Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Добрый день, коллеги!

Кто сталкивался на практике, прошу отписаться (в основном касается финансовых организаций и банков). 

Согласно п. 1 статьи 62 КоАП: 

"Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения ..."

При этом, согласно абзацу второму п. 3 статьи 62 КоАП:

 "При совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее пяти лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. "

При этом, глава 15 КоАП именуется Административные правонарушения в области торговли и финансов, и в этой главе статьи различного характера, начиная от незаконной торговли и заканчивая нарушением правил фондовой биржи. Так вот, чем регулируется уполномоченный орган (НацБанк РК) при вынесении штрафов и как он определяет какие именно правонарушения относятся к области финансов? 

Меня, в частности, интересует статья 263 КоАП:

"Невыполнение субъектами рынка ценных бумаг обязанности по раскрытию информации в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Казахстан и (или) внутренними правилами фондовой биржи, а также предоставление неполной или недостоверной информации о своей деятельности..."

Уполномоченный орган трактует данную статью как адм. правонарушение в области финансов и, соответственно, сроки привлечения к адм. ответственности применяют со дня его обнаружения. Естественно, как и любой гос. орган свою позицию не пытаются обосновать, направо и налево клепая протокола на правонарушения годичной давности... Благодарю заранее за мнение!

 

Опубликовано
10 минуту назад, ShAdoW- сказал(а):

Уполномоченный орган трактует данную статью как адм. правонарушение в области финансов и, соответственно, сроки привлечения к адм. ответственности применяют со дня его обнаружения

Вопрос: "Чем руководствуется уполномоченный орган, думаю, следует задавать в уполномоченный орган.

А мы здесь можем только обсудить вопрос: "Являются ли отношения субъектов рынка ценных бумаг отношениями в области финансов?"

Боюсь, обосновать что деяния субъекта РЦБ не являются деяниями в области финансов будет сильно сложно, учитывая, что в силу норм ЗРК "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" рынок ценных бумаг относится к системе финансового рынка, а деятельность участников РЦБ относится к финансовым услугам.

Опубликовано
3 hours ago, Александр Чашкин said:

Вопрос: "Чем руководствуется уполномоченный орган, думаю, следует задавать в уполномоченный орган.

А мы здесь можем только обсудить вопрос: "Являются ли отношения субъектов рынка ценных бумаг отношениями в области финансов?"

Боюсь, обосновать что деяния субъекта РЦБ не являются деяниями в области финансов будет сильно сложно, учитывая, что в силу норм ЗРК "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" рынок ценных бумаг относится к системе финансового рынка, а деятельность участников РЦБ относится к финансовым услугам.

Я с Вами в корне не согласен. Я думаю, что здесь надо не только предаваться всевозможным обсуждениям, но и вырабатывать конкретную и четкую позицию по тем или иным вопросам, действенные механизмы противодействия произволу, чинимого со стороны различного рода чиновников.

Наш Верховный Суд, к большому сожалению, вовсе не спешит издать Нормативное постановление по новому КоАП РК, в котором были бы даны официальные разъяснения по спорным вопросам правоприменительной практики. Да и положения своего же старого Нормативного постановления Верховный Суд сам же игнорировал при принятии судебных актов

 

Опубликовано

 

Теперь перейдем конкретно к сути вопроса.

Я просмотрел содержание пункта 2 статьи 804 КоАП РК, где, в частности, указано, по каким конкретным статьям КоАП РК, рассмотрение которых отнесено к ведению судов, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях уполномоченные работники Национального Банка РК. В перечне статей КоАП РК  в пункте 2 статьи 804 КоАП РК  сама статья 263 КоАП  РК не указана.

Значит, смотрим содержание пункта 3 статьи 804 КоАП РК.

В данной норме имеется общее требование о том, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 685 – 735 настоящего Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов.

Сразу заостряем внимание на очень простые на первый взгляд слова в этой норме «уполномоченные на то должностные лица этих органов». Однако не все так просто, уверяю Вас, господа.

Исходя из смысла  нормы пункта 3 статьи 804 КоАП РК, полномочиями по составлению протокола  об административном правонарушении, предусмотренного статьей 263 КоАП РК,  отнесенного пунктом 1 статьи 724 КоАП РК к рассмотрению Национальным Банком РК, могут наделяться только те должностные лица, конкретный перечень которых должен быть определен в соответствующих приказах  Национального Банка РК, прошедших государственную регистрацию в органах Министерства юстиции РК.

Вот возьмем, к примеру, Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции, утвержденную приказом Министра юстиции РК от 30 декабря 2014 года № 398 (далее – Инструкция). Инструкция зарегистрирована в самом Министерстве юстиции РК 21 января 2015 года за № 10112.

Таким образом, данная Инструкция, утвержденная Министерством юстиции РК,  уже учитывает требования процессуальных норм  нового КоАП РК.

Так,  в пункте 4 Инструкции прямо черным по белому написано следующее:

4. Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами органов юстиции:

по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами (статьи 158214462467668 Кодекса);

по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов юстиции (статьи 230(часть вторая) (когда эти нарушения совершены частными нотариусами), 457459460466468491670671672 Кодекса).

То есть, Минюст РК уже четко разграничил, кто и по каким конкретным статьям КоАП РК, рассмотрение которых отнесено к ведению суда, а также по тем статьям,  рассмотрение которых отнесен к их ведению,  вправе возбуждать производства по делам об административных правонарушениях.

Вообще меня буквально сразил «наповал» приказ и.о. Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 08.08.2015 года № 485 «О некоторых вопросах производства дел об административных правонарушениях в органах государственных доходов», которым были утверждены  Методические рекомендации по производству дел об административных правонарушениях в органах государственных доходов (далее – Методические рекомендации).

В данном  приказе отсутствует пункт, где давалось бы поручение о производстве его государственной регистрации.

Правовые последствия для налогоплательщика могут порождать лишь те нормативные правовые акты Комитета государственных доходов Министерства финансов  РК, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК.

Указанные Методические рекомендации не обладают признаками обязательного к исполнению нормативного правового акта, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции РК данного документа отсутствуют.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона РК от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» к производному виду нормативных правовых актов относятся: регламент; технический регламент; стандарт государственной услуги; регламент государственной услуги; положение; правила; инструкция.

Поскольку Методические рекомендации в вышеуказанный перечень не входят, то они, не являясь производными нормативными правовыми актами, не содержат в себе общеобязательных предписаний, рассчитанных на постоянное применение.

Таким образом, указанные Методические рекомендации, уже исходя из своего наименования, носят рекомендательный характер, что влечет отсутствие обязанности их безусловного применения.

Кроме того, требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как обязательное условие применения этих актов, закреплено в пункте 4 статьи 4 Конституции РК.

В частности, в указанной норме статьи 4 Конституции РК прямо и четко указано, что все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. 

 Тем самым, Конституцией РК гарантирована  гражданам невозможность применения в отношении них норм права, не доведенных до их сведения.

Если обратиться к истории недавнего прошлого, то впервые такое требование было установлено еще во времена существования СССР Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 года № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан».

Кстати, в пункте 5 статьи 30 Закона РК «О нормативных правовых актах»  также предусмотрено требование о том, что в правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов.

Поэтому надо посмотреть, если   зарегистрированный в Министерстве юстиции РК НПА, регламентирующий перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, в самом Национальном Банке РК или нет.

Опубликовано

То есть, нужна для этих целей утвержденная самим Национальным Банком РК Инструкция по производству дел об административных правонарушениях, которая должна пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК.  А есть ли на сегодня у Национального Банка РК такая Инструкция?

 

Опубликовано
25 минуты назад, Асеке Басеке сказал(а):

 

Теперь перейдем конкретно к сути вопроса.

Что-то я не заметил в двух ваших пространных сообщениях ничего, имеющего отношение к сути вопроса ТС: об установленном КоАПом сроке давности по правонарушению, предусмотренному ст. 263 КоАП.

Опубликовано
2 hours ago, Александр Чашкин said:

Что-то я не заметил в двух ваших пространных сообщениях ничего, имеющего отношение к сути вопроса ТС: об установленном КоАПом сроке давности по правонарушению, предусмотренному ст. 263 КоАП.

Александр, почему Вы считаете мои сообщения пространными? К сути спора автора этой темы с Национальным Банком они имеют более чем конкретное отношение.

Александр, Вы же не хуже меня знаете, что суды при рассмотрении дела могут запросто оставить  без внимания доводы нашего коллеги с теоретическими обоснованиями о сроке давности по административному правонарушению и о принадлежности инкриминируемого административного правонарушения к конкретной области (это в области финансов или же в области торговли).  Просто напишут одной строкой - доводы такие-то признаем несостоятельные... - и все, об остальном молчок, хоть ты тресни.

А тут надо брать за самую суть- имеет  или нет должностное лицо (орган) право составлять протокол об административном правонарушении. Это куда более конкретнее...

Опубликовано
10 минуту назад, Асеке Басеке сказал(а):

Александр, Вы же не хуже меня знаете, что суды при рассмотрении дела могут запросто оставить  без внимания доводы нашего коллеги с теоретическими обоснованиями о сроке давности

Я также знаю, что суды могут запросто недопустить нашего коллегу к участию в процессе из-за содержания доверенности. Предлагаете рассматривать здесь и необходимое содержание доверенности?  ;-)

ТС задал конкретный вопрос о сроке давности по конкретному правонарушения - этот вопрос,  пожалуйста,  и обсуждайте. 

Если желаете обсудить вопрос: кто в НБ вправе составить протокол - создайте отдельную тему. 

Опубликовано
 

Вопрос: "Чем руководствуется уполномоченный орган, думаю, следует задавать в уполномоченный орган.

А мы здесь можем только обсудить вопрос: "Являются ли отношения субъектов рынка ценных бумаг отношениями в области финансов?"

Боюсь, обосновать что деяния субъекта РЦБ не являются деяниями в области финансов будет сильно сложно, учитывая, что в силу норм ЗРК "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" рынок ценных бумаг относится к системе финансового рынка, а деятельность участников РЦБ относится к финансовым услугам.

В том то и дело, что уполномоченный орган не дает внятных ответов на поставленные вопросы, ссылаясь на то, что они не являются официальным органом по толкованию норм законов.  С одной стороны, я соглашусь, что если покопаться в теории можно придти к определенному умозаключению, что рынок ценных бумаг каким-то образом связан с областью финансов, но НацБанк то должен руководствоваться конкретными нормами законодательства приравнивая статью к этой области. 

Опубликовано
 

но НацБанк то должен руководствоваться конкретными нормами законодательства приравнивая статью к этой области. 

Вы бы уточнили задачу инициирования темы: желаете установить относится ли деятельность участника РЦБ к области финансов или желаете понять внутреннюю систему Нацбанка, в соответствии с которой ее работники осуществляют деятельность или принимают решения?

Опубликовано
 

Вы бы уточнили задачу инициирования темы: желаете установить относится ли деятельность участника РЦБ к области финансов или желаете понять внутреннюю систему Нацбанка, в соответствии с которой ее работники осуществляют деятельность или принимают решения?

Я пытаюсь понять, есть ли какая то конкретная норма по правонарушениям в области финансов и пытался ли кто то на практике обжаловать указанные действия НацБанка

Опубликовано (изменено)

Статья находится в соответствующем разделе. Правонарушение явно не в сфере торговли. 

Первая приведенная вами норма - общая. Про два месяца со дня совершения. И вы ее не до конца процитировали. Она предусматриваем возможность иного - "кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом". Вторая норма - специальная, как раз тот самый случай, предусмотренный кодексом. Исключение из общего правила. 

В чем конкретно вы видите нарушение ваших прав? 

Четко установлены сроки:

1) 5 лет со дня совершения

2) 2 месяца со дня обнаружения

Если оба срока соблюдены, то всё правомерно. 

В моей практике был случай когда на 1 день опоздали товарищи проверяющие.  Проспустили двухмесячный срок со дня обнаружения. Ровно на 1 день.  Суд по нашей жалобе отменил постановление о привлечении к уголовной ответственности. 

Изменено пользователем Ahmetova
Опубликовано
 

Статья находится в соответствующем разделе. Правонарушение явно не в сфере торговли. 

Первая приведенная вами норма - общая. Про два месяца со дня совершения. Вторая норма - специальная. Исключение из общего правила. 

В чем конкретно вы видите нарушение ваших прав? 

Четко установлены сроки:

1) 5 лет со дня совершения

2) 2 месяца со дня обнаружения

Если оба срока соблюдены, то всё правомерно. 

В моей практике был случай когда на 1 день опоздали товарищи проверяющие.  Проспустили двухмесячный срок со дня обнаружения. Ровно на 1 день.  Суд по нашей жалобе отменил постановление о привлечении к уголовной ответственности. 

А почему бы, к примеру, не отнести торговлю ценными бумагами к понятию "торговли" :rolleyes: И самое интересно почему эти два раздела объединили в один, при этом не имеется разграничение внутри этого раздела, то есть сиди и сам догадывайся какая статья к чему относится. Вот, например, взять п. 3 ст. 19 Закона о НПА:

"Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки. "

Чем не основание для придирки? Я лично могу различно толковать к чему относится эта статья. И если государственный орган привлекает к ответственности, он должен ясно обосновать свою позицию, дабы не нарушить права лиц. А вообще тему создал именно чтобы узнать мнение людей кто сталкивался на практике с подобным, и пытались ли обжаловать, и какой успех такого обжалования...

Опубликовано (изменено)

Ну я не буду тут правовое заключение километровое постить объясняя, что такое область финансов и как с нею соотносится рынок ценных бумаг. И приводить кучу ссыл с НПА не буду. При желании можете сами посмотреть, если уже не посмотрели. 

Мое мнение - правонарушение таки в сфере финансов. И  обжалование по предложенному Вами основанию перспектив не имеет. 

Тем не менее, изложить иную трактовку в жалобе - ваше право. Вы лично конечно можете различно толковать что угодно. 

Р.с. опечатка у меня в предыдущем посте. к административной разумеется, ттт. 

Изменено пользователем Ahmetova
Опубликовано
 

Статья находится в соответствующем разделе. Правонарушение явно не в сфере торговли. 

Думаю, обстоятельство нахождения статьи в разделе, как раз, не может обосновать отнесение правонарушения к той или иной области правоотношений, поскольку  заголовки глав, разделов, частей, а также параграфов главы и подразделов раздела нормативного правового акта даются только лишь в целях удобства пользования НПА и не имеют правоустанавливающей роли.

В той же главе 15 КоАП мы с Вами, при желании, найдем статьи о правонарушениях, не в области торговли и не в области финансов.

Опубликовано
On 09.12.2015 at 0:34 PM, Ahmetova said:

Ну я не буду тут правовое заключение километровое постить объясняя, что такое область финансов и как с нею соотносится рынок ценных бумаг. И приводить кучу ссыл с НПА не буду. При желании можете сами посмотреть, если уже не посмотрели. 

Мое мнение - правонарушение таки в сфере финансов. И  обжалование по предложенному Вами основанию перспектив не имеет. 

Тем не менее, изложить иную трактовку в жалобе - ваше право. Вы лично конечно можете различно толковать что угодно. 

Р.с. опечатка у меня в предыдущем посте. к административной разумеется, ттт. 

Я полностью согласен с Вашим мнением относительно бесперспективности выбранной автором темы линии защиты по сроку давности. Предложенный мной путь относительно выяснения вопроса, принимался ли Национальным Банком РК соответствующий нормативный правовой акт с утверждением перечня должностных лиц органов Национального Банка РК, имеющих право составления протоколов об административных правонарушениях, в данном случае имеет куда большую перспективу.

Дело в том, что при привлечении лица к административной ответственности здесь имеет место правовое вторжение в сферу прав, свобод и интересов принуждаемого лица. А раз это так, то такие НПА должны проходить обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РК  и стадию их официального опубликования. 

 

Опубликовано

В развитие темы предлагаю Вам выйти с соответствующим письменным обращением в Министерство юстиции РК для того, чтобы последний провел проверку деятельности Национального Банка РК и выдал предписание последнему разработать и представить на государственную регистрацию нормативный правовой акт, регламентирующий производство дел об административных правонарушениях органами Национального Банка РК с учетом норм нового КоАП РК.

  • 3 months later...
Опубликовано

Уважаемые коллеги! Прошу поделиться мнением.

Экологи в феврале 2015 года направили адм материал в ОВД для рассмотрения вопроса о наличии состава уголовного правонарушения в деятельности в сфере охраны окружающей среды субъектом предпринимательства. ОВД трижды выносит постановление о прекращении УД, в дальнейшем это постановление трижды отменялось. После последнего прекращения дело было направлено обратно экологам в январе 2016 года. Экологи освобождают предпринимателя от адм ответственности на основании ч.1 ст.62 КРКоАП. Теперь инспектору вменяют коррупционное правонарушение ввиду ч.6 ст 62 КРКоАП.

В связи с чем интересует:

1. Возможно ли привлечение инспектора к ответственности без отмены его постановления в установленном порядке?

2. Обосновано ли освобождение лица от ответственности при таких обстоятельствах?

3. В случае необходимости применения ч.6 чт.62 КРКоАП, то с какого момента следовало исчислять срок, то есть куда должно было поступить решение о прекращении УД и какое постановление о прекращении УД брать за основу?

 

Опубликовано

У меня такое мнение:

1. Думаю что да, если обоснуют что заведомо знал что нет состава уг правонарушения.

2. Если год истек, то подлежит (имеется в виду правонарушитель в обл охр окр среды). 

3.Законом установлен годовалый срок с момента совершения. В данном случае момента два могут быть первый, это если инспектор заведомо знал что там нет состава уголовного правонарушения и при этом умышленно направил все же материал в овд, с целью увести правонарушителя  от адм ответстветности путем необоснованного увеличения срока рассмотрения. И второй, с момента последнего возврата материала из овд.

Опубликовано
22 часа назад, Исмаилов сказал(а):

У меня такое мнение:

1. Думаю что да, если обоснуют что заведомо знал что нет состава уг правонарушения.

2. Если год истек, то подлежит (имеется в виду правонарушитель в обл охр окр среды). 

3.Законом установлен годовалый срок с момента совершения. В данном случае момента два могут быть первый, это если инспектор заведомо знал что там нет состава уголовного правонарушения и при этом умышленно направил все же материал в овд, с целью увести правонарушителя  от адм ответстветности путем необоснованного увеличения срока рассмотрения. И второй, с момента последнего возврата материала из овд.

Спасибо за участие! По первым двум пунктам понятно. Доказать умысел инспектора о намеренном направлении в ОВД навряд ли удастся. И все-таки, какова возможность применения ч.6 чт.62 КРКоАП? Противоречие в нормах одной статьи сбивает с толку.

  • 1 year later...
Опубликовано

Добрый вечер!Помогите разобраться, пожалуйста!!

мы в стат управление не сдали отчет 1тс-2 раза, 1 должны были сдать 3 марта, 2-ой 3 июня,в случае если нам выставят уведомление, правильно ли будет ссылаться на Статью 62. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения?может у кого было так, поделитесь опытом.заранее спасибо 

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования