Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Уважаемые коллеги! прошу каждого высказать свое мнение ЗА или ПРОТИВ следующей позиции:

Налогоплательщик оспаривает уведомление, вынесенное по результатам налоговой проверки, осуществленной Налоговым комитетом Министерства финансов РК.

Исковое заявление, поданое в СМЭС г.Астаны было возвращено по мотиву, что Налоговой комитет МФ РК является "республиканским исполнительным органом" [?!] и дело, в силу ч.2 ст.28 ГПК РК подлежит рассмотрению судом г.Астаны.

Я убежден, что возврат иска был необоснован и он, в соответствии с законодательством подлежит рассмотрению СМЭСом по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.30 ГПК РК, специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются…юридические лица, за исключением дел, предусмотренных подпунктами 3), 4) части первой, частью второй статьи 28, статьей 29 ГПК РК.

В соответствии с ч.2 ст.28 ГПК к подсудности областных и приравненных к ним судов (в том числе суда г.Астана) относятся гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Правительства Республики Казахстан, министерств и других республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан, касающихся прав и свобод граждан, прав организаций.

Необходимо отметить, что законодательством Республики Казахстан не определено понятие "республиканские исполнительные органы", а есть соответствующее понятие "центральные исполнительные органы".

В соответствии со ст.ст.22, 23 Конституционного закона Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» (далее – Конституционный закон) центральными исполнительными органами являются министерство республики, а также центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Статьей 24 Конституционного закона установлено понятие ведомства центрального исполнительного органа, в соответствии с которым "Ведомством является комитет центрального исполнительного органа республики".

В соответствии с п.1 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1127 (далее – Положение), Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан [Комитет] является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет... Пунктом 4 Положения установлено, что Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Таким образом, Комитет не является центральным (республиканским) исполнительным органом, а является ведомством такового центрального исполнительного органа - Министерства финансов РК.

При таких обстоятельствах выводы суда об обжаловании истцом «ненормативных актов республиканского исполнительного органа, каковым является Налоговый комитет МФ РК», и подсудности данного гражданского дела суду г.Астана, являются необоснованными. Гражданское дело по иску ХХХ об оспаривании решений и действий ГУ «Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан» подлежит рассмотрению в специализированном межрайонном экономическом суде г.Астана.

Модератору: прошу перенести тему в раздел "гражданский процесс" или близкий

Опубликовано

ИМХО мотивация Александра весьма убедительна (как всегда). Однако, судебная практика свидетельствует о том, что иски к НК МФ рассматривает суд г. Астаны. :shocked:

См.: Обзор судебной практики по делам об обжаловании действий налоговых органов и спорам, связанным с применением норм налогового законодательства

Постановление Коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан от 13 января 2005 года № 3а-262–04

Постановление Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 21 октября 2004 года N 3а-204-04

Опубликовано (изменено)

Согласен с коллегой Эдуардом. :shocked:

Вот еще интересный прецедент:

Постановление Коллегии по гражданским делам ВС РК от 19.12.2002. №3а-364-02

Изменено пользователем Don Vito
Опубликовано

Здесь все верно: оспариваются ненормативные акты Министерства государственных доходов.

Опубликовано

Уважаемые коллеги! прошу каждого высказать свое мнение ЗА или ПРОТИВ следующей позиции:

Налогоплательщик оспаривает уведомление, вынесенное по результатам налоговой проверки, осуществленной Налоговым комитетом Министерства финансов РК.

Исковое заявление, поданое в СМЭС г.Астаны было возвращено по мотиву, что Налоговой комитет МФ РК является "республиканским исполнительным органом" [?!] и дело, в силу ч.2 ст.28 ГПК РК подлежит рассмотрению судом г.Астаны.

Я убежден, что возврат иска был необоснован и он, в соответствии с законодательством подлежит рассмотрению СМЭСом по следующим основаниям:

Модератору: прошу перенести тему в раздел "гражданский процесс" или близкий

Доводы гос - на Чашкина звучат убедительно. Вроде все сказал, что надо. Но... на практике товарищи все равно направляют в суд г. Астаны.

Вообще надо правит - ву разобраться в неразберихе с центр. и прочими органами.

п.с. Как то направлял запрос в АФН. Тоже мазанулись, что они не центр.орган и нормального ответа не дали.

Опубликовано

судебная практика свидетельствует о том, что иски к НК МФ рассматривает суд г. Астаны. :shocked:

вот меня и интересует вопрос: почему?

ведь у этих судей те же НПА, что и описаны мною выше! ...но видят они в них что-то совершенно недоступное моему зрению и пониманию :laugh:

а не может ли такая позиция ВС вытекать традиционно, со времен Министерства госдоходов, когда налоговый орган, действительно, был "центральным исполнительным"?

Гость Александр Ягодкин
Опубликовано

Думаю, что во всем виновата ст.16 ГПК РК, а именно п.1, причем только первая часть предложения - до первой запятой..... ну и может быть еще последнее слово этого пункта...

Опубликовано (изменено)

Аргументы Александра звучат бесспорно убедительно. К тому же действительно нигде нет понятия "республиканский исполнительный орган". В связи с этим задалась вопросом - а почему заменой слову "республиканский" мы взяли "центральный", а не пошли по территориальноу принципу? :shocked: т.е. республиканский - областной - городской - районный. Если исходить из территориальности, то НК МФ никак нельзя будет отнести кроме как к республиканскому.

Изменено пользователем Эвитта
Опубликовано

Александр, может быть дело в этом?

Статья 24. Ведомство центрального исполнительного органа

1. Ведомством является комитет центрального исполнительного органа республики.

Ведомство может иметь свои территориальные подразделения.

2. Ведомство образуется, реорганизуется и упраздняется Правительством республики по представлению руководителя соответствующего центрального исполнительного органа.

3. Ведомство, в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики, осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления.

4. Формой акта, издаваемого ведомством, является приказ руководителя ведомства.

5. Структура, компетенция и порядок взаимодействия ведомства с иными государственными органами определяются Правительством.

Я имею в виду, что возможно суд истолковал эту норму таким образом, что ведомство, поскольку действует в пределах компетенции центр.исп.органа, - по сути дела и есть центральный исполнительный орган, только действующий в пределах подотрасли (сферы) госуправления!?

Опубликовано

Вот что только что нашла в базе:

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 г. N 10 О применении судами законодательства об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих

10. ...

Дела об оспаривании индивидуальных актов Правительства Республики Казахстан, министерств и других республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан, касающихся прав и свобод граждан, прав организаций, рассматриваются в соответствии с правилом, предусмотренным статьей 28 ГПК.

Указанное положение не распространяется на территориальные структурные подразделения республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан...

Кажется вот подтверждение того как рассуждают судьи. Всё-таки принцип территориальности. Предвидя негодование Александра Чашкина ;) , оговорюсь - законного подтвеждения данной позиции -нет (также как и того, что "республиканские" означает "центральные"). Значит, как сказал Саша Ягодкин, применяется судьями ст. 16 ГПК.

Опубликовано

Вот что только что нашла в базе:

Кажется вот подтверждение того как рассуждают судьи. Всё-таки принцип территориальности. Предвидя негодование Александра Чашкина ;) , оговорюсь - законного подтвеждения данной позиции -нет (также как и того, что "республиканские" означает "центральные"). Значит, как сказал Саша Ягодкин, применяется судьями ст. 16 ГПК.

Как это нет? Само по себе нормативное постановление ВС РК, - уже есть часть действующего права. Конституция, однако. Статья 4. Закон об НПА, опять же.

Опубликовано (изменено)

Я имею в виду, что возможно суд истолковал эту норму таким образом, что ведомство, поскольку действует в пределах компетенции центр.исп.органа, - по сути дела и есть центральный исполнительный орган, только действующий в пределах подотрасли (сферы) госуправления!?

Только начал писать про это... :laugh:

Согласно словарю Ожегова, "ВЕДОМСТВО - учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-н. область государственного управления.

Согласно п.2. положения о Мин.фине РК (Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан

от 28 октября 2004 года № 1119)

2. Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации. ,

и

согласно п. 4. этого же положения, "Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени". Т.е. говорить о претензии к НК как к целому министерству - :shocked:

А кроме того, Александр, в приведенном мною ранее примере заметили такую вещь :

"В частных жалобах, как заявитель, так и Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (действующий по доверенности Министерства финансов РК) просят отменить определение суда и передать дело для рассмотрения по существу в суд г. Астаны, считая неправомерными выводы в определении о подсудности дела специализированному экономическому суду. "
Изменено пользователем Don Vito
Опубликовано (изменено)

Только начал писать про это... :laugh:

Согласно словарю Ожегова, "ВЕДОМСТВО - учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-н. область государственного управления.

Согласно п.2. положения о Мин.фине РК (Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан

от 28 октября 2004 года № 1119)

2. Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации. ,

и

согласно п. 4. этого же положения, "Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени". Т.е. говорить о претензии к НК как к целому министерству - :shocked:

Собственно, это ВАШЕ профессиональное толкование. Я предположил, как мог истолковать СУД именно часть фразы "в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики"

Изменено пользователем Владимир К
Опубликовано (изменено)

Собственно, это ВАШЕ профессиональное толкование. Я предположил, как мог истолковать СУД именно часть фразы "в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики"

Владимир, респект! :shocked: Смысл моего высказывания в чем - я предположил то же самое, что и Вы... Просто решил отыскать аргументы против.

Изменено пользователем Don Vito
Опубликовано (изменено)

Вот что только что нашла в базе:

Кажется вот подтверждение того как рассуждают судьи. Всё-таки принцип территориальности. Предвидя негодование Александра Чашкина ;) , оговорюсь - законного подтвеждения данной позиции -нет (также как и того, что "республиканские" означает "центральные"). Значит, как сказал Саша Ягодкин, применяется судьями ст. 16 ГПК.

все же не думаю так...

смотрим последний абзац в цитате и видим из него два вида субъектов:

  1. республиканские исполнительные органы
  2. органы, подчиненные, подотчетные непосредственно Президенту Республики Казахстан
из предыдущего абзаца видим, что под республиканскими исполнительными органами понимаются:
  1. Правительство Республики Казахстан
  2. министерства
  3. другие республиканские исполнительные органы
вопрос может стоять только так: является ли ГУ "НК МФ РК" "другим республиканским исполнительным органом", также, как и само МФ РК? вообще: является ли НК "исполнительным органом"?

Я предположил, как мог истолковать СУД именно часть фразы "в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики"

в общем-то и территориальные подразделения ведомств министерств действуют от своего имени и "в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики"... но мы, оспаривая их решения, не идем в суд г.Астаны :kngt:

согласно п. 4. этого же положения, "Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени". Т.е. говорить о претензии к НК как к целому министерству - :shocked:

не думаю

в силу п.1 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1127

Комитет является юридическим лицом в организационно - правовой форме государственного учреждения [...] Комитет вступает в гражданско - правовые отношения от своего имени.

Комитет имеет право выступать стороной гражданско - правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Думаю, что во всем виновата ст.16 ГПК РК, а именно п.1, причем только первая часть предложения - до первой запятой..... ну и может быть еще последнее слово этого пункта...

Вы , уважаемый тезка, полагаете, что у меня и у участников этого обсуждения, со мною согласных, совесть совсем иная, нежели у наших судей?! :laugh:

Изменено пользователем Александр Чашкин
Опубликовано

вопрос может стоять только так: является ли ГУ "НК МФ РК" "другим республиканским исполнительным органом", также, как и само МФ РК? вообще: является ли НК "исполнительным органом"?

Думаю все-таки подсудность будет за городским судом.

Речь идет о противопоставлении республиканского органа территориальному. На госслужбе вообще слово «республиканский» всегда ассоциируется с центром, будь то министерство, или другое ведомство. Да и сам термин «центральный исполнительный орган» имхо ýже понятия «республиканский исполнительный орган» и является его составной частью, наряду с комитетами и агентствами.

Ну а то, что НК является частью исполнительной ветви власти это наверное аксиома. :laugh:

Вообще надо правит - ву разобраться в неразберихе с центр. и прочими органами.

Тянет как минимум на председателя палаты Парламента. :shocked:

Опубликовано (изменено)

Речь идет о противопоставлении республиканского органа территориальному.

вот вас с Эвиттой уже двое! :poklon:

imho в процессе обсуждения мы пока получили пока только один, совершенно не бесспорный, но могущий быть основательным, довод, в соответствии с которым "республиканский исполнительный орган", упоминаемый в ГПК РК, - это не "центральный исполнительный орган", а "не территориальный исполнительный орган". Ведомство центрального исполнительного органа не является "центральным исполнительным органом", но является "республиканским исполнительным органом". :poklon:

в общем, то против такого довода говорит только отсутствие необходимых дефиниций в законодательстве.

полагаю (учитывая, что ГПК принимался много позднее, нежели конституционный закон о правительстве), что такое понятие должно было бы быть сформулировано фразой "центральные исполнительные органы и их ведомства", а не "республиканские исполнительные органы"...

Изменено пользователем Александр Чашкин
Опубликовано

в общем-то и территориальные подразделения ведомств министерств действуют от своего имени и "в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики"... но мы, оспаривая их решения, не идем в суд г.Астаны

Касательно территориальных структурных подразделений республиканских исполнительных органов, - тут прямое императивное исключение заложено в нормативном постановлении Верх.Суда, приведенном Эвиттой

Указанное положение не распространяется на территориальные структурные подразделения республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан

Вот тут безусловно следует обратить внимание на словосочетание "структурные подразделения" :poklon:

Гость Александр Ягодкин
Опубликовано

Вы , уважаемый тезка, полагаете, что у меня и у участников этого обсуждения, со мною согласных, совесть совсем иная, нежели у наших судей?! :poklon:

У судей - судейская, закрепленная ГПК и УПК, а у нас, у форумчан, такая, обывательская, так сказать обычай делового оборота.... :poklon:

Опубликовано

полагаю (учитывая, что ГПК принимался много позднее, нежели конституционный закон о правительстве), что такое понятие должно было бы быть сформулировано фразой "центральные исполнительные органы и их ведомства", а не "республиканские исполнительные органы"...

Совершенно верно полагаете. Весь сыр-бор как часто бывает только из-за неверной фразы в законе. :poklon:

Гость Toutankhamon
Опубликовано

а пока я предлагаю направить иск в суд г.Астаны :poklon: , тк вы сами уже все и сказали, жалко не успел :poklon:

Опубликовано

Александр, я полагаю, что Вы правы, но мой опыт убеждает в том, что судьи зачастую не утруждают себя таким детальным разбором полетов. Многое зависит от уже проложенного пути или указки сверху. Полагаю большинство судей не может себе представить что НК МФ РК - не республиканский исполнительный орган. Также полагаю, что СМЭС г Астаны также отказывает по своим так сказать внутренним соображениям и правовое обоснование тут имеет небольшое значение. У нас вообще один раз укатайка была - иск о результатах налоговой проверки в Суд г. Астаны, а иск об обжаловании наложенной адм ответственности по той же налоговой проверки - в СМЭС г. Астаны.

Опубликовано

вот вас с Эвиттой уже двое! :poklon:

imho в процессе обсуждения мы пока получили пока только один, совершенно не бесспорный, но могущий быть основательным, довод, в соответствии с которым "республиканский исполнительный орган", упоминаемый в ГПК РК, - это не "центральный исполнительный орган", а "не территориальный исполнительный орган". Ведомство центрального исполнительного органа не является "центральным исполнительным органом", но является "республиканским исполнительным органом". :poklon:

Я тоже разделяю эту точку зрения и считаю ответ суда обоснованным.

в общем, то против такого довода говорит только отсутствие необходимых дефиниций в законодательстве.

полагаю (учитывая, что ГПК принимался много позднее, нежели конституционный закон о правительстве), что такое понятие должно было бы быть сформулировано фразой "центральные исполнительные органы и их ведомства", а не "республиканские исполнительные органы"...

С дефинициями действительно не богато, но они все же есть.

Вот например, постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1999 года N 119 гласит:

К республиканскому относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию всей республики.

К местному (областной, города республиканского значения или столицы, городской и пр.) относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.

Опубликовано

Касательно территориальных структурных подразделений республиканских исполнительных органов, - тут прямое императивное исключение заложено в нормативном постановлении Верх.Суда, приведенном Эвиттой

Нормально будет, Владимир, если я отвечу Вам цитатой из Вашего сообщения? :poklon:

Однозначно по иерархии НПА, - ЗРК [...] выше, чем ведомственный акт...

постановление ВС - это, конечно, сильный НПА, но я обосновывал свои выводы нормами кодекса и конституционного закона.

Опубликовано (изменено)

[...] судьи зачастую не утруждают себя таким детальным разбором полетов. Многое зависит от уже проложенного пути или указки сверху. [...] Также полагаю, что СМЭС г Астаны также отказывает по своим так сказать внутренним соображениям и правовое обоснование тут имеет небольшое значение. У нас вообще один раз укатайка была - иск о результатах налоговой проверки в Суд г. Астаны, а иск об обжаловании наложенной адм ответственности по той же налоговой проверки - в СМЭС г. Астаны.

согласен, Данияр!

вот меня и "смущает" такой подход судов: "зачем нам буква закона, когда мы вырабатываем судебную практику?" :ahez:

я второй раз столкнулся с таким проявлением стандартизуемого в практике, но противоречащего видимым мне правовым нормам определением подсудности.

первый раз (это было до создания в области адм.судов) оспаривать постановление об адм.штрафе на юр.лицо после отмены уведомления о начислении налогов меня из СМЭС послали, вообще, в райсуд общей юрисдикции. :poklon:

единственной "убедительной" мотивировкой и тогда была та самая "судебная практика", неформальным образом указуемая из ВС РК и установившая, что до создания адм.судов его дела будут рассматриваться в судах общей юрисдикции.

и все же, мне, как практикующему юристу, хотелось бы быть уверенным, что в наших судах действует континентальная система права, а не телефонно-прецедентная :poklon:

в ситуации с определением подсудности дел об оспаривании решений ведомств министерств меня беспокоит, прежде всего, вероятность произвольного изменения подхода - с проявляемого сегодня судами на определяемый нормами законодательства.

Изменено пользователем Александр Чашкин
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования