Burubek Опубликовано 17 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 17 Июля 2020 (изменено) Добрый день всем! Уважаемые юристы, прошу высказать мнение по поводу следующей ситуации. 5 июля 2020 года вступило в силу Постановление Главного санитарного врача Республики Казахстана № 44. Указанным Постановлением акимам областей предписано выполнить ряд требований по ужесточению карантинных мер. Среди прочих требований имеется пункт 19), согласно которому предписывается обеспечение разрешения деятельности объектов общественного питания на открытом воздухе и в помещении с установлением в зале не более 30 посадочных мест, без проведения коллективных мероприятий с соблюдением усиленного санитарно-дезинфекционного режима. Между тем, 4 июля 2020 года Главный санитарный врач Актюбинской области издает постановление ПГСВ-42, согласно которому акимам районов и город Актобе предписано выполнить ряд требований по ужесточению карантинных мер. Среди прочих требований имеется пункт 4.6, согласно которому разрешается работа объектов общественного питания с 10:00 часов до 22:00 часов, только на открытом воздухе, с установлением не более 30 посадочных мест без проведения коллективных мероприятий с соблюдением усиленного санитарно-дезинфекционного режима. ПГСВ-44 Главного санврача РК и ПГСВ-42 Главного санврача Актюбинской области регулируют схожие отношения касательно деятельности объектов общественного питания. Но между ними имеется противоречие - ПГСВ-44 разрешает объектам общепита деятельность на открытом воздухе и в помещении, в то время как ПГСВ-42 разрешает работу только на открытом воздухе. Пунктом 1 статьи 12 Закона о правовых актах установлено, что при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Пунктом 7 ПГСВ-44 главного санврача РК предписано, что главные государственные санитарные врачи соответствующей территории [...] вправе принимать решения об ужесточении карантинных мер в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации. В этой связи вопрос: можно ли в свете наличия таких правовых документов разного уровня руководствоваться ПГСВ-44, то есть, актом более высокого уровня? Изменено 17 Июля 2020 пользователем Burubek
Александр Чашкин Опубликовано 18 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. Коль скоро постановление местного ГСВ не противоречит постановлению республиканского необходимо рекомендовать исполнять требования более жёсткого... 1
ОТТО 1945 Опубликовано 18 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения 1
galateya Опубликовано 18 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 5 часов назад, ОТТО 1945 сказал: опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения Согласна. 1
Arestov_Oleg Опубликовано 18 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 ДД. Согласно п. 7. Главные государственные санитарные врачи соответствующей территории,............................... вправе принимать решения об ужесточении карантинных мер в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации. (Постановление Главного государственного санитарного врача РК от 3 июля 2020 года № 44), что собственно и сделал Главный санитарный врач Актюбинской области. Как указали выше, следует руководствоваться обеими постановлениями. 1
Reader Опубликовано 18 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 13 часов назад, Александр Чашкин сказал: Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. Как это влияет на общую ситуацию? 1
Burubek Опубликовано 18 Июля 2020 Автор Жалоба Опубликовано 18 Июля 2020 Понял, спасибо всем! Да, я тоже так считаю, в свете наличия пункта 7. Но так хотелось верить...) 14 часов назад, Александр Чашкин сказал: Постановление ГСВ не является нормативным - правовым актом. Коль скоро постановление местного ГСВ не противоречит постановлению республиканского необходимо рекомендовать исполнять требования более жёсткого... 7 часов назад, ОТТО 1945 сказал: опять же, в самом постановлении ГСВ 44 допускается нижестоящим лицам ужесточить уже имеющееся постановление, что и было сделано, значит никакого противоречия нет и следует руководствоваться обеими постановлениями, в том числе и по части ужесточения 2 часа назад, galateya сказал: Согласна. 1 час назад, Reader сказал: Как это влияет на общую ситуацию? Теперь, друзья, я выкатываю другое орудие.) Таковым является обязательность публикации постановлений санврача. Согласно пункту 3 статьи 104 Кодекса "о здоровье народа и системе здравоохранения" постановление главного государственного санитарного врача подлежит опубликованию (распространению) в средствах массовой информации и обязательному исполнению. Поскольку самим кодексом не раскрыт механизм публикования, то применяем аналогию закона. Аналогичные требования по публикованию актов изложены в пункте 4 статьи 4 Конституции РК и в статьях закона "О правовых актах". Порядок и условия опубликования правовых актов изложены в статье 37 закона "О правовых актах". И вот теперь вопрос: является ли отсутствие публикации постановления ГСВ на казахском языке причиной для отказа в его применении?
galateya Опубликовано 19 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 19 Июля 2020 Считаю, что нет. Отсутствие публикации на государственном языке не означает отсутствие публикации вовсе. Скорее, это нарушение закона О языках в РК. Кроме того, в самом постановлении нет указания на то, что оно вступает в силу после его официального опубликования. " п.9 Настоящее постановление вступает в силу с 00 часов 00 минут 5 июля 2020 года", следовательно, отсутствие либо наличие публикации не влияет на его применение 1
ОТТО 1945 Опубликовано 19 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 19 Июля 2020 обратите внимание, что кодексом прописан порядок доведения информации до населения, постановление должно быть опубликовано (распространению) в СМИ, большего и не надо, соответственно необходимости применять нормы по аналогии нет, все прописано в кодексе 1
Burubek Опубликовано 19 Июля 2020 Автор Жалоба Опубликовано 19 Июля 2020 1 час назад, galateya сказал: Считаю, что нет. Отсутствие публикации на государственном языке не означает отсутствие публикации вовсе. Скорее, это нарушение закона О языках в РК. Кроме того, в самом постановлении нет указания на то, что оно вступает в силу после его официального опубликования. " п.9 Настоящее постановление вступает в силу с 00 часов 00 минут 5 июля 2020 года", следовательно, отсутствие либо наличие публикации не влияет на его применение Я считаю, что механизм введения в действие постановления ГСВ не отвечает требованиям законодательства. Все же это правовой акт, который возлагает обязанности на граждан, поэтому нужно соблюсти порядок его введения, а это одновременная публикация на гос. и русском языках, в официальном средстве массовой информации, получившее такое право на основании проведения соответствующей процедуры в соответствии с утвержденными правилами. 12 минут назад, ОТТО 1945 сказал: обратите внимание, что кодексом прописан порядок доведения информации до населения, постановление должно быть опубликовано (распространению) в СМИ, большего и не надо, соответственно необходимости применять нормы по аналогии нет, все прописано в кодексе Приветствую, Отто! Хорошо, согласен, необходимости применять по аналогии нет, достаточно только опубликовать в СМИ. Но а требование размещать правовой акт на двух языках - здесь есть косяк, который является признаком неопубликования правового акта?
ОТТО 1945 Опубликовано 19 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 19 Июля 2020 1 час назад, Burubek сказал: Но а требование размещать правовой акт на двух языках - здесь есть косяк, который является признаком неопубликования правового акта? тогда нужно говорить не о неопубликованности постановления, а о несоответствии нормы кодекса закону о правовых актах, само постановление как бы следовало положению курирующего его кодекса, то есть, сначала надо признать несоответствие положения кодекса, закону, потом уже катить бочку на постановление 1
Burubek Опубликовано 19 Июля 2020 Автор Жалоба Опубликовано 19 Июля 2020 30 минут назад, ОТТО 1945 сказал: тогда нужно говорить не о неопубликованности постановления, а о несоответствии нормы кодекса закону о правовых актах, само постановление как бы следовало положению курирующего его кодекса, то есть, сначала надо признать несоответствие положения кодекса, закону, потом уже катить бочку на постановление Хорошо, буду думать о такой стратегии.
Гульжан Шарипова Опубликовано 23 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 23 Июля 2020 Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан (ПГГСВ) не входит в систему правовых актов РК, не обладает соподчиненностью, преимуществом по отношению к другим нормативным правовым актам, следовательно, не обладает юридической силой нормативного правового акта, значит, не обязательно для применения к общественным отношениям пока ПГГСВ не включат в систему правовых актов РК в Закон «О правовых актах», и не наделят Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан дополнительными полномочиями на уровне Конституции РК, чтобы он мог давать прямые указания тем, кто не подчиняется ему. В соответствии со ст. 104 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, вводятся (отменяются) постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан или главного государственного санитарного врача соответствующей административно-территориальной единицы (на транспорте), а также на ведомственных объектах иных государственных органов решением главного государственного санитарного врача структурных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Постановление главного государственного санитарного врача подлежит опубликованию (распространению) в средствах массовой информации и обязательному исполнению. Продолжение пишу…… 1
Гульжан Шарипова Опубликовано 23 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 23 Июля 2020 В соответствии с Конституцией РК, Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Исходя из вышеуказанной нормы Конституции считаю, что «отсылочный» метод регулирования отношений, по которому действующее законодательство предоставляет право вводить Ограничительные мероприятия, в том числе карантин постановлением ГГСВ или ГГСВ соответствующей административно-территориальной единицы приводит к правовой неопределенности и создает условия для злоупотреблений и нарушений конституционных прав человека. Как неоднократно разъяснял Конституционный Совет, любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности 1
Гульжан Шарипова Опубликовано 23 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 23 Июля 2020 К Вашему вниманию статья адвокатов LLM АК «Назханов и партнеры» Касымжанов Абзала и Назханова Таира "Постановление Главного государственного санитарного врача: актуальные вопросы о его юридической силе в системе нормативных правовых актов РК" https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33724477#pos=5;-106 1
Гульжан Шарипова Опубликовано 30 Июля 2020 Жалоба Опубликовано 30 Июля 2020 вырезка из статьи в интернете: "Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг планируется реорганизовать с выделением отдельной службы санитарного медицинского контроля. Помимо этого, будут повышаться статус и полномочия главного государственного санитарного врача, увеличена штатная численность эпидслужб, эпидемиологи будут приравнены по привилегиям к специальным госорганам. В рамках этих мер предполагается усовершенствовать санитарно-карантинный контроль на государственной границе и улучшить материально-техническое оснащение санэпидслужб, их укомплектуют тепловизорами, автотранспортом и оргтехникой. Более того, главный санитарный врач будет наделен расширенными полномочиями и сможет своим постановлением вводить и отменять ограничительные мероприятия на всей территории страны. При этом нормативно-правовой акт не будет подлежать государственной регистрации. Сегодня это создает трудности, учитывая, что изменения вносятся с кратностью один раз в неделю, а процедура регистрации – процесс довольно длительный. Он получит право на введение ограничения на въезд и выезд через пункты пропуска через государственную границу вместе с правом принимать решения об установлении карантинных зон и полную координацию противоэпидемических мероприятий на охраняемых территориях от заноса и распространения инфекций», – говорится в сообщении." Считаю, что есть смысл обратиться за разъяснениями по этому поводу.
Рекомендуемые сообщения