Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Коллизия норм права.


Burubek

Рекомендуемые сообщения

Добрый день всем! Уважаемые юристы, прошу высказать мнение по поводу следующей ситуации.

5 июля 2020 года вступило в силу Постановление Главного санитарного врача Республики Казахстана № 44.

Указанным Постановлением акимам областей предписано выполнить ряд требований по ужесточению карантинных мер. Среди прочих требований имеется пункт 19), согласно которому предписывается обеспечение разрешения деятельности объектов общественного питания на открытом воздухе и в помещении с установлением в зале не более 30 посадочных мест, без проведения коллективных мероприятий с соблюдением усиленного санитарно-дезинфекционного режима.

Между тем, 4 июля 2020 года Главный санитарный врач Актюбинской области издает постановление ПГСВ-42, согласно которому акимам районов и город Актобе предписано выполнить ряд требований по ужесточению карантинных мер.

Среди прочих требований имеется пункт 4.6, согласно которому разрешается работа объектов общественного питания с 10:00 часов до 22:00 часов, только на открытом воздухе, с установлением не более 30 посадочных мест без проведения коллективных мероприятий с соблюдением усиленного санитарно-дезинфекционного режима.

ПГСВ-44 Главного санврача РК и ПГСВ-42 Главного санврача Актюбинской области регулируют схожие отношения касательно деятельности объектов общественного питания. Но между ними имеется противоречие - ПГСВ-44 разрешает объектам общепита деятельность на открытом воздухе и в помещении, в то время как ПГСВ-42 разрешает работу только на открытом воздухе.

Пунктом 1 статьи 12 Закона о правовых актах установлено, что при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

Пунктом 7 ПГСВ-44 главного санврача РК предписано, что главные государственные санитарные врачи соответствующей территории [...] вправе принимать решения об ужесточении карантинных мер в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации.

В этой связи вопрос: можно ли в свете наличия таких правовых документов разного уровня руководствоваться ПГСВ-44, то есть, актом более высокого уровня?

Изменено пользователем Burubek
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. Коль скоро постановление местного ГСВ не противоречит постановлению республиканского необходимо рекомендовать исполнять требования более жёсткого... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, ОТТО 1945 сказал:

опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения  

Согласна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ДД. Согласно п. 7. Главные государственные санитарные врачи соответствующей территории,............................... вправе принимать решения об ужесточении карантинных мер в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации. (Постановление Главного государственного санитарного врача РК от 3 июля 2020 года № 44), что собственно и сделал Главный санитарный врач Актюбинской области. Как указали выше, следует руководствоваться обеими постановлениями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часов назад, Александр Чашкин сказал:

Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. 

Как это влияет на общую ситуацию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понял, спасибо всем!

Да, я тоже так считаю, в свете наличия пункта 7.

Но так хотелось верить...)

14 часов назад, Александр Чашкин сказал:

Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. Коль скоро постановление местного ГСВ не противоречит постановлению республиканского необходимо рекомендовать исполнять требования более жёсткого... 

 

7 часов назад, ОТТО 1945 сказал:

опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения  

 

2 часа назад, galateya сказал:

Согласна.

 

1 час назад, Reader сказал:

Как это влияет на общую ситуацию?

Теперь, друзья, я выкатываю другое орудие.)

Таковым является обязательность публикации постановлений санврача.

Согласно пункту 3 статьи 104 Кодекса "о здоровье народа и системе здравоохранения" постановление главного государственного санитарного врача подлежит опубликованию (распространению) в средствах массовой информации и обязательному исполнению.

Поскольку самим кодексом не раскрыт механизм публикования, то применяем аналогию закона. Аналогичные требования по публикованию актов изложены в пункте 4 статьи 4 Конституции РК и в статьях закона "О правовых актах".

Порядок и условия опубликования правовых актов изложены в статье 37 закона "О правовых актах".

И вот теперь вопрос: является ли отсутствие публикации постановления ГСВ на казахском языке причиной для отказа в его применении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Считаю, что нет. Отсутствие публикации на государственном языке не означает отсутствие публикации вовсе. Скорее, это нарушение закона О языках в РК. Кроме того, в самом постановлении нет указания на то, что оно вступает в силу после его официального опубликования. " п.9  Настоящее постановление вступает в силу с 00 часов 00 минут 5 июля 2020 года", следовательно, отсутствие либо наличие публикации не влияет на его применение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

обратите внимание, что кодексом прописан порядок доведения информации до населения, постановление должно быть опубликовано (распространению)  в СМИ, большего и не надо, соответственно необходимости применять нормы по аналогии нет, все прописано в кодексе

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, galateya сказал:

Считаю, что нет. Отсутствие публикации на государственном языке не означает отсутствие публикации вовсе. Скорее, это нарушение закона О языках в РК. Кроме того, в самом постановлении нет указания на то, что оно вступает в силу после его официального опубликования. " п.9  Настоящее постановление вступает в силу с 00 часов 00 минут 5 июля 2020 года", следовательно, отсутствие либо наличие публикации не влияет на его применение

Я считаю, что механизм введения в действие постановления ГСВ не отвечает требованиям законодательства. Все же это правовой акт, который возлагает обязанности на граждан, поэтому нужно соблюсти порядок его введения, а это одновременная публикация на гос. и русском языках, в официальном средстве массовой информации, получившее такое право на основании проведения соответствующей процедуры в соответствии с утвержденными правилами.

12 минут назад, ОТТО 1945 сказал:

обратите внимание, что кодексом прописан порядок доведения информации до населения, постановление должно быть опубликовано (распространению)  в СМИ, большего и не надо, соответственно необходимости применять нормы по аналогии нет, все прописано в кодексе

Приветствую, Отто! Хорошо, согласен, необходимости применять по аналогии нет, достаточно только опубликовать в СМИ.

Но а требование размещать правовой акт на двух языках - здесь есть косяк, который является признаком неопубликования правового акта?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

1 час назад, Burubek сказал:

Но а требование размещать правовой акт на двух языках - здесь есть косяк, который является признаком неопубликования правового акта?

тогда нужно говорить не о неопубликованности постановления, а о несоответствии нормы кодекса закону о правовых актах, само постановление как бы следовало положению курирующего его кодекса, то есть, сначала надо признать несоответствие положения кодекса, закону, потом уже катить бочку на постановление 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

30 минут назад, ОТТО 1945 сказал:

 

тогда нужно говорить не о неопубликованности постановления, а о несоответствии нормы кодекса закону о правовых актах, само постановление как бы следовало положению курирующего его кодекса, то есть, сначала надо признать несоответствие положения кодекса, закону, потом уже катить бочку на постановление 

Хорошо, буду думать о такой стратегии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан (ПГГСВ) не входит в систему правовых актов РК, не обладает соподчиненностью, преимуществом по отношению к другим нормативным правовым актам, следовательно, не обладает юридической силой нормативного правового акта, значит, не обязательно для применения к общественным отношениям пока ПГГСВ не включат в систему правовых актов РК в Закон «О правовых актах», и не наделят Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан  дополнительными полномочиями на уровне Конституции РК, чтобы он мог давать прямые указания тем, кто не подчиняется ему.

В соответствии со ст. 104  Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, вводятся (отменяются) постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан или главного государственного санитарного врача соответствующей административно-территориальной единицы (на транспорте), а также на ведомственных объектах иных государственных органов решением главного государственного санитарного врача структурных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановление главного государственного санитарного врача подлежит опубликованию (распространению) в средствах массовой информации и обязательному исполнению. Продолжение пишу……

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В соответствии с Конституцией РК, Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

 Исходя из вышеуказанной нормы Конституции считаю, что «отсылочный» метод  регулирования отношений, по которому  действующее законодательство предоставляет право вводить Ограничительные мероприятия, в том числе карантин постановлением ГГСВ  или ГГСВ соответствующей административно-территориальной единицы приводит к правовой неопределенности и создает условия для злоупотреблений и нарушений конституционных прав человека.

Как неоднократно разъяснял Конституционный Совет, любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 К Вашему вниманию статья адвокатов LLM АК «Назханов и партнеры» Касымжанов Абзала и Назханова Таира "Постановление Главного государственного санитарного врача: актуальные вопросы о его юридической силе в системе нормативных правовых актов РК"

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33724477#pos=5;-106

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вырезка из статьи в интернете: "Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг планируется реорганизовать с выделением отдельной службы санитарного медицинского контроля. Помимо этого, будут повышаться статус и полномочия главного государственного санитарного врача, увеличена штатная численность эпидслужб, эпидемиологи будут приравнены по привилегиям к специальным госорганам. В рамках этих мер предполагается усовершенствовать санитарно-карантинный контроль на государственной границе и улучшить материально-техническое оснащение санэпидслужб, их укомплектуют тепловизорами, автотранспортом и оргтехникой.

Более того, главный санитарный врач будет наделен расширенными полномочиями и сможет своим постановлением вводить и отменять ограничительные мероприятия на всей территории страны. При этом нормативно-правовой акт не будет подлежать государственной регистрации. Сегодня это создает трудности, учитывая, что изменения вносятся с кратностью один раз в неделю, а процедура регистрации – процесс довольно длительный. Он получит право на введение ограничения на въезд и выезд через пункты пропуска через государственную границу вместе с правом принимать решения об установлении карантинных зон и полную координацию противоэпидемических мероприятий на охраняемых территориях от заноса и распространения инфекций», – говорится в сообщении."

Считаю, что есть смысл обратиться за разъяснениями по этому поводу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования