 45) Глава 9. Систематизация и учет нормативных правовых актов (статьи 46 - 48) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие; 2) законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке; 3) норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации; 4) уровень нормативного правового акта - место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов; 5) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан - закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 6) Конституционный закон - закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 7) закон - нормативный правовой акт, который регулирует общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимаемый Парламентом Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, - Президентом Республики Казахстан; См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2. 8) законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса; 9) кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, предусмотренные статьей 3-1 настоящего Закона; 10) подзаконные нормативные правовые акты - иные, не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов Республики Казахстан; 11) уполномоченный орган - государственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы); 12) эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан - совокупность печатных текстов нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями), сведения о которых внесены в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан; 13) Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан - единая система государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах; 14) официальное опубликование нормативного правового акта - публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях; 15) последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов - опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан. В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами. 2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан. 3. Настоящим Законом не регулируется порядок подготовки, заключения, исполнения и денонсации международных договоров, в том числе включающих в себя нормы права. 4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 1) статьи 1 настоящего Закона, и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности: 1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления; 2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами; 3) нормативных актов, содержащих технические и технологические нормы и стандарты. В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; О нормативных постановлениях Верховного суда см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений. 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты. 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами. Закон дополнен статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.06.04 г. № 566-II Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11) транспортных; 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 17.10.01 г. № 248-II (см. стар. ред.); от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов 1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. 2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 5) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. 4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. 5. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. 6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов 1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. 2. Для применения нормативных правовых актов, вступивших в силу, не требуется каких-либо дополнительных указаний. 3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения. См. например: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 17 августа 1999 года № ДНП-3/11/5700, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 29 сентября 2001 г. № ДНП-2-1-16/7794 . Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов 1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. 2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. 3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие. Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки. В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года. 2. В планах подготовки указываются: 1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования; 2) сроки подготовки; 3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта. 3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством. 4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения иных заинтересованных лиц. 5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов. Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан. Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан 1. Правительство Республики Казахстан составляет перспективный и ежегодные планы законопроектных работ. 2. Проекты планов разрабатываются Министерством юстиции Республики Казахстан. 3. Планы законопроектных работ Правительства согласовываются с Президентом Республики Казахстан. Статья 11. Поручения Правительства Республики Казахстан по подготовке нормативных правовых актов Правительство Республики Казахстан в соответствии с планом законопроектных работ дает поручения государственным органам и организациям, указанным в плане, подготовить проекты нормативных правовых актов в сроки, предусмотренные в плане. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника). Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов. Глава 3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 13. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов 1. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года № 1654 «О мерах по улучшению работы по совершенствованию нормативных правовых актов». 2. Все иные государственные и негосударственные организации и лица вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными. В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта 1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект. Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии. 2. К подготовке законов, нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости - проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, представители общественных объединений. 3. Подзаконные нормативные правовые акты уполномоченных органов одного уровня могут разрабатываться, а при необходимости - приниматься несколькими уполномоченными органами. Подзаконные нормативные акты нескольких уполномоченных органов разрабатываются ими совместно в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и принимаются в виде совместных приказов или постановлений, подписываемых руководителями уполномоченных органов. Производные виды совместных нормативных правовых актов (пункт 3 статьи 3 настоящего Закона) утверждаются посредством основных нормативных правовых актов уполномоченных органов, принявших производный нормативный правовой акт, с указанием в нем основных нормативных правовых актов, посредством которых принят производный акт. 4. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатами Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента. По проектам нормативных правовых актов Министерство юстиции Республики Казахстан проводит юридическую экспертизу, если эти акты имеют общеобязательное значение, касаются прав и свобод граждан или регулируют предпринимательскую деятельность. 5. Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством, может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным, с использованием на эти цели выделенных бюджетных и внебюджетных средств. 6. Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам и организациям или поручить их разработку на договорной основе, в том числе по конкурсу, нескольким научным организациям или ученым. 7. Если для обеспечения действия норм готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан, нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного правового постановления Правительства Республики Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, одновременно с проектом основного акта должны быть подготовлены проекты актов с указанными изменениями и дополнениями или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов. См.: Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан. Статья 15. Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями 1. Подготовленный проект нормативного правового акта, а при необходимости - и проект другого нормативного правового акта, принимаемого в его развитие, направляются на согласование с заинтересованными государственными органами и организациями. 2. Перечень государственных органов, с которыми проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному согласованию, определяется Правительством Республики Казахстан, за исключением проектов актов Президента Республики Казахстан и проектов законодательных актов, вносимых депутатами Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы. 3. Государственные органы и организации, которым проект нормативного правового акта направлен на согласование, должны подготовить свои замечания и предложения по проекту или сообщить об их отсутствии органу, разработавшему проект, в течение тридцати календарных дней со дня получения, если иной, более короткий, срок не был установлен уполномоченным органом. 4. По полученным замечаниям проект, при необходимости, дорабатывается органом, разработавшим проект, а рабочая группа составляет справку о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний. Эта справка передается государственному органу, создавшему рабочую группу, вместе с проектом нормативного правового акта. 5. Государственный орган, создавший рабочую группу, может внести в проект изменения и дополнения, которые должны быть обсуждены с рабочей группой, или вернуть проект на доработку в рабочую группу. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника), Инструкцию по подготовке, оформлению и согласованию нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов (юридическая техника). В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 16. Реквизиты нормативного правового акта Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты: 1) государственный Герб Республики Казахстан; 2) указание на форму акта: конституционный закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона; кодекс; закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона; постановление Парламента Республики Казахстан; постановление Сената; постановление Мажилиса; указ Президента Республики Казахстан; постановление Правительства Республики Казахстан; приказ Министра; приказ руководителя центрального государственного органа; постановление центрального государственного органа; приказ руководителя ведомства центрального государственного органа; решение маслихата; постановление акимата; решение акима; иная форма нормативного правового акта, предусмотренная настоящим Законом; 3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта; 4) место и дату принятия нормативного правового акта; 5) регистрационный номер нормативного правового акта; 6) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт; 7) указание на дату и номер государственной регистрации нормативного правового акта в нормативных правовых актах, подлежащих такой регистрации в органах юстиции Республики Казахстан; 8) гербовую печать. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника), Инструкцию по подготовке, оформлению и согласованию нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов (юридическая техника). В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 17. Структура нормативного правового акта 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием «статья» нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом «пункт». 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта. 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы. 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами. Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части). В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры. 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта. 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта. 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой. 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл. В нормативном правовом акте на государственном языке термины и определения располагаются в алфавитном порядке. Термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте или в нормативном правовом акте одного уровня, введенном в действие ранее. 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов. Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей. 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление. 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения. Статья 18 изложена в редакции Закона РК от 12.03.04 г. № 536-II (см. стар. ред.) Статья 18. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта 1. Задачи, функции и компетенция государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в законах с четким разграничением по уровню государственного управления. 2. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускаются употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах). Статья 19. Ссылки в нормативных правовых актах на статьи других актов и воспроизведение в актах статей других актов В случае необходимости в нормативном правовом акте допускаются ссылки на статьи (пункты) иных актов, а также воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты. Статья 20. Ссылки в статьях нормативных правовых актов на другие статьи Ссылки в статьях (пунктах и подпунктах) нормативного правового акта на другие его статьи (пункты, подпункты) применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений. В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 21. Внесение проекта нормативного правового акта в Мажилис Парламента Республики Казахстан 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Проект нормативного правового акта на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на государственном и русском языках. См. также: Правила определения приоритетности рассмотрения проектов законов, а также объявления рассмотрения проекта закона срочным. 2. Предоставляемые материалы по проекту должны содержать следующие приложения: 1) наименование государственного органа или организации, подготовившей проект; 2) пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия проекта, развернутой характеристикой целей, задач, основных положений; 3) состав рабочей группы; 4) лист согласований с заинтересованными государственными органами; 5) экспертные заключения по проекту, если проводилась экспертиза; 6) перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта, и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта; 7) к проекту, как правило, прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия принимаемого нормативного правового акта. При внесении проекта нормативного правового акта об изменении и дополнении в действующее законодательство представляется сравнительная таблица прежней и новой редакций статей с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений. Положительное заключение Правительства Республики по проектам законов, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, является одним из обязательных условий внесения указанных проектов на рассмотрение в Мажилис Парламента, в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 июня 1997 г. № 14/2 «Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан». См. также: Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Глава 4. НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 22. Задачи научной экспертизы 1. По проектам нормативных правовых актов может проводиться научная экспертиза (правовая, экологическая, финансовая и другая) в зависимости от правоотношений, регулируемых данными актами. По проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной экспертизы обязательно. 1-1. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, последствия от принятия которых создают угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды, подлежат обязательной экологической экспертизе. 2. Экспертиза проводится для: 1) оценки качества, обоснованности, своевременности, правомерности проекта, соблюдения в проекте закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина; 2) определения возможной эффективности нормативного правового акта; 3) выявления возможных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативного правового акта. См.: Правила проведения научной экспертизы законопроектов, Постановление Бюро Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 27 января 2003 г. № 1741-II БМ «О Положении о порядке проведения научной экспертизы проектов законодательных актов». Статья 23. Лица и организации, осуществляющие экспертизу 1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта. Проведение экспертизы может быть поручено одному или нескольким экспертам (экспертной комиссии). 2. По проекту может проводиться комплексная экспертиза экспертами различных специальностей или самостоятельные экспертизы различных видов, а при необходимости - и повторная экспертиза. 3. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта. 4. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций. Проект может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации. Статья 24. Инициатива при направлении проектов нормативных правовых актов на экспертизу 1. Решение о проведении экспертизы проекта нормативного правового акта может быть принято: 1) уполномоченным органом; 2) депутатами Парламента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан, вносящими проект в Мажилис в порядке законодательной инициативы; 3) должностными лицами или структурными подразделениями уполномоченного органа, если регламентом этого органа или иным законодательством этим лицам и структурным подразделениям такое право предоставлено. 2. В случаях, когда проект нормативного правового акта подготавливается на договорной основе (пункт 5 статьи 14 настоящего Закона), экспертиза проекта может быть проведена по решению заказчика проекта. Глава 5. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА И ЕГО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 25. Определение порядка принятия нормативных правовых актов 1. Порядок принятия нормативных правовых актов определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом. 2. Особенности порядка принятия различных видов нормативных правовых актов определяются также: 1) для кодексов - настоящим Законом. Кодексы, изменения и дополнения в них принимаются не менее чем в двух чтениях путем последовательного рассмотрения на раздельных заседаниях палат Парламента Республики Казахстан; 2) для законов - Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами о Парламенте Республики Казахстан, о Президенте Республики Казахстан, о референдуме, иными законодательными актами, в том числе регламентами Парламента и его палат; 2-1) для нормативных постановлений Парламента и его палат - Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами о Парламенте Республики Казахстан; 3) для указов Президента Республики Казахстан - Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Президенте Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан, регулирующими этот порядок; 4) для постановлений Правительства Республики Казахстан - Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Правительстве, актами Президента и Правительства Республики Казахстан; 5) для нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Национального Банка Республики Казахстан - законодательными актами о Правительстве и этих органах, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, регулирующими деятельность этих органов; 6) для нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан - законодательным актом о Конституционном Совете Республики Казахстан; 7) для нормативных постановлений Верховного суда Республики Казахстан - законодательством о судах Республики Казахстан; 8) для нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии (Комиссии по проведению референдума) - законодательными актами о выборах и референдуме; 8-1) для нормативных правовых актов ведомств центральных государственных органов - законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, регулирующими деятельность этих органов; 9) для нормативных решений местных представительных и исполнительных органов - законодательными актами об этих органах, иными законодательными актами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан. 3. Принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан. Статья 26. Порядок введения в действие нормативного правового акта 1. Порядок введения в действие нормативного правового акта может определяться самим нормативным правовым актом. 2. Порядок введения в действие законов, в том числе кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами. См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1999 года № 20/2. В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 27. Признание утратившими силу, изменения и дополнения нормативных правовых актов и их частей в связи с принятием нового нормативного правового акта 1. В связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими. 2. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие. 3. При значительном числе актов или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового нормативного правового акта и имеющих тот же уровень, что и новый акт, их перечень оформляется самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиками проекта основного акта и представляется одновременно с ним. 4. При значительном числе актов или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового нормативного правового акта и имеющих более низкий уровень, чем новый акт, уполномоченный орган поручает соответствующим государственным органам принять (издать) акты о признании утратившими силу, изменении и дополнении их актов с указанием срока принятия (издания). Проект такого поручения подготавливается органом, вносящим в уполномоченный орган проект нового нормативного правового акта. 5. При признании нормативного правового акта утратившим силу одновременно признаются утратившими силу все нормативные правовые акты либо их части, которыми вносились изменения и дополнения в данный акт. 6. Не вступившие в силу нормативные правовые акты не могут быть признаны утратившими силу. При необходимости такие нормативные правовые акты могут быть отменены. В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 28. Внесение в действующие нормативные правовые акты изменений и дополнений 1. При признании структурных частей действующего нормативного правового акта (частей, разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов) утратившими силу такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на нормативный правовой акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется. 1-1. Новым структурным частям, включаемым в нормативный правовой акт за последней структурной частью того же вида, присваиваются последующие порядковые номера. 2. При включении между структурными частями нормативного правового акта дополнительных структурных частей того же вида они включаются под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных частей акта, за которыми следуют: раздел 2-1, параграф 8-1, статья 26-1, пункт 4-1 и так далее. После текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных структурных частей сохраняется. 3. При изменении текста структурной части действующего акта такая часть продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной части следует ссылка на то, что эта часть действует в редакции акта, изменившего ее. 4. При внесении изменений и дополнений в структурную часть нормативного правового акта в объеме, превышающем половину содержания текста такой структурной части, принимается ее новая редакция. 5. При внесении изменений и дополнений в содержание текста нормативного правового акта в объеме, превышающем половину содержания текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция. В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 29. Лица, уполномоченные подписывать нормативные правовые акты 1. Официальные тексты нормативных правовых актов подписываются следующими должностными лицами: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, в том числе указы, имеющие силу конституционного закона или закона, - Президентом Республики Казахстан; См. также: Положение о порядке представления на подпись и рассмотрения Президентом Республики Казахстан законов Республики Казахстан, их регистрации, обнародования и хранения, Положение о порядке подготовки, согласования, представления на подпись актов Президента Республики Казахстан и контроля за исполнением актов и поручений Президента республики. 2) постановления Парламента Республики Казахстан - председателем Мажилиса; 3) постановления Правительства Республики Казахстан - Премьер-министром Республики Казахстан; 4) решения маслихата - председателем сессии маслихата; 5) постановления акимата, решения акима - акимом; 6) иной нормативный правовой акт - руководителем органа, его принявшего (издавшего). 2. При принятии нормативного правового акта производного вида в особой форме посредством нормативного правового акта основного вида (пункт 4 статьи 3 настоящего Закона) уполномоченным лицом подписывается только нормативный правовой акт основного вида. О круге лиц, обязанных скреплять своими подписями акты Парламента перед их подписанием Президентом см.: Постановление Конституционного Совета от 29 мая 1997 года № 13/2. Глава 6. ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 30 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.) Статья 30. Обязательность официального опубликования нормативных правовых актов 1. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан и Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Последующееофициальное опубликование текстов нормативных правовых актов осуществляется печатными изданиями в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и при условии прохождения экспертизы на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан. Порядок предоставления права на осуществление последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов не распространяется на официальные издания, указанные в части второй пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно принимающие решения о необходимости последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов. 3. В правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов. 4. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан», Правила предоставления и опубликования официальной информации центральными государственными органами Республики Казахстан, Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 16 июля 1999 года о недопустимости применения судами неопубликованных НПА. Статья 31 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 31. Официальное опубликование законодательных актов 1. Законодательные акты Республики Казахстан официально публикуются в Ведомостях Парламента Республики Казахстан, а также в других печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона. 2. Официальные (приводится по тексту официального опубликования в КП) опубликование законодательных актов может осуществляться только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. Статья 32 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 32. Официальное опубликование указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан 1. Указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан официально публикуются в Собрании актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также в других печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона. 2. Официальное опубликование указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан осуществляется только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. См. также: Конституционный закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан». Статья 33 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 33. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан 1. Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов публикуются в периодических печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона. 2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. См.: Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года № 78 «Об опубликовании нормативных правовых актов государственных органов». Статья 34 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 34. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов 1. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Закона. 2. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов осуществляется в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Статья 35. Недопустимость опубликования нормативных правовых актов в неполном изложении Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну. Закон дополнен статьей 35-1 в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II Статья 35-1. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов 1. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы. 2. Порядок осуществления контроля за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов определяется Правительством Республики Казахстан. Глава 7. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО ЛИЦАМ В статью 36 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.). Статья изложена в редакции Закона РК от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 36. Время вступления в силу и введения в действие нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части второй настоящего пункта, вступают в силу после их подписания. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции в соответствии со статьей 38 настоящего Закона, вступают в силу со дня государственной регистрации. 2. Нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки: 1) законодательные акты Республики Казахстан, за исключением постановлений Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан - по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки; 2) постановления Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан - со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки; 3) постановления Конституционного совета Республики Казахстан - со дня их принятия; 4) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов, нормативные постановления Центральной избирательной комиссии, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов, нормативные правовые решения маслихатов, а также нормативные правовые постановления акиматов и нормативные правовые решения акимов - со дня их принятия, если в самих актах не указаны иные сроки, а подлежащие государственной регистрации в органах юстиции - не ранее государственной регистрации; 5) нормативные правовые акты, предусмотренные в подпункте 4) настоящего пункта, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, - по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. 3. В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом. 4. Нормативный правовой акт, предусматривающий юридическую ответственность за действия, которые ранее не влекли такой ответственности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие до истечения десятидневного срока после официального опубликования этого акта. 5. Если из-за значительного объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного издания, то днем официального опубликования считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового акта. Нормативные правовые акты должны публиковаться в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках одновременно. 6. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование. 7. Нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты республики или иную охраняемую законом тайну, вводятся в действие со дня их принятия или в сроки, указанные в самом акте. Статья 37. Обратная сила нормативного правового акта 1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. См.: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 1 января 2001 года № ЮД-1-2-12/2846, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 29 сентября 2001 г. № ДНП-2-1-16/7794. 2. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее. 3. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. О обратной силе законов см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 года № 2/2. В статью 38 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 38. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как условие их введения в действие 1. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 4) пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан, подлежат государственной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан. Такая регистрация является необходимым условием их введения в действие. Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы. 2. В регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть отказано, если такой акт: 1) ущемляет установленные законом права и свободы граждан; 2) противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня; 3) выходит за пределы компетенции органа, издавшего нормативный правовой акт; 4) не согласован, если согласование необходимо; 5) принят с нарушением порядка, установленного правилами государственной регистрации. 3. Отказ в регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть обжалован заинтересованным государственным органом в судебном порядке. 4. Правила государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Правительством Республики Казахстан. Статья 39. Срок действия нормативного правового акта 1. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. 2. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его отдельной части (отдельных частей). В этом случае должно быть указано, на какой срок нормативный правовой акт или его часть сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер. О действующем праве см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3, Постановление Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6. В статью 40 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.) Статья 40. Приостановление и прекращение действия нормативного правового акта 1. Действие нормативного правового акта или его отдельных норм может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом. 2. Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях: 1) истечения срока, на который был принят акт или его часть (части); 2) принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного нормативного правового акта, его части (часть) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части); 3) признания принятого акта неконституционным в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан; 4) признания акта или его части (частей) утратившим силу органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на это органом. См.: Производство по делам об оспаривании гражданами законности нормативных правовых актов. 3. Государственная регистрация и (или) опубликование нормативного правового акта о прекращении или приостановлении действия другого нормативного правового акта осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 41. Действие нормативных правовых актов в пространстве 1. Нормативные правовые акты Республики Казахстан, принятые Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными и иными центральными уполномоченными органами, распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативных правовых актах или актах о их введении в действие не установлено иное. 2. Нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, действуют на соответствующей территории. О действии норм законодательства СССР см. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. № 1008-XII «О порядке введения в действие Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан». Статья 42. Действие нормативных правовых актов по лицам 1. Действие нормативных правовых актов Республики Казахстан распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. 2. На дипломатических представителей и некоторых других сотрудников государственных органов иностранных государств и международных организаций нормативные правовые акты Республики Казахстан распространяются в пределах, предусмотренных международными договорами и общепризнанными принципами и нормами международного права (дипломатический иммунитет). Статья 43. Меры обеспечения законности нормативных правовых актов 1. Законность нормативных правовых актов обеспечивается сле Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Гость Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 благодарю за проявленный интерес к моему вопросу и за то что скинули мне закон о НПА, но в нем ничего не указано из того что мне нужно. тоесть, там написано кто что утверждает, но не написано как... мне нужно чтобы было написано что утверждается отдельным приказом. А может такого и вовсе нет? всеравно спасибо Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Toutankhamon Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 пример: утверждается план мероприятий. Вроде как данный план должен быть утвержден не просто надписью на самом плане "увтеждаю директор такой то и подпись" а отдельным приказом об утверждении данного плана мероприятий. Так вот, мне нужно наити закон или статью, где написано что это делается так то, чтобы обосновать свое мнение. Есть ли какой нибудь НПА который регулирует порядок утверждения подобного рода документы? Если да то какой. вы же обычное юр лицо!? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Гость Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 ну да, самое что нинаесть юридическое Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость poprock Опубликовано 3 Мая 2006 Жалоба Share Опубликовано 3 Мая 2006 откройте свой устав где сказано об исполнительном органе и его полномочиях и руководствуйтесь этим можете посмотреть Закон о товариществахс ограниченной и до отв если вы ТОО Например Статья 53. Единоличный исполнительный орган товарищества с ограниченной ответственностью 1. Единоличный исполнительный орган товарищества с ограниченной ответственностью (директор, управляющий и т.п.): 1) без доверенности действует от имени товарищества; 2) выдает доверенности на право представлять товарищество, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) в отношении работников товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Законом или уставом товарищества к компетенции общего собрания участников или наблюдательных органов, а также полномочия, переданные ему общим собранием участников товарищества (пункт 3 статьи 43 настоящего Закона). 2. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа товарищества и принятия им решений определяется уставом товарищества, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников. 3. Если в соответствии с уставом товарищества с ограниченной ответственностью ведение его дел поручено одновременно двум или нескольким директорам (управляющим и т.п.), не объединенным в коллегиальный исполнительный орган, то каждый из таких директоров (управляющих и т.п.) вправе без доверенности действовать от имени товарищества. К таким директорам (управляющим и т.п.) применяются положения настоящей статьи. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения